Родное слово. Священник Александр Сахненко отвечает на вопросы

8 февраля 2023 г.

– В наших программах мы часто говорим о скоротечности времени, совсем недавно отмечали рождественские празднества, а уже со следующей недели начинаем готовиться к Великому посту.

– Совершенно верно. И православным христианам стоило бы поздравлять друг друга с этим. Здорово, замечательно: пришла удивительная пора времени работы над собой. Конечно, по-человечески мы вздыхаем и охаем, говорим, что не успели поесть вкусного, сходить в гости, порадоваться. Здесь нет никакого заговора. Мы много внимания уделяем церковному календарю. Так как день Пасхи переходящий, то мы стараемся поймать именно тот момент событий, именно ту ночь, используя особые исчисления с помощью специальной таблицы, которая называется «пасхалия». Она строится на базисе обычного календаря с исчислением новолуния, весеннего равноденствия и так далее. Каждый год дата Пасхи сдвигается, и из-за этого смещаются и зависящие от нее праздники: день Святой Троицы, Вознесения Господня, Вербное воскресенье – Вход Господень в Иерусалим. И каждый раз праздник Благовещения, который статичен и празднуется 7 апреля, оказывается то в середине поста, то на Страстной седмице, то на Светлой седмице после Пасхи, и даже раз во много-много лет бывает, когда он совпадает с днем Пасхи. Это называется Кириопасха. В следующий раз такое удивительное богослужение будет в 2075 году.

Это тонкости и хитрости календаря, с которыми мы можем только смириться, ничего не можем поменять. От даты Пасхи также зависит протяженность Апостольского поста. Когда Пасха очень поздняя, этот пост, длящийся до 12 июля, очень короткий. Когда Пасха очень ранняя, пост становится почти месячным.

– В этом году ранняя Пасха.

– Да, но не из самых ранних. До середины апреля еще далеко, мы только-только входим в февраль, но Церковь уже готовит нас к посту. Мы никогда не начинаем поститься резко и моментально. Мы стараемся всегда готовиться, особенно перед таким важным и обстоятельным постом, как Великий. Есть люди, которые сразу ныряют в ледяную воду, но обычно сначала пальчиками пробуют, потом потихонечку заходят, пока кожа не привыкнет к холодной воде. Примерно так мудрая Церковь вводит нас в состояние поста, напоминая нам, что скоро пора. Давай привыкай, попробуй этого себя лишить, от этого избавиться, здесь что-то перестать, чтоб день поста не был внезапным. Еще вчера все было, а сегодня уже ничего не сделаешь.

Подготовка к посту не столько физическая, сколько моральная. Для нас принципиально важно настроиться на лад поста, ведь это тяжело. В первый день мы все себя чувствуем святыми, не едим мясо, можем голодать, делать по 50–100 земных поклонов. Во второй день Великого поста наше тело уже показывает нам всю нашу немощь, а в начале третьего мы понимаем, что мы вовсе не хозяева ни себе, ни своему желудку, потому что он требует мяса, тело требует удовольствия, развлечений и отдыха, а вовсе не земных поклонов, а уж тем более не того, чтобы читать Великий покаянный канон святителя Андрея Критского. Из милости к нашему телу мы входим в пост постепенно: начинаем творить земные поклоны, входить в великопостное богослужение, ограничиваем себя в развлечениях, праздности, приходя к воздержанию поэтапно, жалея себя. И это правильно. Если делать это мягко, спокойно, то меньше шансов и рисков сорваться. Если начинать поститься резко, внезапно, скорее всего какая-нибудь несчастная сосиска все испортит. Человек расстроится… Хотя на самом деле никакая сосиска не может нас отлучить от любви Божией. И то, что мы куда-то шли и упали, не значит, что мы должны остаться лежать и плакать. Встали, отряхнулись и пошли дальше. Поэтому с подготовительных недель до самой Пасхи не надо бояться этих падений как в физическом плане, так и в моральном. Пост для того и нужен – это время усиленной концентрации на Боге. У спортсменов есть соревнования, олимпиады, у военных есть сборы, то есть то время, когда люди усиленно концентрируются на выполнении своих задач, внимательно следят за своим телом, оттачивают элементы.

В духовной жизни то же самое. Пост – это форма аскезы, духовных упражнений. Аскеза тоже требует усиленного внимания, потому что мы, люди, не можем держать постоянное внимание на Боге. Даже Адам не мог всю свою жизнь только и думать, что о Боге. Он общался с Ним, а потом занимался своими земными делами в раю. Так и мы. У нас есть всплески – Рождество, Пасха, Троица, Успение. И вроде весь год прошел. Церковь сама нормирует эти волны, чтобы мы не оказались за бортом церковного корабля. Она показывает усиленные периоды нашего внимания к Богу – перед большими праздниками. Когда мы дома готовимся к встрече гостей, то делаем это заранее. Вымываем углы, отодвигаем мебель, достаем новую посуду, прописываем меню. Это требует подготовки. Чем важнее гость, тем больше мы готовимся, тем внимательнее к мелочам.

Кто может быть важнее Самого Бога? Пост – это форма подготовки. Подготовительные недели – это фактически целый месяц. Четыре седмицы готовят нас к посту, и это очень грамотно с точки зрения внутреннего наполнения. «Неделя» по-церковнославянски – «воскресенье». Так называются воскресные дни. А седмица сопровождает эту тематику.

Неделя мытаря и фарисея. Этот воскресный день так называется по евангельскому чтению, которое озвучивает нам притчу, рассказанную Иисусом Христом. Она наверняка многим известна. В храм пришли два человека – фарисей и мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как сей мытарь. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне, грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот.

Эта притча вроде бы понятна, но она, конечно, требует пояснений, чтобы почувствовать всю глубину этой истории. Речь идет об Иерусалимском храме, единственном на тот момент. Сейчас у нас храмов много, а у евреев не было такой возможности приходить по месту прописки или проживания. Даже те люди, которые не были евреями, но были иудеями по вероисповеданию и жили в других странах, должны были приезжать в Иерусалим, потому что храм на земле был один. Это было место поклонения Единому Истинному Богу. Во Святая святых обычные люди заходить не могли. Доступ был только в большой двор храма, где и приносились жертвы. Речь не о том, что было пусто и зашли двое. Там были еще люди, но наше внимание фокусируется на этих двоих.

Из Евангелия мы знаем, что фарисей – это кто-то плохой, ведь Иисус постоянно ругает их. Но надо понимать, кто же это. На самом деле для того времени, когда жил Иисус, это не ругательство, а великое почетное звание. Фарисеи боролись за чистоту веры и считали, что необходимо жить правильной, праведной жизнью. Они с детства своих детей воспитывали в вере и приучали к исполнению всех заповедей, которые были написаны в Ветхом Завете. Соответственно, дети росли, изучая Священное Писание, и к взрослому возрасту знали буквально все о нем: сколько слов, сколько букв, с чего начинается такая-то глава. В обрядовом плане часть Священного Писания они всегда должны были носить с собой и во время молитвы надевать на голову. Они старались исполнить буквально все в отличие от обычных людей, которые как бы что-то делали и жертвы приносили, но не были фанатиками. Фарисеи же были сугубо воцерковленными людьми, богословами, которые любили Священное Писание и старательно его исполняли.

Единственная проблема была в том, что фарисеи в желании привлечь к своей деятельности народ слишком демонстративно подчеркивали собственную святость. Они могли остановиться молиться где-нибудь на улице, прямо посередине рынка или на углу дома и начать вскидывать руки в молитве, громко благодаря и хваля Бога. Очень демонстративно соблюдали посты, посыпая голову пеплом, наставляли всех остальных в вере. Но при этом, как это бывает и в нашей жизни, зачастую видели сучок в глазе брата своего, но в собственном глазу бревна не замечали. Они строго обличали других людей, наставляя их в вере, а сами при этом могли жить не совсем так, как это прописано, причем речь шла не о физическом исполнении чего-то, а именно о душе.

Внешне они всё делали правильно. Люди же не могли видеть их сердца, а Христос видел. И именно поэтому Он обличал их как лицемеров, потому что видел их пустые сердца, что это все ими сделано не из искренней любви к Богу, а у кого-то из сословной принадлежности (коли уж родился фарисеем, будь фарисеем), у кого-то из любви к деньгам, у кого-то из стремления иметь власть и уважение людей. В общем, фарисеям от Иисуса доставалось немало. Он говорил: все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте.

Он обличал их за поступки, за пустое сердце, неоднократно называл самыми оскорбительными словами, но до них не доходила причина этого обличения. Надувая губу, они еще больше обижались и искали, как бы погубить Иисуса, чтоб не мешал им продолжать делать то, что они делали.

Фарисей приходит в храм, это естественно и замечательно. Мы понимаем, что он не пристроился где-то, а встал на видное место, чтоб все увидели – фарисей пришел и, вскинув руки, начал благодарить Бога. Любая молитва фарисеев начиналась с благодарности, потому что они, как люди сугубо церковные и изучающие Священное Писание, понимали, что источник всех благ есть Бог и что всем, что имеют, они обязаны Ему. Но такое замечательное начало: Боже! благодарю Тебя, – закончилось своеобразной формулировкой мысли: благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди. Явно все присутствующие попали под формулировки фарисея: грабители, лицемеры. А когда увидел мытаря, то как не поблагодарить Бога, что он не мытарь?

Мы жалеем мытаря, потому что видим, что Иисус благосклонно к таким относился. Кто же такой мытарь? На современном языке это инспектор налоговой службы, то есть человек, который собирает налоги. Нам и сейчас-то не очень нравится, когда приходит уведомление: «Пожалуйста, заплатите». Но у нас все-таки родное государство, и мы хотим, чтоб оно развивалось. Но у иудеев была иная ситуация. Иудея была окраиной, но все-таки частью большой Римской империи. Палестина была под римским владычеством, и был свой правитель – прокуратор, который не вступал в особые конфликты с еврейским царем Иродом, но отвечал за вверенный ему округ перед императором всей Римской империи.

Все люди становились поддаными Римской империи и должны были платить налоги. Но никакой налоговой службы создано не было, никакие специальные римские чиновники не тратили время, лошадей и силы на поездки туда-сюда каждый месяц. Среди евреев нашли людей и поручили им собирать со своих единоверцев и соседей мзду в пользу Римской империи. Платить оккупантам свои кровные деньги неприятно, когда к тебе ломится в дом или поджидает у входа человек со специальной деревянной кассой. И втройне неприятно, когда ты знаешь, что обязан отдать ему деньги, а он свой. Люди видели в этом предательство, желание наживы. Потому что мытарям никто за это не платил, они не находились у империи или прокуратора на ставке, но никто и не проверял, сколько собрали. Следовательно, система была выстроена так: если хочешь получить зарплату за это, если хочешь чем-то кормить свою семью, бери с соседа больше.

Все знали, что именно так зарабатывают мытари, поэтому не любили их и плохо говорили про них. И уж фарисей-то точно никогда бы близко не подошел к мытарю и не встал бы рядом. Естественно, когда он увидел его в храме, его передернуло, и молитва была закончена словами: и не как вот это убожество. А убожество, согрешив немало в свое время, зачем-то пришло в храм. И если для фарисея это естественно, коли он праведник, то для мытаря это удивительно. Он явно дополнительно, а не на какой-то праздник, пришел в храм и решил помолиться Богу, не смея взирать на небо, с молитвой, которая не начинается словами «благодарю», потому что он не видел толком, за что благодарить, ведь ничего в его жизни нет радостного, ничего он не сделал чудесного, разве за то, что жив и что Бог терпит его. Но зато, увидев за собой огромное количество греха, он просит у Бога прощения удивительно глубокими словами: Боже! будь милостив ко мне, грешнику!

После этой краткой молитвы Господь прощает ему все грехи. Но Христос подводит очень удивительную черту. Он не говорит, что противный фарисей был проклят, а чудесный мытарь был оправдан. Он говорит: сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот. Мытарь был оправдан более, нежели фарисей. Потому что фарисей в своей молитве хвастается. Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть от всего, что приобретаю. Десятина на храм была обязанностью каждого. А обязательного двухдневного поста у евреев не было. Фарисеи накладывали его на себя в дополнение, да и то – по желанию. Почему два дня? Это не среда и пятница, как у нас, а понедельник и четверг.  За себя и свою семью и за весь израильский народ. Это было дополнительное сугубое дело, которым они немножко кичились, потому что постились как бы за всех, принимая на себя весь израильский народ. Господь видел это, поэтому фарисей (хоть и не до конца из-за гордыни) все-таки был оправдан за те благие дела, которые совершил и которыми показывал пример другим людям.

Зачем нам эта мысль? Мы входим в пост и не должны гордиться тем, что не такие, как те «уроды», которые не постятся, не верят в Бога, не ходят в храм, не читают Евангелие, ведь мы-то постимся два раза в неделю и десятую часть отдаем на храм. Именно поэтому так сложилось, помимо исторических обоснований, что готовиться к посту мы начинаем с Недели мытаря и фарисея, которая сплошная. Мы начинаем пост парадоксально с отсутствия поста, чтобы помнить, что задача поста не в ограничении себя в еде или в чем-то. А повергая фарисейскую гордыню, мы не постимся целую неделю, чтобы подчеркнуть для себя значимость истинного поста, а не только его внешнее проявление. И пусть Господь поможет нам переосмыслить для себя эту притчу, приложить к своей жизни и начать пост с отсутствия поста.

– Во время Великого поста мы вспоминаем тех, кто понес подвиг и пострадал за Христа: новомучеников и исповедников всей Русской Церкви.

– Это очень важная память. Наша Святая Церковь множество раз обращает на это внимание. Даже на одном из последних заседаний Священного Синода вновь был утвержден специальный документ – программа с действиями, направленными на возвеличивание памяти этих святых угодников Божиих. Мы очень незаслуженно мало о них говорим, мало знаем и мало помним. Может, виной тому комфортная, спокойная жизнь, которая до недавнего времени была у нас, и нам очень не хотелось вспоминать былые времена.

Мы вроде как помним о мучениках первых веков христианства, представляем себе людей в белых хитонах, которых терзают львы, мучают крюками, смолой. Нас передергивает, мы ужасаемся, стараемся не читать подобные жития и думаем, как хорошо, что мы не жили тогда. Но самое удивительное, что Русскую Церковь все то же самое коснулось совсем недавно. Чуть больше ста лет назад было то, что когда-то происходило в языческом жутком Риме. Эти люди были очень похожи на нас. Да, у них не было смартфонов, они не могли записать видео, не пользовались соцсетями, но электричество и проводные телефоны уже были. Это практически наши современники; может быть, жили немножко в других домах и передвигались не на автомобилях, а на повозках, но тем не менее это близкие нам по духу люди, говорящие практически на одном языке с нами.

Почему новомученики? Они пострадали за имя Христово в новое время, но ровно так, как страдали люди в первые века. Пострадали за исповедание веры. Человека без всякого суда и следствия могли просто-напросто умертвить только за то, что он носит крест. Кого-то мучали, кого-то пытали, кого-то пытались оболгать. Очень многих просто обвиняли в антисоветской деятельности, в неправильных словах, которые они говорят с амвона, что они пытаются свергнуть власть. Хотя, естественно, никакие простые сельские батюшки этим не занимались.

Кто эти новомученики? Это не только епископы и священники, это члены Поместного Собора 1917–1918 годов, это старосты храмов, певчие, прихожане. Это были простые люди, мужчины и женщины, юноши и девушки, бабушки и дедушки. Возможно, они вместе с мучителями когда-то сидели на одной лавке и изучали Закон Божий. Просто одни всем сердцем и душой приняли Его и стали святыми. Да, грешные, но когда пришла пора и их спросили, за Христа они или против, они не побоялись свою жизнь отдать Богу, не задумываясь ни о своих близких, ни о том, как это будет страшно и больно.

А готовы ли мы сейчас к расстрелам, облавам, к тому, что в любой момент общество может также развернуться и сказать: фас! Это было непредсказуемо. Эти люди, которые таскали священников на вилах, еще буквально две недели назад целовали им руки и просили благословения. В этом и беда, когда вера и религия превращаются в галочку и проформу, когда вера становится государственной частью и люди вынуждены якобы верить, чтобы их не выгнали с работы. И мы видим, что одни и те же школы, лицеи, гимназии породили совершенно два разных класса людей. Одни всем сердцем ненавидели Бога и Его деяния, а другие не представляли себе иной жизни. Да, возможно, они не были в церквях с утра до вечера, возможно, многие из них и Библию до конца не читали, но они святостью своей жизни и стойкостью перед мученической кончиной доказали и показали нам, недостойным, как нужно жить и понимать значение Церкви.

Многие сейчас относятся к церкви как к театру: пришел в выходной день, занял место, все красиво спели, денежку бросил, пошел домой или остался еще чаю попил. И очень мало кто готов участвовать в приходской жизни, помогать священникам и их помощникам в организации богослужений, уборке храма, стройке. Единицы только идут. В то время даже не за визит в храм, а за наличие креста на груди тебя могли без всякого суда и следствия надолго запереть, заставить мучиться на каторге. Вольно или невольно начинаешь задумываться: а моя вера такая же крепкая? И именно поэтому нам стоит не только перечитывать жития удивительных святых давнего времени, но и заглядывать в жизнеописания людей, которые буквально недавно отдали свою жизнь за Христа, не согласившись с клеветой, которую на них возлагали, не отказавшись от имени Того, Кого они никогда не видели, но в Которого с самого детства всей душой верили. Сейчас в большинстве храмов будут проходить образовательные, интеллектуальные, просветительские мероприятия на тему исповедников и новомучеников Церкви Русской. Очень рекомендую всем наших телезрителям озаботиться этой темой. В начале поста очень важно прочувствовать их подвиг, помолиться Господу и о том, чтобы мы были подобны им, постараться с Великого поста начать строить свою жизнь таким образом, что их подвиг был совершен не зря, чтобы мы приносили реальную помощь нашей Церкви, нашему Отечеству и были примером для других.

Ведущая Инесса Титова

Записала Анна Вострокнутова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 09:05
  • Среда, 01 мая: 05:30
  • Суббота, 04 мая: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать