Таинства Церкви. Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным)

20 мая 2023 г.

Сегодня архимандрит Мелхиседек (Артюхин) продолжит отвечать на ваши вопросы.

– Батюшка, вопросов, как всегда, много, но, прежде чем к ним перейти, поговорим о другом. Совсем недавно я узнала, что Вы хотите сделать музей своей семьи. Я была тронута этой идеей и решила, что сделаю то же самое. Как у Вас вообще появилась эта идея?

– Это громко сказано. Из разговоров с мамой выяснилось, что в селе Новые Котлицы, где они жили, был храм в честь Зачатия Иоанна Предтечи. Это выяснилось только под конец жизни мамы. Когда ее не стало в 2019 году, меня потянуло в родные места. Александр Сергеевич Пушкин писал:

Два чувства дивно близки нам –

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам…

Храм существовал в нашем селе с 1632 года, то есть стоял три столетия. В 1939 году его разрушили. И 11 декабря 2022 года владыка Нил, епископ Муромский, освятил новый храм в честь Зачатия Иоанна Предтечи. На старом месте удалось восстановить дом, где жили мои родные и близкие.

От мамы остались старые фотографии, какие-то из них были порваны, потрепаны, но мне удалось их отреставрировать и восстановить древо: прапрабабушка, прабабушка, бабушка и ветка от деда. У деда было пять братьев, четверо из них воевали, участвовали в Великой Отечественной войне. Меня в честь деда назвали Павлом (это мое имя в миру). В 1942 году дед был ранен в руку. Что интересно, он служил в инженерном батальоне, и, когда меня призвали в армию, я тоже служил в инженерном полку. Вот такие интересные совпадения.

Хотелось бы в том доме, который восстановится, развесить фотографии на стенах, с подписями, фамилиями. Очень много родни. Всего было шесть братьев, у всех были дети.

Как возникла эта идея? У Достоевского спрашивали, где он берет сюжеты для романов, рассказов. Он отвечал: «Я реалист, я все беру из жизни». Поэтому я тоже ничего не придумывал, обстоятельства жизни диктуют, что делать или не делать. Кто-то сказал, что лучше сделать и пожалеть, чем не сделать и сожалеть о несделанном. Если попытаться – может получиться, если не пытаться – не получится точно. Армяне говорят: под лежачий камень коньяк не течет.

Мы плачем, скорбим, что у нас что-то не получается, что жизнь какая-то не такая. Блаженный Августин (V век) говорил: «Вы говорите, тяжелые и страшные времена? Мы и есть времена. Какие мы, такие и времена».

Вспоминаю, как раньше люди выходили на субботник и облагораживали территорию вокруг дома, что-то развешивали в подъезде, стелили красивые коврики, на почтовые ящики ставили цветы. То есть люди сами создавали ту среду, в которой жили. Мы не можем ответить за все государство, за всю страну, за свой город, но мы можем и должны что-то делать у себя дома, на работе, в своем подъезде, на приходе. Сейчас мало людей, которые воспринимают храм как родной дом. Кстати, старец Варсонофий говорил, что некоторым людям в храме на службе скучно. А вот если бы они пришли и в храме пол помыли или цветами все украсили, то в храме уже было бы не так скучно. Дома ведь все знают, как что сделать, улучшить… Поэтому не надо ни на кого надеяться, надо надеяться на Бога и обязательно двигаться, шевелиться.

Бывает, у мужа с женой что-то не складывается, какое-то охлаждение в отношениях. Жена считает, что она стала мужу неинтересна, что он ее разлюбил. И не обращают внимания друг на друга. Александра Федоровна, жена последнего императора, говорила, что любовь – это процесс. Когда я, например, бываю в школе, спрашиваю у детей, с каким словом рифмуется слово «любовь».

– «Морковь», наверное.

– Совершенно верно. Любовь – это не данность, это семя, которое должно вырасти. И это семя надо тщательно поливать, оберегать от всех ветров и напастей, чтобы никакой «леший» не залез в семью. Александра Федоровна говорила, что внимание, искреннее слово, поцелуй, участие в жизни супруга – все это чрезвычайно важно, это поддерживает отношения.

Если у вас что-то пошло не так, проявите творческий подход: смените обстановку, съездите куда-то в паломничество или посетите выставку, театр. Обязательно должно быть какое-то позитивное движение, потому что под лежачий камень вода не течет. Вот Вы, Любовь Сергеевна, хотели пригласить на какой-то спектакль...

– Хочу пригласить наших телезрителей в Новый театр, который находится на Мясницкой улице. Это театр Эдуарда Боякова, он режиссер православного фильма «Русский крест». Так что этот театр – под руководством православного режиссера. 23 мая в 19 часов в Новом театре будет спектакль «Царский венец», посвященный царской семье. Знаю, что очень много людей почитают царскую семью, интересуются их жизнью. Во всяком случае, это будет спектакль, на который пойти не стыдно, где не надо закрывать глаза или затыкать уши... Советую всем посетить Новый театр на Мясницкой улице. Мы знаем, что есть духовный театр «Глас». Вот теперь появился Новый театр Эдуарда Боякова. На спектакль можно пойти всей семьей.

– Это как вариант творческого подхода к тому, чтобы быть вместе. Когда люди вместе смотрят телевизор, это вовсе не означает быть вместе...

– Батюшка, Ваша идея с музеем потрясающая. Я тоже возьму старые фотографии своих предков, которые сохранились, оцифрую их, как сделали Вы, и, может быть, повешу на стену.

– Обязательно надо рассказать сыну, невестке. Чтобы внуки, которые появятся, понимали, кто это.

– Мы сейчас вешаем на стены что угодно, кроме фотографий своих близких. В русских домах раньше всегда на стенах висели фотографии. Надеюсь, наши зрители тоже последуют Вашему примеру...

– Когда мы приехали в Оптину пустынь (это был 1988 год), моя мама тоже принимала участие в ее восстановлении. Она работала в отделе кадров; именно моя мама, Елена Павловна Артюхина, и создала отдел кадров монастыря Оптина пустынь. Что интересно, в деревне, где она жила, ее звали не по имени, а по отчеству – «Павловна». Для меня это было необычно, немножко резало слух. А потом я подумал, как это важно: ты – чья-то дочь, дочь уважаемого человека, и тебя зовут по отчеству. То есть идет отсылка к отцу. Это настолько глубоко, серьезно!..

– «Отчество», «Отечество» – один корень.

– Сейчас на Западе даже отчеств нет, только одно имя.

– И мы, к сожалению, по примеру Запада тоже перестали друг друга называть по отчеству. Иногда еду в машине и слушаю по радио, как общаются корреспонденты и ведущие, – называют друг друга по именам: Маша, Вася, Петя. Неуважение полнейшее...

Хочу рассказать еще об одном спектакле, на котором я была буквально вчера в театре «Модерн». Это спектакль режиссера Юрия Грымова «Война и мир». Спектакль идет 3 часа 20 минут. Режиссер взял одну линию – Пьера Безухова, проследив, как он из Пьера Безухова, который был франкмасоном, потихоньку становится Петром Кирилловичем, русским человеком, желающим убить Наполеона.

Представляете, действие спектакля начинается православной молитвой, духовными песнопениями. Зрители входят в зал под православные песнопения, на сцене священник исповедует прихожан, идет глубокая молитва. И так далее. И заканчивается спектакль потрясающим действием, в котором принимает участие всем известный хор Свешникова, замечательный коллектив. Изгнание Наполеона, преобразование Пьера в Петра Кирилловича – тоже под православные песнопения. Практически нет диалогов, только православные молитвы. Я, конечно, не могу сказать, как реагировали остальные зрители в зале; наверняка не всем это было понятно, это сложно. Но меня это не могло не порадовать. Глубочайшее понимание и роли Церкви, и молитвы...

– Это радостно, что на фоне «культурного» (в кавычках) беспредела появляются такие светочи. Дай Бог! Потому что слово формирует сознание.

– Да, какие-то подвижки существуют. Уже песнопения появляются, и привлекаются серьезные коллективы для этого, которые восхитительно поют. Может быть, все будет хорошо.

Вот такая интересная преамбула у нас получилась. Теперь перейдем к вопросам.

Первый вопрос: «Нужно ли покрывать голову при домашней молитве?»

– Если у вас вдруг возникло желание остановиться на несколько секунд и прочитать молитву «Отче наш» или «Богородице Дево, радуйся», то вовсе необязательно. Тем более когда мы готовим или стираем, молитва может идти фоном, и платок значения не имеет. Главное, чтобы не было какой-то внутренней отговорки: «Я не молюсь, потому что не в платке». Если вы специально встали на молитву – тогда в платке. Если молитва идет всегда, то в любом состоянии.

– Вопрос: «У нас запланирована свадьба на 2 июня. Но 6 мая умер человек, за которым ухаживала мама моего будущего мужа. Мы все проживаем в его доме, хотя он нам и не родственник. Можно ли нам жениться до сорока дней или перенести свадьбу? Сорок дней будет 14 июня. Очень жду ответа».

– Свадьба сейчас (тем более законная) – такая большая редкость, что это уже стало каким-то эксклюзивом. Узаконивание ваших семейных отношений будет самой большой и доброй памятью о нем, потому что вы стараетесь жить по-христиански (через законный брак, через таинство Венчания). Поэтому ничего такого нет. Ведь сначала была намечена свадьба, потом человек умер. Даты, кому и когда рождаться в вечность, зависят от Господа. Если бы он сначала умер, а потом пришла идея играть свадьбу, сроки были бы иные. Но поскольку сроки свадьбы уже были назначены, внезапная кончина человека не должна менять этих планов.

– Вопрос: «Может ли духовным наставником быть мирянин? Он человек верующий, алтарник. Душа ему открывается, часто обращаюсь к нему за советом. Исповедуюсь, конечно, у священника».

– Епископ Игнатий (Брянчанинов) говорил, что самая спасительная ситуация – 2–3 единомышленных брата, живущих в совете друг с другом. Но это он говорил про монастырскую жизнь. В Писании есть такие слова: «Обретший друга обрел сокровище». Если нашли единомышленного собрата, это прекрасно. Непонятно из вопроса, кто это пишет: женщина или мужчина. Если женщина, то нужно иметь осторожность. Одна женщина писала старцу Макарию, что у нее с мужчиной чисто духовные отношения, духовная дружба. И старец Макарий ей ответил: «Только, пожалуйста, не забывай, что плоть от духа недалеко отстоит».

Дружба между мужчиной и женщиной (тем более если люди в браке) всегда под большим вопросом. Будьте осторожны, чтобы через духовное общение не вкралось что-то недуховное.

А вообще спасение – во многом совете. Не в совете со многими, а во многом совете. Греки говорят: «Кто сам себе советчик, тот сам себе враг».

Я был в мае в деревне у сестры, и у нее уже были маленькие помидоры. И это в начале мая! Я ее спросил, как ей это удалось. Она сказала, что посоветовалась. Теперь у нее в середине мая уже свои помидоры. Даже относительно этого люди советуются и имеют успех. Тем более в делах серьезных и в делах духовных нужен совет. Если этот советчик – священник, это самая счастливая ситуация. Начинать можно с мирян, если таковые имеются. Думаю, такой ситуации можно только позавидовать, когда с кем-то можно решать свои проблемы.

– Вопрос: «Можно ли ходить в один храм, а исповедоваться в другом, потому что стыдно?»

– Интересно. Но лучше исповедоваться, чем не исповедоваться. Если такие обстоятельства, можно. Порой ведь бывает так, что священник, который является духовником, живет на другом конце города или вообще в другом городе, поэтому мы ходим в храм, который близко, а исповедоваться и причащаться ездим к духовнику. Такие ситуации допустимы. Когда есть выбор, люди все-таки ищут священника, чтобы было созвучие душ. Как говорил старец Лев, свой свояка увидит издалека. Оказывается, свояк должен быть. Даже если на приходе два священника, народ будет выбирать.

– Вопрос: «Можно ли молиться на русском языке, если не знаешь церковнославянского? Я новоначальный, мне пока сложно читать молитвы не на русском языке».

Еще его интересует вопрос, можно ли читать молитвы с телефона.

– Можно. Например, читать Псалтирь можно сначала на русском. Потом, когда начнешь читать на церковнославянском языке, уже будет перевод непонятных оборотов и выражений. У меня, например, Псалтирь с параллельным переводом, я читаю на церковнославянском, а если встречаются непонятные обороты, сразу смотрю на русском языке. Можно наоборот: сначала читать на русском, потом потихоньку переходить на церковнославянский язык.

Что касается телефона, у меня однажды возникла ситуация, когда надо было срочно найти тропарь Иову Многострадальному. В молитвослове этого нет. На сайте azbyka.ru я нашел тропарь, кондак этому святому. Интернет подсказал. Поэтому нет проблем.

Бывает, в храме люди поют, например, акафисты Спасителю и Богородице, глядя в телефон. Я считаю, надо заранее принести текст в бумажном виде. Представим такую ситуацию: поешь ты акафист, глядя в телефон, звук телефона выключен, но вдруг приходит сообщение или поступают звонки. И что получается? Поэтому в храме телефон не надо использовать, я считаю, внутри храма это недопустимо. Лучше использовать текст на бумажном носителе.

– Телефон нужно использовать, если какая-то особая нужда, например, когда в дороге нужно что-то почитать. Так что будем все использовать разумно.

Батюшка, спасибо большое...

– Помните мысль: если попытаться – может получиться; если не пытаться – не получится точно. Мы идем по пути спасения; если не получается – ползем, если не получается и ползти, хотя бы лежим в направлении спасения.

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 13 июля: 03:00
  • Суббота, 13 июля: 13:00
  • Воскресенье, 14 июля: 01:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать