Мир вам, братья и сестры! Сегодня будем говорить об охлаждении духовной жизни. Иногда к священнику приходят прихожане с вопросом: «Почему так происходит? Раньше, когда мы посещали храм, участвовали в таинствах Церкви, выполняли все предписания, мы чувствовали при этом большую радость, благодать в своем сердце. Сейчас чувствуется какое-то охлаждение, нет даже желания молиться. Что с этим делать?»
Чтобы разобрать этот вопрос, нам необходимо обратиться к Священному Писанию и вспомнить о той интересной истории, которую рассказал Господь. Это притча о блудном сыне. И нас интересует в этой истории не сам блудный сын, а старший сын. Младший, мы знаем, ушел на страну далече, жил без отца, промотал свое имение и потом вернулся с покаянием к своему отцу. Старший же сын всегда находился рядом со своим отцом, он исполнял все его предписания. И когда блудный сын вернулся и отец устроил в его честь пир, то старший сын обиделся на отца, говорил: «Отец, я исполнял все твои указания, ничего не нарушал, служил тебе, а ты не давал мне даже иногда козленка для пира со своими друзьями. А этот человек, который промотал все, сейчас испытывает большую радость. Ты встречаешь его с большой любовью, какую не оказывал мне». И ответ отца очень интересен: «Сын мой, все мое твое, ты со мною, а младший сын пропадал и нашелся, был мертв и ожил, поэтому мы так радуемся».
И вот этого старший сын не понимал: что он всегда с отцом. Он не понимал своего счастья, он привык находиться рядом со своим отцом, пользоваться всем и не понимал ценности всего этого. Он, наверное, даже уже и скучал, ему не хватало какой-то радости, и он говорит об этом напрямую своему отцу, что тот даже козленка ему не давал, чтобы возрадоваться с друзьями.
На самом деле мы видим: блудный сын, который оставил своего отца и ушел на страну далече, только тогда все осознал, когда лишился всего этого. Он осознал всю ценность того, что имел раньше, только тогда, когда пришел в бедственное положение, когда стал испытывать голод, находиться при смерти и пытаться насытиться пищей свиней, а ему даже этого не позволяли делать.
Можно вспомнить также другую историю Священного Писания, которая связана с грехопадением Адама. Мы знаем, что первозданный человек находился в раю, и нам, грешным людям, находящимся на земле, кажется, что в раю не может быть необходимости в чем-либо, что человек не испытывал в раю никаких ограничений, для него все было прекрасно, он испытывал блаженство (по сравнению с тем, конечно, что мы сейчас испытываем в своей жизни). Это действительно так. Но чувствовал ли себя так Адам, находясь в раю? И мы видим, что нет, что и Адаму в раю что-то не понравилось, что и Адам считал себя в чем-то обделенным, и ему об этом напрямую говорит дьявол, искушая его: «Тебе запрещено есть от древа познания добра и зла. Съешь плод, и ты станешь таким, как Бог».
И вот в этом как раз причина грехопадения Адама и причина наших мыслей о том, что нам чего-то не хватает в нашей жизни. Дело в том, что только один Бог является Вечным, Бессмертным, Самобытным Существом, Неизменяемым, ни в чем не нуждающимся, а все остальное является творением Божьим. И все является ограниченным и в чем-то нуждающимся. И только Бог дает потребное Своему творению, только от Бога это зависит. Бог сотворил ангелов, и даже ангелы, как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), по сравнению с Богом являются очень грубыми и несовершенными. А в Священном Писании прямо говорится, что Бог и в ангелах Своих усматривает недостатки и что ангелы являются несовершенными существами. И вот ангелы возомнили о себе, сатана возгордился своей красотой, увидел, что ему чего-то не хватает, и захотел сам стать Богом. И именно это искушение он предлагает человеку и говорит: «Если будете есть плоды от древа познания добра и зла, вы не умрете, но станете как боги, знающие добро и зло». Преподобный Ефрем Сирин, говоря о заповеди, данной человеку в раю, говорит о том, что заповедь эта была дана не случайно Богом, потому что она смиряла человека, научала его послушанию Богу и смирению. И благодаря именно соблюдению этой заповеди человек не мог возгордиться подобно дьяволу и захотеть стать Богом, но даже в этом случае дьявол приступил к человеку и стал соблазнять его именно на это: вкуси с древа познания добра и зла, сними с себя это ограничение. Адам искусился и в итоге лишился даже того, что имел. И только когда Адам потерял рай, он осознал, чем же был для него рай. И об этом говорится в церковном песнопении: «Седе Адам прямо рая… и плакаше».
О плаче Адама много говорят святые отцы. О его покаянии уже после изгнания из рая говорит преподобный Силуан Афонский. Очень интересно почитать его писания на эту тему. И в результате этого покаяния Адама, именно в ожидании избавления от этого страшного состояния Бог послал нам Свое спасение в Лице Господа Иисуса Христа. Именно Господь Иисус Христос, Новый Адам, вернул нам рай, дал нам дорогу, по которой мы можем вернуться в рай. Он искупил грех Адама на Кресте, и в том числе грехи всего человечества. Он победил смерть Своим воскресением и дал нам возможность этого воскресения, и мы верим в это воскресение из мертвых. Также Господь нам дал все средства к тому, чтобы нам вернуться к этому раю. Он дал нам таинства Святой Церкви, исповедь (когда мы исповедуем свои грехи, каясь в них). Он дал нам таинство Причащения, Кровь и Тело Свои, вкушая которые мы теснейшим образом соединяемся с Самим Христом, Самим Богом и уже на земле приобретаем Царствие Божие.
Возвращаясь к вопросу, с которого мы начали говорить, мы может отметить, что у каждого христианина есть все то, что было и у старшего сына. Человек вроде бы не удалился от Бога, он исполняет все предписания Церкви, постится, посещает храм Божий в положенные дни, исповедуется и причащается, соединяясь с Самим Творцом, и это является счастьем для человека. И человек привыкает к этому. Ему кажется, что чего-то ему не хватает, а хотелось бы еще какой-то особой радости, особого счастья. И, подобно старшему сыну, христианин начинает возмущаться и думать: что-то в моей жизни не так; может, Бог мне чего-то недодал. Но, вспоминая ответ отца своему старшему сыну, мы можем сказать сами себе: «Все у нас есть, мы находимся рядом с Отцом Небесным, и все Его – наше, и все, что Он нам мог дать, Он дал. Он нам отдал Самого Себя, отдал Своего Единственного Сына, пострадавшего на Кресте и победившего смерть Своим славным воскресением. На вопрос об охлаждении веры в духовной жизни христианина можно указать и другие причины. Прежде всего это грех. Грех незаметен для человека. Это грех гордости, осуждения других людей, на что человек может не обратить своего внимания. Может, он кого-то обидел и это у него входит в привычку, он на это не обращает своего внимания, и благодать Божия оставляет человека, он не может понять, почему ему так плохо.
Бывают другие причины, бывает промыслительное оставление благодати Божией. Чтобы человека смирить и научить в жизни двигаться самому. Конечно, невидимая помощь Божия присутствует, но при этом человек не видит видимой поддержки Бога, ему кажется, что он оставлен Богом, и это тоже отдельные вопросы и отдельные темы, на что можно было бы уделить больше времени, посвятить этому отдельную передачу. Будем помнить всегда: как бы жизнь ни складывалась, Бог нам все уже дал для нашего спасения, и именно это является для нас самым главным. Мы должны это осознать, понять и не роптать, когда нам кажется, что мы в чем-то ущемлены и нам чего-то в жизни не хватает.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 27 апреля 2024
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!