Таинства Церкви. Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным)

10 апреля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Сегодня, в дни Великого и спасительного поста, архимандрит Мелхиседек продолжает отвечать на ваши вопросы.

Количество вопросов не уменьшилось, а даже увеличилось. Причем вопросы становятся все содержательнее. Люди начинают думать, размышлять о своей внутренней жизни.

Начну с очень интересного вопроса: «Батюшка, начался Великий пост, а мне так радостно на душе! Хочется петь, слушать музыку. Словами не передать, как легко и отрадно. Почему так? Это грех?»

– Какой-то сказочный вопрос и сказочное состояние. Обычно бывает противоположное состояние. Наверное, юноша правильно начал пост: с Богом, с усердием, не воспринимая его как наказание, а как возможность хоть на маленькую ступенечку быть ближе к Евангелию, к своим родным и близким, к Церкви, молитве, духовному труду. Соответственно, пожинает то, что посеял. Как сказал апостол: сеющий доброе пожнет доброе.

У святых отцов есть такое выражение: обвеселение. Видно, человека коснулась благодать. Сердцу веселящуся, лице цветет, говорит премудрый Соломон (Притч. 15, 13). Я такого состояния желаю всем. Искреннее покаяние приводит нас к искренней радости. Наверное, у этого человека такие плоды.

Мы себя постом не должны загонять в глубочайшее самоуничижение. Оптинские старцы говорили: крайности – бесовские. Человек кается, кается, кается, и это доводит его до отчаяния. Причем бесы могут подкидывать человеку старые грехи, в которых он уже каялся и нес епитимью (духовное лекарство) и за которые уже было от Господа прощение. И вдруг опять мысли: не будешь прощен, будешь гореть в аду и так далее. Дьявол это делает для чего? Чтобы разуверить нас в милосердии Божием.

Надо все время помнить слова Писания: на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. Когда читается шестопсалмие, мы слышим такие вдохновляющие слова: Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Эти слова надо помнить, когда человек впадает в отчаяние. Когда впадаем в беспечность, вспоминать другие слова Евангелия: суд без милости не оказавшему милости.

Поэтому и беспечность плоха, и отчаяние не нужно. Надо держаться среднего пути. И относиться к посту не как к наказанию, а как к возможности полечить свою душу. Многие люди весной ложатся в лечебные учреждения, чтобы поделать капельницы с витаминами, лекарствами, поддержать свое тело. А пост – это время лечения души. Значит, у этого человека лечение души проходит благополучно.

– Вопрос: «Мы с другом постоянно проигрываем деньги на ставках. Если мы исповедуемся, будем ли выигрывать?»

– В таинстве Исповеди дается не только прощение грехов, но и силы преодолеть тот или иной грех. Конечно, такое занятие – это грех, страсть. Выиграть на ставках (или в рулетку) невозможно; если даже сначала и выиграете, потом все равно проиграете.

Мы в этом году вспоминаем 200-летие со дня рождения Федора Михайловича Достоевского. Почитайте его роман «Игрок», он автобиографичен.

– Он знал, о чем писал.

– Страсть в конце концов доведет до того, что потом все проиграете. Никогда человек на выигрыше не останавливается и будет играть до тех пор, пока не на что будет играть. Не доходите до такого дна. Лучше не экспериментировать.

– Да. Это приведет к болезни. Игроманию уже лечат и соотносят по тяжести с пьянством и наркоманией.

– Просто люди останутся без денег. Все это иллюзия. Всякий временный выигрыш все равно в итоге окажется проигрышем. Никто никогда на пике выигрыша не останавливался.

– Вспомним повесть Пушкина «Пиковая дама». Александр Сергеевич тоже предупреждает, чем это может закончиться.

– Лучше займитесь делом и деньги зарабатывайте своими руками и мозгами.

– Почти аналогичный вопрос: «Скажите, заниматься инвестированием, вкладывать деньги в ценные бумаги – это грех расточительства? Разве я не могу изучать это и становиться финансово независимым, чтобы помогать нуждающимся?»

Игра на бирже – это тоже палка о двух концах...

– Нужно быть хорошим специалистом, чтобы во всем этом разбираться и иметь огромное количество денег, чтобы не жалко было их потерять на таких операциях. Такой вид зарабатывания денег для тех, у кого их много. У кого денег мало, лучше их вкладывать в какое-то производство, что-то делать своими руками. Деньги из воздуха – это иллюзия.

Кстати, мне понравилось одно выражение о людях, которые в 90-е годы поехали на Запад зарабатывать деньги. Кто-то сказал: русские, когда едут на Запад в надежде заработать, думают, что их там обманут в девяти случаях из десяти. Они ошибаются – их обманут в десяти случаях из десяти.

С ценными бумагами – то же самое; это до поры до времени. Надо инвестировать в производство, и лучше – в свое, насколько это возможно. Сейчас одно из самых востребованных – интеллектуальное производство.

Апостол Павел сказал: великое приобретение – быть благочестивым и делать дело своими собственными руками. Кстати, апостол Павел зарабатывал деньги шитьем палаток. И палатки тогда шили не из брезента, а из овчины...

Старец Амвросий говорит, что надо ребенка воспитать так, чтобы он мог заработать на хлеб собственными руками. Одна из целей воспитания – передача каких-то навыков. Отец Валериан Кречетов говорит, что умение нельзя потерять и пропить. Поэтому когда я иногда встречаюсь со школьниками, говорю им: важно, что в тебе, потому что то, что у тебя, можно потерять, а то, что в тебе, – потерять нельзя. Нужно развивать свой ум, сердце и конкретные навыки, чтобы можно было что-то делать своими собственными руками.

– В советских школах были уроки труда, на которых мальчиков учили забивать гвозди, делать табуретки, а девочек – вязанию.

– Когда я учился, появился предмет УПК (учебно-производственный комплекс)...

– У нас тоже это было. И был завод «Чайка», куда мы ходили на практику. У меня был даже разряд наборщицы ручного набора.

– Это в типографии?

– Да.

– Тогда я тоже поделюсь секретом. Из нашего класса девяносто процентов ребят пошли учиться на шофера, несколько человек на токаря, а я выбрал профессию повара. Единственный из школы я пошел учиться на повара. И знаете, все это реально пригодилось и в армии, и в монастыре. Профессионально я, конечно, не работал поваром, работал в медицине. Потом – армия, духовная семинария. Но это пригодилось в жизни. И если бы я захотел заработать, делая что-то собственными руками, я заработал бы, имея этот навык и эти знания.

– А я, кстати, вязала очень прилично. Нас учили очень хорошо.

Есть вопросы о приметах. Мы, с одной стороны, – православные, с другой стороны, верим в какие-то приметы...

Вопрос: «Сейчас с детьми нахожусь в кризисном центре по защите женщин. Вместе со мной  женщина семидесяти лет, дочь и внучка ее били, ей пришлось уйти из дома. На днях нас с детьми сфотографировала социальный работник и отдала той женщине фото. Боюсь, что эта женщина может навредить детям по фотографии, потому что она по телевизору смотрит программы про колдунов и повязала себе на запястье красную нитку. Нужно ли забрать у нее фото с детьми? Или с моей стороны это просто суеверие и я зря беспокоюсь?»

– Чтобы было спокойнее на душе, фотографию можно забрать. Но если мы сами не даем повода для темных сил своими грехами, страстями и глупостями, то невозможно насильно над нами что-то совершить. Темные силы, безусловно, существуют. Колдуны и экстрасенсы тоже в нашей жизни присутствуют, но они ничего не могут сделать, если мы будем защищены благодатью. Только смертные грехи дают доступ темным силам к нашей душе. Если мы живем по евангельским заповедям, по совести, по наставлениям Господа, то никаких колдунов бояться не надо, но и лезть к ним за услугами тоже никогда не надо.

По поводу красной нити. Вместо этого у нас, православных, есть заповеди Господни и нательный крест, данный нам при крещении, который мы всегда носим. Иногда люди спрашивают, что делать, если потерял нательный крестик. Конечно, это неприятно. Но любой освященный крест для христиан является защитой, охраной от всякой нечисти. Жалко, конечно, когда теряется такая реликвия, но если это произошло, не надо устраивать особых трагедий, просто надеть другой крест. В армии, например, приходилось просто из проволоки делать крест, если он вдруг каким-то образом исчезал по тем или иным причинам.

– Вы как-то рассказывали, что некоторые, когда шли на войну или в армию, делали татуировку креста.

– Знаю, что до сих пор копты при крещении на запястье выкалывают татуировку крестом. Такой крест уже снять невозможно. Если помните, во времена гонений были некоторые христиане и священники, которые снимали с себя кресты. Трагическая страница нашей истории. Но вот такой крест, как делают копты, уже не снимешь.

Я уже рассказывал историю, как одна женщина, находясь в Египте, договаривалась с водителем, чтобы он довез ее до аэропорта. Спросила, сколько это будет стоить. Он ответил: пять долларов. Она говорит: «Когда я сюда ехала, мне тоже сказали пять, а в итоге оказалось десять». Он отвечает: «Нет, так не будет». Протягивает руку и показывает крест на запястье. Мол, если я сказал, значит, слово сдержу.

– Следующий вопрос: «Я болею, не могу пока посещать храм. Можно ли смотреть службы по телевизору в прямой трансляции? Можно ли смотреть литургии позже в записи, а не во время прямой трансляции? И можно ли такие телевизионные службы смотреть сидя?»

– Можно. Двадцать первый век. Раньше это было невозможно. Если человек просто физически не может быть в храме, то почему бы этим не воспользоваться? Но вообще эти богослужения можно заменять молитвой по Часослову, своей домашней молитвой. Потому что трансляция все-таки для новоначальных, но нужно обязательно молиться своей молитвой. У многих сейчас на айфонах и утренние, и вечерние молитвы. Все это возможно, но в тот период, когда вообще нет никаких сил.

Как говорил старец Амвросий, лучше напитаться хоть сухим хлебом, чем вообще остаться голодным. Но прочитать лучше, чем послушать. А еще лучше не прочитать, а помолиться.

Читать молитвы по молитвослову – это только начало молитвы, но должно быть личное обращение к Господу. Молитва – это возношение ума к Богу. Чтение текста ничего не дает, потому что часто мы по своей рассеянности, невнимательности даже не понимаем содержания. Молитва наша должна превратиться хотя бы в краткую, но в личную молитву. Вот мы с Вами, например, сейчас не по книге говорим, а лично общаемся. Так мы и молиться должны.

Старец Паисий, которого мне довелось видеть на Святой Горе, говорил: Господь очень любит, когда Его дети общаются друг с другом, но еще больше любит, когда Его дети общаются с Ним. Вот это общение должно быть. Например, когда мы приходим к какому-то директору, мы же не по бумажке читаем, а происходит человеческое живое общение. Тем более – с Живым Богом.

– Сейчас храмы, слава Богу, открыты. Надеюсь, что Пасху мы в этом году встретим. Надо выбираться из домов. Понятно, что был сложный период. Но надо ходить в храмы. Потому что никакой телевизор не заменит храма, людей, соборности. И много раз мы уже поднимали  тему о том, как нужно одеваться в храм.

– Как на праздник.

– Да. Негоже одеваться кое-как. Иногда видишь людей, небрежно одетых, в старых джинсах, помятых. Негоже это. Если нас позовут в гости к Путину, думаю, мы не меньше недели будем думать, в чем пойти, еще побежим и что-нибудь новенькое купим. А здесь – к Богу приходим...

– Согласен.

– Следующий вопрос: «Как правильно начать исповедь? Я понимаю, как сказать о грехе. А как начать? Словами: ˮГосподи, прими мое покаяниеˮ? Или: батюшка, хочу исповедоваться... С чего обычно начинается разговор?»

– Мне кажется, ничего не надо выдумывать. Начните с самых простых слов: батюшка, здравствуйте, я Вам хочу сказать, что у меня в жизни было такое-то и такое-то. Или: «Батюшка, благословите, хочу открыть свою душу». Заранее ничего учить не надо. Вообще перед этим надо помолиться: «Господи, дай мне благодать сказать, батюшке – услышать, а мне – принять и исполнить сказанное». Чтобы не получилось так, что будем вокруг да около, а по существу ничего не скажем. Вот так нужно помолиться, и Господь все устроит. Радость бывает на небесах об одном грешнике кающемся. Если уж Господь довел до исповеди, то даст и силы, и мысли.

Некоторые люди ничего не могут сказать, тогда можно молча дать батюшке записку. Потому что иногда лукавый так делает, что человек даже двух слов связать не может, не получается диалог: мешает страх, недоумение или бесовская зависть, что человек решил расстаться с грехом. Оптинские старцы советовали: если не можешь сказать – напиши. Может быть, четко сформулированное будет понятнее и важнее, чем когда своими словами, вокруг да около. Хотя устная исповедь важна, но написанный лично вами текст никак не умаляется. И списывать грехи ни у кого не надо.

Однажды был такой случай. Подходит на исповедь девочка семи лет, грехи написаны на листочке. Я читаю: «Каюсь, что обижала кошку, но кошки у меня нет». Я у нее спрашиваю, как так получилось. Она говорит: «А я у Таньки списала». Поэтому если уж у вас и будет исповедь написана, то пусть она будет именно вашей, а не списанной с чужой жизни.

– Осталось еще очень много вопросов и от подростков, и от взрослых людей. Предлагаю перенести их на следующую передачу. В завершение программы – Ваше напутствие телезрителям на дни Великого поста.

– Самое главное, понимать, что телесное воздержание, богослужения – ради того, чтобы мы стали лучше. Если мы станем лучше – и у нас все будет лучше. Господь радуется, когда блудники становятся целомудренными, жадные – щедрыми, гневливые – кроткими и смиренными. Господь радуется, когда мы обновляемся. Как сказал апостол Павел: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Всем желаю, чтобы мы сеяли день и ночь в дух и поменьше в плоть. Помогай нам в этом Милосердный Господь!

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 03:00
  • Суббота, 27 апреля: 13:00
  • Суббота, 04 мая: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать