У книжной полки. Афонский отечник. Архимандрит Иоанникий (Коцонис)

21 декабря 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Всем известно изречение Федора Михайловича Достоевского: «Красота спасет мир». По мнению автора этой книги, великий русский писатель, несомненно, имел в виду красоту нашего Триипостасного Бога, которую Тот щедро изливает на Свое высочайшее творение — человека. Православие же есть вера красоты и добротолюбия, вера Божественной любви и всецелого устремления к Богу. Свое шествие к Богу совершают православные монахи, в числе которых - святогорцы. Путем ежедневного бескровного мученичества восходя от страстного к бесстрастному, они жаждут древней красоты рая. Воссоздание такой красоты достигается постом и молитвой, слезами и покаянием. Моменты этой борьбы, этого возвращения к «древней доброте» запечатлены в книге, которая вышла в свет в издательстве Саратовской митрополии и называется – «Афонский отечник».

***

1. В предисловии игумен афонского монастыря Григориат архимандрит Георгий пишет: «Постом, бдением, молитвой, то есть упражнением в евангельских добродетелях, стяжали наши святые отцы небесные дарования. И мы, по словам Апостола, призваны, взирая на кончину их жизни, подражать вере их. Вся жизнь святых есть подвиг веры, доверия Богу, и всякая их духовная аскеза — это тоже плод веры. С доверчивостью и самоотвержением святые посвятили свою жизнь Христу. Они очистили себя от всякого эгоистичного желания и оправдания и всей душой приняли святую волю Божию, Божественные оправдания. Положили труды, пролили пот и слезы, претерпели искушения и обиды, умерли для мира и возродились для Бога... Они сподобились Божественных и сверхъестественных дарований, стали причастниками вечной Божественной жизни действием благодати Христовой».

2. По словам отца Георгия, с первых дней существования Церкви боголюбцы, желав­шие следовать стопами святых, имели нужду в живых свиде­тельствах о жизни и деяниях апостолов, мучеников, преподоб­ных, чтобы подражать их подвигу во Христе. Поэтому бла­женные отцы оставили нам в качестве священного залога жития святых, которые суть Евангелие, примененное к жизни. Чтобы чтением их мы могли возгревать свою ревность, утешаться в скорбях, мужаться в искушениях, учиться деятельной философии и восходить к созерцательной. И автор «Афонского отечника», архимандрит Иоанникий (Коцонис), приступил к его составлению и изданию, движимый тем же духом. Просто, лаконично и вдохновенно открывает он нашему взору жизнь этих мучеников духовной аскезы, наших преподобных афонских отцов.

3. Появлению этой книги, по словам автора, архимандрита Иоанникия, способствовало желание его духовника и старца Херувима (Карамбеласа), который неоднократно говорил: «Собери материал, иди к такому-то пустыннику, общежительному монаху, исихасту, келлиоту, послушнику, игумену и делай записи, чтобы составить Афонский отечник». В то же время источником сведений послужили и собственные воспоминания старца, и его опыт. «Он рассказывал, - говорит автор, - а мы записывали, и таким образом появилась серия» книг, посвященных старцам Горы Афон. Достойны упоминания и другие уважаемые отцы, с которыми отец Иоанникий беседовал и которые помогли ему своими рассказами, их имена он упоминает в предисловии этой книги.

4. Как отмечает автор, при подготовке материала для составления «Афонского отечника» он принимал во внимание все вышедшие на настоящий момент книги и периодические издания, повествующие об аскетических подвигах святогорцев. Кроме того, счел необходимым воспроизвести отрывки из житий некоторых древних святых, просиявших на Святой Горе, чтобы подчеркнуть преемственность монашеского предания Афона, который является аскетической твердыней Православия. Поскольку в этой столь трудоемкой работе требовалось изложить подлинные и правдивые сведения, отец Иоанникий старался сверять устные сообщения живых рассказчиков с письменными свидетельствами, а также сравнивал одни письменные свидетельства с другими. Там, где приходилось излагать непроверенные устные или письменные свидетельства, делалась пометка - «говорят», «согласно преданию» и т. п.

5. По словам автора, все вошедшие в «Отечник» рассказы о событиях жизни и высказывания старцев передаются без всяких прибавлений, с максимальной верно­стью, краткостью и точностью. Желанием автора было подражать аскетическому стилю древних патериков и лавсаиков, который является отличительной чертой всей нашей право­славной культуры, как письменности, так и искусства. Ведь, говорит отец Иоанникий, изучаешь ли ты какое-нибудь аскетическое слово или стоишь перед Византийской иконой, ты ощущаешь ту же глубину, имеешь то же чув­ство, посредством которого передается дух и жизнь, благо­дать и внутренняя сила, без всякой мирской пестроты и многоликости, без красивых декораций и искусственного вымысла. Слово старцев, как и византийская икона, безыскусно, не­посредственно, прямо, глубоко, сдержанно, правдиво. Это сама истина.

6. По словам автора, изучая великую монашескую культуру Святой Горы, подвиги мужественных воинов Церкви, которые стали стражами и передовыми охранителями нашей истинной веры, мы обнаруживаем их внутреннее родство с древними подвижниками Египта, Палестины и Сирии, находим у них такую же жажду, такое же стремление ко спасению, освящению, совершенной жизни и подвигам. Подвиг воздержания в пище, который несут афонские монахи, также равночестен подвигу древних подвижников Востока, если принять во внимание более суровые климатические условия Афона, который находится севернее и имеет холодную зиму, а также окружен морем. Страны Востока, напротив, имеют теплый и сухой климат, что способствует более длительному воздержанию в пище.

7. Святую Гору называют часто Садом Пресвятой Богоро­дицы. В садах всегда есть множество самых разных цветов, и у каждого — свой цвет, свой наряд и аромат. Нечто подобное мы видим и здесь, в рассказах о подвижниках. Великое множество и многообразие благодатных дарований и один Дух, одна и та же Благодать как Источник этих дарований. О плевелах здесь ни слова. Они всегда есть, как и человеческие немощи, но кто в саду, пре­небрегши цветами, обращает внимание на сорняки? Даже пче­лы предпочитают садиться на цветы. Мы надеемся, - говорит автор, - что этот труд благодатию Божией и по молитвам ныне здравствующих и усопших преподобных святогорских отцов послужит неким сдерживающим фактором перед лицом появившейся опасности обмирщения, подмены и разрушения православного монашеского предания.

***

«Афонский отечник» — это повествование в духе древних патериков о жизни и подвигах современных афонитов — жителей Святой Горы. Их слова исполнены глубины и Божественной мудрости, их аскеза дышит любовью к Богу, их жизнь есть неослабное горение духа... На вопрос современного человека: «Можем ли мы исполнить Христовы за­поведи в наше время?» — автор книги, монах-святогорец, дает однозначный ответ: «Приидите и видите!». Эта книга является еще одним ярким свидетельством того, что и в наше время благословением Пресвятой Богородицы, Которая всегда ходатайствует за Свой удел и непрестанно печется о нем, существует на Святой Горе традиция духовного подвига и святости. Поэтому «Афонский отечник» может послужить возгреванию в благочестивых его читателях Божественной любви и стремления к Богу.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать