***
1. Преподобный Амвросий занимает особое место среди Оптинских старцев. Его любовь, дар рассуждения и простота привлекали к нему и обычный народ, и монашествующих, и интеллигенцию, и всяк в словах батюшки находил себе требуемое - утешение, разрешение «неразрешимых» вопросов, ответы на тревожащие душу безпокойства и недоумения. В этом издании собраны советы из писем преподобного на вопросы, так или иначе затрагивающие три христианских добродетели - веру, надежду и любовь. И как указание пути спасения духовным чадам выбран издателями заголовок книги: «Верь, надейся и люби...»
2. Как известно, преподобный старец Амвросий Оптинский уже при жизни своей стяжал славу великого святого земли Русской. Это был строгий постник, неустанный молитвенник, испытавший много разного рода скорбей, напастей и болезней, потерпевший и поношение, и клевету. Старец Амвросий был исполнен милосердия и сострадательности к ближним, о которых он плакал и болезновал душою. «Любить ближних так, чтобы желать им всякого счастия, благословляемого Богом, и стараться доставить им это счастие, - было жизнью и дыханием его». Так говорится в житии прп. Амвросия. Со всех концов России стекались богомольцы разных сословий помолиться вместе со Старцем, исповедоваться у него, получить его благословение, духовный совет и наставление.
3. «Оптинский старец Амвросий, по всеобщему и единодушному признанию, был одним из глубочайших знатоков сокровеннейших движений души человеческой, опытнейшим распутывателем духовных недоумений, мудрейшим и любвеобильнейшим наставником», - писал о нем протоиерей Сергий Четвериков. Живое слово старца Амвросия, его советы и наставления дошли до нас в письмах к многочисленным духовным чадам - мирянам и монашествующим. При жизни преподобного Макария Оптинского старец Амвросий был его письмоводителем. Примерно с 1848 года старец Макарий стал направлять и насельников монастыря, и паломников под духовное водительство иеромонаха Амвросия. С этих пор и началась переписка, не прекращавшаяся уже всю его жизнь.
4. Как говорится на сайте Оптиной пустыни, «Письма преподобного Амвросия начали публиковаться вскоре после его кончины в 1891 году. Для духовных чад Старца это было большим утешением и поддержкой после понесенной ими утраты. Начиная с 1892 года, письма печатались в журнале «Душеполезное чтение» и, по существовавшей тогда традиции, выходили отдельными оттисками. Тогда же, по мере поступления писем Старца от адресатов, Оптиной Пустынью стали издаваться небольшие сборники. На протяжении 1890-х годов их вышло более десяти. В 1906 году была предпринята первая публикация «Собрания писем блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам», которое впоследствии было дополнено. В 1908-1909 году вышло «Собрание писем … к монашествующим» в двух частях.
5. Даже при написании поздравительных писем Старец придерживался правила: «Уж если писать, так написать должно что-нибудь полезное и назидательное». Поэтому помимо наставлений о том, как вести себя в различных частных случаях, письма прп. Амвросия содержат весьма конкретные советы о приобретении страха Божия и христианских добродетелях терпения и смирения, о борьбе со страстями, о молитве. Ну а собранные на страницах этой книги наставления старца, как мы уже отмечали, говорят о вере, надежде и любви. Стоит вспомнить, «эпоха, в которую протекало земное бытие старца, была в жизни России временем, полным противоречий и соблазнов, истины Православия заглушались новыми идеями и теориями, а часто и открыто отрицались.
6. Все это пошатнуло основы общественной и государственной жизни, порождая сомнения у людей, отталкивая их от веры, ввергая в блуждание во тьме безбожия. Старец горько скорбел о таком состоянии русского общества. И учил тому, что христианин должен сохранять веру при любых обстоятельствах. Вот, например, он писал: «Во Святом Евангелии Сам Господь глаголет: будите мудри яко змия, и цели яко голубие (Мф. 10, 16). Мудрость змиина, по изречению толковников, состоит в том, когда бьют змию, то она более всего хранит голову, так и христианин в напастях и трудных обстоятельствах должен более всего хранить веру». А если ему говорили, что некоторые по незнанию не верят в Бога, их этому не научили родители, он отвечал: «Безбожникам нет оправдания. Ведь всем, всем решительно, и язычникам проповедуется Евангелие; наконец, по природе всем нам от рождения вложено чувство познания Бога, стало быть, сами виноваты».
7. Вера Православная, наставляет старец, спасительна для всех, а делами веры являются покаяние и милосердие. Говоря о надежде, старец учит, что во всём необходимо уповать на Бога. «Многие дела, - пишет прп. Амвросий, - человеческие бывают так. Думаем и предполагаем одно, а выходит другое. … В Православной Церкви обносится мудрое слово: «Человек предполагает, а Бог располагает». Мы предполагаем так, а Господь да устроит о нас полезное, якоже угодно будет Его всеблагой и всесвятой воле». Только, по словам старца, нам ни в каком случае нельзя «унывать и паче меры печалиться и скорбеть не должно, а надеяться и уповать, что благодать Божия, оскудевающее восполняющая, и всесильная Божия помощь сильны все привести к полезному концу». Потому как «Бог устрояет все только полезное, и душеполезное, и спасительное».
8. Говоря о любви, старец отмечает, «Любовь рождается от веры и страха Божия, возрастает и укрепляется надеждой, приходит в совершенство благостью и милосердием, которыми выражается подражание Богу». Если же кто находит, что в нем нет любви, но желает ее иметь, тому прп. Амвросий советует: «делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь».
***
Как говорится в житии прп. старца: «Во всех словах и действиях отца Амвросия проявлялось глубокое смирение, из него и рождалась та удивительная любовь, которая не разбирала «плохих» и «хороших», в каждом человеке видел он образ Божий. Ему было свойственно постоянное сердечное сокрушение как о своих собственных грехах, так и о грехах своих ближних. Будучи глубоким знатоком духовной жизни, пройдя ее собственным опытом, старец Амвросий знал - кому, когда и что написать для пользы души. А основой всех его писем было евангельское и святоотеческое учение и незыблемость церковных догматов. Убедиться в этом можно, читая письма старца Амвросия, которые собраны на страницах книги «Верь, надейся и люби...»
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Этот день в истории. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!