ШКОЛА ЦЕЛОСТНОГО РАЗВИТИЯ. 5 часть. Отечествоведение. Погружение в эпоху

3 ноября 2023 г.

О комплексе авторских программ Школы целостного развития рассказывает священник Владимир Мартышин — основатель Ивановской школы на Лехте. Часть 5.

Когда Ушинский в 1870-х годах поехал на Запад посмотреть, как там устроено образование, он был потрясен тем, как в Швейцарии и Германии преподают «Отечествоведение» по методике Песталоцци. Сначала изучают школьный двор, потом горизонты расширяются до деревни и дальше. Ушинский пишет: «Вот бы и нам так. А тому, кто это введет, необходимо дать большую премию». Никто не ввел.

Но я это сделал. И не только ввел, но еще и разработал программы. Они, конечно, отличаются от программ Песталоцци. Первый класс – это предмет «Школьный двор», 34 часа. Там и инфраструктура есть: природа. У нас огромная территория школы – 3 гектара: любые птицы, букашки, таракашки, травки, деревья. Тем более при наших аптекарском огороде и дендрарии.

Можно рассмотреть предмет и с точки зрения профессий – учителя биологии, химии. Кроме того, есть еще и обслуживающий персонал: водители, повара, кочегары. Очень широкий спектр. Плюс, конечно, история школы.

Дальше идет предмет «Моя семья, село, деревня». Он изучается целый год. Потом «Борисоглебский край в прошлом, настоящем и будущем». Борисоглебский район – это небольшая земля между Угличем и Ростовом Великим, километров, наверное, 30–40. 

Потом «История края в лицах». Очень интересный предмет. Это интегрирование местной истории во всероссийскую либо во всемирную. Взяты 32 персоналии вселенского масштаба – такие, как Сергий Радонежский. Он пришел сюда и основал монастырь. А начинаем вообще со Святогора, потому что на Урале существует предание, что он отсюда. А у нас предание, что он жил в селе Давыдово. Или Алеша Попович. Он сын ростовского попа, жил в нескольких километрах от нашего монастыря. Заканчивается Федором Абрамовым, великим советским писателем, который жил и творил в наших краях. Приезжал на лето. Здесь работал над повестями «Алька», «Пелагея», над романом «Дом».

Потом 34 часа изучается Ростовский уезд, после Ярославская губерния. Затем идет изучение народного календаря. Предмет называется «Фенология». Мы живем в селе и должны быть близки ко всему.

Потом есть предмет «Мир русской деревни» о том, как жили наши предки. Мы должны это знать, чтобы не было оторванности от корней. Тем более большинство семей сюда приехали. Мы съехались со всей страны. Как говорится, перекатились. Так надо же прорастать корнями на этом месте, где у многих уже родились дети и есть могилы стариков. Они уже зацепились за эту землю.

Потом идет предмет «Сеятели–хранители», о тех, кто много сделал для земли. Это почвоведы, садоводы. Начиная, скажем, с Энгельгардта или Андрея Болотова даже и заканчивая, скажем, Мичуриным.

И заканчивается это все русским народом. Целый год в десятом классе изучается предмет «Характер русского народа». Я, моя деревня, семья, и расширили горизонты до народа. Понятно, что у Песталоцци второй проблемной части не было. Это уже мои сочинения.

Еще интересная методика исторических и теперь литературных погружений в эпоху или личность. Школа может на две-три недели уйти в какую-то эпоху. Например, Дмитрия Донского и Сергея Радонежского. Они одновременно идут. Стены преображаются, все меняется, везде появляется атрибутика. Допустим, на стенах висят мечи и шлемы.

А центральное событие – это спектакли. Получасовой конный спектакль перед школой «Ночь перед Куликовской битвой». На конях воины Дмитрий Донской и Дмитрий Боброк. Еще у нас тогда был монах, он обозначал позицию Пересвета. Были и другие воины. Полчаса идет это действо. Все в кольчугах. Все сделано своими руками. 

Или погружение в Петровскую эпоху. В этом нам способствовал владыка Евгений, тогда еще отец Алексий, который был настоятелем Великосельского храма. У него была удивительная коллекция костюмов петровских времен, потому что место принадлежало графу Репнину, и отец Алексий развивал там это движение, а с нами делился костюмами. Мы с радостью пользовались, устраивали Полтавскую битву. Каждый день было какое-то событие петровского времени. Я играл Демидова, когда его отправляют на Урал лить пушки, ядра, искать руду. Много всего интересного. У нас там были и каторжники, и рекрутский набор.

Либо, скажем, 1812 год, либо Великая Отечественная война. Есть очень много всего. У нас в стране никто не знает истории. И у нас в школе точно так же. Такие погружения заставляют учеников хоть немного отличать одну эпоху от другой. У нас прошло уже порядка двух десятков таких погружений.

Недавно отмечали 200 лет Достоевскому. Школа превращалась в литературный салон: книжные выставки, кругом огромные фотографии (некоторые до двух метров), выдержки из журналов, цитаты. В школу приехали артисты, показывали спектакли.

Вот такая работа. Она для нас затратна, но не материально. У нас нет денег, мы сами делаем костюмы. Каждое погружение заканчивается балом определенной эпохи. Допустим, когда у нас было второе погружение в эпоху князя Владимира, мы устраивали пир на весь мир. Детки были в одеяниях тех времен: сами шили себе кафтаны или рубахи до пят, девушки к каждому балы готовят новые платья. Идет большая подготовка, создается необходимая атрибутика.  

Еще у нас есть проект «Дорога в небо». Но пандемия много нам навредила. А так мы даже ездили в ДОСААФ, дети обучались планерному делу. Сейчас возобновились поездки в Центр управления полетами. Начальник Владимир Алексеевич Соловьев, дважды Герой Советского Союза, большой друг нашей школы. Он нас очень любит, принимает. Дети напрямую беседуют с космонавтами. Выбирают время, минут 18–20, пока космонавты находятся в зоне слышимости, и дети интервьюируют их, задают заранее подготовленные вопросы.

Сейчас готовимся к полетам на шарах. Вот такие проекты. Их много. Я только часть обозначил здесь. Обо всех не расскажу. 

– О школе недавно сняли фильм?

– О нашей школе сняли уже, наверное, фильмов 15. Собственно говоря, я нахожусь в Екатеринбурге по поводу 34-го кинофестиваля. Меня пригласили как гостя, как героя фильма «Заповедник», который снял Павел Михайлович Фаттахутдинов. Талантливый режиссер. Чем он интересен? Тем, что просто наблюдает за жизнью. Там еще несколько смешной для меня анонс, что если есть рай на земле, то он в селе Ивановском и тому, кто побывал там, хочется снова и снова туда приехать. Но я не призываю к этому, моя задача отговорить, чтоб сюда ехали. Здесь не место романтизму и эмоциям. Ехать нужно, только если приняли твердое решение, что хотите жить на земле и чтобы рядом было как можно больше людей, пожелавших жить так же, я бы сказал, с одинаковым мировоззрением.

Потому что у нас все идут более-менее в одну сторону. Кто-то, может, на крыльях парит, кто-то ползет, кто-то с палочкой идет, кто-то на костылях, но в одну сторону. Но в фильмах режиссеры все-таки стараются проявить какую-то свою мысль, особенно в художественных фильмах. Так построен художественный замысел.

Здесь замысел очень простой: донести до других жизненные ценности тех людей, которые переехали сюда. За все время к нам приезжали посмотреть, наверное, больше 3 000 человек, а осталось где-то семей 70.  Причем живут в разных деревнях.

У меня трое детей. Они окончили академии, университеты и тоже переехали ко мне жить. Построили дома вокруг моего. У меня 18 внуков, и я вижу их каждый день. Вот это величайшая радость, это вообще что-то неповторимое.

Режиссер Павел Михайлович наблюдает за этой жизнью. Главными героями выбраны наши ученики, которые решили вернуться. Они учились у нас всего по 2–3 года, потом пожили в городе, некоторые даже окончили университет, послужили в армии и вернулись сюда. Таких семей, наверно, 8–10. Это молодые люди, наша перспектива. Не то чтобы у нас был какой-то всплеск – и теперь мы угасаем, нет. Люди едут и возвращаются.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать