Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Святитель Феофан Затворник около 30 лет провел в затворе, уединившись в Вышенской пустыни, но его духовная связь с миром и служение людям никогда не прерывались. Епископ-затворник вел обширную переписку не только со своими духовными чадами, но со всеми, кто просил у него совета, поддержки, разъяснения по различным вопросам. Из ответов на письма разных людей преосвященный Феофан составил и издал несколько сборников, в том числе и предлагаемый читателю сегодня. В своих письмах святитель касался самых разных аспектов духовно-нравственной жизни человека, указывал на ошибки и промахи, которые духовно неопытные люди неизбежно совершали в своей повседневной жизни, указывал пути выхода из непростых положений и даже отчаянных состояний.
2. В сборник вошли письма о тайне и цели Боговоплощения, о догматах Православной Церкви и о ересях, о вражьих хитростях и неложном прохождении духовной жизни, о Втором Пришествии Христа и всеобщем воскресении, о частном суде после смерти и о вечности мучений. Святитель научает молитве, ясно отвечает на духовные и житейские вопросы, поддерживает в падениях, утешает в скорбях, воодушевляет на терпение, укореняет в собеседнике ощущение дружественности к нему Бога и приводит к твердому упованию на наследие жизни вечной со Христом Спасителем. Жизнью своей святитель Феофан исполнил важнейшую заповедь Божью: любите друг друга. Именно любовь к людям подвигла его на такой громадный душевный труд – сотни и сотни писем поддержки, утешения, разъяснения, советов, сочувствия, участия.
3. Важной особенностью всех писем и посланий святителя Феофана была уверенность в возможном исправлении и спасении каждого человека, в частности, всех тех, кто обращался к нему в письмах за помощью. При этом он всегда подчеркивал, что подвизающегося во Христе неизбежно ждут трудности и скорби: «...Крепитесь! – писал святой архипастырь, - Поскорбеть не помешает: человек ибо есмы; а скорбеть до изнеможения не следует. Не поможет сия скорбь; а тихое молитвенное упование - милость Божию привлекает. Ведь не вырвешь ничего из рук Божиих силою, а слезами можно. Подай, Господи, подай, Господи!.. Есть загородки, Богом поставленные, которых никто не сломит. Усильною молитвою надо ударять в них. Господь, сжалясь, примет их... и тогда радость спасения!..».
4. Святитель Феофан Затворник чутко понимает духовные потребности и трудности, с которыми сталкивается человек на разных этапах своего духовного развития. Он обстоятельно, четко и мудро разрешает возникающие вопросы и сомнения каждого человека. Вникает и дает выход из самых непростых жизненных проблем на основе собственного богатого духовного опыта, в свою очередь опирающегося на Священное Предание и Писание Православной Церкви, опыт и творения предшествовавших святых отцов. Вот, например, один из корреспондентов пишет святителю: «Никак не управлюсь с молитвою; все мысли разбегаются. Некто посоветовал мне выучить молитвы на память, уверяя, что когда стану читать их на память, то мысли меньше будут разбегаться. Я выучила и читаю на память, но рассеяние не умаляется; и двух слов не скажешь, как мыслию далеко уйдешь от молитвы; то и дело надо заставлять себя ворочаться назад. Уж как бы мне хотелось научиться быть нерассеянною в молитве».
5. Кажется, это состояние рассеяния знакомо многим верующим людям. Отвечая на это письмо, святитель Феофан пишет: «Нерассеянная молитва есть дар Божий, который дается усиленным искателям. Так «ищите и обрящете». Вы, кажется, знаете правило святого Макария Великого, что если хочешь стяжать какую-либо добродетель, то нудь себя на нее, или упражняйся притрудно в делании ее. Господь, видя труд твой и то, с каким усердием ты ищешь такой добродетели, даст тебе ее, привьет ее к сердцу твоему, так что она будет у тебя будто естественное чувство и расположение. Тот же закон и для стяжания нерассеянной молитвы. Употребляйте неленостно всякий возможный для вас труд молитвенный, – и Господь даст вам, наконец молитву нерассеянную. Помните, что без труда долгого, непрерывного, нудного и болезненного ничего не получите».
6. В одном из следующих писем его автор признается святителю: ««Утром помолишься, почитаешь, – и посогреешься немного; но потом пойдут дела одно за другим, и все разобьют, – станешь, как камень. Как бы это сберечь утреннюю собранность и теплоту?» На этот вопрос святой отец отвечает: «Собранность и теплота сами собою станут неотлучно пребывать в душе, при всех делах и разволоках, когда сделаются существенным качеством внутренней жизни вашей. А на эту степень они взойдут вместе с тем, как в душе загорится молитвенный огонек, о коем я писал вам прежде. Но и до того времени можно употреблять некоторые приемы, чтоб при делах и встречах меньше рассеиваться». Какие именно приемы предлагает архипастырь своему адресату, читатели найдут в этих письмах.
7. А вот какой хороший совет дает святитель Феофан человеку, желающему совершить паломничество на Святую землю: «В Иерусалим бы хотелось, да средств нет», - пишет тот. «Когда нет средств, и нужды нет. Поминай чаще, а то и всяк день, мысленно все места, где бывал Господь, и мысленно поклоняйся Ему на каждом месте. И довольно с тебя, — если не лучше того», - отвечает святитель. Читая эти и другие письма святого архипастыря, каждый из нас может заметить, как в них сочетается глубокий богословский анализ с простотой изложения. Это делает эпистолярное наследие святителя Феофана очень значимым и актуальным сегодня. Благодаря этому, современные православные христиане, неопытные в духовном делании, несомненно получат большую духовную пользу от знакомства и вдумчивого чтения этих писем.
***
Эта книга содержит письма святителя Феофана Затворника, в которых он отвечает на недоумения и вопросы многих людей, обращавшихся к нему за советом, искавшим у него помощи и утешения. Содержание этих писем весьма разнообразно; но основной их тон — нравоучительный. Они, как и все книги святителя Феофана, содержат ответы на один и тот же главный вопрос христианина — каков путь ко спасению? Полные духовно-благодатной силы, отеческой любви и понимания, письменные советы и наставления Вышенского затворника были духовным утешением для многих душ, также и сейчас они станут руководством к духовному устроению жизни благочестивого читателя.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 3 мая 2024
Церковный календарь 2 мая. Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери
Евангелие 2 мая. И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое
Читаем Апостол. 2 мая 2024
День ангела. 2 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!