Таинства Церкви. Беседа с прот. Владимиром Волгиным

19 июня 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Сегодня протоиерей Владимир Волгин завершает цикл программ, посвященных ветхозаветным пророчествам о явлении в мир Господа нашего Иисуса Христа.

– Батюшка, мы только что пережили праздник Вознесения Христова. Он всегда сопряжен с радостью, но, с другой стороны, многие испытывают некую печаль, потому что Господь покинул эту землю, вознесся. Некоторые переживают и думают, что Господь нас оставил, вознесшись на небо.

– Я поздравляю всех с  великим праздником Вознесения Господня. Мне кажется, мы немножко неправильно относимся к этому празднику, когда печалимся и думаем, что Господь нас оставил. В свете Евангельской истории – да, оставил. Хотя Господь Иисус Христос предупреждал об этом и говорил: Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам. И что это будет для учеников гораздо отраднее, чем пребывание Христа с ними.

Второй момент. Господь – Вездесущий. В историческом смысле Он вознесся, но Он везде присутствует, Он остался рядом с нами. И если захотеть, можно достичь Его (с Божьей помощью, конечно; без Божией помощи это невозможно). А некоторые могут даже и увидеть Его таким, как Он есть. Апостол Павел говорит: теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу. Праведники видели Господа Иисуса Христа лицом к лицу. Бога Отца – вряд ли, потому что Бог есть Дух, Свет, и если видели, то только Свет. А Господа Иисуса Христа, так как Он – Богочеловек, многие святые (и преподобный Серафим Саровский) видели таким, как Он был в земной жизни.

Событие вознесения, конечно, удивительное. В этом событии Господь показал не Свое человечество, а Свое Божество. Господь на глазах у учеников вознесся на небо; облако стало Его возносить. Ангелы небесные сказали ученикам: «Что вы стоите и смотрите на небо? Господь, вознесшийся на небо, придет таким же образом во Второе Пришествие».

Господь снова показал Свое Божество, Свое Божественное величие. И главное, Он открыл врата в Царствие Божие. Ведь после грехопадения Адама и Евы врата в Царствие Божие были закрыты, и к ним был приставлен херувим с огненным мечом. А теперь и для нас с вами, и для всего мира есть возможность усовершенствоваться и бодрыми, «веселыми ногами», как поется в пасхальном каноне, войти в Царствие Божие.

Когда Константин Великий объявил христианскую веру главной в своем государстве, его мать, равноапостольная Елена, ездила по разным местам, в том числе в Иерусалим, и повсеместно, где находила такую возможность, строила, воздвигала храмы. Она построила и храм Вознесения Господня. Что любопытно, при строительстве некую часть в середине купола никак не могли свести – архитекторам, строителям не удавалось это сделать, и это отверстие так и осталось. (К сожалению, мы этот храм не застали; он был разрушен в свое время.) Это была как бы вертикаль, восходящая от земли до неба, через которую прошел Господь Иисус Христос, возносясь.

Так что будем уповать на милосердие и любовь Божию. Нет воли Божией, чтобы погиб один из малых сих, то есть один из нас. Поэтому нам нужно каяться, чтобы по примеру разбойника стать гражданами Царствия Божьего.

– Спасибо, отец Владимир, за такие чудные поздравления и назидания. Я от имени всех наших зрителей, которые Вас очень любят и благодарят за эти программы, желаю многая и благая лета, здравия душевного и телесного Вам и Вашим близким, всем, кого Вы любите.

– Благодарю. Взаимно.

Перейдем к пророчествам. Хочу сделать анонс: когда мы закончим тему о пророчествах, то перейдем к свидетельствам современников, которые не видели, но слышали и фиксировали какие-то данные об исторической личности Иисуса Христа. Это же тоже интересно.

– Очень интересно!

– А после этого мы уже подойдем к толкованию Евангелия.

Мы остановились на том, что события ветхозаветной Пасхи, исхода евреев из Египта представляют наиболее емкие прообразы воскресения Христа. Ангел, видя знаки крови пасхального жертвенного агнца на дверях еврейских домов, проходит мимо («пасха» дословно с иврита – «проходить мимо»), поэтому еврейские первенцы спасаются. Это прообраз спасения всех людей Кровью Христа как Агнца, закланного за грехи мира.

Чем мы спасаемся? Конечно, мы спасаемся жизнью, исполнением заповедей Божиих, исповедью. Но главное – Тело и Кровь Господни, Божественная литургия. Ведь Господь сказал в Евангелии от Иоанна: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день... Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.

Знаете, когда я причащаю людей, то вижу, что как только вкладываешь лжицу в уста человека, происходит некая вспышка, лицо озаряется каким-то светом. Безусловно, это есть знамение будущего века. Это ограда, данная нам от Бога: Господь, войдя в нас через Свои Тело и Кровь, защищает нас, ограждает, вдохновляет, дает нам источники жизни, умиротворяет, просвещает и еще многое другое соделывает с нашей душой. И все это отделяет овец от неверующих людей (не хочу называть их словом, сказанным в Евангелии). Это надежда, опора в нашей будущей жизни; Господь «пройдет мимо» и не поразит нас отторжением от Царствия Божия.

С другой стороны, прообразом самого пасхального (избавительного) агнца является овен, которого обнаружил Авраам на горе Иегова-ире (дословно «Бог узрит»). А жертва Авраама своим сыном – как прообраз жертвы Бога Отца Сыном. Избавление Исаака символизирует воскресение.

Все знают это событие, когда Господь повелел Аврааму принести в жертву единственного сына. Их сын родился, когда Аврааму было 99 лет, а Саре – 90 лет. Это чудо Божие, что в омертвевшей утробе совершилось зачатие. Авраам, послушный Богу, ведет сына своего на заклание. Почему «Бог узрит»? Потому, что когда Авраам связал Исаака и занес руку с ножом, ангел с неба сказал, чтобы он не делал этого, что Господь его веру узрел. И благодаря этой вере Авраам наречется отцом большого потомства, что его невозможно будет пересчитать, и семя (не семена, не дети, а одно семя) будет избавлением людей от грехов их (см. Быт. 22, 9–17). То есть дается пророчество о будущем Мессии, Который уже был в чреслах Авраама, если можно так сказать.

Когда Авраам опустил свой нож, он увидел запутавшегося тельца (овна) в кустах, которого и принес в жертву вместо Исаака... Так Господь Бог принес Сына Своего Иисуса Христа в жертву за людей.

Прохождение через стихию, переход евреев через Чермное море и гибель фараона, также является прообразом воскресения, обновления, перехода из старого, «плотского» Египта в новую жизнь. То же относится к первому празднованию Пасхи после перехода через пустыню перед входом в землю обетованную.

Вообще здесь очень много разных образов. Хотя евреи прошли как по сухой земле через Чермное (Красное) море, тем не менее это является образом нашего будущего крещения: образ размыкающейся воды, которая спасает нас от гибели, ограждает от духа злобы и дает нам возможность прийти в землю обетованную, которой является Царствие Божие.

Образ будущего воскресения Христова – это образ пророка Ионы, который был во чреве кита три дня и три ночи. Господь Иисус Христос говорит об этом: ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф. 12, 40). Вообще Господь Иисус Христос несколько раз (кажется, три раза) говорил о Своей смерти и воскресении, но ученики не могли этого истолковать, принять. Сердца их еще не были облагодатствованы Духом Святым, поэтому эти слова были им непонятны.

Теперь пророчества о Дне Господнем, то есть о Втором Пришествии Христа. В Книге пророка Иоиля сказано:

Перед ними потрясется земля, поколеблется небо; солнце и луна помрачатся, и звезды потеряют свой свет. И Господь даст глас Свой пред воинством Своим, ибо весьма многочисленно полчище Его и могуществен исполнитель слова Его; ибо велик день Господень и весьма страшен, и кто выдержит его? (Иоил. 2, 10–11).

Вот таким образом осуществится Второе Пришествие, когда Господь придет судить живых и мертвых и будет определено место для каждого: либо вечный ад, мучения, либо Царствие Божие. От нас, от нашего намерения зависит наш путь.

Я немножко оптимистично смотрю на Страшный Суд. Подтверждение своим ощущениям нашел у отца Иоанна (Крестьянкина). Он  упоминает некоторые писания одного из старцев (имя его, кажется, не указано), который говорит, что большинство войдут в Царствие Божие.

– Какой оптимизм и как хочется в это верить! Радостно это слышать.

– И меньшинство будет ввержено в ад. Что же это за меньшинство? Это не грешники, как все мы, которые грешат, каются и не могут избавиться от своих грехов. Это закореневшие богоненавистники, которые боролись и борются с Богом, с Церковью, с христианским учением, отторгающие насильственно людей от веры, религии,  Церкви Православной, служащие так или иначе дьяволу. В Сан-Франциско в 60-х годах открылась церковь сатаны; то есть люди, которые ходят в эту церковь, сознательно исповедуют сатану. Ну а что творится в разных структурах, где не верят во Христа, – волосы встают дыбом! Такое бесчеловечное отношение к людям! Наверное, они, будучи меньшинством в этом мире, станут наследниками ада (не хотелось бы этого желать).

– Сердечно Вас благодарю, отец Владимир, за завершение цикла программ, посвященных ветхозаветным пророчествам.

– В следующих передачах мы рассмотрим свидетельства о Христе светских и глубоко образованных людей, почти современников Христа. Они свидетельствуют о том, что был такой необыкновенный Человек, как Иисус Христос.

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 11 декабря: 03:00
  • Суббота, 11 декабря: 13:00
  • Суббота, 18 декабря: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​