Таинства Церкви. Беседа с прот. Владимиром Волгиным

24 апреля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Сегодня протоиерей Владимир Волгин продолжает размышлять о пророчествах о явлении в мир Спасителя Господа нашего Иисуса Христа.

– Отец Владимир, сегодня поймала себя на мысли, что, находясь в поселении «Архангельское», не устаешь удивляться архитектурной красоте храма Трех Святителей, который был построен при Вашем непосредственном участии с помощью Ваших духовных чад. Казалось бы, простая легкая русская архитектура, но сколько в ней силы, духа, твердости!

Во время Великого поста, казалось бы, мы меньше едим, меньше спим, больше бодрствуем, молимся; может быть, и устаем больше, а силы не убывают. Какое-то удивительное чувство! Благодарю Вас, батюшка, что и Великим постом, несмотря на то, что идут сложные богослужения и, естественно, Вы устаете, Вы продолжаете участвовать в программах телеканала «Союз». Спасибо!

– Для меня это большая честь! С другой стороны, когда нас рукополагают в священство, нам вручается не только совершение таинств и богослужений, но и апостольская проповедь, которой мы должны все время заниматься, радея об умножении паствы Православной Церкви и просвещая ее. Ведь очень многое зависит именно от беседы священника с человеком, который хочет приблизиться к Церкви. На этом пути, конечно, нужен путеводитель, и мы, если Бог благословляет, являемся на этом пути путеводителями для людей, ищущих Бога.

Перед тем как перейти к нашей теме, хочется сказать о том, что наша Православная Церковь, будучи чадолюбивой Матерью, воспитывает нас и открывает нам путь к спасению. Безусловно, в Евангелии много сказано о спасении Самим Господом Иисусом Христом. На вопрос, как возможно спастись, Господь отвечает: исполняй заповеди Божии. Кроме этого призыва об исполнении заповедей Божиих Господь оставил нам Церковь, где совершается Божественная литургия, таинство таинств. Без этого таинства вряд ли возможно исполнить заповеди Божии, а лучше сказать – невозможно исполнить.

Хочу обратить внимание: посмотрите, как Церковь благодатью Святого Духа указывает нам на те совершенства, которые мы можем стяжать только благодатью Божией. В первую Неделю Великого поста празднуется Торжество православия. Православие победило все существующие ереси; в 787 году был последний иконоборческий Собор. Были и другие Соборы, которые еще и еще раз положили конец иконоборству. Но главное другое – совершилось торжество православия. Каким образом оно могло совершиться? Только благодатью Святого Духа.

Далее – Неделя святителя Григория Паламы. Если бы святитель Григорий Палама, обладая очень глубоким и широким образованием, основывался только на разуме, а благодать Святого Духа отсутствовала бы, то не было бы победы над Варлаамом, который был удивительно образованным человеком, сведущим и в богословии, и в философии, и в литературе, и так далее. Только благодатью Духа Святого произошла эта победа.

То есть Церковь указывает нам, как мы можем оказаться по-настоящему православными, носителями православного духа в себе: стяжанием Фаворского света. Господь Иисус Христос призывает: будьте светом для мира и солью для земли, чтобы люди видели ваши добрые дела и прославляли Отца Небесного. Даже не слова прославляют Отца Небесного, а именно жизнь человеческая. Изнутри души таких людей светит Фаворский свет.

Как же возможно достичь этого Фаворского света? Вслед за Неделей Григория Паламы идет Крестопоклонная неделя. «Кто не отвергнется себя и не возьмет креста своего, тот не достоин Меня», – говорит Христос. То есть мы должны нести крест испытаний, страданий, болезней, печали, воздыханий с благодарностью, с одной стороны. С другой стороны, подражая Христу, мы можем распяться на кресте и пригвоздить свои страсти и похоти к кресту, чтобы очиститься, стать другом Христа.

Далее идет Неделя преподобного Иоанна Лествичника, стяжавшего Дух Святой, с отроческого возраста посвятившего себя Церкви. (Мы говорим о стяжателях.) Большим аскетическим трудом он стяжал благодать Святого Духа, покоряющую людей и склоняющую людей к истинной православной вере. Вот один путь.

Другой путь – покаяния. И далее Великим постом идет Неделя преподобной Марии Египетской. Великая блудница, совращающая почти на протяжении двадцати лет и малого, и старого, вдруг озаряется Христом, уходит в пустыню, где после нескольких десятков лет становится стяжательницей Духа Святого так, что преподобный старец Зосима видит ее стоящей над землей в огненном столпе Духа Святого.

Православная Церковь показывает нам этот путь и говорит: не отчаивайся, человек; несмотря на то, что ты грешник (прелюбодей, вор, убийца; может быть, все существующие грехи уже совершил и продолжаешь совершать), не отчаивайся в своем спасении. Посмотри на Марию Египетскую: она была блудницей. Таисия Египетская была блудницей. Евдокия была блудницей. Авва Моисей Мурин был разбойником. И они стяжали Дух Святой. Для них не был закрыт путь к покаянию. Да, это узкий путь. С одной стороны, стыдно. С другой стороны, очень тяжело переделывать себя, перековывать свою плоть, свои привычки, свою душу. Но путь открыт для всех, для каждого из нас.

Покаяние и аскеза. Обратите внимание: сначала Мария Египетская покаялась, а потом ушла в пустыню. Без аскезы не обойтись. Конечно, были такие счастливчики (я говорю условно), как разбойник, висящий на кресте: он вел непонятно какой образ жизни, был разбойником, но в последний момент раскаялся и стал первым гражданином Царствия Божьего. И для людей, которые стоят перед смертью, тоже открыты врата: только пожелай – и окажешься в раю вместе с Всемилостивым Господом и Спасителем.

На основе Ветхого Завета я хочу еще и еще раз убедить всех нас в том, что Господь Иисус Христос – Истинный Христос, Истинный Мессия, Спаситель мира. О Нем говорили все пророки, и, слава Богу, эти пророчества сохранились неповрежденными. И мы снова и снова говорим об этих пророчествах о Христе, дабы убедить всех в том, что это был не просто необыкновенный Человек, обладавший разными дарами. На человеческом пути встречаются такие люди. И те, которые занимаются черной магией, колдовством, тоже что-то могут и являются чудотворцами, но только делают это силой князя бесовского; они являются адептами дьявола. А Христос – Сын Божий, Вторая Ипостась Пресвятой Троицы.

Переходим к пророчествам, которые очень важны в доказательство того, что Христос – не обыкновенный Человек, но Сын Божий и Сын Человеческий. Некоторые богословы используют термин «антиномия»: то есть совершенно противоположные доказательства о Христе, с одной стороны – исключающие друг друга, с другой – дополняющие друг друга и свидетельствующие о том, что во Христе две природы: человеческая и Божественная.

Будучи Человеком, Он страдал и испытывал все то, что мы с вами испытываем по плоти, по человечеству. Когда Он прослезился, услышав о том, что Лазарь умер, в Нем говорило Его человечество. Когда Он взалкал после сорокадневного поста, это тоже говорила плоть человеческая. Он ел и пил вместе с мытарями, грешниками и другими людьми, что тоже говорит о Его человечестве, о том, что Он был не только Богом, но и Человеком.

Говоря о Богочеловечности Христа, я часто привожу излюбленный пример – Гефсиманский сад: когда воины вдруг отступили от Него и пали на землю – Господь показал Свое Божество; когда воины приступили к Нему – Свое человечество.

Мы остановились на пророчествах о воскресении Христовом. Повторю замечательные слова пророка Исаии, за много веков предсказавшего события, которые произойдут со Христом. Он проповедовал Христа в своем слове.

Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Он был презираем, Его заплевывали, били по ланитам, били палкой, надели на Него терновый венец. И даже первосвященники вместе с народом, как дети, кричали, когда Господь висел на кресте: «Если Ты Сын Божий, сойди с креста». Вроде бы разумные люди, облагодатствованные первосвященством, а говорили такие несуразности. «Распни, распни Его», – кричал народ.

Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши. Мир тогда еще не понимал этого. Даже если бы люди знали, что это Христос, понять, осознать Его эсхатологический подвиг тогда было невозможно. Так же, как апостолы не могли понять, как Христос говорит о Своем воскресении, о Царствии Божием, о том, что не у Него  власть, кого сажать налево и направо, а только у Бога Отца. И многое другое было им непонятно. В Евангелии иногда указывается, что сердца их были черствы, окаменены, еще не облагодатствованы Духом Святым.

Наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились... Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. Перед Понтием Пилатом Он молчал. Понтий Пилат удивлялся, почему Он не говорит, не отвечает ему ни на один вопрос. Он был безгласен. Да и что говорить, когда уже понятна воля Божия. Никакие оправдания не могли спасти Христа; собственно, Он и не желал этого. Он стремился к завершению Своего подвига – распятию на кресте.

Когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет.

Почему с довольством будет смотреть на Свой подвиг? Потому, что Он искупит первородный грех человеческий. Доселе врата в Царствие Божие были закрыты. А с тех пор, как Господь Иисус Христос распялся на кресте, открылись врата в Царствие Божие. И как чадолюбивая мать, как Бог, возлюбивший Свое творение, Он, конечно, с довольством взирает на людей, идущих по пути к спасению, ведающий и знающий, что теперь ни один праведник, ни один святой не упрется лбом во врата, бывшие закрытыми. Никаких препятствий теперь нет: врата открыты вот уже две тысячи лет, и человек возвышенной жизни свободно и легко войдет в Царствие Небесное. Как Богу Отцу не взирать на это с довольством?

– Отец Владимир, сердечно Вас благодарю. Я должна задать вопрос от наших зрителей, которые иногда встречают меня в храмах. Люди смотрят наши передачи, в которых мы говорим о замечательном храме Трех Святителей в «Архангельском», показываем его, но, как выясняется, это закрытая территория. А многим очень хочется прийти к Вам и присутствовать на Божественной литургии. Так как Вы являетесь еще и настоятелем храма Софии Премудрости Божией, люди спрашивают, когда Вы бываете в храме на Софийской набережной. Потому что этот храм приходской, открыт для всех. Людям очень хочется к Вам прийти.

– Это очень легко сделать. В Интернете есть страница нашего храма, где написано расписание служб, литургий, когда я буду предстательствовать перед престолом и Господь через меня будет совершать Божественную литургию.

– Итак, дорогие друзья, повторю, что на Божественную литургию можно прийти в храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках (это на Софийской набережной). В Интернете есть сайт этого храма, где можно посмотреть, по каким дням в храме служит отец Владимир Волгин.

Также скажу, что лучше всего добраться до метро «Новокузнецкая» и немного пройтись пешком до храма. Поверьте, прогуляться по старой Москве – одно удовольствие. Можно пройти по улице Пятницкой...

Храм Софии Премудрости Божией – один из самых красивых храмов в Москве, с моей точки зрения. Храм построен в стиле русского узорочья. Таких храмов не так много сохранилось в Москве. Вы можете посмотреть на замечательную архитектуру. Совершенно уникальная колокольня, которая недавно подверглась реставрации. Под колокольней – тоже замечательный храм «Взыскание погибших». Поверьте, это тоже одно из чудес современной реставрации.

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 25 сентября: 03:00
  • Суббота, 25 сентября: 13:00
  • Суббота, 02 октября: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​