Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным

9 октября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Сегодня протоиерей Владимир Волгин продолжает разговор на очень интересную тему. Мы приступаем к толкованию очень сложных мест Священного Писания, Евангелия.

Мы раздвинем рамки сегодняшней беседы. Насколько я знаю, Вы приготовили некий сюрприз...

– Не то чтобы сюрприз. Дело в том, что когда думаешь, размышляешь над поставленной темой, приходишь к каким-то новым схемам построения бесед. Я думал уже перейти к толкованию, но посчитал, что это преждевременно. Мне кажется, перед тем как перейти к толкованию Священного Писания Нового Завета, Евангелий, нужно попробовать осмыслить подвиг Господа Иисуса Христа, совершенный ради спасения человечества, ради искупления первородного греха, который оказался замком на дверях Царствия Божьего после изгнания Адама и Евы.

Наш ветхий, бренный ум не в состоянии в полноте осмыслить того подвига, который совершен Христом; не в состоянии осмыслить полноценное участие в этом всей Пресвятой Троицы: Бога Отца, Бога Сына (Который воспринял на Себя человеческое тело и душу) и Бога Духа Святого Животворящего.

Я как-то вспоминал и не постесняюсь повторить рассказ о блаженном Августине, потому что он весьма поучителен, в особенности для дерзновенных умов, пытающихся понять и осмыслить тайну Пресвятой Троицы. Ведь тайна Пресвятой Троицы состоит не только в том, что это Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой, не только в Их взаимопроникновении и единой воле в отношении созданного мира, но и в отношении человеческого домостроительства (венцом творения является человек в лице Адама и Евы), явлении Христа ради спасения рода человеческого.

Однажды блаженный Августин бродил по берегу моря и размышлял над тайной Пресвятой Троицы. Он увидел отрока, сидящего на берегу и ложкой переливающего воду из моря в какую-то ямку, которую он соорудил. Эта ямка была уже переполнена морской водой. Блаженный Августин с недоумением спрашивает отрока: «Что ты делаешь?» Тот отвечает: «Я хочу перелить это море, которое ты видишь, в эту ямку». – «Так это невозможно сделать!» – воскликнул блаженный Августин. Отрок отвечал: «Так и тебе невозможно познать тайну Пресвятой Троицы».

Я уже который раз вспоминаю этот эпизод из жизни блаженного Августина, и всегда мою душу пронзает восхищение о тайне Пресвятой Троицы. Если блаженный Августин был святым человеком и ему многое открывалось, то нам что-то, может быть, открывается в меру нашей веры, благодаря чтению книг на какие-то заданные темы. Вот я сегодня принес книгу «Евангельская история о Сыне Божием Иисусе Христе». Автором этого монументального творения является петербургский протоиерей Павел Матвеевский.

Плавно переходя ко Второму Лицу Пресвятой Троицы, рассуждая о значении Его в деле спасения человека, я хочу схематично напомнить, ради чего пришел Христос. Вот создан мир, создан человек в лице Адама и Евы. Человеку дается заповедь от Бога, Который находится в постоянном общении с человечеством. Человеки были созданы бессмертными и должны были наслаждаться плодами Царствия Божьего всю бесконечную жизнь.

Мы имеем малое представление о  том, что такое Царствие Божие. Если мы и представляем о нем нечто, то, скорее всего, это неполное понимание и представление либо какие-то фантазии. Апостол Павел, будучи восхищен до третьего неба, без всякой мечтательности, но как очевидец говорит о блаженстве в Царствии Божием. Он говорит в послании: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. Именно в этом месте и пребывали Адам и Ева после сотворения Богом.

Мы знаем, что Господь сказал: плодитесь и размножайтесь. Мы знаем, что Господь поручил Адаму и Еве ухаживать за раем, Эдемом. Когда распускаются цветы, зеленеют травы весной, летом – все это восхищает наш взор. Но дерзновенно скажу, что красота рая несравнима с красотой этого земного мира, хотя в нем, безусловно, есть отблески красоты, существующей в Царствии Божием. И еще Господь заповедал не вкушать от древа познания добра и зла.

Мы знаем о трагическом событии, произошедшем в ангельском мире до сотворения человека. Денница отпал от Бога в результате непомерной гордыни – он захотел стать выше, больше, чем Творец. Он именуется Люцифером, сатаной, дьяволом. Вместе с ним отпали его приспешники: демоны, бесы, духи злобы поднебесной. То, что любит Господь, ненавидит дьявол как антипод Господу. Поэтому дьявол желает дискредитировать Адама и Еву, с помощью лжи лишить их того блаженства, в котором они находятся: он предлагает им вкусить от древа познания добра и зла. Видно, плоды этого ядовитого древа были прекрасны на вид и соблазняли взор человеческий.

Помню, давным-давно мы были в Абхазии в Команах, где находится первое место захоронения святителя Иоанна Златоуста. Мы шли по какой-то маленькой абхазской деревушке, была осень, но жаркая, и я увидел землянику. Она была такая красивая на вид, такая зрелая, такая наполненная, крупная! Я подумал, что это, наверное, второй урожай, и решил попробовать. Попробовав, я сразу же исторг ее из уст своих, потому что она была крайне неприятна и оказалась ядовитой. Это была ложная земляника. Я, конечно, человек впечатлительный, но не настолько, чтобы поверить, что со мной могло произойти что-то невообразимое. Но на какое-то короткое время я стал задыхаться, мне не хватало воздуха. Думаю, это связано с этой ягодой.

Каким образом дьявол соблазнил Адама и Еву? Он сначала спросил, вкушали ли они от этого древа. Ева сказала, что Бог запретил вкушать от этого древа. Змей сказал: «Бог запретил потому, что знает, что в тот час и день, когда вы вкусите, вы станете как боги, знающие добро и зло». То есть он представил Бога лукавым обманщиком, с одной стороны. С другой стороны, он сыграл на потаенном тщеславии Адама и Евы, которые захотели быть больше, чем они были на самом деле по своим интеллектуальным, душевным и духовным качествам.

Они вкусили от этого древа, и действительно в мир пришла смерть. Адам и Ева были изгнаны из Царствия Божьего; мы помним эту печальную ветхозаветную историю, описанную в первых главах Книги Бытия. К вратам Царствия Божьего был приставлен херувим, и до пришествия Христа путь в Царствие Божие был закрыт даже для праведных, святых людей. Пожалуй, только два человека стали наследниками Царствия Божьего: Енох и Илия Пророк, который был вознесен на огненной колеснице. И никто из людей, какой бы святостью ни обладал, не мог искупить этого первородного греха; мог искупить только Сын Божий.

Мы не так давно праздновали Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Мы называем крест животворящим, то есть творящим жизнь. Эту животворность креста по остроумному решению равноапостольной царицы Елены человечество увидело своими глазами. Напомню, когда были найдены три креста, патриарх Иерусалимский, другие священнослужители и равноапостольная Елена недоумевали, как же распознать крест Господень, на котором висел Христос. Шла похоронная процессия, и решили кресты прикладывать к покойнику. Когда приложили крест, на котором висел Господь Иисус Христос, покойник воскрес из мертвых. Уже тогда крест явил свою животворящую силу, силу жизни.

Мы всегда ощущаем (в нашем духовном опыте это заключено) силу крестного знамения; она отгоняет напасти бесовские. Когда мы находимся в раздражении, осмысленно осеняем себя крестным знамением, просим Господа, чтобы Он отъял от нас этого злобного духа, и чувствуем, как после крестного знамения этот дух отходит. Это касается всех страстей, переполняющих душу и сердце человека. Не напрасно мы носим на груди своей крест. Это не какой-то амулет. Сейчас встречаются очень красивые кресты, которые изготавливаются современными церковными предприятиями. Но крест – это не ювелирное украшение. Хотя внешне крест может выглядеть красиво, на самом деле это то, что защищает нас от врагов нашего спасения.

В чем же тайна подвига Христа? Я хотел прочитать сегодня выдержки из творений святых отцов, но, думаю, мы не уложимся по времени.

– Будем ждать с нетерпением следующей программы.

– Человек отпал от Бога в результате того, что простер руку к древу познания добра и зла. Он был царем земного мира, но сразу же низверг себя до глубины рабского служения и стал смертным. И что делает Господь, когда искупает первородный грех человеческий? Тоже через древо Он искупает грех человеческий. Он возносит из рабского состояния человеческую плоть, поврежденную грехом, на древо, на крест и распростирает Свои руки. Только если Адам и Ева распростерли руки к ядовитому плоду, то Господь распростирает руки, пригвождая грех человеческий к кресту. С другой стороны (да простит меня Господь за вольное измышление), Он как бы раскрывает Свои объятия человечеству и призывает: «Придите ко Мне все страждущие, все обремененные, все скорбящие, все труждающиеся, и Я успокою вас».

– Спасибо, отец Владимир. На такой возвышенной и очень оптимистичной ноте мы закончим нашу программу. И я, и наши зрители с нетерпением будем ждать следующей встречи. Повторюсь, нас смотрят зрители из восьмидесяти двух стран мира. Какая будет следующая тема передачи?

– Тема та же: мы коснемся подвига Иисуса Христа, осмысления святыми отцами этого подвига. Я снова принесу этот тяжелый, увесистый том (книгу), чтобы не искажать мысли святых отцов и в чистом виде преподнести информацию дорогим телезрителям.

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 11 декабря: 03:00
  • Суббота, 11 декабря: 13:00
  • Суббота, 18 декабря: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​