Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным

25 июня 2022 г.

Сегодня мы продолжаем беседовать с протоиереем Владимиром Волгиным, настоятелем храма в честь Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках города Москвы и храма в честь Трех Святителей в Архангельском (поселение Воскресенское). Сегодня отец Владимир будет рассуждать на тему: состояние мира перед пришествием Христа.

– Батюшка, тема очень актуальная. Наверняка Вы найдете сравнение с современным состоянием мира и общества. Рада, что эту тему Вы затрагиваете именно сегодня.

– Хочу поздравить соотечественников с Неделей всех святых, в земле Русской просиявших. В прошлое воскресенье была Неделя всех святых, а завтра – Неделя всех русских святых. Разница большая: тогда был праздник всеобъемлющий, посвященный всем святым нашей планеты, а сейчас – русским святым. Можно сказать, это наш домашний праздник. Поэтому всех поздравляю с этим праздником!.. Знаете, когда при знакомстве человек говорит, что его зовут Иваном, я говорю: «Русское имя». Но вообще хочу сказать (если не все знают), что Иоанн – имя еврейское. Иван – это как бы наша транскрипция от имени Иоанн.

Все святые явили разные подвиги. Уподобившись Христу в том или ином служении, очистив свою душу, люди причислены к лику святых. Но хочу сказать, что русская святость имеет некоторые акценты. Например, юродство было и во Вселенской Православной Церкви, но в особенности подвиг юродства присущ Русской Церкви. Очень много юродивых было в России. Не буду перечислять их имена, думаю, их знают. Кому интересно, можно углубиться в этот вопрос, изучить, в чем состоит подвиг юродства, в чем его смысл.

Еще Русской Церкви присуще страстотерпчество. Например, святые благоверные князья Борис и Глеб – страстотерпцы. Они могли бы призвать воинов и устроить резню, но решили отдать свои души за Христа, ради того, чтобы воины, русские люди не погибли, чтобы не пролилась кровь ни с той, ни с другой стороны.

Царская семья – тоже страстотерпцы. По некоторым историческим сведениям, Николаю II и его семье предлагали выехать за границу. Существует мнение, что вряд ли они смогли бы воспользоваться этим предложением – те люди, которые здесь руководили революцией, не были заинтересованы в этом. Царь Николай II отказался от этого предложения. Скорее всего, отказался по внутреннему своему расположению – не хотел оставлять Россию, потому что был сыном нашего Отечества, Русского государства.

Некоторые источники говорят, что Николаю II было открыто, что он умрет мученической смертью и его кончина совершится в 1918 году. Так и произошло с царской семьей: они отдали души свои за Русское государство.

Как оценить и осмыслить подвиг страстотерпчества с точки зрения разума? Царь положил голову на плаху: в чем суть? Как сказано в Евангелии: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Царь не хотел большего кровопролития, которое могло бы совершиться в государстве. Если бы он не отказался от трона, не последовал бы в ссылку и на плаху, неизвестно, чем закончилась бы эта революция. Конечно, чуть позже была гражданская война, но могла бы, наверное, случиться очень кровопролитная война.

Мы не до конца осмысливаем этот подвиг страстотерпчества. Для меня это лабиринт. Но ясно одно – царь Николай II положил душу свою за Русь.

Вот особенности русской святости, на которые я хотел обратить внимание. Еще раз поздравляю всех с этим замечательным днем всех русских святых, молящихся за нашу Русь, за нашу Россию. Благодаря молитвам всех святых, в земле Русской просиявших, наше государство продолжает не только существовать, но и укрепляться, чтобы иметь будущее, гораздо более светлое. Боюсь этих слов, потому что о светлом будущем все время говорили коммунисты, но я говорю о светлом будущем в христианском смысле.

Теперь перейдем к заявленной теме. Состояние мира перед пришествием Господа Иисуса Христа было очень сложным. Мир, можно сказать, катился в бездну. В том числе иудейский мир. Почему в первую очередь я говорю об иудейском мире? Потому, что они были носителями истинной веры, они познали Бога, им был дан завет. Они могли иметь непосредственные отношения и связь с Богом, но часто уклонялись от истинной веры и шли назад, к язычеству. И только пророки, которые были устами Божиими, выправляли их стези, и иудейский народ возвращался к истокам первоначальной веры.

Историки Церкви начинают с языческого мира, но, думаю, правильно начать с иудейского мира. Потому что все то, что происходило в мире (даже языческом), было основано на вере или отступлении от веры иудейского мира.

То, что сейчас происходит в России, – это, можно сказать, зеркальное отображение другого. В каком смысле? До событий, которые мы сейчас переживаем, Церковь на Украине разделилась на части: там есть и Украинская Православная Церковь, и греко-католики, и Русская Православная Церковь. Наблюдая за этим со стороны, я понимал, что это легко не обойдется украинскому народу, что какие-то последствия будут. Ведь что такое раскол? Единый народ раздробился на несколько частей, и каждая часть в той или иной степени антагонистически относится к другой части...

Не может устоять государство, в котором существуют такие разделения. Не может быть добрым государство, которое не является монолитным в плане народных верований, в котором люди не единомысленны, не единодушны. И мы имеем то, что имеем: развал духовный. За это несут ответственность власти Украины, потому что они могли бы контролировать эти процессы, но не контролировали, более того, поддерживали неканонические Церкви, враждебно относились к Русской Православной Церкви, а значит, к русскому народу. Не знаю, какие еще движения интеллектуального, душевного, психологического плана совершались в отношении России; по информации, над украинским народом работало очень много специалистов для углубления агрессии в отношении России.

Сейчас мы имеем то, что имеем. Я глубоко убежден, что все это произошло на основе развала церковного единства на Украине. И это печальная страница в истории России и нашей Церкви. Но, думаю, все выправится. Вообще странно говорить отдельно об украинском народе; это русский народ. И это была аномалия – разделение Украины и России.

То же самое произошло и в иудейском народе. Ко времени пришествия Христа ветхозаветные верования иудеев тоже раскололись. Фарисеи – можно сказать, особая религиозная каста. То, что они считали себя особыми, видно из евангельской притчи о мытаре и фарисее. Фарисей, придя в храм, молился так: «Благодарю Тебя, Господи, что я не такой, как прочие люди». Вот этот дух воспитывался в фарисействе. Они действительно старались исполнять закон, молились. Господь говорил, что не надо молиться открыто, а они могли молиться прямо на улице, на виду у всех. Они имели воскрилия на одеждах (воскрилия – это особые кисти на одежде, которые были нагружаемы заповедями из закона Моисея). Фарисеи были почитаемы людьми за то, что действительно внешне стремились к точному исполнению заповедей Божиих. Но Господь сравнил их с гробами окрашенными, которые внутри полны всякой мерзости.

Пожалуй, сегодня на этом закончим. В будущей программе вернемся к этой теме.

– Тема очень интересная и актуальная. И Вы правильно сказали о состоянии современного мира. К сожалению, как мы знаем, все развивается по спирали: и взлеты, и падения. Но будем уповать на милость Божию и надеяться, что все у нас будет хорошо...

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 03 декабря: 03:00
  • Суббота, 03 декабря: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать