ШКОЛА ЦЕЛОСТНОГО РАЗВИТИЯ. 6 ч. От Алеши Поповича до воинов СВО. Педагогика сильного впечатления

10 ноября 2023 г.

О детях, внуках и выпускниках,
отношении к предкам и истории России ХХ века,
Синодике воинов Борисоглебской земли от древности до наших дней,.
педагогике сильного впечатления и высоких примерах
рассказывает священник Владимир Мартышин, основатель Ивановской школы на Лехе.
Часть 6.

Трое моих детей, окончив академии, университеты, переехали жить поближе ко мне и построили себе дома вокруг моего дома. У меня 18 внуков, и я каждый день их вижу. Это величайшая радость, счастье, когда рядом с тобой твои дети и внуки. С другой стороны, когда внуки далеко, наверное, ты не так переживаешь, а здесь чуть пальчик уколол и сразу бежит к тебе и просит: «Дедушка, пожалей». И ты переживаешь, сопереживаешь…

Но это и есть настоящая жизнь. Твоя душа учится сопереживать ближним, а потом твои переживания распространяются уже и на других людей. Наверное, ни с того ни с сего ты не сможешь сострадать людям. Чтобы любить людей, сопереживать им, чтобы быть милосердным, требуется большой опыт и иногда волевые усилия, и всему этому нужно учиться.

Наши бывшие ученики, которые решили вернуться, окончив университеты, отслужив в армии, иногда учились в нашем городе всего два-три года. Думаю, что вернулось уже семей восемь-десять. Эти молодые люди – наша перспектива, и это не какой-то однократный всплеск, за которым последует угасание. Нет, люди всё возвращаются и возвращаются. Это сообщество, которое нам удалось создать, я называю ойкуменой. И это действительно уникальное явление – школа стала градообразующей.

У нас не было храма, его взорвали в 1960 году. А то, что у нас вроде бы неплохо идут дела, я могу связать с тем, что в нашей школе учились три священномученика. Один из них, отец Александр Елоховский, в 1879–1886 годах заведовавший школой, был репрессирован в связи с Ярославским восстанием и в 1918 году в числе первых расстрелян большевиками. Два других священномученика – отец Николай Розов и отец Константин Любомудров, расстрелянные на Бутовском полигоне, учились в нашей школе.

Вся наша школа в мемориальных досках. У нас даже есть Герой Советского Союза, Герой Социалистического Труда. Кстати, внук основателя школы Лисицын получил Сталинскую премию за разработки в области торпед и ракетостроения. Председатель колхоза агроном Кузьменов, которого называли выдающимся агрономом всея Руси, награжден двумя орденами Ленина и двумя орденами Трудового Красного Знамени.

Но здесь, на этой стене, возникает некий конфликт: справа размещены доски с именами священномучеников, а слева доска с именем председателя колхоза, который разрушил храм. Знаете, нашу историю необходимо воспринимать с глубокой скорбью и состраданием, а не с каким-то поношением. Ведь разрушали храмы, по-видимому, наши родственники, а как поносить своих родственников?.. За них нужно молиться, ведь в то время была такая жизнь.

А сегодня много умников: «Я бы так не поступил». Кстати, сегодня ведется много споров и вокруг наших выдающихся философов, и это специально подается, чтобы произвести раскол в народе. Эти умники выпячивают себя и утверждают: «Я бы так не поступил». Да откуда мы знаем, как бы мы поступили в тех условиях? Господи, помилуй.

У нас жили великие праведницы, и одна из них, Вера Александровна Цветова, всю свою жизнь провела в миру в монашестве. Ее предки – отец, дедушки, прадедушки – были священниками, и сама она еще девочкой в советское время подвергалась гонениям. Так вот, она говорила мне: «Владимир Сергеевич, председатель колхоза Сергей Константинович был добрым человеком. Как же он мог храм взорвать?»

А этот колхоз был одним из лучших колхозов в стране, инициатором соцсоревнования всероссийского значения. Как-то председатель поехал в обком просить кирпич на фермы, а ему говорят: «Да он у тебя стоит». – «Что стоит?» – «Храм». Храм был закрыт уже 23 года. Его закрыли в 1937-м, а начали разбирать в 1960 году. Так вот, я отношусь к этому только со скорбью. Не с поношением, потому что ни в коем случае нельзя поносить своих предков.

У нас в пятом классе преподается предмет, называемый «Твоя родословная». Мной был написан первый в стране учебник «Твоя родословная». Впервые он был издан в 2000 году большим тиражом – 10 тысяч экземпляров, его можно найти на Оzon. А второе издание, дополненное, переписанное, со множеством иллюстраций называется уже: «Лелею я память рода». И здесь как раз основная мысль заключается в том, что главное – перенять у своих предков их духовные ценности, а не просто вывесить это древо и гордиться им. Допустим, один человек верующий, а другой, не дай Бог, атеист, и какая между ними связь? Никакой связи нет.

Знаете, у нас есть еще одно интересное дело, которое я пропагандирую: мы составили синодик всех воинов Борисоглебской земли, погибших в войнах, начиная с Алеши Поповича, погибшего в битве на Калке ровно 800 лет назад, в 1223 году, и заканчивая воинами, погибшими в СВО. В нашем районе уже пять человек погибли в СВО. Понятно, что это только часть всех погибших, и большинство из них погибли в Великую Отечественную войну, но была же еще и Русско-японская война.

Начало нашему синодику положено еще со стенда у школы, на котором были два погибших в Русско-японской войне бойца, учившихся в нашей школе. Один из них наш ученик Василий Мальцев, погибший одним из первых на мостике крейсера «Варяг». Сначала на стенде было шестнадцать бойцов, погибших в Первой мировой войне, сейчас их уже три десятка.

А потом у нас возникла идея составить синодик на весь Борисоглебский район. Сейчас в этом синодике 5 200 имен. Шесть человек погибли в Куликовском сражении, есть погибшие в Азовских походах Петра I. И, можете себе представить, мы уже читали синодик сорок раз, и это называется «истинное поминовение».

Как создавался Храм Христа Спасителя? С плитами с именами погибших в Бородинском сражении. Как создавался храм Сампсона Странноприимца на поле Полтавской битвы? С именами погибших в Полтавской битве. Все это истинное поминовение. Вот и мы создали синодик, и мы постоянно служим литии и читаем имена из синодика. Мы раздаем всем по листочку и за пять минут поминаем всех 5 200 погибших в войнах наших земляков.

Сейчас в нашем районе осталось совсем мало ветеранов войны, говорят, всего два или три ветерана на весь район. Понятно, что прошло уже много времени, но еще лет пять назад мы раздавали ветеранам листочки с именами, и эти бывшие воины стояли и читали имена тех, с кем, возможно, они жили по соседству.

У нас есть уникальный музей – музей-блиндаж. В наших краях войны не было, слава Богу. Но из экспедиций, в которых мы бываем, мы привозим много разных экспонатов. И вот мы выкопали огромный блиндаж размером шесть на пять метров, к которому ведут траншеи и в котором полностью воссоздана обстановка музея. Когда-то этот блиндаж играл значительную роль. Когда еще был кадетский отряд, прямо в этой землянке иногда проводили заседания командиров, и это была впечатляющая игра.

Один из принципов педагогики, которого я придерживаюсь, это педагогика сильного впечатления. Это такие погружения, чтобы сразу ошарашить человека, метод шоковой терапии, чтобы человек на всю жизнь все запомнил. А еще один из величайших принципов, конечно же, принцип всего высокого – высокого искусства, высокой литературы, высокой архитектуры и так далее. Я специально использую это понятие, чтобы не повторять в книге термин «авторитет».

Дело в том, что самое страшное, что происходит сегодня у нас в стране (хоть началось это еще в XIX веке, а первый звоночек был в романе «Отцы и дети» Тургенева), это борьба с авторитетом. Например, чем страшен этот беспощадный либерализм? Он разделяет молодежь и предыдущие поколения, чтобы прервать между ними связь, окончательно отрезать соединяющую их пуповину.

Я помню, как в 90-х годах на первых страницах учебников было написано: «Дорогой юный друг! Ты – судья. Ты должен судить своих дедов, отцов, потому что они жили неправильно». Я помню этот беспредел, пропаганду беспамятства. Разве так можно? Я, наоборот, говорю: «Да, у наших родителей был другой образ жизни. И сегодня есть разные родители, есть и родители-пьяницы. Но вы не судьи своим родителям. Нужно им сострадать, нужно молиться за них, но только не осуждать».

Знаете, беда закона 1992 года в том, что школа оказалась каким-то комбинатом бытового обслуживания, а родители стали как бы заказчиками. А сегодня в школу пришли родители воспитания как раз 90-х, когда уровень образования, культуры был опущен до самого пола, и теперь они нам заказчики.

Но мы знаем высочайшие образцы, на которые нам необходимо ориентироваться в своей работе. И если мы приглашаем в школу писателя, то это Владимир Крупин; если бывают у нас какие-то связи, то с писателем Василием Беловым. Если мы приглашаем артиста, то это Татьяна Петрова или удивительный, высочайшего уровня чтец народный артист России Валерий Никитин, который читал у нас уже тринадцать раз.

Куратором кадетского отряда был у нас кавалер четырех орденов Мужества Алексей Викторович Новгородов, Царство Небесное, в прошлом году преставился довольно молодым. Это человек, который, отложив автомат, напрямую выходил к бандитам и вел с ними переговоры, рискуя своей жизнью. Целостная, необыкновенная личность отец Феодор Конюхов, космонавт Валентина Терешкова, с которыми наши дети тоже встречаются. Вот такие образцы нужно показывать детям!

То есть мы стараемся обеспечить нашим детям встречи с людьми именно такого уровня, и, слава Богу, нам это удается. Очень важно, чтобы у детей были серьезнейшие, высочайшего уровня ориентиры, потому что иначе педагогика не получается. И постоянно у нас присутствуют какие-то исторические примеры.

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать