Таинства Церкви. Архимандрит Мелхиседек (Артюхин) отвечает на вопросы

21 августа 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Сегодня архимандрит Мелхиседек продолжит отвечать на ваши вопросы.

– Первый вопрос касается Страшного Суда. Телезрительница перечисляет критерии Страшного Суда: не накормил, не напоил, не одел, не посетил в больнице. Она спрашивает, как правильно толковать эти слова. Мы должны сделать в своей жизни все, что перечисляется, или хоть что-то? Приютить странника, посетить в темнице – это трудно осуществить.

– Священное Писание мы должны понимать буквально. Все это касается каждого из нас. Мне вспомнилась одна история. Когда много лет назад я оказался на подворье Оптиной пустыни, почти каждый день к нам в храм приходили люди за помощью: у кого-то дом сгорел, кого-то обокрали в транспорте, в метро и так далее. Особенно в самом начале моего служения, лет двадцать назад, такое часто встречалось. Однажды мы некоему человеку помогли, накормили его и спросили, откуда он про нас узнал. Ведь подворье Оптиной пустыни находится в Ясенево, на самом краю Москвы. И он сказал, что ему милиционеры на Казанском вокзале дали памятку. Это был распечатанный на ксероксе листок, в нем список примерно из двадцати храмов и пункты: работа, еда, одежда, деньги. Напротив каждого храма стояли плюсики: где-то один, где-то два, а напротив храма Петра и Павла в Ясенево – четыре плюсика. Вот такая история.

Мы, конечно, по возможности всем помогали, но потом поток людей все больше и больше увеличивался. Я поехал в лавру к архимандриту (ныне покойному) Лаврентию (Постникову), рассказал, что вот так-то и так-то, почти каждый день обращаются за помощью, что иногда нужны билеты на дорогу, причем в отдаленные города, не ближе Читы или Красноярска. Спросил его, как быть. Он мне говорит: «Батюшка, а есть возможность помогать?» Я сказал, что вообще-то есть понемножку. Он говорит: «Помогай понемножку, чтобы не пропустить Христа».

– А если обманывают? Например, с билетами до Читы?

– Мы старались как-то проверять. Относительно билета посмотрели паспорт, прописку: действительно, город Чита. В общем, по возможности мы всем стараемся помогать. Помощь с едой, одеждой (мы организовываем сбор одежды, потом раздаем нуждающимся) у нас до сих пор продолжает оказываться.

Поэтому эти слова Священного Писания мы должны понимать буквально. Не каждый же день к кому-то из нас обращаются за помощью. Но если на вашем пути по жизни такой нуждающийся встретится – не пропустите Христа. Искусственно таких ситуаций самим искать не надо.

С другой стороны, сейчас масса разных волонтерских движений. Даже при нашем храме есть центр сбора вещей, раздача одежды нуждающимся, мы ведем переписку с тюрьмами, отправляем им посылки (православную литературу, крестики, иконы, вплоть до зубных щеток, пасты и нижнего белья, когда люди освобождаются). Человек не может лично этим заниматься, но может принять в этом участие, оказав помощь храму, который этим занимается. Чем помочь? Своими ста рублями. Что такое сто рублей в наше время? Это цена чашки кофе или мороженого. От мороженого в течение месяца можно же отказаться. Вот это и будет наше посильное участие. Надо все делать по силам и как себе. Церковь – организм универсальный, она занимается всесторонней помощью. Но если в вашей жизни случится конкретная история, помните мысль: не пропустите Христа.

Еще есть поразительная мысль у греков: если тебя попросили – ты уже опоздал. Мы должны быть глазами, ушами, руками Бога. Ведь ты же хочешь, чтобы по отношению к тебе люди замечали что-то. Некоторым людям стыдно и неудобно просить помощи, кого-то напрягать, поэтому мы сами должны соображать. Начать надо со своих родных и близких, но на них не надо останавливаться. Надо смотреть, кому нужна наша помощь, кому мы можем быть чем-то полезны.

Кто-то из мудрых людей сказал: когда человек чувствует боль – он живой; когда человек чувствует чужую боль – он человек. Поэтому Антон Павлович Чехов и говорил: берегите в себе человека. В Евангелии сказано просто: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. Помочь – это должна быть наша естественная реакция.

Кстати, знакомые недавно прислали мне зарисовку о Турции, и я расплакался. (Погода к осени дождливее, а люди к старости слезливее.) Горит Турция, 230 очагов пожаров (это на 12 августа). Русские, белорусы, украинцы и казахи складывались вещами, деньгами и помогали местным. Турки были потрясены. Широта русской души проявляется в таких экстремальных ситуациях.

– Сегодня было сообщение о том, что мальчик 10-12 лет спас четверых из горящего дома. Представляете, сам еще ребенок и, не раздумывая, бросился помогать. Его будут представлять к награде. Мальчик, конечно, не ради награды рисковал собой. Вот такие удивительные люди!

– Оказывается, в нашей жизни есть место подвигу. Сейчас они оказались в такой ситуации, но в любой момент в аналогичной ситуации можем оказаться и мы. Братская человеческая помощь должна быть для нас совершенно естественной.

– Вопрос: «Может ли Господь прощать грехи человеку без исповеди?» Поясню: в семье все инвалиды, здоровье резко ухудшается, они редко выходят из дома. Пенсия у инвалидов небольшая. Они пишут, что не могут часто приглашать священника домой, чтобы исповедоваться и причаститься. Что делать семье, которая состоит сплошь из инвалидов?

– Помню, был похожий вопрос, прощаются ли грехи, если мы не можем часто исповедоваться. Дело в том, что покаяние происходит не только в момент исповеди. Покаяние – это процесс всей жизни. Исповедь является завершением покаяния. Если человек перед Богом кается, то исповедь завершает покаяние. В Писании сказано: страдающий плотию перестает грешить. Крест болезни – это уже испытание.

Если нет средств, то дают такой совет: надо позвонить в храм, связаться с настоятелем, и он сам этот вопрос решит. Это дело Церкви. Потому что Церковь не может оставить болящего человека без таинств, может взять эти вопросы на себя. Надо связаться с настоятелем.

Господь и намерение принимает. А у людей есть намерение исповедоваться. Господь говорит: в чем застану, в том и сужу. Поэтому от всей души желаю терпения, сил. Иногда люди бывают с ограниченными физическими возможностями, но со здоровой душой. И наоборот. Поэтому в Оптиной пустыни сложилась даже такая поговорка: в здоровом теле – здоровый бес.

Господь знает, когда кому и что (здоровье или болезнь) полезно для души. Маленькой бедой Бог избавляет нас от большей. Блез Паскаль однажды сказал: если бы Господь по временам не укладывал нас на лопатки, нам некогда было бы посмотреть на небо. Мы хотим, чтобы изменились обстоятельства, а Господь хочет, чтобы в этих обстоятельствах изменились мы. Если наша душа меняется в этих обстоятельствах к лучшему, тогда цель этих обстоятельств достигнута. Поэтому надо просить у Бога не облегчения ноши, а крепких плеч; это будет беспроигрышно, существенно и правильно.

Порой мы не можем переменить обстоятельства нашей жизни. Если у человека нет ноги, она и не вырастет. Если у человека сахарный диабет, он так и будет. Возраст делает нас с каждым годом немощнее. Эти обстоятельства мы изменить не можем. Абсолютно здоровых и вечных людей нет. Поэтому мы эти обстоятельства принимаем: принимаем свою жизнь, свои болезни, свой возраст, свой крест. Самое главное – иметь правильное к этому отношение. Человеку станет лучше, когда он поймет, что лучше не будет. Лучшее может быть только с Богом, с чистой совестью и в духе. Апостол Павел говорит: если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Вот какая у нас есть возможность в христианстве и православии!

– Вопрос: «Есть ли какая-то разница между католическими четками и православными, кроме внешнего отличия? И можно ли православному использовать розарий (католические четки) при молитве?»

– Не могу понять, откуда такая экзотика. Что, не хватает православных четок?.. В советское время, когда я услышал, что четки помогают молиться, я решил этот вопрос просто: взял прочные нитки (№ 10), сложил втрое и за полчаса навязал пятьдесят узелков. Поэтому человек сам может себе сделать четки в любой ситуации. Причем здесь католические четки? В XXI веке есть много разных четок: на 20, 30, 50 бусин (или узелков). Возьмите у священника благословение – и пользуйтесь для самодисциплины.

Святые отцы советуют перед началом вечерних молитв, например, произнести тридцать Иисусовых молитв. Для чего? Чтобы немножко сосредоточиться. Некоторые люди, совершив какой-то грех, спрашивают про епитимью. Так вот, в качестве духовного упражнения, духовного лекарства тоже советуют перед иконами читать пятьдесят или сто Иисусовых молитв. Когда мы говорим: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя (нас)», мы всех объемлем. Вся наша семья, родные, близкие включены в эту молитву. Иногда это бывает гораздо полезнее, чем чтение разных акафистов или кафизм. Иисусова молитва помогает сосредоточиться, но это не значит, что она может заменить все остальное правило. Мы должны быть как мудрые пчелы: с каждого цветка снимать нектар...

– Вопрос сложный. Пишет женщина: «У меня большая проблема: пью и не могу остановиться. Вся в кредитах. Хочу бросить, но не получается. Даже кодировалась. Не знаю, что делать».

– Очень сочувствуем, сострадаем, сопереживаем. Наверное, надо найти доброго собеседника, доброго пастыря, который был бы рядом с Вами в тяжелые минуты и вдохновлял в этой нелегкой борьбе. Думаю, исповедь, частое причастие и молитва в храме постепенно помогут от этого греха избавиться. Если не Господь, то никто не исцелит. Кодирование, программа двенадцати шагов в некоторых случаях помогают, но потом люди срываются. Надо в такой ситуации делать все вместе. Самое главное – прибегать к Господу нашему Иисусу Христу. Иоанн Лествичник говорит, что грехи обнажаемые (то есть когда их человек открывает) долго пребывать не будут.

Ученик приходит к авве и говорит: «Авва, я пал». – «Вставай». Через некоторое время приходит: «Авва, я опять пал». – «Опять вставай». Потом опять пал. Авва говорит: опять вставай. Ученик спрашивает: «До каких пор?» – «До самой смерти».

Найдите священника, доброго пастыря и спасайтесь его молитвами, своим старанием и, конечно же, Святым Причащением в надежде только на чудо. Надо осознать, что это уже дно. Самолет горит, и если не найти парашюта, то самолет очень и очень скоро рухнет. Парашют в данном случае – храм и таинства Церкви.

– Помоги, Господи, этой женщине. Наркологи постоянно говорят, что женский алкоголизм – самый тяжелый.

Следующий вопрос: «Осенью у меня умер отец. Чтобы похоронить его рядом с мамой в деревне, нам пришлось его кремировать. Плохо ли это? Очень переживаю по этому поводу».

– Обычно бывает наоборот: в деревню везут, чтобы похоронить в земле. К кремации прибегают, если возникает какая-то совсем чрезвычайная ситуация. Чаще всего это вопрос денег, потому что похороны в крупных городах (Москва, Санкт-Петербург и другие) обходятся дорого. Но деньги – дело наживное. Поэтому если ситуация не совсем чрезвычайная, лучше исполнить христианский долг и похоронить в землю. К кремации прибегают, если только совсем безвыходное положение, или человек оставил такое завещание, или, например, не прошел санитарный срок (не прошло 15–17 лет между захоронениями), а другого места захоронения нет. Это я рассуждаю про чрезвычайные ситуации.

Давайте держаться традиционного порядка проводов человека в последний путь, у нас принято хоронить в землю. Сейчас кладбищ не хватает, но все равно земли под кладбища выделяются и все-таки идут по традиционному пути. Никто пока не ставит такой проблемы (даже в Москве), чтобы переходить на кремацию. Слава Богу, пока такой тенденции не наблюдается, изыскиваются какие-то площади. Может быть, будут сокращаться санитарные сроки для подзахоронения. Пока есть возможность хоронить традиционным образом, так и будем делать. В Европе, как мы знаем, мест нет, там плотность застроек и так далее. Но это другой случай. Слава Богу, мы живем в России.

– Следующий вопрос: «По состоянию здоровья врач мне назначил рано утром натощак принимать таблетку. Перед причастием мне каждый раз говорить об этом батюшке или можно один раз взять благословение?»

– Один раз сказать своему духовнику (священнику). У человека может быть диабет, какая-то  болезнь, гипертония, гипотония, когда необходимо принять таблетку, чтобы иметь возможность находиться в храме в нормальном состоянии. Или, может, какая-то болезнь желудочно-кишечного тракта...

– Есть болезни, когда таблетки принимаются натощак.

– Достаточно один раз сказать об этом священнику. Но это не касается витаминов, всяческих добавок (БАД), профилактических средств. Только таблетки, предписанные врачом, и только по жизненным показаниям. Потому что таблетка таблетке рознь...

– Следующий вопрос. Женщина пишет, что она работает в больнице, оформляет документы пациентам. Один раз привезли очень больного человека, он упал с каталки, медиков рядом не было, она его поднять не могла, в результате он умер в реанимации. Она переживает, что не все сделала, чтобы оказать ему помощь. Хотя она не медик, просто технический работник. Она вся измучилась...

– Эти переживания понятны, потому что все это было на ее глазах. С другой стороны, мы можем действовать в рамках наших физических возможностей. Она – не врач. Много ситуаций, когда такое происходит при враче-реаниматоре, он делает все, что может, но человек все равно умирает... Значит, такова воля Божия.

– Кстати, и не всегда можно поднимать человека, не зная, в каком он состоянии. Надо, наверное, пойти на исповедь, раз душа болит. И принять то, что Вы сказали: не все в наших силах...

В заключение – пожелание нашим зрителям.

– От всей души желаю всем доброты, сердечности, простоты и человечности. Желаю, чтобы вы имели возможность радовать. Когда будете кого-то радовать, тогда и сами будете радоваться. Это правильное отношение к жизни. Мы выросли в советские времена, когда был такой девиз: спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Радость – она рукотворная. Раздели с человеком радость. Радость разделенная – радость, умноженная вдвое. Скорбь разделенная – скорбь, уменьшенная вдвое. Поэтому нужно уметь плакать с плачущими и радоваться с радующимися.

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 30 октября: 03:00
  • Суббота, 30 октября: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​