– В прошлой программе мы начали очень интересную и серьезную тему о состоянии мира перед пришествием Христа. Вы говорили о состоянии современного мира. Начали говорить о духовном состоянии иудейского народа и о том, что вера распалась на множество ответвлений (если так можно выразиться), раскололась. Что же происходило в то время среди израильского народа?
– Мы говорили о фарисеях. Хотелось бы отметить, что фарисеи осуждали тех, кто не исполняет закон. Христа осуждали, что Он ест и пьет с мытарями и грешниками. То есть фарисеи отделяли себя от грешников и пьющих. Фарисеи действительно соблюдали закон, но отцеживали комара, как говорил Христос. Повторю слова Христа в адрес фарисеев: Горе вам... что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты (Мф. 23, 27).
Но мы не можем так огульно осуждать фарисейскую секту. Из фарисеев были апостол Павел и Гамалиил, его учитель. Апостол Павел в своих посланиях, не стесняясь, говорит, что он израильтянин, еврей, из рода фарисейского. Он не стыдился говорить, что принадлежал к этой секте. Может быть, это даже делало его еще более ревнивым... Мы помним, что апостол Павел был поощрителем убиения первомученика архидиакона Стефана (одежды Стефана лежали у ног будущего апостола). Он был ревнивец закона. И Господь, видя его горячую веру, обратил его к Себе. Мы знаем, как на пути в Дамаск его вдруг осиял свет с неба и он услышал голос: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна». С этого момента апостол Павел стал таким же ревностным христианином. Безусловно, такой ревности научил его Господь, но через школу фарисейскую.
С одной стороны, мы говорим о фарисействе отрицательно; с другой стороны, нельзя умалять достоинства фарисейского учения, которое воспитало таких людей, как апостол Павел и Гамалиил, а также многих других подвижников христианского благочестия.
Кроме фарисейской секты существовали саддукеи. Кстати, фарисеи верили в воскресение из мертвых, в явление ангелов, в потусторонний мир...
– И фарисеи верили, что придет Мессия.
– Вообще все иудеи верили, что должен явиться Мессия. Но когда Мессия явился, они не приняли Христа, как и первосвященство, которое состояло в основном из фарисеев и саддукеев.
Вторая секта – саддукейская – ведет свое начало, если мне не изменяет память, с III века. Саддукеи не верили ни в воскресение души (они верили, что после смерти душа распадается на части, из которых она была составлена и основана), ни в будущую жизнь, ни в ангелов.
– Прообраз современных материалистов.
– В советское время коммунисты проповедовали, что Христа не было и нет; они были отображением этой секты, если можно так выразиться.
Когда апостола Павла взяли (это уже было началом его пути к мученической смерти) и на судилище стали обвинять, он сказал в синедрионе, что верит в воскресение мертвых так же, как и фарисеи. И возникла распря между фарисеями и саддукеями. Фарисеи говорили: мол, зачем нам обвинять этого человека, если он ничего плохого не проповедует, верит в явление ангелов и в будущую жизнь?.. И апостола Павла снова увели в крепость, где он первое время отбывал заключение.
Саддукеи и фарисеи – это были две враждующие партии, которые не исповедовали чистого библейского иудаизма, основанного на законе Моисея, но каждые имели свое понимание о вере иудейской и о том, как нужно жить в этом мире и что делать, чтобы воскреснуть из мертвых (или не воскреснуть, если мы говорим о саддукеях).
Какую жизнь можно вести, если не верить в воскресение мертвых? Самую разнузданную: пить, блудить и так далее. Фарисеи, в отличие от саддукеев, были ограничены верой в воскресение из мертвых и законом.
Третья секта – ессеи. Они жили в пустынных местах, вели монашеский образ жизни. У них было четыре, можно сказать, ступени, которые вели к возвышению, к совершенному братству. Ессеи вели строгий, аскетический образ жизни, и это выражалось во всем регламенте жизни: в пище, сне, подчинении. Если было четыре ступени, значит, была иерархия...
– Ессеев можно назвать монахами в современном понимании?
– В каком-то смысле да, как некий прообраз.
Итак, три секты. Это очень много. И были разные течения внутри самих этих сект. Как могло устоять государство?
– В Евангелии еще упоминаются книжники. Кто это?
– Книжники – это образованные люди, которые были не просто начитанными, но углублялись в то, что читали, в историю книг. Они исследовали Писание, толкования пророков. Они были почитаемы в иудейском народе, потому что были одними из самых грамотных людей в иудейском мире.
Еще были законники, требующие от народа исполнения закона, тогда очень многоступенчатого и обширного. Апостол Павел говорил, что невозможно исполнить закон в том виде, в котором он существовал, хотя он был дан Богом. Куда ни ступишь – везде какой-то закон. Закон был очень многоразличен.
Итак, мы насчитали уже пять направлений.
Господь Иисус Христос говорил: Иерусалим, Иерусалим..! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23, 37–38).
В 70 году Иерусалим разгромили, государство не устояло. А если бы оно было монолитным в религиозном смысле?.. Ведь Иудейское государство было очень сильным, всегда давало отпор нападавшим государствам и странам. Если это получалось не сразу, то потом истина Божия, благодаря верованию иудейского народа, торжествовала, и они снова возвращались в свою землю, к структуре Иудейского государства.
Конечно, мы сказали только о главных расколах. Смут и разных нестроений было гораздо больше, чем мы сейчас этого коснулись.
Теперь поговорим о языческом мире, который находился в крайнем упадке. Весь мир, начиная с иудейского, ждал обновления, которое не могло быть совершено без явления суперцаря. Иудеи ждали Мессию, дождались, но не приняли Его. Язычники тоже ждали некоего реформатора, который как-то преобразит мир, погрязший в грехах и беззакониях.
– Как Вы считаете, языческий мир, несмотря на многобожие, был более сплочен?
– Скажу свое мнение. Безусловно, пантеон богов имел значение для языческого мира. Но главное заключалось, наверное, в структуре государственной власти, в структуре государства. По свидетельствам историков, мир внутри Римского государства был очень жесток (в юридическом смысле, с точки зрения римского права), и это проявлялось во всем (начиная с семейных отношений). Муж (отец) жестоко относился к своей семье. В состоятельных семьях имели рабов, к которым хозяева относились очень категорично и жестоко. Рабы в какое-то время могли иметь своих рабов, и можно себе представить, как они относились к своим рабам... Мир был очень жесток и наполнен всякими страстями, вожделениями, преизбыточествованиями.
Вообще Римское государство было очень богатым. Так как это была империя, туда стекалось золото и серебро со всех государств. И очень многие римские граждане (Греция уже входила в Римское государство) пользовались этими благами, богатствами и развращались этим. Мы знаем и на примере нашего государства, что есть богатые люди, позволяющие себе разную роскошь, что лишь на секунды ублажает, а в дальнейшем приносит глубочайшую пустоту и разрушение души.
Вот в таком состоянии находилась Римская империя. Еще до завоевания Римской империей греческого государства многие философы уже были обеспокоены состоянием мира. Сократ и Платон говорили примерно об одной и той же истине: невозможно человеку исправить мир, только явлением Бога возможно исправить нравы этого мира...
Автор и ведущая программы Любовь Акелина
Записала Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Этот день в истории. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!