Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным

21 октября 2023 г.

– Батюшка, зрители благодарят Вас за содержательные и душеполезные беседы и просят, чтобы они почаще были в эфире.

– Я очень дорожу этими беседами; не скажу, что они легко мне даются, но для меня каждая беседа – это событие... Мы потихонечку приближаемся к нашей главной теме – толкованию Священного Писания Нового Завета святыми отцами. Священное Писание Нового Завета содержит в себе много прикровенных событий, эпизодов, которые, безусловно, нуждаются в истолковании не нашим человеческим умом, но Духом Святым, которым я не обладаю, могу только опираться на толкования святых отцов. Надеюсь, наши следующие встречи будут посвящены непосредственно толкованию Священного Писания. Мы предварим эти толкования рассказом о евангелистах, которые написали Евангелия.

Евангелие – «Благовестие». О чем благовестил Господь Иисус Христос? Главная тема, которая сразу же раскрывается в Евангелии: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4, 17).

Если прочитать или сказать эти слова вскользь, человек, даже верующий, может не обратить внимания на этот призыв Христа: покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие. Что это значит: приблизилось Царство Божие? Неужели раньше, до Христа, Царство Божие не приближалось?

Царство Божие было закрыто для людей, даже для святых, пророков. Херувим с огненным мечом стоял у врат в Царство Божие, никого не пропуская. Для того чтобы войти в Царство Божие, необходимо было не только жить по заповедям Божиим, в святости, праведности перед Богом, но нужно было и открыть врата в Царствие Божие. И Христос, искупивший первородный грех человеческий, к счастью для нас, верующих людей, открыл врата в Царствие Божие и дал нам возможность стать его согражданами, чадами Божиими, обладателями вечной блаженной жизни. Апостол Павел говорит: не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9).

В обычной жизни все мы находимся в разных печалях, воздыханиях, переживаниях. Иногда мы испытываем радость (дай Бог, чтобы эта радость была не просто человеческой, а посланной от Бога, благодатью Духа Святого), тем не менее наша жизнь полна скорбей, печалей и воздыханий. Когда Церковь отпевает усопшего, поется, чтобы Господь дал этому человеку Царствие Божие, где нет ни болезней, ни печалей, ни воздыханий, но жизнь бесконечная.

Но ведь жизнь бесконечная может быть разной: она может быть радостной, а может быть печальной или даже трагичной, если человек окажется не в Царствии Божием, а в аду, в связи с отступлением от заповедей Божиих, неверием. Если мы веруем, но при этом отступаем от Бога, нарушаем заповеди Божии, то в каком-то смысле становимся предателями Христа и должны будем покрыть свое предательство. Как апостол Петр, который трижды отказался от Христа, но потом горько раскаялся и плакал.

Замечательное музыкальное произведение, которое меня вдохновило и потрясло, – «Страсти по Матфею». Там есть ария апостола Петра, отказавшегося от Христа. Бах поразительным образом, с глубоким проникновением (что может только гениальный человек) смог живописать нотами этот акт отступления апостола Петра от Христа.

В каком-то смысле все ученики отступили от Бога, когда разбежались по разным местам при аресте Господа Иисуса Христа. Читая Евангелие, я удивляюсь тому, что первосвященники, знатные люди, которых почитал народ, вдруг превратились в каких-то отроков. Когда Господа Иисуса Христа распяли, первосвященники, насмехаясь над Ним, говорили: «Если Ты Сын Божий, сойди с креста». Это обращение могло быть произнесено из уст безграмотного народа. Но первосвященники, образованные люди, прекрасно знавшие Ветхий Завет, насмехаясь над Христом, произносили эти слова вместе с народом. Они поставили себя на уровень людей безграмотных, которые нуждались только в хлебе и зрелищах, и восклицали те же восклицания, с которыми обрушился иудейский народ на Христа.

В прошлый раз мы уже говорили о рождении Иисуса Христа. Христос родился в Вифлееме Иудейском, по пророчеству: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля (Мф. 2, 6). Чтобы участвовать в переписи, каждая иудейская семья должна была направиться в тот город, откуда происходил их род. Так как Пресвятая Богородица и Иосиф были из рода царя Давида, а городом царя Давида был Вифлеем, они туда и направились, чтобы участвовать в переписи населения.

Когда Христос родился, в Вифлеем пришли волхвы, принесшие Ему дары: золото как Царю, ладан как Богу и смирну как смертному Человеку. Туда же пришли и пастыри (пастухи), простые люди, которым явились ангелы, воспевшие: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!» Ангелы сказали пастырям: «Идите в Вифлеем, там увидите Царя царствующих и Господа господствуюших». Они пошли и засвидетельствовали рождение в этом мире Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Посмотрите: пришли и принесли с собою дары мудрецы, волхвы, которые, как говорит предание, были из царского рода (то, что царь Ирод их принял, говорит об их высоком положении), и простые пастухи, которые не принесли никаких даров, но пришли лишь по зову ангелов, чтобы поклониться Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу.

В Священном Писании не случайно уточняются такие детали. Это говорит о том, что религия Христа всеобъемлющая; она соединяет в себе и образованных, и необразованных людей, которые стремятся только к одному – к спасению и познанию Господа нашего Иисуса Христа. В этой части текста Священного Писания заключена универсальность христианского учения. И мы, по милости Божией, стали свидетелями и обладателями христианской веры.

Что мы знаем о Христе? То, что Он родился в Вифлееме и к Нему пришли поклониться и простые, и образованные люди, мы уже сказали. Все, что происходило со Христом, Пресвятая Богородица слагала в сердце Своем. Мы ничего не знаем о жизни Иисуса Христа, кроме евангельских слов, что Он возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем (Лк. 2, 40).

Мы знаем, что Иосиф был древоделателем, то есть плотником. И Христос учился тому же мастерству, которым обладал Иосиф, Его мнимый отец. Иосиф имел мастерскую и изготавливал древеса для построения домов в Иудее.

Какое смирение необходимо было Иосифу! Он был пусть мнимым, но отцом Господа нашего Иисуса Христа, происходил из царского рода. Допустим, для человека гордого этого было бы достаточно, чтобы превознестись по причине того, кем является его Сын не только для него, Пресвятой Богородицы, их рода, не только для Иудеи и Израиля, но для всего мира. И это тоже поразительная черта Иосифа – смирение.

Иосиф мог бы кричать во весь голос, что у него родился Сын, Который является Господом, Сыном Божиим, пришедшим в мир спасти всех людей от плена греха, от плена ада. Потому что Господь Иисус Христос пришел ради этого: искупить род человеческий от плена греха и от плена непребывания в Царствии Божием.

– Спасибо Вам огромное! Какой теме мы посвятим нашу следующую передачу?

– По всей видимости, мы продолжим говорить о жизни Христа, а потом уже перейдем к толкованиям Нового Завета... Храни всех Господь!

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 08 мая: 09:30
  • Суббота, 11 мая: 03:00
  • Суббота, 11 мая: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать