Слово пастыря. О Великом посте. Протоиерей Алексий Носач

25 февраля 2023 г.

В студии протоиерей Алексий Носач, клирик Христо-Рождественского собора г. Липецка.

– Сегодня мы будем говорить о духовном настроении христианина во время Великого поста. Церковь придает этому большое значение, подготавливая нас ко вступлению в Великий пост. Несколько недель Церковь напоминает нам о том, что и пост, и молитва могут быть нам во осуждение, не принесут нам никакой пользы, а только вред, если мы, подобно фарисею, будем осуждать других людей. Также Церковь напоминает нам о покаянии блудного сына, чтобы те из нас, которые имеют большие грехи, не отчаивались в них, но всегда прибегали к Богу с покаянием, потому что Небесный Отец с радостью всегда нас примет.

Церковь напоминает нам и о Страшном Суде, когда каждый человек получит воздаяние в вечности за свои дела, которые он совершал, живя на земле. И напоминает нам о прощении ближних, о том, что нужно обязательно прощать тех людей, которые нам нанесли какие-то обиды, самим просить прощения у тех, кого мы могли обидеть, потому что если мы этого не сделаем, то опять же не будут иметь значения никакие телесные посты, никакие подвиги, никакие молитвы.

Но из этих подготовительных недель к Великому посту особое внимание, мне кажется, следует уделить Неделе о Страшном Суде. Господь говорит о том, что Страшный Суд Божий будет проходить следующим образом: придет Сын Человеческий во славе Своей – и святые ангелы с Ним. И как пастырь отделяет овец от козлищ, так будут отделены грешники от праведников. По правую сторону от Сына Человеческого будут находиться праведники, по левую – грешники, и, обращаясь к праведникам, Господь скажет: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

Тогда праведники, удивившись, спросят у Господа:  Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня.

Тогда и грешники тоже спросят у Господа: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?  И Господь ответит им: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.

То есть Господь ставит знак равенства между Собой и нашими ближними, которые нуждаются в помощи, и когда мы им этой помощи не оказываем – мы не оказываем помощи Самому Христу. А когда оказываем эту помощь – мы эту помощь оказываем Самому Господу.

И вот в подтверждение этому в Священном Предании нашей Церкви существует большое количество историй, в том числе жизнеописание бывшего мытаря, святого Петра Африканского, который был начальником сборщиков податей в Северной Африке. И этот человек был очень жесток. Когда однажды собралась группа нищих и стали между собой спорить и спрашивать, кто же самый жестокий человек в городе, – все пришли к единогласному выводу о том, что все-таки самый жестокий человек в городе – это мытарь Петр, потому что он никогда никому не подавал милостыню и вряд ли когда-нибудь ее подаст. И один нищий решил поспорить с другими и сказал, что он постарается добыть у Петра милостыню, что он сможет это сделать. Все стали над ним смеяться и говорить, что это невозможно сделать, что невозможно умилосердить этого жестокого человека. Тогда этот нищий побился с ними об заклад и сказал, что он все-таки добудет у Петра милостыню. Он отправился на встречу с Петром, стал ждать его. Вскоре появился Петр с ослом, навьюченным хлебами, и нищий стал неотступно просить у него подаяния. Петр сначала не обращал внимания на его просьбы, но потом, когда нищий ему очень сильно надоел, он разозлился и стал искать камень, которым можно было бы ударить этого нищего и отогнать его от себя. Но так как камня нигде не было, он схватил один из хлебов и метнул им в нищего как камнем, со злостью. Нищий схватил этот хлеб и, радостный, побежал к другим, чтобы показать, что он все-таки победил в споре.

Спустя два дня Петр слег от тяжелой болезни и находился при смерти. И, умирая, он увидел, что вокруг него собрались ангелы и демоны, они поставили весы, на одну чашу весов демоны начали складывать большое количество злых дел, которые свершал Петр в своей жизни. А на другую чашу весов ангелы не могли положить ни одного доброго дела, потому что не могли найти ничего доброго в его жизни. И тогда один из ангелов говорит, что есть хлеб, который Петр использовал как камень, кинув его в нищего. Может, по милосердию Своему Господь хоть как-то облегчит его участь? И когда хлеб этот был положен на ту чашу весов, где должны были находиться добрые дела, то один этот хлеб стал приподнимать большую массу беззаконий и грехов этого человека. И тогда ангел обратился к Петру со словами, что Господь дал ему возможность покаяния и в дальнейшей своей жизни, когда он выздоровеет, он должен будет наполнить эту чашу добрыми делами, чтобы не попасть в ад.

После того как Петр выздоровел, он полностью изменил свою жизнь и начал творить милостыню. Вскоре с ним произошла еще одна интересная история. К нему в холодное время года подошел нищий, который не имел одежды, чтобы согреться. Он стал просить у Петра одежду или деньги на то, чтобы приобрести эту одежду. Денег в то время с собой у Петра не было, и он снял с себя верхнюю одежду и отдал ее нищему. Но вскоре произошло следующее: нищий, увидев, что одежда богатая, подумал, что следует продать эту дорогую одежду, купить себе на вырученные деньги одежду победнее, а на оставшиеся деньги еще приобрести себе пропитание. И выставил эту одежду на продажу на торжище. Петр проходил мимо этого места и увидел свою одежду, выставленную на продажу, стал сильно скорбеть, стал думать о том, что доброе дело, милостыня, которую он оказал нищему,  оказалась бессмысленной, что Бог не принял этого подаяния. Рассуждая так, он сильно скорбел, и вдруг ему является Христос в его одежде, в той самой одежде, которую он подал нищему, и говорит ему: «Петр, не скорби, в тот самый момент, когда ты отдавал свою одежду нищему, Я принял ее из твоих рук».

Страшен Суд Божий, у каждого человека есть грехи, и, наверное, оправдаться перед Богом невозможно, как говорит об этом псалмопевец Давид. Но Бог показывает нам тот путь, следуя которым мы в своей жизни можем не только загладить свои грехи, но и даже приобрести большую награду в Царствии Божием, потому что, оказывая дела любви нашим ближним, мы их будем оказывать Самому Христу.

Церковь, кроме того что заботится о нашем духовном устроении в Великий пост, еще установила и телесные правила поста. Великий пост называется так по своей строгости, потому что это самый строгий пост изо всех постов, какие есть в Церкви. Почему такая строгость? Почему человеку вообще необходимо телесное соблюдение поста? Ведь самое важное – это душа. И чтобы ответить на этот вопрос, Церковь в последний день перед вступлением в Великий пост напоминает нам об изгнании Адама из рая, потому что первозданный человек согрешил перед Богом, нарушив именно заповедь о посте.

Еще когда человек находился в раю, ему было необходимо соблюдать пост. Преподобный Ефрем Сирин говорит, что человеку была дана заповедь о посте для того, чтобы он приобрел через послушание Богу смирение. Потому что мы видим на примере дьявола, как великий ангел ниспадает с неба через свою гордость. И чтобы сохранить человека от такой возможности впадения в гордость, ему была дана заповедь о посте. Ему было сказано, что он может вкушать плоды от всех деревьев, но  не может вкушать плоды от древа познания добра и зла. И в тот день, в который он это сделает, – он умрет. Адам и Ева, первые люди, нарушили эту заповедь, соблазненные змием, соблазненные дьяволом, – и были изгнаны из рая. Они нарушили заповедь о посте, поэтому Церковь установила соблюдение поста как первую ступень восхождения обратно в рай.

Преподобный авва Дорофей говорит, что от тела человека зависит и его духовное устроение. Так, например, человек, сидящий на коне, одетый в богатую одежду, чувствует в своей душе надменность. И совсем по-другому чувствует себя человек, одетый как нищий и сидящий в грязи. И то же самое касается и еды, которую употребляет человек. Одно дело, когда человек делает себе роскошную трапезу, вкушает разные яства – и совсем другое  устроение у человека, когда он питается скудно. Поэтому нам Церковь установила особый период в нашей жизни, 40 дней Великого поста, а затем еще и время Страстной седмицы – это как некая духовная десятина, которая взимается. Если на число дней целого года посмотреть, то это получается духовная и телесная десятина, которую мы посвящаем Богу, потому что во время Великого поста мы особое время уделяем молитве, богослужению, чтению духовной литературы и Священного Писания.

Так что хочется пожелать всем, чтобы, соблюдая пост телесно, мы не забывали и о духовной составляющей, которая также для нас всех очень важна.

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 02:45
  • Суббота, 04 мая: 02:45
  • Воскресенье, 05 мая: 07:45

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать