Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным

10 сентября 2022 г.

Сегодня протоиерей Владимир Волгин, настоятель храма в честь Трех Святителей в поселении Воскресенское и храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках города Москвы, продолжает свои беседы.

– Прежде я хочу поздравить всех с великим праздником Усекновения главы Иоанна Предтечи, который состоится завтра, 11 сентября. Все, наверное, помнят, в связи с чем произошло усекновение его главы. У Анны Ахматовой есть такое стихотворение:

Дымное исчадье полнолунья,

Белый мрамор в сумраке аллей,

Роковая девочка, плясунья,

Лучшая из всех камей.

От таких и погибали люди,

За такой Чингиз послал посла,

И такая на кровавом блюде

Голову Крестителя несла.

Анна Андреевна Ахматова блестяще охарактеризовала ту девицу, плясунью, которая, можно сказать, соблазнила царя на то, чтобы в конечном итоге произошло усекновение главы Иоанна Предтечи. Она прекрасно танцевала на дне рождения царя Ирода, за что он обещал ей дать все, что она ни попросит. Наученная матерью, она потребовала главу Иоанна Предтечи.

Как мы знаем, Иоанн Предтеча обличал Ирода и Иродиаду (мнимую жену Ирода, потому что она была женой Филиппа) в прелюбодеянии, и это было ненавистно Иродиаде. Вот такой смелостью обладал пророк. В общем-то, это неудивительно, потому что Иоанн Предтеча воспитывался в пустыне и находился не только в постоянной молитве, но наверняка и в беседе с Богом. Ему, как человеку, познавшему Бога, ничего не было страшно. Апостол Павел говорил: для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение (Флп. 1, 21). Думаю, для Иоанна Предтечи смерть тоже была приобретением.

Мужество, стойкость, предельный аскетизм жизни – все это было присуще Иоанну Предтече. Тридцать лет он провел в пустыне и был вызван Господом для подготовительной проповеди. Он говорил: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное... Идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви.

Иоанн должен был засвидетельствовать миру, что Иисус Христос есть тот самый Мессия, Которого ожидал весь мир. В Евангелии сказано, что Господь сказал Иоанну Предтече: на Ком увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть Сын Божий. Иоанну Предтече дано было совершить крещение Господа Иисуса Христа. И он увидел Духа Святого в виде белого голубя, слетающего на главу Господа Иисуса Христа, и услышал глас с небес: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Собственно, это было явление Пресвятой Троицы во время крещения: Бог Отец, Который засвидетельствовал об Иисусе Христе, Бог Дух Святой в виде голубя и Господь Иисус Христос, Сын Божий, Которого крестил Иоанн Предтеча.

Несмотря на внутреннюю раздраженность, которую имел царь Ирод по отношению к Иоанну Крестителю, он любил слушать Иоанна. Видимо, из уст пророка Иоанна Предтечи исходила некая особая благодать, которая умиротворяла и услаждала слух и душу царя Ирода. Тем не менее в угоду женщине он совершил это преступление – повелел отсечь голову пророку.

Отмечу, что несколько раз в году мы празднуем обретение главы Иоанна Предтечи; такой праздник установлен Церковью. Кстати, напоминаю всем: несмотря на то, что этот великий праздник – Усекновение главы Иоанна Предтечи – выпадает на воскресный день, Церковью объявлен строгий пост в связи с таким трагичным событием – смертью святого пророка Божьего Иоанна Предтечи, Крестителя Господня.

Теперь перейдем к нашей теме. Мы говорили о греческих философах, поэтах, об Иудее, о том, что мир языческий так же, как мир иудейский, ожидал пришествия Спасителя. Потому что мир погряз в грехе. И даже великие умы не знали, что с этим делать, как перенаправить вектор человеческой жизни в иную сторону.

Мы знаем, что на протяжении трех веков христианство преследовалось и Израильским государством, и языческим Римом. Христиан, которые исповедовали Христа, уничтожали в огромных количествах. С точки зрения императоров, христиане подрывали языческую веру в пантеон богов.

Греция стала наполнять культурные поры Римского государства своей образованностью, философичностью и многим другим. Римляне хоть и верили в пантеон своих богов, но эта вера носила чисто прагматичный характер. Люди, которые исследовали религиозность римлян, утверждают, что это была пустышка. В каком смысле?

Например, Цицерон на высокопоставленных собраниях призывал богов, но в тишине своего дома размышлял о душе, о ее возможном бессмертии и о многих других предметах; эти мысли вступали в противоречие с его воззванием богов в общественных местах. Как человек проницательный и умный, он видел, что римское высшее общество находилось в заблуждениях. Кстати, когда Рим завоевывал другие государства, людям разрешалось иметь свою веру – считалось, что это будет основой для крепости государства. Таким образом, в пантеон римских богов вливались и восточные верования с магическими направлениями, торжественными служениями. В общем, с миру по нитке Рим «оделся» в еще больший пантеон богов.

Конечно, проницательные умы понимали, что такого не должно быть, что это в конечном итоге приведет к крушению государства. Тем не менее государство не делало шагов к тому, чтобы каким-то образом соединить разные верования, чтобы одна религия не противоречила другой. Хотя, думаю, языческие религии по сути своей одинаковы: язычники не верят в Бога Истинного, не проповедуют Его и не размышляют о Нем.

Подрывали веру в Римском государстве и мыслители, поэты. Например, древнеримский поэт Энний перевел труды греческого философа Эвгемера, который доказывал, что боги – это обоготворенные люди. Это расшатывало веру, потому что раскрывались слабости богов, их причуды, похождения, измены и многое другое. Конечно, это не могло послужить укреплению языческой веры. И не только аристократия, интеллигентные люди насмехались над богами, но и простой народ тоже. Глядя на развратных богов, люди жили по этой же схеме.

В свое время, когда я служил на одном из приходов Курской епархии, к нам приезжала семья кришнаитов – муж и жена. Они отличались достаточно светлой и нравственной жизнью. Они жили с нами не один месяц, но не садились с нами за один обеденный стол, готовили пищу отдельно на основе своих мантр и считали, что нельзя садиться за стол с людьми, которые, с точки зрения кришнаизма, не очень чисты. Я думал, что жизнь нашей общины каким-то образом повлияет на них и в конечном итоге они станут православными христианами. Не знаю, какое действие оказывала на них община, но мне пришлось прочитать Бхагавад-гиту и «Источник вечного наслаждения» о жизни Кришны, откуда я почерпнул одну очень важную информацию. Оказывается, Кришна имел около семнадцати тысяч жен. Узнав эту информацию, я обратился к этой семье кришнаитов: мол, как же вы можете исповедовать такого безнравственного бога? Моя фраза произвела исключительное впечатление, сломала их веру, и они стали православными христианами.

– Получается, они не читали книг о своем боге, которому поклонялись? И Вы их просветили...

– По всей видимости. Бхагавад-гита – это как у нас Библия.

– Это сколько же терпения Вам понадобилось!

– Ради хотя бы двух человек можно было это претерпеть.

– И они после этого приняли крещение?

– Нет, они уже были крещены. Я сейчас скажу дерзко, и, может быть, это неправда, но они были своего рода офицерами кришнаизма в Православной Церкви, чтобы и других завлекать в эту веру.

Итак, древнеримский поэт Энний переводит труд Эвгемера. Эта книга разошлась по тем временам большим тиражом, произвела на Рим исключительное и неизгладимое впечатление, привнеся свою лепту в подрыв языческой веры.

Политики, конечно, старались позаботиться о том, чтобы каким-то образом настроить народ на какую-то единую веру. Сцевола (государственный деятель, философ) придумал отделение государственной веры от веры поэтов и философов, а Варрон (римский ученый-энциклопедист, писатель) – троякое учение о богах: мифическое, которым пользуются поэты; естественное, употребляемое философами; и гражданское, признаваемое народом.

– Сегодня Вы рассказали много нового и интересного. Спасибо Вам огромное! Чему мы посвятим следующую передачу?

– Мы закончим говорить о Риме; может быть, я внесу какую-то дополнительную информацию о том периоде, когда мир ожидал пришествия Христа. А потом уже перейдем непосредственно к теме толкования Священного Писания Нового Завета.

– С нетерпением будем ждать следующей встречи!

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 03 декабря: 03:00
  • Суббота, 03 декабря: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать