Таинства Церкви. Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным)

13 февраля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Сегодня на ваши вопросы отвечает архимандрит Мелхиседек.

К нам продолжают поступать вопросы, и каждый раз они серьезнее, сложнее.  Иногда они могут показаться бытовыми, но, согласитесь, в быту как раз и бывает глубокая правда.

Первый вопрос: «Считаю себя недостойной молиться, тем более просить у Бога что-то. Считаю себя очень грешным человеком, и все мои беды передаются детям, потому что им не везет в жизни. Дочери – 36 лет, она не замужем. Сыну – 24 года, он не найдет места в жизни, нет работы, увлекается “травкой”. Это такая боль! Виню себя. Прошу у Бога милости, но возникает такое чувство, что я недостойна милости и прощения. Хожу в церковь, причащаюсь, исповедуюсь, а покоя нет».

– Унывать и отчаиваться не надо. Безусловно, родители имеют огромное влияние на своих детей. Яблоко от яблони недалеко падает. Надо воспитывать ребенка, пока он поперек лавки лежит. Безусловно, это плоды воспитания. Хотя, иногда у пьяниц дети вырастают священниками, а у священников – пьяницами. Это тайна.

Приведу слова старца Паисия, которого имел счастье видеть на Афоне за девять месяцев до его кончины. Считаю, это было великое для меня событие. Когда к нему обращались с подобными вопросами о неустройстве в жизни, он спрашивал: «Ваши родители вас часто оскорбляли? Не заработали ли вы своим поведением какого-то проклятия?» И советовал матерям всегда благословлять детей, желать им блага. И матери действительно вспоминали, как детей в каком-то приступе гнева проклинали. Это может быть одной из причин такого неустройства детей.

С другой стороны, есть уже личные грехи самих детей. Если сын курит «травку», мама же его этому не учила, это его выбор. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Женщина считает себя недостойной, и это хороший признак, когда человек скромно о себе думает. Хуже, когда человек в жизни ничего делать не хочет, менять ничего не хочет, считает, что, заказав канон, акафист, молитву и подав записку Матроне, все само свалится с неба. Как само свалится? Старец Амвросий говорил: «Боже, поможи, но и ты, мужик, не лежи».

Поэтому нужно вспомнить и покаяться: может быть, посылали детям проклятие? Надо налаживать потихоньку свою жизнь, тогда будет налаживаться и жизнь внешняя. Потому что не может наладиться внешняя жизнь, если у человека не налажено внутри. Как в машине: самое главное – двигатель. Или в компьютере: пока внутри что-то не починишь, компьютер работать не будет. Поэтому начните с себя. И говорите скромно: «Господи, не моя воля, но Твоя да будет». Благословляйте детей.

– Я недавно брала интервью у замечательной певицы Елены Камбуровой. Она – кумир 60-х. Знаменита ее песня «Маленький принц», также она пела колыбельную в передаче «Спокойной ночи, малыши». Сейчас ей за восемьдесят лет, она руководит театром музыки и поэзии, где идут серьезные спектакли. Некоторые спектакли – по нашим бардам (в частности, по Б. Окуджаве). Она одна, детей у нее нет. Когда мы с ней затронули тему об унынии, отчаянии, она сказала, что уныние – это все-таки страшный грех. Надо в любом возрасте стараться быть полезным людям.

– Хочешь порадоваться – порадуй.

– Она с молодежью, с театром; поднимает общественность в пользу защиты бездомных животных. То есть человек находится в движении. Может быть, данной маме тоже надо принять большее участие в жизни детей?..

Следующий вопрос: «Моя девушка живет в православной верующей семье. Но у нее недуг: с подросткового возраста у нее различные приступы депрессии, она становится злой, равнодушной. Ее водили к православному психотерапевту, назначили лечение. Но однажды я увидел один из ее приступов, когда молился с ней: она зло и со страхом смотрела, даже святую воду откинула. Может быть, в ней бес? Что делать? Родители мне не поверят».

У молодого человека вот такой вопрос. Приступы депрессии – это страшно. Видите, даже святую воду в такой момент отбрасывает...

– Старец Варсонофий Оптинский говорил: волю Божию узнаю из обстоятельств жизни. Вот этому молодому человеку что-то приоткрывается в девушке, с которой он в будущем собирается связать свою жизнь.

Приведу такой пример. Мы приходим в обувной магазин и начинаем мерить обувь, которая нам понравилась. Шикарный фасон. Но начинаем мерить – размер не подходит, жмет. А может быть, разносятся? А может быть, как-то перетерпится? Ведь красиво на ноге. Но никто никогда не берет обувь, если она мала, если тебе уже сейчас жмет...

Женская депрессия – страшная штука. У нас и так в жизни много внешних факторов, приводящих к унынию, а если еще человек по природе такой, тогда получается уныние, умноженное надвое. Не будем сейчас задаваться тайной, беснование это или нет, но ему было что-то показано. Зачем лезть на рожон?

Кстати, старец Амвросий говорил по поводу брака: должны быть оба здоровы, нравиться друг другу и чтобы было родительское благословение. Не очень-то много условий. В таинстве Венчания не спрашивается о любви, любишь ты или нет. Я иногда шучу после проведения таинства, спрашиваю, с каким словом рифмуется слово «любовь». Взрослые стоят в оцепенении, а дети сразу говорят: со словом «морковь». Любовь – морковь. Морковь вырастает из семечка: мы семечко сажаем, и только через три месяца получаем плод. Так и любовь: она должна вырасти.

Поэтому старец Амвросий и не говорит о любви, но говорит, что должны нравиться друг другу. И должны быть здоровы.  Один из факторов счастливой семейной жизни, согласно словам старца Амвросия, – здоровье обоих. Кстати, в Антиохийской Церкви жених с невестой приносят духовнику справку о своем физическом здоровье. Потому что всякие сюрпризы могут быть. Например, молодой человек не ходил в армию, мол, родители откупили. Начинаешь вникать, смотришь военный билет, а там: заболевание сердца, плоскостопие, зрение или что другое. Надо заранее понимать, с кем мы связываем свою жизнь. У нас все обычно строится на общем впечатлении. Но старец Амвросий здоровье ставил на одно из первых мест.

– Недаром у великих князей, царей устраивали смотрины, которые заключались не только в оценивании внешней красоты, но проверялось и здоровье. И сколько было трагедий. Помните, у первой суженой Михаила Федоровича затянули волосы слишком туго и она упала в обморок. Думают: что-то не то, больна. И отправили. Трагедия. А на самом деле просто волосы затянули слишком туго...

Далее интересный вопрос: «Может ли человек с татуировками попасть в монастырь трудником?»

– Если татуировка не на лице. Сейчас ведь бывают татуировки и на лбу, и на шее, и на ушах. Главное, никого не напугать. Если она где-то на теле, то можно попасть в монастырь, помолиться о своей душе, потрудиться по силам. Татуировка – не препятствие.

– Следующий вопрос: «Можно ли сделать маленький крестик-татуировку вместо нательного крестика?»

– Это бред. А кто мешает носить нательный крестик?

– Копты делают татуировки в виде креста, но это другое.

– Это другая традиция: на правой руке на запястье у них татуировка. Мне люди рассказывали интересный случай. Они были в Египте, им нужно было выезжать из гостиницы в аэропорт. Подъезжает таксист, женщина сразу спрашивает: «Сколько до аэропорта?» Он отвечает: «Пять долларов». Она ему говорит: «Нам до этого тоже один говорил, что пять, а потом оказалось десять». Тогда он протягивает руку и показывает крестик: это как гарантия; если сказал пять долларов – значит, пять. Вот такой интересный момент. То есть: я христианин и за свои слова отвечаю.

– Крест нательный они могли снять, например, когда было нашествие врагов, а это уже не снимешь. То есть они заранее обрекали себя на мученичество.

– Совершенно верно... Поэтому ничего выдумывать не надо, и только ради понтов такую татуировку делать не надо. Носите нательный крестик. В советские времена в армии, например, ручкой рисовали крест на груди, чтобы хоть так выразить свою принадлежность к христианству. Но это другой момент. А сейчас зачем это делать?

– Признаться, не понимаю, зачем вообще делать татуировки. Конечно, татуировки (если они уже есть) не мешают общению с Богом. Но, с другой стороны, это вопрос культуры, эстетики, мировосприятия. Это же не наша традиция.

– Это отдельная тема, она минорная, и не хочется об этом говорить. Сейчас поголовно девушки с татуировками на руках, на ногах. Кто-то сказал: есть целомудрие тела, есть целомудрие кожи. Мы не имеем права нарушать целомудрие кожи. Кстати, в Ветхом Завете татуировки связаны с язычеством. Так что не так все просто.

– Вопрос: «Грех ли читать роман “Мастер и Маргарита”»?

Могу рассказать о себе. Я училась в 10-м классе, и тогда только-только появился роман «Мастер и Маргарита» в журнале «Новый мир». Однажды я до того зачиталась в электричке, что даже зонтик забыла... Для нас тогда это было настолько внове! Мы об Иисусе Христе знали потому, что была рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда», и то она появилась немножко позже. Нас это ошеломило тогда; это было, наверное, первое серьезное знакомство с Господом, с верой.

– Если вообще читать нечего, тогда можно почитать. Но когда человек уже познакомился с  Евангелием, с трудами святых отцов, возвращаться к тому не стоит. Кстати, когда я читал «Мастер и Маргарита» в 10-м классе, ничего не понял. Единственное, потрясающее впечатление произвел Иешуа. Я тогда не понимал, что речь идет о Христе (потому что рос в неверующей семье), но подспудно догадывался. Там совершенно прикровенный рассказ о Нем, со своими интерпретациями, и это единственное, что оставило какое-то светлое впечатление.

– Но это классика. Мне кажется, этот роман даже входит в школьную программу. Так грех или не грех читать этот роман?

– Не грех. Тот, кто не читал Евангелие, пусть читает. Но после Евангелия возвращаться назад не рекомендую.

– Конечно, искать в этих образах евангельские образы уже не стоит.

Следующий вопрос: «С мужем практически нет общения, даже поговорить не хочет. Целыми днями в телефоне в игры играет или телевизор смотрит. На этой почве тянет на непристойные мысли, что он занимается блудом. Как все это терпеть?»

– Такие мысли надо гнать, потому что это уже фантазии о родном человеке. Лучше погрешить в милости, чем ошибиться в строгости. В супружеской жизни и в отношениях не может быть такого, чтобы только один был виноват. Вы – две половинки одного целого, и если произошел какой-то сбой, значит, к этому имеют отношение оба.

Надо быть нежнее, внимательнее. Не устраивать расспросы, а создать уют, обстановку доброты, любви и верности, чтобы его тянуло не к телефону, а к жене. Очень и очень многое зависит от женщины. Муж – голова, а жена – шея: куда шея повернет, туда и голова. Поэтому надо обратить внимание на себя и сделать так, чтобы ему было интересно.

С другой стороны, сейчас это уже болезнь. Отсюда и название: «сети», и многие в них попались. Это на самом деле разъединение людей между собой. Это настоящая трагедия. Сейчас телефон уже роднее и ближе, чем живой человек, который находится рядом.

Бабушка одна смотрит: все мамашки в телефонах, а дети – где-то вдалеке, в песочнице, рядом машины ездят. Бабушка спрашивает: «А вы за детей-то не беспокоитесь?» Они отвечают: «Бабуля, не переживай. Wi-Fi дальше песочницы не работает». То есть дети сейчас тоже с гаджетами.

– В храмах иногда замечаю, как люди во время правила к причащению хватаются за телефоны...

– В нашем храме многие по телефону следят за ходом богослужения. Я категорически против этого, я – за бумажные носители. Почему? Новенький человек придет в храм и скажет: «Ничего себе! С телефоном во время службы...» Это соблазн какой-то.

– Но я не про это. Люди, которые не причащаются, во время чтения молитв ко причащению начинают копаться в телефоне, читать новости, просматривать сообщения. Думаю, что даже если ты не причащаешься, полезно послушать покаянные молитвы. Я никогда не делаю замечаний в храмах, но однажды  просто не выдержала. Я шла к Причастию, передо мной стояли молодые люди (причем не чужие храму, а которые помогают во время службы), и они вытащили айфоны и стали смотреть что-то. Я им сделала замечание, ведь мы все-таки к Чаше идем. Они извинились...

– Это уже крайность. Хорошо, что сказали, потому что это уже воспринимается как норма. Нужно свои храмы оберегать.

– Знаете, я, например, не беру с собой телефон, если храм находится рядом с домом.

– Правильно. Ничего за это время не случится. Телефон – это плен. Выход из этого один: предельно регламентировать время нахождения в различных сетях.

– Программа подошла к концу. Вопросов сорок три, а мы ответили только на девять. Но будут следующие программы. А сейчас – Ваше небольшое пожелание нашим зрителям.

– Внимать себе и всех благословлять. Сеющий с благословением с благословением и пожнет. Благословение к тебе вернется. Это касается всех: родителей, мужа, будущей невесты или жениха. Поменьше драматизируйте. И еще одно верное пожелание: не надо простые вопросы усложнять, надо сложные вопросы упрощать.

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 25 сентября: 13:00
  • Суббота, 02 октября: 03:00
  • Суббота, 02 октября: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​