У книжной полки. Анна Маркова. Афон и его святыни

30 июля 2020 г.

Среди других святых уголков нашего мира, Святая Гора Афон занимает особое место. Кто из православных людей не мечтает попасть на этот таинственный остров – в удел Пресвятой Богородицы, где кажется, рай на земле. Затаив дыхание, слушают люди тех, кто удостоился побывать на Афоне, кто сам прошел узкими тропками по святой афонской земле.  Что может рассказать о Святой Горе тот, кто однажды там побывал? Как выглядит Святая гора глазами русского паломника, как проходит монашеская жизнь под Покровом Божией Матери? Ответы на эти вопросы читатель сможет найти в книге, которая вышла в свет в Издательстве Благовест и называется - «Афон и его святыни». Об этой книге – далее в программе.

***

1. В данном сборнике представлены жития некоторых афонских святых: это и прп. Нил Мироточивый, и свт. Григорий Палама, и прп. Паисий Величковский, и многие другие имена святых подвижников, часто неизвестные или малоизвестные современному христианину. Кроме того, собраны избранные поучения этих святых, а также чудесные и знаменательные случаи, связанные с ними. С помощью книги читатели совершат небольшую экскурсию по Афону, узнают географическое расположение и историю Святой Горы, порядок монашеской жизни и богослужений, административное устройство монастырей. В заключение сборника прочитают слова об Афоне лиц, которые сподобились побывать на нем.

2. Относительно древней истории Афона сохранилось множество легенд. Древние называли Акти (по-гречески побережье) весь полуостров Халкидика, а происхождение имени Афон восходит к древнегреческой мифологии. С древности Афонский полуостров был заселен греческими племенами. Все морские пути, соединяющие Грецию с Востоком, проходили через него. Его двухкилометровый пик служил маяком, видным за десятки километров вокруг. Сохранились свидетельства о существовании на Афоне небольших городов (основанных приблизительно за 1000 лет до Рождества Христова). Из произведений великих древних историков Геродота и Фукидида нам известны имена некоторых из них: Фиссос, Олофиксос, Клеонэ, Акроафос, Дион, Аполлониа. Но точное местоположение большинства этих поселений установить не удалось.

3. К моменту прибытия на Афон первых подвижников эти города, некогда находившиеся в большом расцвете (население Афона достигало даже 10 000 человек), уже опустели. C самого зарождения монашества монахи часто селились на горах, и эти места вскоре из-за подвижнической жизни их насельников люди стали называть святыми. «Святые Горы» были в Палестине, Египте, Сирии и Малой Азии. От большинства из них сейчас осталось всего несколько обителей с малым числом иноков или развалины, свидетельствующие об их былом величии. Из-за постоянных варварских набегов древние монастырские центры, за исключением Афона, не устояли. Тем уникальнее значение Афона, единственной «Святой Горы», сохранившейся до наших дней, благодаря своему уникальному географическому положению.

4. Церковное предание сообщает, что христианство на Афоне проповедала Сама Матерь Божия, взявшая это место под свое покровительство. Возвестив афонцам о Христе, Богородица благословила народ и сказала: «Се в жребий Мне бысть Сына и Бога Моего. Божия благодать на место сие и на пребывающих в нем с верою и со страхом и с заповедями Сына Моего; с малым попечением изобильно будет им вся на земли, и жизнь небесную получат, и не оскудеет милость Сына Моего от места сего до скончания века, и Аз буду тепла заступница к Сыну Моему о месте сем и о пребывающих в нем». Древнейшая редакция Жития преподобного Петра Николая Синаита сообщает о явлении Богородицы преподобному Петру. Повелев ему идти на Афон, Она предвозвестила: «Придет время, когда Афон наполнится монахами от края до края».

5. Из истории Афона известно, что в I веке здесь побывал апостол Павел, проходивший с проповедью через Апполонию Афонскую. Позднее, в 4 веке, император Константин Великий устроил здесь три обители. Начиная с 5 века, иноки интенсивно, целыми общинами переселялись сюда из пустынь близ Святого Града, со знаменитой горы Синай и из других палестинских обителей, гонимые сначала нашествием персов, а затем - арабов и турок. К 676 году они заселили весь священный полуостров, и византийский император Константин Погонат передал святой Афон в вечную собственность населяющим его монахам. В 6 веке Афон претерпел нашествие гуннов. А в 80-х годах 7 столетия произошло первое запустение Афона вследствие нападения аравитян. Окончательно же выселил с Афона всех мирян царь Флавий Константин и отдал его во владение исключительно монахам. В то время было создано много монастырей, но в 830 году произошло второе запустение Афона.

6. Однако с 850 года на Святой Горе начинается подъем монашеской жизни, вводится статус неприкосновенности Афонского полуострова как сугубо иноческого жилища и древний устав монашества. В 10 веке Афону были даны византийскими императорами охранные грамоты, и святой Афанасий Афонский основал первую лавру. В это же время и русские иноки основали свою первую обитель. С благословения Владычицы Святая Гора стала заселяться православными иноками самых различных стран и народов, так что в настоящее время под Ее пречистым омофором возносит пламенные молитвы за грешный и безумный мир большое, многонациональное братство, целая монашеская республика. На сегодняшний день насчитывается 20 главных монастырей, множество скитов и монашеских келий, а число монашествующих превышает 1700 человек.

7. Об Афоне пишут многие наши современники, воспоминания которых вкратце представлены в этой книге. Вот, например, что отмечает православный публицист Павле Рак: «Можно много говорить об Афоне, но не раскроется глубина его сердца. Ни книга, ни даже целая библиотека не сумеют поведать о ней, и мы не сможем исчерпать до конца Святую Гору, даже если будем возвращаться туда снова и снова. Первое впечатление, обычно, - всего лишь неопределенное воодушевление от светлой красы: неба, скал и моря, церквей, ризниц, ясных монашеских лиц. Лишь с каждым новым посещением Святой Горы постепенно открывается, что мы доселе толком ничего не знали о ней, что большинство ее сокровищ оставались спрятанными от нас.

8. И не просто потому, что узнать Афон можно, только пройдя десятки километров по его разнообразным тропинкам, не потому, что многие его ризницы с берегущими их иноками разбросаны посреди глухих лесов, и даже не потому, что многие монахи нарочно скрываются и избегают встреч, - все дело в том, что в логику и смысл святогорской красоты можно врасти лишь постепенно, приближаться к Афону можно лишь по мере взращивания в себе той любви, которая и является целью подвига насельников Святой Горы». О том, как выглядит современный Афон, как складывается повседневная жизнь святогорских монахов, как проходят богослужения, об этом рассказывает книга «Афон и его святыни».

***

На Афонской Горе просиял целый сонм подвижников, среди которых – великие философы и простецы, пустынники и насельники общежительных монастырей, проповедники, просвещавшие целые народы, и мученики. Всех их объединяет особый дух бескомпромиссного афонского подвижничества, выразившийся и в строго-аскетической жизни, и в проповеди христианских истин, и в свидетельстве о Православии даже до смерти. О них, и о многом другом, что связано со Святой Горой Афон, читатели узнают, открыв страницы этой книги.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать