Вы ездили в Узбекистан по приглашению митрополита Викентия на одну из конференций. Я, признаться, хотела с Вами поехать, но дела не пустили. Батюшка, ждем с нетерпением Вашего рассказа.
– Есть такая программа, созданная владыкой Климентом, председателем Издательского совета: «Радость слова». Книги, изданные Русской Православной Церковью, развозят по епархиям, их презентуют, о них рассказывают, проводят встречи с теми, кто эти книги написал, и с лауреатами Патриарших премий.
То есть идет популяризация христианских книг. Когда-то Достоевский сказал, что перестающий читать перестает мыслить, что надо читать серьезные, глубокие книги, все остальное жизнь расставит на свои места. Такое у Федора Михайловича было отношение к книгам.
Кстати, Герцен сказал, что Достоевский был одним из самых образованных русских писателей в области истории, литературы, естествознания, обществоведения, знания политической обстановки в мире. Только одно в нем, по мнению Герцена, было ужасно: он везде лез со своим Христом. Атеист, безбожник, революционер – и такая высочайшая оценка Достоевского.
Было интересно: я увидел европейскую страну – Узбекистан.
– Какая там была погода?
– Эта поездка была в начале декабря. Погода сначала была 10–15 градусов тепла, потом – даже 20°С, а в Самарканде 21°С. Все было интересно. Я сначала думал, что едем в строгую мусульманскую страну, но, как оказалось, ничего подобного. В Москве можно больше увидеть женщин в хиджабах, чем там. Объехали всю страну вдоль и поперек, весь Ташкент – дресс-кода нет.
Очень понравилось отношение государства к Церкви. Интересно: сейчас в Узбекистане три миллиона населения, метро есть. На три миллиона – три храма. Но русских на сегодняшний момент – около 20 %. Многие уехали в 90-х. В Ташкенте огромный собор Успения Божией Матери – полный. Там же находится Управление митрополии, семинария. Встречался с семинаристами, а они есть, пополняются. Это наше будущее, перспектива.
Меня поразило отношение государства к православию. Управление – трехэтажный дом, актовый зал, библиотека, музей христианства, разные социальные отделы – всё строилось при Каримове. Он издал указ, чтобы все губернаторы областей (у них они по-другому называются) складывались и строили центр.
Я про себя подумал: вот бы где-нибудь у нас в Калужской, Тульской, Рязанской областях губернатор принял решение для Церкви что-то доброе, светлое сделать. Как было бы радостно!
В основном все христианские святыни и святыни других религий находятся в Самарканде. Там есть мавзолей, в котором хранятся десницы пророка Даниила, в Средневековье принесенные Амиром Тимуром. Это тот самый Даниил, который писал о трех отроках, брошенных Новуходоносором в печь. Он же автор всем известной книги пророчеств. Кстати, надо Великим постом перечитать.
Все приведено в идеальный порядок. Знаете, что меня потрясло? На улицах, центральных и отдаленных от центра, вдоль дорог – дорогие композиции (это туи, анютины глазки, кустарник). У нас в Москве очень активно идет программа озеленения. Сергею Семеновичу за это – респект, благодарность. Но там зеленые композиции занимают целые проспекты.
Люди тоже вкладывают в столицу свой труд. Радует отношение к русским в Ташкенте. В Самарканде все очень благородно, чинно, потому что люди веками живут вместе, нет никаких межнациональных конфликтов, тем более религиозных.
Удивил рассказ про священника. Молодого священника назначили в город, далекий от Ташкента. Люди его спрашивают: «Что ты не обратишься к властям за помощью?» Так власти сами пришли и спрашивают: «Какие у вас проблемы, в чем нужда?» Думаю: мэры наших маленьких городов придут к священнику с желанием оказать поддержку? Почему у них по-другому? Потому, что очень сильный религиозный стержень. Люди понимают, что нельзя жить одними материальными ценностями. Как говорил Достоевский, нельзя жить только в одну утробу. Не материализм, а вера всех объединяет. Понятно, что есть огромные расхождения в вероучении, но, во всяком случае, в Творца верят, в Бога над нами, нравственность, душу бессмертную и с огромным уважением относятся к людям с религиозными взглядами…
Население на сегодняшний день в Узбекистане растет, сейчас оно составляет 36 миллионов, в 2000 году было 26 миллионов. За 10 лет выросло на 50 %, на 10 миллионов.
У нас сейчас поднимают проблемы демографии, рождаемости, абортов, которые Патриарх давно добивается вывести из обязательного медицинского страхования; к сожалению, ничего не получается. В 2000 году у нас было 144 миллиона населения, в 2023 году по-прежнему 144 миллиона, несмотря на то что многим раздавали гражданство. У нас в этом плане, конечно, просто трагедия. Представляете, если бы от 140 миллионов был прирост 50 %? Даже не 50 %, хотя бы 10 %. Это было бы 14 миллионов. Но у нас этого нет. Почему?
Меня потрясли целомудрие, нравственность людей. Я видел, что свадьбы проводятся в понедельник и вторник. Мне объяснили, что у них нет такого количества ресторанов, чтобы обеспечить по воскресеньям столько свадеб, сколько отмечается. Почему? После школы в 18 лет сразу выходят замуж и женятся. Причем до сих пор свадьбы осуществляются по уговору.
– Это как?
– Родные и близкие, друзья, мамы, папы, то есть родители, друг друга знают и между собой дружат. У кого-то растет девочка, у кого-то – мальчик. И друзья сговариваются.
– То есть родители знают, как ребенок воспитывался.
– Конечно. Я не идеализирую такой обычай, но это гораздо лучше, чем сначала нагуляются, насмотрятся и прочее. В семьях в среднем 5–7 детей.
– Общеизвестно, что у нас из 100 браков 70–80 разводов, у нас катастрофа какая-то.
– До революции у нас были крепкие семьи. Могу привести пример моей родной тетки. У отца была старшая сестра Александра, она прожила 101 год, жила в Рязани. Почила всего 15 лет назад – в 2008 году. Приезжают к ней корреспонденты Рязанского телевидения, говорят:
– Александра Степановна, как Вы себя чувствуете?
– Да слава Богу!
– А как Вы прожили семейную жизнь?
– Хорошо. С мужем прожили 60 лет.
– Наверное, по любви выходили?
– По любви? Нет, меня замуж отдали очень интересно. Приехали сваты в деревню, спрашивают, как проехать к Артамоновым, а бабка глухая была и сказала: «К Артюхиным – туда».
Приехали сваты к Артюхиным, сосватали. Оказалось: перепутали.
– Это Божий Промысл.
– «А с мужем хорошо прожили, – говорит тетка. – Правда, пил. Но одно хорошо: меня слушался».
– Наверное, тихий был, когда пил.
– С любым человеком можно все построить: то, что было, то слепила, что слепила – полюбила. Кстати, я задам Вам интересный вопрос. Как Вы думаете, какова этимология и смысл слова «семья»?
– «Семь я».
– Так думают 98 % людей. Семья – муж и жена и пятеро детей. А когда люди только поженились, два человека – муж и жена – это семья или нет?
– Конечно, семья.
– Тогда при чем пятеро детей, если это уже семья? Семья от слова «семя». Это семя должно оставаться в семье и принадлежать ей. Женщина не должна впускать в свою семью ничьего другого семени.
– Интересная этимология. Надо заглянуть в этимологический словарь.
– Правильное такое устроение: одна жена, один муж – и на всю жизнь. А уже второй смысл – семь в семье: муж, жена и пятеро детей.
В Узбекистане в семьях в среднем 5–7 детей. Потому что библейское мышление, религиозное отношение к браку, целомудрию, семейным ценностям. Там нет такого блуда и разврата, как у нас.
– А что там с телевидением?
– Один раз включил, русские передачи есть, интересно было посмотреть, что там показывают. Есть много наших передач и на английском языке, попадались на арабском.
– Наши программы они фильтруют?
– НТВ, первая, вторая программы были.
– Это, наверное, тарелка?
– Может быть, мы жили в гостинице…
Очень много было мероприятий. Замечательная семинария на весь Среднеазиатский округ. И опять тема нравственности. Если бы мы так жили!.. А еще меня вот что поразило. Нас пригласили перекусить в один ресторанчик местной кухни. Он переполнен, все четыре этажа. Мы тоже собрались, батюшка своих прихожан-активистов взял. Я был потрясен: алкоголя – ноль!
– Представить русский стол без алкоголя сложно…
– Мы ехали по центральным улицам, я не видел вывески: «Красное&Белое». Кстати, слышали поговорку: «Истина в вине»? А знаете, что она сокращенная? «Истина в вине не раз тонула!» Когда напьешься, вся истина перечеркивается.
– У нас ведь Церковь не осуждает ни вино, ни другие какие-то напитки. Осуждает пьянство. Просто меру надо знать.
– В этом плане я, конечно, порадовался, что алкоголя – ноль. Сколько трагедий, проблем было бы решено у нас, если бы разумной была какая-то политика... Кстати, я слышал когда-то, что штраф прислали дочери Клинтона…
– За то, что пиво пила! А ей 21 года не было. И она пила не вино, а именно пиво.
– Я думаю: ничего себе!
– Это правильно. Мне кажется, пора уже и депутатам нашим на это обратить внимание. Я, естественно, смотрю телевидение, потому как веду программы телевизионные. Конечно, я обращаю внимание на что-то… Вот какая-то неприятность у женщины случилась – она обязательно идет в какой-то кабак, заказывает даже не вино, а водку, виски, напивается, ей кто-то компанию составляет, а потом последствия. Или дома сидит, но обязательно с бутылкой. Что это? Призыв к чему?
– Это форматирует.
– Да, это программирует людей: у вас случилось что-то – берите бутылку. Я могу это только так расценить. Почему это показывают, когда это прекратят? Это же и подростки смотрят… Мотивация поведения.
– Конечно… А еще в Узбекистане нет детских домов и домов престарелых.
– Как на Кавказе.
– Чаще всего какая-то автомобильная авария, катастрофа, и дети остались без родителей. Брат возьмет этих детей к себе в семью. Или другое. Взрослые дети разъехались из родительского дома. Наступает момент, когда родители имеют право сказать: «Рашидик, возвращайся!» Обязанность последнего сына в семье – доходить родителей. При этом все братья и сестры помогают. И дом остается последнему сыну, который доходил родителей. Как это благородно! Дети – это не только проблемы. Они – средство передвижения в старости. Молодежь порой говорит: «Мне тридцати еще нет, я хочу для себя пожить!» Я отвечаю: «Глупые люди, как же это для себя! Как раз против себя! Потому что наша жизнь состоит не только из юности и короткой молодости, но еще из очень длинной старости – если, конечно, доживем. А дальше-то что?»
– Продолжительность жизни увеличивается. А количество детей уменьшается.
– Уменьшается. Но кто же будет рядом с тобой? Поэтому в общечеловеческом плане я увидел этот пример. До революции все у нас так и было. И столько людей не пострадало, как в России от этих новых веяний, течений. Потому что ни Кавказ, ни Азия на нашу идеологию безбожную, коммунистическую не обратили внимания.
– Домов престарелых точно не было. Собственно, и детей тоже брали в семьи…
– И, конечно, узбеки помнят землетрясение. Ташкент был разрушен абсолютно. Ташкент помнит, как 600 тысяч детей принял Узбекистан во время Великой Отечественной войны, а потом весь Советский Союз Ташкент восстанавливал после землетрясения.
– Ташкент и другие города. Там же очень много городов пострадало. А Ташкент, я помню, просто в руинах лежал. То, что показывали, было страшно. Фактически заново город отстроили.
– Да. Но мне показывали старые здания, еще дореволюционные. Что-то сохранилось. Потому что качественно их строили.
– Дореволюционные – может быть. Наверное, только сталинские высотки остались и дореволюционные дома.
– Вообще добрые, светлые впечатления остались. В Самарканде два храма – Покровский и Алексия, человека Божия. Там мне рассказали об одном событии. Патриарх Алексий в 1996 году освящал собор в честь Алексия, митрополита Московского, собор был построен как полковой храм для казаков внутри Самарканда. Патриарха пригласили в предместье города, где находится десница пророка Даниила. Он посетил святыню и совершил молебен, источник освятил, который с давних времен там есть. И кто-то попросил: «Ваше Святейшество! Вот фисташковое дерево у нас много-много лет назад засохло. А Вы покропите его святой водой». А оно находится в десяти метрах от мавзолея, где хранится десница святого пророка Даниила. Патриарх покропил это дерево, и на следующий год оно заплодоносило, принесло плоды, хотя много лет было засохшим! И эту легенду рассказывают экскурсоводы. А дерево до сих пор, с 1996 года, огромное, старинное, плодоносит.
– Отец Мелхиседек, расскажите о самых ярких Ваших впечатлениях от поездки.
– Самые яркие впечатления у меня от яркости погоды, улыбок людей, их настроения. И еще я был на Боткинском кладбище, где похоронены выдающиеся личности: отец Борис (Холчев), архимандрит, который был духовным чадом старца Нектария, и один из трех дореволюционных кандидатов на патриаршество Арсений (Стадницкий)... Я зашел в евангельский кружок. Это было в половине четвертого вечера. Я подумал: воскресный день, уже давным-давно служба закончилась… И вижу, с какой ревностью люди собрались внутри храма, обсуждают, толкуют Евангелие. У нас такое встречается редко. И я подумал: неужели нам надо оказаться в меньшинстве, чтобы полюбить православие?
– Да, мы избалованы. Мы не понимаем счастья.
– Река, которая течет широко, мелкая. Когда берега сужаются, уровень воды поднимается. Поэтому давайте любить наши храмы, святое православие, молиться за родных, близких и за Среднюю Азию, где русские христиане в меньшинстве. Чтобы мир и согласие были на этой земле, чтобы, не дай Бог, ничего не было разрушено никакими иными идеями, конфронтацией. Храните святое православие, читайте пророка Даниила и радуйтесь, что мы, христиане, есть не только в Российской Федерации, но и в наших братских странах.
– Батюшка, большое Вам спасибо, было очень интересно! Я надеюсь, что Вы продолжите баловать нас подобными рассказами, потому что Вы много путешествуете по России. Сердечно Вас благодарю!
Автор и ведущая программы Любовь Акелина
Записали Наталья Титова и Мария Лытасова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 10 мая
День ангела. 10 мая
Церковный календарь 10 мая. Преподобный Стефан, игумен Печерский
Евангелие 10 мая. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул
Читаем Апостол. 10 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!