Родное слово. Священник Александр Сахненко отвечает на вопросы

24 августа 2022 г.

На вопросы отвечает священник Александр Сахненко.

– Лето заканчивается. Всегда немного жаль тепла, беззаботности, возможно, каких-то упущенных возможностей. Но сейчас продолжается Успенский пост, и было бы жаль упустить что-то важное и душеполезное.

– Абсолютно верно. Время поста – это важная веха в пути человека. Я часто предлагаю задуматься о том, как наши люди по-разному относятся к верующим и, например, к спортсменам. Хотя внешнее проявление их образа жизни мало чем отличается. Если мы в пять часов вечера встречаем знакомого человека со спортивной сумкой через плечо, мы не удивляемся, знаем, что он идет в зал тренироваться. Если встречаем знакомого в приличной одежде или знакомую в длинной юбке и узнаем, что они идут в храм, то очень удивляемся, говорим, что они уже ходили в храм в прошлом месяце. При этом знаем, что спортсмен тренируется каждый день, и не удивляемся.

Мы знаем, что у спортсменов есть специальное питание, и никто не будет их поднимать на смех, когда они скажут, что им что-то нельзя. Но при этом стоит православному человеку сказать, что он постится и старается воздерживаться от особо вкусной, калорийной, излишней или дорогой пищи, – все начинают удивляться: вроде был нормальный, а стал верующий.

В то же время есть периоды, когда спортсменов, даже посещающих залы каждый день, можно увидеть занимающихся спортом гораздо чаще – это периоды особые: какие-то сборы, подготовка к соревнованиям, олимпиадам. И это все находит понимание у остальных людей. Так и у верующих людей, которые регулярнейшим образом продолжают общение с Богом через свои домашние, частные молитвы, через общественные богослужения, есть период особой нагрузки – пост. Как сборы людям военным или спортсменам, так пост нужен человеку для того, чтобы проверить себя, свои силы, сделать некую генеральную уборку.

До такой уборки мы физически-то не всегда доходим, чтобы отодвинуть диван в нашем доме, посмотреть, что за шкафом, разморозить холодильник, потому что наша жизнь состоит из суеты и забот, и нам просто не хватит времени, если мы будем генеральную уборку совершать постоянно. Ограничиваемся малым. И христианин своим регулярным совершением общей и частной молитвы, своим образом жизни старается следовать заповедям Спасителя, приступает к таинствам Исповеди и Причащения – это та самая «малая уборка». Но приходит момент генеральной.

И когда мы видим, что Церковь устанавливает для этого две недели, четыре или еще больше (в Великий пост), то тогда это хорошо накладывается на наш образ жизни. Периодически мы имеем дело с особым периодом, который нужен человеку для того, чтобы залезть в те дальние уголки души, куда ему обычно залезать не хочется в силу самых разных бытовых причин и обстоятельств. И помогает в этом, становится  инструментом, чистящим средством для уборки то, с чем связан христианин каждый день.

Делает он это по мере своих сил и возможностей: читает, изучает, Священное Писание, вникает в него, в историю своей Церкви, изучает основы своей веры, если не знает их, читает творения святых отцов, жития святых, наставления современных богословов и проповедников, уделяет время посещению храма, посещает близких и родных, тех, кто нуждается в помощи, старается больше проявлять дела добра, тепла и света, творить милостыню, брать шефство над кем-то, добровольно в чем-либо помогать, не прося за это денег, старается определенным образом поменять себя изнутри различными способами аскезы: сугубой молитвой, ограничением себя  в пище и в развлечениях, то есть старается настроиться на верный лад покаяния, очистить свою душу перед одним из великих праздников.

Мы знаем, что впереди праздник Успения Пресвятой Богородицы. Успенский пост, который на самом деле не такой большой, но достаточно строгий по Церковному Уставу, готовит нас именно к этому празднику, чтобы наше сердце и наша душа точно так же обрадовались, как и тело обрадуется скоромной пище. Это время действительно очень благое со всех сторон. У человека возникает потребность, необходимость заняться тем, чем он давно не занимался: своей душой, потому что он не знает, сколько еще проживет на этой земле. Тело любого человека будет благодарно за разгрузку в пище.

Я думаю, наши близкие, родные, знакомые, друзья оценят, если наше поведение действительно сильно поменяется, и обратят на это внимание, скажут: «Что-то ты добрый какой-то, не раздражаешься, ходишь, всем печенье предлагаешь. Что случилось?» Христианин с радостью им сообщит, что случился пост. Если мы чувствуем по себе, что пост начал приносить нам радость, значит, что-то в нас меняется в положительном ключе. А пока мы говорим: «Ох, опять пост»; значит, он нам точно нужен, чтобы, прежде всего, разобраться с самими собой.

– На время Успенского поста всегда приходится великий двунадесятый праздник Преображение Господне. Что явил Господь тогда, около двух тысяч лет назад, Своим ученикам?

– Вы совершенно верно отметили: даже плакать не нужно, только начали поститься, и уже сразу, через пять дней, большой праздник с послаблением в пище, когда по Уставу положена рыба, когда все радостно приносят в храм освящать первые плоды яблок и винограда. Праздник Преображения, конечно, на самом деле ни с рыбой, ни с яблоками никак не связан. Предваряет праздник Преображения притча о плевелах: Иисус Христос рассказывал ее Своим ученикам и затем сказал, что святые просияют на небесах, отмечая, что эта святость, инаковость отличным образом не просто в быту проявляется, но даже будет светить некоторым светом.

Мы видим прямую отсылку к этому, потому что спустя время Христос берет трех Своих учеников – Петра, Иакова и Иоанна. Многие люди задаются вопросом: почему именно трех? Почему именно этих трех? Почему не всех учеников? Наверное, здесь была важна определенная камерность момента, тихая радость. Все-таки когда двенадцать человек – это уже не тихая радость. Это во-первых.

Во-вторых, по древним ветхозаветным законам троих свидетелей достаточно, чтобы любой юридический вопрос уладить. Было три свидетеля, значит, дело действительно было, значит, все говорят правду, – может быть, такой момент еще существовал. Кто-то из толкователей объясняет, что Петр, Иаков и Иоанн были более деятельными, более готовыми внутренне увидеть то, что произошло.

Наверное, есть какая-то определенная отсылка к этому: мы знаем, что Петр совсем недавно исповедует Христа Сыном Божиим, когда Иисус спрашивает его, а через него и всех апостолов: а вы за кого почитаете Меня? Петр свое имя получает за то, что он от лица всех апостолов внезапно твердо и четко говорит: Ты – Христос, Сын Бога живаго. Это удивительно, потому что до этого Христос особо не распространялся, не говорил на эту тему. Ему было важно закрепить определенным образом доверие учеников, потом уже это рассказывать.

Иоанн – любимейший ученик, который лежал на груди Иисуса, он, может быть, в силу возраста, в силу тонкости своей души лучше, глубже понимал своего Божественного Учителя. Эта троица людей может быть тоже важной отсылкой к явлению Троицы, которое случилось на горе. Это очень важно: некое символическое число.

Христос берет их и ведет на гору, которая не указывается в тексте Священного Писания, но Церковное Предание уже много лет хранит четкое убеждение, что это была гора Фавор. Это не самая высокая гора, в наше время ее очень легко посещать, потому что есть специальная дорога серпантином, по которой едет машина. Естественно, во времена Христа никаких удобных дорог серпантином не было, и это был достаточно тернистый, не очень приятный путь через колючки, через заросли.

Христос утром поднял учеников, повел за Собой в гору через колючки. Вряд ли ученики были в восторге от этого, тем более что абсолютно не понимали, куда их ведет Иисус, Он им ничего не объяснил. Здесь тоже можно сделать такую интересную отсылку к посту: для Преображения ученикам нужно было постараться, нужно было пройти непростой путь, чтобы стать свидетелями этого великого события. Так и православные христиане уже за пять дней начинают себя немножко понуждать к более собранному образу жизни, претерпевать различные лишения в еде и развлечениях, чтобы тоже стать соучастниками великого события Преображения Господня.

На этой горе и происходит Преображение. Это слово, наверное, немножко затаскано в бытовой речи, но что меняется? Ученики видят, что внезапно человеческое отходит на второй план. И через эту человеческую природу проявляется Божественная благодать, которая наполняет все вокруг удивительным светом. Но в событии Преображения поражает не только то, что меняется лик Христа и от Него исходит удивительный свет, но рядом с Ним оказываются и двое людей, которых меньше всего ожидали увидеть апостолы: это древние пророки Моисей и Илия.

Очень много в толкованиях вопросов: «Почему эти двое?» Много разъяснений, но я практически нигде не встречал очевидный ответ, который можно понять даже из церковного календаря: пророк Илия и пророк Моисей в церковных текстах названы боговидцами. Они уже видели Бога. Моисей общался с Ним на горе, и Бог хоть и не показывал всего Себя, а показывал, как иносказательно передано в Библии, Себя сзади. К Илии Бог пришел в порыве ветра. Несмотря на то, что, может быть, Самого Бога они не познали, но они видели Его, и Бог напрямую с ними общался.

Вот эти двое вновь приходят и общаются уже с Иисусом. Моисей – законодатель, тот, при ком была регламентирована дальнейшая жизнь иудеев. Илия – жестокий обличитель всех неверно и неправильно живущих, очень стойкий горящий праведник. Один вкусивший и познавший смерть – это Моисей. Другой – взятый на огненной колеснице на небо живым. И в этом тоже символика, что разговаривают с Христом оба.

Внезапно облако покрывает Христа, ученики в страхе падают ниц и слышат голос Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Его слушайте. Конечно, этот голос навсегда остался в памяти у трех апостолов – голос Самого Творца вселенной Господа Вседержителя. Но при этом их наполняет такая всеобъемлющая радость, что Петр, даже не особо отдавая себе отчета, начинает радостно лепетать Богу: «Господи, так здорово, так здесь хорошо! Давай поставим здесь три палатки: Тебе одну, одну Моисею и одну Илии, – и останемся здесь подольше».

Надо обратить внимание, что, во-первых, в такой наивной просьбе апостол абсолютно не говорит о себе и своих товарищах, ему очень важно, чтобы остались как можно дольше на Фаворе Христос с Его славными собеседниками, и тогда апостолы будут продолжать чувствовать в себе эту великую радость. Мы видим из Евангелия, что его просьба не была уважена, результата это никакого не принесло – вовсе не потому, что Христос пропустил эти слова мимо ушей.

Для того чтобы человеку было хорошо так, как было хорошо Петру, Иакову и Иоанну, естественно, нужно было не палатки ставить для Бога и пророков, а делать то, что сделал Иисус Христос. Именно с Преображения начинается Его путь к страданиям, смерти и Воскресению. По итогам этого пути каждый из людей имеет возможность получить свою палатку в Небесном Царстве, где будет хорошо и радостно вместе с Богом; и еще не только с Моисеем и Илией, но и с многочисленными ликами святых праведных угодников Божиих.

В праздник Преображения задумаемся о том, что Христос являет Свое Божество, но продолжает следовать по пути Человека, который сам человек, увы, не смог понести. Сам человек не смог себя, как барон Мюнхгаузен, вытянуть за косичку вверх и оказаться на земле, для этого нужна была великая страшная Жертва. Иисус Христос подчеркивает, что Он является Жертвой не случая, не беспомощной Жертвой – Он Сам Себя назначает этой Жертвой по велению Бога Отца, чтобы весь человеческий род спасти и принести в конечном итоге то благо, о котором говорил Петр, которое, к сожалению, современными людьми очень часто отвергается, потому что материальное для человека земного гораздо лакомее, радостнее, чем что-то духовное.

Мы видим, как меняются поколения, как уже новые люди рождаются с новыми понятиями. И уже старшее поколение тоже привыкло жить в обществе потребления. Тут, наверное, праздник не Преображения Бога, а преображения любого человека может удивить, когда человек приходит в Церковь, касается этой благодати и становится другим: он перестает говорить гадости, начинает стремиться делать добрые дела – это всех очень удивляет. Люди внезапно через этот привычный человеческий образ видят свет благодати Божией.

В Евангелии об этом евангелист Матфей говорит: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. То есть речь идет о красоте, данной Духом Святым. И мы к этому должны стремиться, то есть, следуя заповедям Христа, следовать за Ним через тернистый путь, через эти колючки Фаворской горы и при этом быть, как говорит Евангелие, светильником, свечой, которую под спудом невозможно спрятать, которая светит всем остальным и указывает путь.

Но очень важно не просто указывать другим путь. Есть очень глубокомысленный стих всего в двух строках: «И я стою на правильном пути. Но я стою, а надо бы идти». Роль фонарного столба может казаться красивой, но на деле она губительна, потому что, указывая другим, куда идти, ты сам остаешься на месте. Надо быть не стационарным фонарем, а крестоносцем, фонарщиком, который несет этот фонарь в руке, а за ним идут люди, он ведет за собой людей. Кстати, мы видим на наших крестных ходах: первое, что движется перед процессией, – это фонарь, который нас отсылает не только к свету видимому, но и к удивительному свету Фаворскому.

– Народное название праздника Преображения Господня – Яблочный Спас. С какими событиями это связано? Почему люди приносят первые яблоки и виноград в храм для освящения? Или для благословения?

– С ветхозаветных времен человек знает: все, что он имеет, – это милость Божия. И древние люди это прекрасно понимали. Сейчас часто можно услышать, как люди говорят: «Я так много сделал для себя: я себя сам воспитал, построил свою жизнь». Это настолько самонадеянное высказывание! Что бы ты делал, если бы у тебя были другие обстоятельства? А вот обстоятельства ты не всегда выбираешь.

Ты не выбираешь, в какой семье родиться, в каком веке, в какой стране, на каком языке говорить, какими талантами обладать. И поэтому очень наивно говорить, что ты всего себя слепил. Ты слепил себя из того, что было, с помощью тех инструментов, которые тебе дали. Люди древние очень хорошо чувствовали это и понимали.

Когда люди, в том числе и наши благочестивые предки,  занимались земледелием, они понимали, что не от земли зависит, какой будет урожай, а от неба. Во-первых, небо дает свет, тепло от солнца, воду в виде дождя. А во-вторых, Сам Господь решает и распределяет, каким природным явлениям происходить, когда и сколько им необходимо длиться. Поэтому всегда был момент неожиданности, не было строгого графика, что должны собрать столько-то, сделать норму за пять лет, за четыре года. Это пришло  уже чуть позже. И поэтому люди всегда молились.

У нас до сих пор сохранились чины освящения поля, освящения семян, когда люди молились в начале посевной. Видя, что Господь благословил это дело, старались приложить максимум своих усилий. Но эти усилия человек прикладывал опять же ради Бога, а не ради самого себя.

Обычно человек это делает только по своему желанию, чтобы было что зимой кушать, но игнорирует при этом божественное, то есть не посещает богослужение, не обращается к Богу… Я не говорю сейчас о совсем неверующих людях, я говорю о церковных – у нас есть такая беда: некоторые люди не посещают богослужения Преображения, Успения, потому что они на дачах, они заняты. Так вот, те люди, которые стараются побольше покопать, посадить, полить, могут столкнуться с простым, очень интересным фактом: может все не взойти, все погибнуть, сразу налетают какие-то жуки, потому что человек не может рассчитать все. А при этом, уйдя в храм, можно вернуться и обнаружить все политым. Кто полил? Сосед, ангел, дождь – это уже не важно. Все возможно верующему.

Люди, как только видели, что появляется первый результат, старались первое и лучшее отдать Богу – как в древности первенцев посвящали Богу (уже только потом придумали выкупать первенцев за деньги у Церкви ветхозаветной). Современная хозяйка видит первый огурец, кладет его в рот, пробует, а в древности клали в корзину, красиво украшенную, и приносили в церковь, посвящая это Богу. Богу, естественно, еда не нужна. Но священнослужители, которые, окропив это, забирали в свои дома, отдавали нуждающимся, сотрудникам храма, многодетным, малоимущим. Во-первых, люди могли с благодарностью вкусить это, а во-вторых, Бог видит, что человек это принес Ему.

Как у нас в Евхаристии очень глубоко сказано: «Твоя от Твоих». Что мы Тебе, Боже, приносим? Мы Тебе приносим хлеб и вино, которое Ты же нам дал. Так и мы Тебе, Боже, в благодарность приносим тот же огурец, тот же помидор, который Ты нам дал. Эта великолепная традиция сохранилась. Почему-то мы не научились перекладывать это на современные реалии.

Не приходит учительница благодарить Бога за первый проведенный урок, не приходит менеджер благодарить Бога за первый, успешно защищенный, проект. Нет такого, что человек пришел на новую работу, получил первую зарплату и отдал ее Богу, потому что как-то это непривычно. Но сохранилась из века в век традиция приносить в храм начатки меда 14 августа по новому стилю, начатки плодов и овощей в день Преображения 19 августа и начатки орехов 29 августа по новому стилю, в память Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа. Эта замечательная традиция продолжается.

Правда, многие сейчас уже не помнят ее истории и зачастую идут освящать покупные яблоки, которые круглый год продаются и привозятся из Египта. Или специально покупают мед, или приносят из дома засахаренный мед, чтобы батюшка его освятил. В этом нет никакого особого колдовства или волшебства, не меняется состав меда или яблока, это не делается святым. Господь освящает вот этот святой поступок, когда человек самое первое, только поспевшее, приносит Ему в знак благодарности. И Господь это благодарное чувство поощряет от изобилия Своих богатых милостей и щедрот.

– Несмотря на то, что главные события мы отмечали вчера, празднество еще продолжается. Можно, наверное, еще что-то успеть сделать?

– До 26 августа Церковь продолжает ликовать о Преображении, и, естественно, человек, который не смог по разным причинам, может быть, в силу того, что это рабочий день, посетить праздничное богослужение, может услышать песнопения праздника, придя в воскресный или в субботний день в свой храм.

К слову, храм Преображения Господня есть и в Новосибирской епархии, и не просто храм – это целый кафедральный собор. Расположен он в Бердске – во втором кафедральном городе нашей епархии. Это очень важно, что мы имеем возможность практически все важные праздники встречать в виде престольных, для храмов престольный праздник – это как вторая Пасха, когда собирается большое количество людей и этот праздник празднуется с особой радостью.

Опять же возвращаюсь к теме, которую мы уже затронули: как провести это благое время дней после праздника Преображения, которые продолжают оставаться постными днями. Пример показывает Новосибирская митрополия. Мы буквально недавно запустили проект, который из-за временного периода пандемии был приостановлен. Это плавучая церковь – храм во имя святого апостола Андрея Первозванного, который уже 25 лет путешествует по реке Оби, посещая самые труднодоступные места Новосибирской области.

На этом корабле плывут священники вместе с помощниками, специалисты социального служения, медики – они стараются донести не только свет Христа до людей (чтобы у тех была возможность крещения, исполнения треб), но и оказать другую помощь тем, кто нуждается в ней и ждет ее, тем, кто не может позволить себе часто ездить в районный центр или в крупный город.

Радуясь тому, что у нас теперь есть эта возможность совершать глобально добрые дела, каждый из нас должен подумать: «А чем я могу быть полезен своим близким, своим родным?» Даже далеко ходить не нужно. Возможно, в нашей помощи нуждается кто-то из самых близких, а мы даже не замечаем этого. Возможно, нужно будет помочь кому-то из соседей в подъезде или из коллег по работе или просто кому-то из знакомых. Возможно, мы кому-то очень давно не звонили, а кому-то звонили, но только по своим делам.

И если человек действительно начнет следовать заповеди Спасителя – словам апостола Павла (Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов), то пост ему покажется временем благим. Это радость, которую испытывает человек, становясь сопричастным чужой проблеме, чужой боли, чужому горю. Сопереживание умягчает сердце человека, меняет его, преображая его душу, делая его сопричастником Божественной благодати. И, конечно, тогда христианину будет хотеться, чтобы пост не заканчивался.

Будем стремиться к этому – каждый день Успенского поста проводить в молитве, в добрых делах. И делать это не так, чтобы все об этом знали (например, человек постится и специально сегодня будет делать пять добрых дел), а так, чтобы одна рука не знала, что делает другая, и добрые дела совершались не ради корысти или какой-нибудь мзды нам в Небесном Царствии, а ради исполнения заповеди Божией.

Любовь к Богу тоже делится на разные виды: можно бояться Бога, Его наказания, можно стараться заслужить награду, а можно Его любить и бояться расстроить своими поступками, своим поведением. Будем стараться хранить в себе этот трепетный страх Божий и следовать по пути, который указывает нам наша Матерь Церковь.

Ведущая Инесса Титова

Записала Наталья Мухлынина

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 мая: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать