ШКОЛА ЦЕЛОСТНОГО РАЗВИТИЯ. 4 часть. Достопамятные люди и духовные традиции России

24 октября 2023 г.

О комплексе авторских программ Школы целостного развития рассказывает священник Владимир Мартышин – основатель Ивановской школы на Лехте.

В четвертом классе предмет «Основы традиционной духовности». Это практически то же самое, что «Основы православной культуры». Мы начали преподавать этот предмет у себя в четвертом классе еще в 1994 году.

С первого по четвертый класс мы даем представление о ценностях, заповедях, о том, как жили наши предки, на чем зиждились духовность, нравственность, ответственность. А в пятом классе предмет «Достопамятные люди России» о тех, кто жил по этим законам. Понятно, что начинается со святых, а заканчивается, например, Юрием Алексеевичем Гагариным, Георгием Константиновичем Жуковым, Дмитрием Ивановичем Менделеевым. Эти люди честно жили и трудились на благо России. И, кстати, были верующими, хотя не этот фактор здесь главный.

В этом предмете у меня подобран интересный спектр святых, чтобы показать: как в жизни есть много места духовному подвигу, так и на пути ко спасению всегда есть очень большой диапазон: равноапостольные, страстотерпцы, благоверные, преподобные, юродивые. И это опять элементарная культура, чтобы понимать, а не задавать вопросы. Иногда встречаешь людей, которые задают вопросы нулевого класса с точки зрения именно православной культуры. Они не знают элементарных вещей.

В шестом классе предмет, который называется «Училище благочестия». Это как раз основы нравственности. Опять примерно то же самое, что и урок добра, но шестой класс – не первый. Все на более высоком уровне.

Достоин внимания и предмет в седьмом и восьмом классах «Духовная традиция русской семьи». Я, кстати, 8 лет преподавал в Ярославском университете на педагогическом факультете именно свою авторскую концепцию. А в прошлом году я окончил магистратуру и получил диплом педагога. Теперь меня никто не попрекает, что я не учитель. А то руководство все время говорило, что у нас в школе собрались не учителя.

Но, кстати, многие педагоги понимают, почему у нас получилась школа: наш взгляд на образование не установочный, а действительно масштабный, более широкий. Человеку нужно не изучать узко какой-то один предмет или одну сферу, а получать целостное развитие.

Для чего необходим, допустим, предмет «Духовные традиции русской семьи»? Мы возвращаемся в лоно именно того мировоззрения, в котором жили наши предки на протяжении 900 лет. Любое содержание имеет определенные формы. Роман нельзя поместить в форму рассказа, и наоборот. Это закон соответствия формы и содержания. Так же и в жизни. К концу XIX века формы содержания духовной семейной жизни были выведены до автоматизма: не нужно было задумываться, где лоб перекрестить, а где не надо, где поблагодарить... Понимаете? В предмете изучаются духовные традиции русской семьи; 34 часа, то есть один час в неделю. Изучаем всё: что читали, как был устроен дом. Это история. Стержень духовной жизни в русской семье – это благословение. Мы изучаем его два часа. Там много всего, не будем сейчас останавливаться. 

В восьмом классе предмет «Основы целомудрия и чистоты». Раньше я его преподавал в девятом классе, но потом счел, что уже поздновато. А в седьмом еще рано. Поэтому преподаю в восьмом. Но для некоторых классов бывает, что и рановато. Все время приходится это адаптировать. Я сам веду этот предмет: как сохранить чистоту и целомудрие. Мы же прекрасно знаем, что по статистике (тут чаще всего приводятся московские школы) в 12 лет уже многие ученицы и ученики теряют свою чистоту и целомудрие. Я уж не буду говорить в процентном соотношении, но есть точные данные. Это беда. Это горе нации.

Я уже показывал свою книгу «Веду я отроков по русскому пути». Она появилась в прошлом году, в ней описан весь опыт моей школы, 540 страниц со множеством иллюстраций. Каждая мысль подтверждена иллюстрацией. И не только мысль, но и каждое наше деяние и направление работы. Книга продается на Арбате, 20 в Москве. В ней как раз раскрываются все эти темы. И в ней я привожу хрестоматийный пример: когда в 1942 или 1943 году по приказу Гитлера в концлагерях обследовали девушек, начиная с 16 лет, заканчивая 25 годами, и Гитлеру в докладе написали (по-моему, даже указана фамилия доктора), что эту страну невозможно победить, потому что 98% обследованных девушек целомудренные.

Вот какую страну нельзя победить. Это важнейшая категория. Необходимо хоть чуточку это вернуть. Я обращаюсь к детям, умоляю их, чтобы они хотя бы переждали возраст, который называется переходным или трудным. Это два-три года. Объясняю это даже чисто с практической точки зрения. Вдруг на девушке захочет жениться какой-нибудь семинарист, а он не имеет права взять в жены потерявшую целомудрие. Он заполняет анкету, что взял матушку в чистоте. И мальчикам говорю: вдруг кто-то будет поступать в семинарию, там тоже заполняется анкета. Это даже чисто практическая вещь.

Целый год с ребятами мы проходим эту тему шаг за шагом: у кого-то есть понимание, у кого-то, наоборот, в этом возрасте протест, не хотят разговаривать на подобные темы. Я смотрю на преподавателей этого предмета, и кто-то говорит довольно откровенно. Я, уж простите, не могу при детях произнести такое словосочетание, как «половые отношения», а некоторые преподаватели запросто. Я даже специально на это обращал внимание, причем часто это делают монахи. Это должен быть очень доверительный разговор, чтобы не смутить кого-то из ребятишек, потому что они в самом деле еще чистые, светлые. Я имею в виду по сравнению с нами, взрослыми.

В девятом классе предмет «История христианства». В десятом – «Христианская эстетика». Очень важный предмет. На Византию отводится где-то шесть часов, а заканчивается уже современным искусством. Ряд уроков посвящен в том числе и статье отца Павла Флоренского «Храмовое действо как синтез искусств», где все соединяется и просвечивается как раз эта полнота, цельность.  

В одиннадцатом классе предмет так и называется «Добротолюбие». Весь предмет с первого по одиннадцатый класс так называется, но в каждом классе он носит свое специфическое название. Раньше он был 68 часов, но сейчас пришлось сократить в связи с новыми программами и действиями министерства до 34 часов. В первой части мы опять изучаем нравственное богословие, то есть уроки добра, благочестия, что такое «хорошо», что такое «плохо», но на очень высоком уровне закона духовной жизни.

Мои программы в свое время, наверное, в 1996–1998 годах, рецензировал Алексей Ильич Осипов. Мы были с ним в теплых отношениях. И он мне говорит: «Владимир Сергеевич, а почему Вы не включили русскую духовную литературу?» – «Алексей Ильич, знаете, не догадался». – «Это же какой кладезь!» И потом я это включил. По крайней мере, надо знать таких духовных писателей, как Иосиф Волоцкий, Тихон Задонский. Необходимо знать хотя бы имя Дмитрия Ростовского.

У меня дома есть книга митрополита Евгения (Болховитинова) о русских писателях духовного звания «Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви». Она издана в XVIII веке. Он жил в послепетровские времена. Можете представить, в этой книге только перечислены духовные писатели. Это какой кладезь! Например, Авраамий Палицын, который, кстати, по преданиям, родился недалеко от Борисоглебска, келарь Троице-Сергиевой лавры, он написал повесть об ее осаде в 1609 году. Ему в этой книге уделено две строчки. Ну, Димитрию Ростовскому, понятно, полторы страницы, потому что это очень известный, как говорится, писатель. Когда видишь эту книгу, листаешь ее, то понимаешь свою необразованность и вообще какую-то беспомощность в отношении нашей литературы.

Это опять к вопросу об основах православной культуры. Ну ты хоть знай, что до нас люди жили, творили и создавали величайшие произведения. «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона – это как программа нам, как жить: по закону или по благодати. По закону римского права или по благодати, традиция которой перешла к нам от Византии. Это очень важные моменты. И чуть-чуть, может быть, отцов «Добротолюбия», потому что некоторые, когда слышат «Добротолюбие», пугаются, как детям можно его давать. Они думают, что я буду преподавать греческое «Добротолюбие», пять томов, вмещающих в себя практически тысячу лет этой духовной мысли, осмысления жизни.

 

 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать