Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным

2 июля 2022 г.

Сегодня мы продолжаем беседу с протоиереем Владимиром Волгиным.

– В прошлой программе мы начали очень интересную и серьезную тему о состоянии мира перед пришествием Христа. Вы говорили о состоянии современного мира. Начали говорить о духовном состоянии иудейского народа и о том, что вера распалась на множество ответвлений (если так можно выразиться), раскололась. Что же происходило в то время среди израильского народа?

– Мы говорили о фарисеях. Хотелось бы отметить, что фарисеи осуждали тех, кто не исполняет закон. Христа осуждали, что Он ест и пьет с мытарями и грешниками. То есть фарисеи отделяли себя от грешников и пьющих. Фарисеи действительно соблюдали закон, но отцеживали комара, как говорил Христос. Повторю слова Христа в адрес фарисеев: Горе вам... что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты (Мф. 23, 27).

Но мы не можем так огульно осуждать фарисейскую секту. Из фарисеев были апостол Павел и Гамалиил, его учитель. Апостол Павел в своих посланиях, не стесняясь, говорит, что он израильтянин, еврей, из рода фарисейского. Он не стыдился говорить, что  принадлежал к этой секте. Может быть, это даже делало его еще более ревнивым... Мы помним, что апостол Павел был поощрителем убиения первомученика архидиакона Стефана (одежды Стефана лежали у ног будущего апостола). Он был ревнивец закона. И Господь, видя его горячую веру, обратил его к Себе. Мы знаем, как на пути в Дамаск его вдруг осиял свет с неба и он услышал голос: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна». С этого момента апостол Павел стал таким же ревностным христианином. Безусловно, такой ревности научил его Господь, но через школу фарисейскую.

С одной стороны, мы говорим о фарисействе отрицательно; с другой стороны, нельзя умалять достоинства фарисейского учения, которое воспитало таких людей, как апостол Павел и Гамалиил, а также многих других подвижников христианского благочестия.

Кроме фарисейской секты существовали саддукеи. Кстати, фарисеи верили в воскресение из мертвых, в явление ангелов, в потусторонний мир...

– И фарисеи верили, что придет Мессия.

– Вообще все иудеи верили, что должен явиться Мессия. Но когда Мессия явился, они не приняли Христа, как и первосвященство, которое состояло в основном из фарисеев и саддукеев.

Вторая секта – саддукейская – ведет свое начало, если мне не изменяет память, с III века. Саддукеи не верили ни в воскресение души (они верили, что после смерти душа распадается на части, из которых она была составлена и основана), ни в будущую жизнь, ни в ангелов.

– Прообраз современных материалистов.

– В советское время коммунисты проповедовали, что Христа не было и нет; они были отображением этой секты, если можно так выразиться.

Когда апостола Павла взяли (это уже было началом его пути к мученической смерти) и на судилище стали обвинять, он сказал в синедрионе, что верит в воскресение мертвых так же, как и фарисеи. И возникла распря между фарисеями и саддукеями. Фарисеи говорили: мол, зачем нам обвинять этого человека, если он ничего плохого не проповедует, верит в явление ангелов и в будущую жизнь?.. И апостола Павла снова увели в крепость, где он первое время отбывал заключение.

Саддукеи и фарисеи – это были две враждующие партии, которые не исповедовали чистого библейского иудаизма, основанного на законе Моисея, но каждые имели свое понимание о вере иудейской и о том, как нужно жить в этом мире и что делать, чтобы воскреснуть из мертвых (или не воскреснуть, если мы говорим о саддукеях).

Какую жизнь можно вести, если не верить в воскресение мертвых? Самую разнузданную: пить, блудить и так далее. Фарисеи, в отличие от саддукеев, были ограничены верой в воскресение из мертвых и законом.

Третья секта – ессеи. Они жили в пустынных местах, вели монашеский образ жизни. У них было четыре, можно сказать, ступени, которые вели к возвышению, к совершенному братству. Ессеи вели строгий, аскетический образ жизни, и это выражалось во всем регламенте жизни: в пище, сне, подчинении. Если было четыре ступени, значит, была иерархия...

– Ессеев можно назвать монахами в современном понимании?

– В каком-то смысле да, как некий прообраз.

Итак, три секты. Это очень много. И были разные течения внутри самих этих сект. Как могло устоять государство?

– В Евангелии еще упоминаются книжники. Кто это?

– Книжники – это образованные люди, которые были не просто начитанными, но углублялись в то, что читали, в историю книг. Они исследовали Писание, толкования пророков. Они были почитаемы в иудейском народе, потому что были одними из самых грамотных людей в иудейском мире.

Еще были законники, требующие от народа исполнения закона, тогда очень многоступенчатого и обширного. Апостол Павел говорил, что невозможно исполнить закон в том виде, в котором он существовал, хотя он был дан Богом. Куда ни ступишь – везде какой-то закон. Закон был очень многоразличен.

Итак, мы насчитали уже пять направлений.

Господь Иисус Христос говорил: Иерусалим, Иерусалим..! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23, 37–38).

В 70 году Иерусалим разгромили, государство не устояло. А если бы оно было монолитным в религиозном смысле?.. Ведь Иудейское государство было очень сильным, всегда давало отпор нападавшим государствам и странам. Если это получалось не сразу, то потом истина Божия, благодаря верованию иудейского народа, торжествовала, и они снова возвращались в свою землю, к структуре Иудейского государства.

Конечно, мы сказали только о главных расколах. Смут и разных нестроений было гораздо больше, чем мы сейчас этого коснулись.

Теперь поговорим о языческом мире, который находился в крайнем упадке. Весь мир, начиная с иудейского, ждал обновления, которое не могло быть совершено без явления суперцаря. Иудеи ждали Мессию, дождались, но не приняли Его. Язычники тоже ждали некоего реформатора, который как-то преобразит мир, погрязший в грехах и беззакониях.

– Как Вы считаете, языческий мир, несмотря на многобожие, был более сплочен?

– Скажу свое мнение. Безусловно, пантеон богов имел значение для языческого мира. Но главное заключалось, наверное, в структуре государственной власти, в структуре государства. По свидетельствам историков, мир внутри Римского государства был очень жесток (в юридическом смысле, с точки зрения римского права), и это проявлялось во всем (начиная с семейных отношений). Муж (отец) жестоко относился к своей семье. В состоятельных семьях имели рабов, к которым хозяева относились очень категорично и жестоко. Рабы в какое-то время могли иметь своих рабов, и можно себе представить, как они относились к своим рабам... Мир был очень жесток и наполнен всякими страстями, вожделениями, преизбыточествованиями.

Вообще Римское государство было очень богатым. Так как это была империя, туда стекалось золото и серебро со всех государств. И очень многие римские граждане (Греция уже входила в Римское государство) пользовались этими благами, богатствами и развращались этим. Мы знаем и на примере нашего государства, что есть богатые люди, позволяющие себе разную роскошь, что лишь на секунды ублажает, а в дальнейшем приносит глубочайшую пустоту и разрушение души.

Вот в таком состоянии находилась Римская империя. Еще до завоевания Римской империей греческого государства многие философы уже были обеспокоены состоянием мира. Сократ и Платон говорили примерно об одной и той же истине: невозможно человеку исправить мир, только явлением Бога возможно исправить нравы этого мира...

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 10 декабря: 03:00
  • Суббота, 10 декабря: 13:00
  • Суббота, 17 декабря: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать