Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Нам знаком тип людей, которые, прочитав в средствах массовой информации, в книгах или услышав по телевидению какой-то совет практической стороны жизни, тут же начинают ревностно ему следовать. Они где-то прочитают, что вредно употреблять какой-то продукт, и не едят его. Или прочитают, что нужно ходить десять тысяч шагов в день, и ходят. Или что на ночь есть вредно – и не едят. Таких людей достаточно много.
Общество многогранно, мозаично. Есть люди, которые нарушают все, что можно. А есть люди, которые соблюдают все, что можно, и ищут, что бы им еще соблюсти. К таким людям мы сегодня и обращаемся. Такой тип личности, характера распространяется не только на бытовые стороны жизни (когда человек грамотно распределяет свой день), но и на духовную жизнь человека, если он приходит к вере.
Попытаемся объяснить, в чем здесь проблема. Чаще всего люди с таким складом характера показывают нам, что человек сам является хозяином своей жизни, сам управляет ею. Он хочет держать все стороны своего бытия в своих руках, чтобы не было никаких случайностей и ничего не вышло из-под его контроля. Это люди, которым необходимо контролировать свою жизнь. Но, к сожалению, они контролируют еще и жизнь окружающих, своих близких (в том числе духовную). Здесь есть большая проблема. Они могут десятками лет жить в окружающей действительности (и достаточно комфортно), но внутренне рано или поздно они должны прийти к кризису. По-другому быть не может.
Мы, православные христиане, из Священного Писания, из творений святых отцов понимаем, что человек без Бога в принципе спасти себя не может. Знаком ли нам образ барона Мюнхгаузена, который на своей лошади попал в болото? Как он выбрался из этого болота? Он взял себя за волосы, поднял вместе с лошадью и выбрался. Нам (даже детям) кажется, что это смешно. Мы удивляемся, как это возможно. Люди, которые спасают сами себя, подобны барону Мюнхгаузену. Они думают, что вытащили себя из болота (или, по крайней мере, находятся в этом процессе).
Как же это происходит? Человек ставит себе какие-то установки, рамки. Он прочитал у святых отцов о том, что нужно совершить какой-то маленький подвиг, от чего-то в жизни отказаться. И он ставит перед собой это целью. Пока он к ней идет, он уже испытывает душевный комфорт: ему приятно, хорошо, потому что он находится в процессе спасения. Он исполняет это, и ему очень комфортно. Но внутренне, даже неосознанно, он понимает: что-то здесь не так. Невозможно вытащить самого себя за волосы из болота без чьей-либо помощи. Вместо того чтобы задать себе вопрос «Кто же меня спасет?», человек ставит себе новые задачи и планомерно их достигает.
Если человек ответственный, задача порой может становиться все труднее и труднее. Человек может дойти до монашества, до крайней аскезы, но все равно это беспокойство о том, что что- для спасения недостаточно, будет преследовать его всегда. Мудрый, рассудительный человек остановится и скажет: «Так, что-то в моей жизни не так». Человек нерассудительный, сосредоточенный на самом себе, будет искать, что бы ему еще сделать, чтобы спастись.
Братья и сестры, мы, конечно, порассуждаем, почему так происходит, почему у человека возникает такое состояние души. Мы не будем ругать, осуждать таких людей, потому что мало кто из нас не такой. И здесь, наверное, много факторов. Нельзя сказать: «Он гордый, самостный». Навесить такой ярлык проще всего. Очень часто человек так сложно устроен, что, наверное, только Господь в полной мере видит, понимает его (и поэтому снисходителен к нему). Но почему это важно для нас, когда мы смотрим на окружающую действительность? Может быть, мы увидим, узнаем себя? Почему человек сосредоточен на себе? Почему он хочет взять управление своей жизнью и своей посмертной участью в свои руки?
Возможно, дело не только в том, что, на первый взгляд, все переходит в гордость и самость. Есть еще другой фактор. Человека воспитывали (особенно раньше) в строгости и говорили: «Нужно быть хорошим мальчиком (или девочкой). Нужно все делать правильно, совершать хорошие поступки. А ты плохой, ты совершаешь плохие поступки». Когда ребенок воспитывается в такой среде, в крайней строгости, то правильные поступки и контроль всего в своей жизни дают возможность уйти, уклониться от обвинений. То есть если ты все делаешь правильно, значит, ругать тебя не будут. Если ты совершаешь хорошие, правильные поступки, значит, тебя не будут обвинять. И такое устроение возникает у человека с детства.
Контролируя свою жизнь, человек уходит от внутреннего обвинения, которое, может быть, преследовало его в детстве. Это, к сожалению, распространяется и на духовную жизнь. И, естественно, Бог выступает в роли обвинителя, Судьи, Который всегда готов осудить человека. Более того, если рассуждать в юридической плоскости, Бог выступает даже не в роли судьи (потому что судья может и оправдать), а в роли прокурора, задача которого – только обвинять.
Человек выбивается из сил, находится в каком-то замкнутом круге, потому что ему нужно что-то сделать. С такими прихожанами приходится сталкиваться очень часто. Эти люди изнемогают под бременем самих себя, своих представлений, трудов. И по большому счету какие-то подвиги совершаются не ради любви к Богу (порой любви там очень мало), а потому, что это способ задобрить внутреннего обвинителя, который преследует человека.
Задумаемся, таков ли Бог? В Послании к Галатам мы читаем, что делами закона не оправдается никакая плоть. А чем же плоть оправдается? Апостол Павел говорит: верою. И здесь речь идет не о том, что ничего не надо делать. Здесь говорится о смещении акцентов. То есть человек направляет вектор своей веры не на Бога, а на самого себя. Он беспокоится, приходит в отчаяние совершенно справедливо. Конечно, ты погибнешь и не спасешься. Как ты можешь сам себя спасти? Кто же может тебя спасти? Спаситель. Это одно из имен Божиих. Иисус Христос − Спаситель.
Братья и сестры, какое бремя свалится с сердца человека, когда он, как ни странно это звучит, делегирует возможность своего спасения Богу, снимает с себя эту ответственность и отдает ее Богу... Тогда не он сам будет себя спасать, а Бог будет его спасать. А что может человек? Он тонет в болоте, барахтается, выбивается из последних сил. Ему бросают веревку или палку и с небольшим усилием вытаскивают его. Но он своим барахтаньем, в принципе, помогает тому, кто его вытаскивает.
Так и жизнь человека. Когда мы увидим Того, Кто способен протянуть нам руку помощи, нужно найти в себе решимость, убежденность, внутреннюю силу и протянуть навстречу Ему свою руку. Но мы не замечаем руку Христа, как будто Его вообще не существует. Есть только я, мои проблемы и тот ад, который меня ожидает.
Как, братья и сестры, было бы хорошо, если бы человек смог увидеть в своей жизни спасающего Христа. Когда мы читаем о Нем в умных книгах или молитвах, это проходит мимо нашего сознания (тем более мимо нашего сердца). Мы не верим тому, что читаем. А когда человек действительно увидит сердцем, что он не способен себя спасти и спасет его Бог, то он не будет грешить напропалую. Если человек увидит, что Бог его спасает, любит, то он будет жить духовно и даже свято, потому что Сам Господь наш сказал: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. В этом случае человек будет соблюдать заповеди не ради себя самого, а ради любящего его Бога.
Иоанн Кассиан Римлянин очень хорошо сказал о Христе, что Он не судья и не мучитель. Можно представить, что Он лучший Друг, Которого не хочется оскорбить, обидеть, нанести Ему рану, а хочется сделать приятное. И если мы так посмотрим на Бога, желающего нас спасти и любящего нас, то (возможно, и не сразу) наша жизнь переменится.
Записала Людмила Белицкая
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Всенощное бдение 27 апреля 2024 года
Прогноз погоды на 27 апреля 2024
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!