Таинства Церкви. Толкование Евангелия святыми отцами. Беседа с прот. Владимиром Волгиным

17 октября 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Сегодня – долгожданная встреча с протоиереем Владимиром Волгиным, настоятелем храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках города Москвы и храма в честь Трех Святителей в Архангельском.

Во-первых, хочу поблагодарить наших уважаемых зрителей за очень хорошие пожелания в адрес нашей передачи. Я получила очень хорошие отклики от своих друзей. Все благодарят, говорят спасибо. Я благодарю всех, кто нас поддерживает и с кем мы находимся в невидимом постоянном контакте.

Отец Владимир, продолжим разговор о Евангелии и о трудных местах, которые мы, может быть, не всегда правильно понимаем.

– Я хочу поблагодарить Вас, Любовь Сергеевна, за то, что Вы представляете такие очень значимые для православных христиан проекты. Мы разбирали Божественную литургию, скоро будем разбирать Священное Писание Нового Завета. Оно написано достаточно сложным языком, там много сокровенных духовных истин, которые плотским умом без толкований святых отцов понять, осознать, осмыслить мы не можем. Иначе будут сплошные фантазии. Так же, как у протестантов: они блестяще знают Священное Писание Нового Завета (может быть, гораздо лучше многих священнослужителей; я говорю в первую очередь о себе), наизусть могут цитировать его, но при этом они разбирают Евангелие, Священное Писание своим плотским умом, не основываясь на толкованиях святых отцов.

Кто такие святые отцы? Святые отцы – это люди, которые были водимы Духом Святым. Апостол Петр говорит (я передам его мысль своими словами), что никто не может проникнуть в Священное Писание, раз оно написано Духом Святым, кроме людей, водимых Духом Святым. Поэтому для нас очень важно не то, как мы понимаем Священное Писание, даже будучи семи пядей во лбу, а как Дух Святой проповедует и изъясняет Священное Писание устами святых отцов.

Я благодарен Богу и Вам за то, что принимаю участие в этом замечательном проекте. Он сложный, очень непростой. Хочу сказать, что я могу являться только лишь компилятором и ничего нового от себя своим умом не могу изобрести в плане изъяснения Священного Писания Нового Завета. Мы, конечно, в первую очередь будем разбирать Евангелие.

Рождество Пресвятой Богородицы тоже касается Евангелия. Хотя это событие относится не совсем к Евангелию, а к Священному Преданию, которое Церковь очень бережно сохраняет.

В тропаре Рождеству Пресвятой Богородицы есть такие слова: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней, из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш». Это начальные слова тропаря. Они очень много значат и связаны непосредственно с Евангелием, хотя это Предание. Но Предание сохраняется Церковью наряду со Священным Писанием как Ветхого Завета, так и Нового Завета, и Преданием Церковь очень дорожит.

Пресвятая Богородица, по Преданию Церкви, родилась от Иоакима и Анны, которые были из рода Аарона и рода царя Давида. Долгое время они были бесплодны, и Иоаким и Анна очень сокрушались по этому поводу. Несмотря на свою праведную жизнь, они были в некотором поношении среди своих собратьев и соплеменников.

Тогда весь мир (и языческий, и иудейский) ожидал пришествия Мессии. Иудеи ждали пришествия Христа еще тогда. Так же, как и сейчас: правоверные иудеи думают, что Христос еще не явился, и ожидают пришествия Машиаха, то есть Мессии. Для них Господь Иисус Христос является одним из величайших пророков, чудотворцев. Это иудеи, которые не являются агрессивно настроенными ко Христу и христианам.

Агрессия – это всегда болезнь. Некая часть иудейства духовно болеет. Хотя мы благодарны Богу за то, что Господь Иисус Христос пришел именно к иудеям. Ведь тогда иудейский (еврейский) народ был богоизбранным народом. Именно к ним Господь пришел возвестить дивную весть, которую ожидал иудейский народ и всегда молился об этом, – весть о том, что приблизилось Царствие Божие.

Что значит приблизилось Царствие Божие? До Пришествия Христа, Его распятия, воскресения и вознесения, врата в Царствие Божие были закрыты. Адам и Ева были изгнаны из Царствия Божьего, херувим с огненным мечом был приставлен перед вратами, и никто не мог войти в Царствие Божие. В те дни Иоанн Креститель начинает проповедь: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Потом Господь Иисус Христос продолжает эту проповедь о покаянии и о том, что приблизилось Царствие Божие и что в конечном итоге скоро будет искуплен первородный грех человеческий и Он Своею Божественной силой и властью откроет врата Царствия Божьего для нас.

Три года Господь Иисус Христос проповедовал Евангелие и объяснял, как возможно войти в Царствие Божие и стать не только сонаследником спасения, но и царствовать там вместе с Пресвятой Троицей. Он оставил нам ключ, чтобы мы могли достичь Царствия Божьего, воспользовавшись этим ключом; образно говоря, открыть врата в Царствие Божие и стать бессмертными сопричастниками нетления Господа, Его Божественной сущности, Его бессмертия.

Итак, мы знаем из жития Иоакима и Анны, что они долгое время были бездетными. Иоаким в глубоком расстройстве ушел в пустыню, молился там Господу. Повторюсь, ведь тогда весь мир ожидал пришествия некоего царя. Иудеи ожидали Христа, Который должен был изменить этот мир, потому что мир погряз в грехе.

В 63 году до Р.Х. римляне завоевали Иудею (Израиль), и она стала подчиняться господству римлян. Рим овладел многими государствами, расширил свои границы и вмещал в себя разные народы, разные вероисповедания. А тогда были в основном языческие вероисповедания, и они разнились сами по себе: у римлян была одна шкала языческих богов; у греков, которым римляне как бы подражали, – другая шкала, хотя по сущности боги были теми же, но назывались иными именами. В Рим стекались ученые со всех стран мира, философы, богословы. Все так переплелось огромным перечнем языческих богов! Язычники-римляне  понимали, что в этом многообразии богов уже непонятно кому молиться, на ком сосредоточиться вниманием души.

Нужно учитывать, что в языческие времена были очень распространены разные грехи: блудные, прелюбодейные, грехи нетрадиционных направлений, вплоть до скотоложства. Апостол Павел об этом говорит в одном из своих Посланий, перечисляя в том числе этот грех, который неприятно даже произносить. Мир издыхал от бездуховности. У преподобного Серафима Вырицкого есть одно пророчество; надеюсь и верю, что оно исполнится. Ведь сейчас молодые люди погрязли в страстях; чего только они не пробуют: и наркотики, и пьянство, и курение, и много чего еще. Преподобный Серафим Вырицкий, говоря о возрождении России, сказал, что молодые люди так утомятся от своих грехопадений!..

Думаю, что каждый православный христианин, стремящийся к праведной жизни, согрешая, чувствует по собственному опыту, как разрушающе грех воздействует на человеческую душу, подтачивая фундамент души. Иногда, в какие-то периоды, я обонянием своим как бы ощущаю некое тление, исходящее от души (не сочтите меня безумным). Я нахожусь в каком-то смысле в привилегированном положении – я отчасти узнал Христа, почувствовал Его, последовал за Ним. А тогда языческий мир не знал Христа; иудейский мир не знал Христа, только ожидал Его.

Итак, Иоаким и Анна. Анна молилась. Иоаким сорок дней провел в пустыне в посте и молитве. И – о чудо, великая радость: Господь дает возможность зачать Пресвятую Богородицу. Иоаким и Анна договорились друг с другом, что если родится у них кто-то, они обязательно посвятят этого младенца Богу. Пресвятая Богородица родилась, когда Иоаким и Анна были уже в зрелом возрасте и еще более преуспели в своей праведности, несмотря на отчаяние, уныние и скорбь от того, что имели поношение от своих собратьев по поводу бездетности.

Почему Израиль так относился к детородству? Все думали, что через семью они будут причастны к божественным судьбам, которые должны повлиять на ход истории (в первую очередь – духовной истории) человечества.

Произошло чудо – зачатие. Снято поношение с Иоакима и Анны. Пресвятая Богородица родилась и возвестила радость всей вселенной. Все это касается Священного Писания Нового Завета, и мы этой темы не можем обойти. Можно было бы начать с Евангелия от Матфея, рассказав историю его создания и об авторе этого замечательного Евангелия. Но такие события, как Рождество Пресвятой Богородицы, введение Ее во храм, предваряют Евангельскую историю, связанную с жизнью и проповедью Господа Иисуса Христа.

Мы знаем, что в трехлетнем возрасте Пресвятую Богородицу, по обещанию, данному Иоакимом  и Анной, отвели в храм. До 14-летнего возраста Пресвятая Богородица воспитывалась при храме. Иногда Она входила во Святая святых, где можно было появляться только первосвященнику один раз в году; это было место, закрытое для всех взоров, даже для священников. Мы знаем по Преданию, что Она была питаема иногда ангельскими руками. Она была воспитана на основе Священного Писания Ветхого Завета и вышла из храма, этого училища благочестия, дав обет целомудрия на девство.

Вообще такой обет тогда не был знаком иудейскому народу. Священники недоумевали, как же быть, но не могли не уважать обета, который был Ею дан. Они постарались каким-то образом поспособствовать тому, чтобы Пресвятая Богородица продолжала находиться в девстве, и нашли достойного человека, который был хранителем Ее девства. Это был Иосиф, избранный тоже из родословной Пресвятой Богородицы. Пресвятой Богородице было 14 лет, а Иосифу, по Преданию, было 80 лет. Она была отдана в замужество, хотя не познала мужа, ибо мы знаем, что Пресвятая Богородица осталась девой после зачатия и Рождества – не от мужа Она родила, а от Духа Святого. Я напомню об этом событии в нашей следующей передаче.

Дивные слова поем мы Пресвятой Богородице во время всенощного богослужения, во время утрени, а также во время вечернего и утреннего правила: Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Пресвятая Богородица выходит в мир для Своего дивного, непонятного уму человеческому, подвига – стать Матерью Бога всяческих, Бога господствующих, неба и земли. Невместимый вмещается в ограниченную утробу Пресвятой Богородицы – Богочеловек, Который искупил наш первородный грех человеческий.

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 12 декабря: 03:00
  • Суббота, 12 декабря: 13:00
  • Суббота, 19 декабря: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​