Слово пастыря. Я и ближний. Священник Сергий Гришанов

29 апреля 2023 г.

В студии священник Сергий Гришанов, клирик Христо-Рождественского собора г. Липецка.

– У митрополита Антония Сурожского есть такой пример: человек, когда что-то берет в свою руку и не отпускает, то теряет всю руку, приобретая то, что помещается в его руке. То есть схватив одной рукой какой-то предмет, он уже не может действовать этой рукой вообще, становится одноруким. К чему такой пример? На мой взгляд, это очень похоже на отношения человека со своими ближними, особенно в дни поста, когда христианин повышенное внимание уделяет своей духовной жизни, аскетизму, своим душевным движениям. И появляется соблазн замкнуться в самом себе, пусть и с добрыми намерениями, ограничиться своей религиозной, духовной жизнью. И это, к сожалению, иногда превращается в банальный эгоизм.

Нам нужно обратить внимание на другой аспект поста – отношения с нашими ближними. Почему я привел такой пример митрополита? Когда человек замыкается в себе, он становится подобен тому, кто потерял руку. То есть он остался с самим собой, но лишился огромного мира, целой вселенной, которая вокруг него простирается.

Приведем другой пример: если я буду смотреть на самого себя, на свои руки, ноги, плечи – много ли поместится в поле моего зрения, кроме меня самого? Это очень ограниченное поле. Если же я буду смотреть вперед, то вокруг меня будет весь тот огромный мир, который включает в себя в том числе и моих ближних. Но разве я при этом исчезаю? Меня самого нет? Я тоже в этом мире есть. Но я приобрел еще и весь мир, который лежит вокруг меня.

Это очень важно заметить, потому что все без исключения люди (и христиане, и нехристиане), которые трудятся над собой и совсем не обращают внимания на свою духовную жизнь, в большей или меньшей степени заражены эгоизмом, эгоцентризмом, сосредоточением на самом себе. Если человек занимается активно своей духовной жизнью, постится, молится – у него появляется соблазн замкнуться в самом себе. Что же тогда говорить о тех добрых людях, которые не постятся, не молятся, которым слово «аскетизм» вообще незнакомо? Такой человек тем более сосредоточен на своих потребностях,  интересах, увлечениях,  хобби. Он зациклен на своих материальных благах, развлечениях. А думается, что смысл человеческого существования, и в первую очередь христианского существования, – открыть себя навстречу кому-то. Вообще тесная связь с ближним имеет свой образ – и это образ связи человека с Богом.

Если мы разберем термин «религия», то узнаем, что это слово произошло от латинского religare, то есть «связывать, соединять». А точнее – воссоздавать связь с Богом. Таким образом, религия как связь человека с Богом – это образ, на который мы взираем, и так  учимся, как нам вести себя по отношению к ближним.

Конечно, мы можем привести примеры из Священного Писания, каждый из нас читал Священное Писание и найдет огромное количество цитат, подтверждающих это. Возлюби ближнего твоего, как самого себя. Или Послание апостола Иоанна: Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец (1 Ин. 4, 20).

Если мы обратимся в область светской психологии, не атеистической, а просто нерелигиозной, то мы увидим, что когда у человека жизненный кризис (вроде все есть, деньги, автомобили, жизнь – полная чаша, но при этом страшная пустота внутри, ощущение бессмысленности своего существования), то многие мудрые психологи советуют такому человеку парадоксальные вещи: пойти в хоспис, заняться волонтерством, выйти за пределы круга потребления навстречу кому-то. И это советуют совершенно нерелигиозные люди. То есть в сути человека, даже не человека как образа Божия, а в сути самого человека, в его природе коренится стремление не замкнуться в себе, а выйти из себя. И Священное Писание нам это подтверждает.

А что значит не замкнуться в себе, выйти навстречу кому-то? Каждому из нас известен такой пример: мы что-то очень хотим иметь, какой-то предмет, и вдруг так случается, что мы получили этот желаемый предмет, но нам им нужно пожертвовать ради любимого человека, близкого человека, члена семьи или друга. И мы как бы лишаемся того, что нам дорого, даря это другому, но при этом мы не испытываем страдания, сожаления, а парадоксальным образом испытываем радость и утешение, нам хорошо. Вот такой пример.

А чтобы нам понять, каким должно быть наше отношение к ближним, давайте заменим слово «ближний» на более понятное нам слово «близкий». Правда же – по-другому звучит? Возлюби близкого. Он сразу становится не каким-то абстрактным ближним, а тем, кто не только рядом с нами физически находится, но кто важен для нас, значим для нас. И как же нам выстроить отношения с этим близким? Конечно, большинство из нас читали святых отцов, знают замечательные примеры из их жизни, но очень часто, читая эти примеры, эти замечательные истории, настраивая себя подражать им, мы все же воспринимаем ближнего человека как-то отдельно от себя. По отношению к нему мы должны проявить усилие, переступить через себя, переломить себя – и тогда выполнить эту заповедь о любви. Но когда мы делаем приятное близким, жене, мужу, детям, родителям, друзьям – разве мы всегда переступаем через себя? Далеко не всегда.

Интересно, что в отношениях с ближним, когда мы переступаем через себя, наше сердце отзывается на это усилие, оживает. И мы, идя навстречу ближнему, становимся богоподобны. И идем мы навстречу ближнему потому, что мы богоподобны. Это взаимосвязанные вещи.

Человек идет навстречу ближнему потому, что Бог действует в сердце человека, побуждая его совершать эти шаги. Но очень часто так случается, что наше сердце молчит, оно пока мертвое, черствое, каменное. И искра Божественного зова еще не разгорелась в нем. И в этом случае начинается путь, идя по которому мы перешагиваем через себя, переступаем через себя, когда мы рационально побуждаем себя к добрым делам, добрым поступкам. И, к сожалению, это путь большинства из нас.

Как бы радостно было нам, когда бы мы видели в этих ближних – своих близких, какое было бы счастье, если бы мы могли, каждый по своим силам, возможностям и талантам, сделать шаги навстречу этим близким. Но наше сердце молчит, наше сердце каменное, мы не видим в наших ближних – близких. И тогда мы предпринимаем усилия, может быть, молимся, понимая необходимость этих отношений, в том числе для нашего спасения. Тогда мы просим Бога, чтобы Он растопил лед нашего сердца, и мы побуждаем себя делать эти шаги.

В нашей жизни множество тому примеров. Если у человека какая-то болезнь и он потерял способность чувствовать горячее и холодное, то, согласитесь, он не станет хватать все подряд. Он понимает, что хотя он и не чувствует боли, схватившись за раскаленную печку, но все же не надо за нее браться, потому что это повредит его руки. И он, рационально осмысливая свое положение, выбирает, какой предмет ему взять, а какой бросить.

Так и человек, в котором сердце пока мертво, все же понимает, какие шаги ему совершить навстречу ближнему, а какие шаги уводят его в противоположную сторону. И поэтому каждый из нас с Божией помощью может делать эти добрые шаги, идти этим путем навстречу ближнему. И тогда происходит чудо – наши шаги, наши усилия приводят к тому, что Господь делает наше сердце любвеобильным, добрым, милостивым. Наше сердце становится горячим и вновь способным увидеть кого-то, кроме себя.

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 02:45
  • Воскресенье, 28 апреля: 07:45
  • Суббота, 04 мая: 02:45

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать