Родное слово. Священник Александр Сахненко отвечает на вопросы

26 апреля 2023 г.

В течение 40 дней мы празднуем Пасху, но самые радостные, пожалуй, первые дни Светлой седмицы.

– В чем особенность этих дней, чем они так важны? И как подольше сохранять пасхальную радость?

– Мы не раз говорили о том, что церковные праздники отличаются от обычных светских особым периодом приготовления к ним и так называемым попразднством, то есть днем после праздника, когда Церковь продолжает ликовать о прошедшем событии. Так как Пасха – Светлое Воскресение Христово – это не просто праздник, а, согласно текстам церковных богослужений, «Праздник праздников и Торжество из торжеств», на него выделяется гораздо больше времени.

Вы правильно заметили, как мы 40 дней к этому празднику готовились и постились, так мы 40 дней радуемся о воскресшем Спасителе и все 40 дней приветствуем друг друга пасхальным приветствием «Христос воскресе!», отвечая на них: «Воистину воскресе!»

Но и сам день Пасхи тоже продлевается. Не попразднство, а сама Пасха совершается целых семь дней – это древнее церковное правило. Оно во многом объясняется тем, что не всякий человек имеет возможность в сам день Пасхи, особенно в светлую спасительную ночь Христова Воскресения, быть в храме. Кто-то может быть на вахте, у кого-то рядом может быть больной человек и не с кем подмениться. Получается, что люди в таком случае лишены праздника Пасхи. Но чтобы этого не случилось, у Церкви есть решение – в любой из дней Светлой седмицы богослужение в храме практически совпадает с богослужением самого дня Пасхи.

Как все знают, после пасхальной Божественной литургии совершается крестный ход вокруг храма – торжественное, радостное действо, через которое показывается, как христиане ликуют, как ценят и дорожат самым главным днем для любого верующего человека. Заканчивается этот период особой радости только лишь к воскресенью. Он отмечен не только разными внешними составляющими – особыми службами, крестными ходами. Весь этот период в храме открыты царские врата и двери иконостаса, что символически показывает нам: Царство Небесное открыто теперь для каждого желающего спастись. Конечно, как детям, так и взрослым гораздо интересней стоять за богослужениями, молиться, потому что они видят все, что происходит в алтаре.

– Хочу заметить, что сейчас проходит много экскурсий в храмах. Я обратила внимание, что с детьми поднимаются на колокольню – можно позвонить.

– Это лучшее время для экскурсий, потому что все видно и можно практически закрепить увиденное. Действительно, эту неделю в народе называют «звонильной», потому что есть благочестивая традиция: в Светлую седмицу, начиная от дня Пасхи, в течение недели любой желающий может подняться на колокольню и в меру своих возможностей позвонить в колокола и таким образом прославить воскресшего Иисуса Христа.

Перед царскими вратами, перед иконой Спасителя на иконостасе лежит особый хлеб – артос. Это тоже важный момент. С артосом ходят на крестные ходы. Это большой хлеб круглой формы, он освящается после Пасхальной Божественной литургии в саму ночь праздника. У него простая, трогательная история. Дело в том, что ученики Господа по-прежнему, после Его смерти и воскресения, продолжали собираться вместе и не могли забыть о своем Учителе, они оставляли место для своего Учителя и оставляли хлеб Ему. Потом, говорят, стали на Его место ставить хлеб – визуально подчеркивали, что Он всегда находится с ними, что они о Нем помнят. Эта традиция укрепилась в веках.

В Церкви мы каждую Пасху освящаем артос – святой хлеб, который символизирует Господа, Его присутствие с нами. Почему у нас одно из главных пасхальных яств – кулич? Кулич – это потомок артоса, маленький домашний артос. Люди видели артос в храме, им хотелось, чтобы святой хлеб был и у них дома. В народе он немножко видоизменился – стал более вкусным, сладким, с изюмом, посыпкой, украшен от всей души. Поэтому на православной трапезе в течение всей Светлой седмицы можно увидеть на столе кулич, который так же, как артос, напоминает людям о том, что Господь Иисус Христос, распятый и воскресший за весь человеческий род, тоже вместе с ними находится в доме, участвует в их трапезе.

– А что потом будет с артосом?

 – В субботу Светлой седмицы после праздничного богослужения он раздается верующим людям в небольших количествах. Люди хранят его особо и употребляют в случаях необходимой острой помощи Божией – во время тяжелой болезни, каких-то стрессовых, серьезных ситуаций. Он употребляется, как просфора, с верой, молитвой, по возможности натощак. Будет замечательно, если кто-то из наших телезрителей успеет или уже успел эту святыню принести к себе домой.

Помимо богослужебных особенностей в храме, даже в быту отражаются особенности Светлой седмицы. Например, утренние и вечерние молитвы, к которым достаточно привыкли воцерковленные люди и к которым тяжело привыкать только что пришедшим в храм, отменяются – в Церкви отменяются полностью всякие чтения, богослужение очень короткое, динамичное, состоит практически на сто процентов из радостного, светлого пения. Поем и мы дома вместо утреннего и вечернего правила часы Пасхи – набор самых ярких, известных пасхальных песнопений, которые создают нужное настроение и радость о воскресшем Спасителе. Многие знают их наизусть.

Весь этот радостный, такой необычный период, когда принято делать добрые дела, ходить друг к другу в гости, чем-то радовать друг друга (подарками, вкусной едой, мероприятиями), рано или поздно закончится. Ведь кончился пост, кончится и праздник. В субботу вечером затворяются в храмах царские врата, прекращается пение исключительно пасхальных песнопений, и потихоньку, постепенно, как когда-то мы входили в пост по чуть-чуть, теперь из праздника Пасхи радостно выходим в наше бренное существование.

Всенощное бдение, которое совершается вечером, уже похоже на привычное богослужение, но до самого Вознесения Господня, который мы празднуем на 40-й день, пасхальные особенности из раза в раз будут за богослужениями повторятся. В частности, молитва «Царю Небесный» не будет читаться и петься до самого праздника Святой Троицы. До этого мы везде поем: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». После праздника Вознесения до праздника Троицы сразу начинаем читать свое молитвенное правило с молитвы «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас».

– Каждая неделя после Пасхи имеет свое предназначение – она посвящена либо каким-то важным событиям, либо памяти тех святых, которые имеют отношение к этому событию. Об апостоле Фоме мы не так много знаем, но именно ему посвящается первое воскресенье после Пасхи. Почему?

– Это же воскресенье имеет еще одно название, которое смущает некоторых людей. Там написано крупными и красивыми красными буквами: «Антипасха». Так как многие из нас привыкли приставку «анти» воспринимать только как «против», то человек, не очень сведущий, начинает пожимать плечами, говорить: «Что это такое? Вы только что праздновали Пасху, а теперь какая-то Антипасха». На самом деле здесь есть определенная логика. Почему я начал именно с этого – это логически завершит мои предыдущие мысли.

Весь период, о котором мы только что говорили, заканчивается именно в этот день, поэтому праздник Пасхи и праздник воскресенья после Пасхи обрамляют седмицу непрекращающейся радости. Следующее после Пасхи воскресенье как будто замыкает Светлую седмицу, стоит напротив праздника Пасхи. Поэтому никакого противопоставления и противодействия нашему торжеству нет, а Антипасхой называется первый день после Светлой седмицы, Красная горка, как называли его в народе, – последний день, когда мы от особого праздничного настроения потихоньку переходим к нашим житейским делам, не оставляя памятования о воскресении Христа.

Действительно, эта неделя называется еще Фоминой – в честь апостола Фомы. Вот мы празднуем Рождество Христа, а на следующий день почитаем память Пресвятой Богородицы как непосредственной Участницы событий. Мы празднуем Рождество Иоанна Предтечи и на следующий день чтим его родителей. По идее, по земной логике вещей после праздника Пасхи, Светлого Воскресения Христова, нужно почтить Пречистую Матерь Божию, надо восхвалить всех 12 апостолов, раз уж мы о них говорим. А тут почему-то внимание уделяется только апостолу Фоме. Может быть, он был самый старший или самый главный или больше всех потрудился ради Христа? Ответ очень прост – надо прочитать Евангелие.

Дело в том, что Христос явился ученикам первый раз, очень подробно с ними поговорив, в тот момент, когда Фомы с ними не было. Когда Фома вернулся к своим братьям во Христе и те стали наперебой рассказывать удивительные вещи, он, конечно же, посмотрел на них с жалостью. Мы знаем, такое часто случается: когда кто-то не может пережить потерю очень близкого, родного человека, ему начинает казаться, что тот живой, рядом, звонил или писал – это, как говорят психологи, стадия отрицания.

Фома решил, что у всех апостолов помутнение рассудка, что они себе придумали, нарисовали, увидели какое-нибудь привидение. Он весьма этим смутился, а когда апостолы наперебой стали объяснять ему, что это вправду так, он сказал вполне конкретные земные слова: «Вы меня, конечно, извините, но я вашему рассказу поверить не могу. Мне нужно увидеть самому, но я, скорее всего, и своим глазам тоже не поверю».

Дальше идет самое интересное: Фома бьет в десятку. Он говорит о самом главном – о проявлении любви Иисуса к людям. Ведь воскресший Спаситель в Своем теле должен после распятия оставаться со следами человеческой «любви» – я говорю о Его страшных мучениях. Фома именно об этих мучениях и говорит: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.

Но когда Спаситель пришел в следующий раз и Фома уже был вместе с остальными, то первым делом Он обратился к апостолу и предложил ему это сделать. Евангелие, конечно, не уточняет, вложил или не вложил свои персты Фома, но сразу видно, что Фома тут же отвечает Господу словами огромной признательности и любви, исповедуя Его Господом, радуясь о Его воскресении. Но Иисус четко замечает: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.

В этой теме многое можно поднять. Я бы предложил остановиться хотя бы на том, что Господь не осуждает Фому. Он его, конечно, слегка укорил, но не сказал: «Ты поступил ужасно и кощунственно! Как ты посмел потребовать, чтобы Я, Сам Господь, тебе что-то доказывал?» Он видел сердце Своего апостола и понимал: Фома так дорожит любовью к Нему, что тоже очень боится довериться случайной новости, обмануться, потом горько расстроиться, если это неправда. Он исходил не из побуждений кому-то что-то поставить в пику, воткнуть палки в колеса, доказать свою правоту. Он перестраховывался и хотел достичь полной уверенности в том, о чем говорили другие ученики.

Думаю, для нас это тоже немаловажно – не просто на веру что-то принимать, а читать Священное Писание, слушать батюшек, которые вещают с амвонов глаголы Божьи, и самим жить духовной жизнью, чтобы на своем личном опыте увериться в том, о чем говорит множество святых отцов, учителей церковных, о чем написано в учебниках по богословию и так далее.

Мы по большей части относимся к той категории, о которой говорит Спаситель. Перед нами не совершается такого обилия чудес, мы редко можем встретить по-настоящему святых людей. Но мы можем для других людей послужить уверением, если сможем ответить на их абсолютно закономерные вопросы про нашу веру, обосновав ответы логически, систематически, где-то с помощью науки. Порой это могут быть даже наивные вопросы, на которые человек не может найти ответы.

Многие привыкли воспринимать этот праздник как день Фомы. И люди даже иногда говорят: «Фома неверующий». Лично мне кажется, что страшнее оскорбления для этого апостола нам с вами не найти. Фома как раз из своей горячей веры решил сделать максимум, чтобы поверить. Он не говорил, что не верит в воскресение Христа, он просто очень боялся обмануться – так дорожил этой информацией, что решил пойти вот таким земным четким и логическим путем.

И если кто-то из наших братьев и сестер по вере тоже нуждается в каком-то обосновании, например, человек говорит: «Я готов поститься, но не понимаю, зачем это нужно», кто-то может ответить: «Фу! Ты неверующий! Ты погибнешь в аду!» Нет, надо человеку объяснить, привести пример, и вполне возможно, что ваш собеседник удивит вас – превзойдет своего учителя и в посте, и в молитве, и во всяком делании духовном.

С этого дня, с этой недели мы продолжаем, как уже начали со Святой седмицы, слушать Деяния святых апостолов, дальше пойдет цикл чтений соборных посланий апостолов и посланий апостола Павла. И мы увидим, что и Фома, и многие другие совершили столько великих и дивных дел во славу Господа воскресшего! Об этом и нам стоит задуматься.

– Еще незадолго до этого апостол Фома был единственным, кто предлагал пойти и умереть за Христа.

– Совершенно верно. Так что не стоит его недооценивать и так огульно называть неверующим. Здесь упрощенное восприятие. Очень полезно почитать объяснения этого отрывка у разных толкователей. Они с разных сторон рассматривают ситуацию, показывают великую глубину момента, говорят о том, для чего это нужно. Рекомендую нашим телезрителям заглянуть в толкования Евангелия и почерпнуть полезную информацию.

– На девятый день после Пасхи Радоница – важный день в жизни каждого человека, каждой семьи. В чем его смысл? И что полезного мы можем сделать в этот день, кроме того, чтобы навести порядок на могилках и накрыть поминальный стол? Время есть подготовиться?

– Очень хорошо о празднике говорит его название: «Радоница» – от слова «радость». Мы идем радоваться о воскресшем Спасителе вместе с теми, кто уже без нас этого сделать не может. В советское время многие люди привыкли ездить на кладбище на Пасху. Это неправильно, потому что Пасха – это праздник жизни. И мы в течение этих восьми дней за усопших специально не молимся – священники, конечно, вынимают на проскомидии частички об упокоении, люди ставят свечки, но панихид, литий по усопшим мы не совершаем, потому что радуемся о том, что жизнь жительствует.

Но приходит пора – символичный для человека девятый день, и мы едем на кладбища, на могилки наших родных и близких, чтобы, как говорили в древности, похристосоваться с ними. Многие несли яички, целовали три раза в разные стороны памятник или крест на могилах, и в этом выражается искренняя народная любовь. Мы же всю неделю ездили по нашим друзьям, знакомым, любимым и родным. Чем люди, которые уже не топчут вместе с нами эту землю, хуже? Мы идем и к ним, потому что они не могут прийти к нам.

Замечательно, что есть такой день устоявшийся. Люди уже знают: «Мы поедем, наведем порядок». Но, как Вы правильно отметили, это далеко не самое главное, что христианину надо сделать в этот день. Любая форма поминовения не должна быть важнее, чем молитва в храме. Общая церковная молитва, участие в Божественной литургии, где мы причащаемся Тела и Крови Христовых, и соборное служение той же панихиды – это вообще радость.

А уж тем более для наших усопших сродников гораздо важнее не то, каким цветом мы им выкрасили оградку и какую новую травку посадили, а то, сколько внимания и времени мы уделили молитве об их душах, на теплые сердечные воспоминания о благих временах, когда мы жили с ними вместе. И это все замечательно можно совмещать.

Многие люди боятся: «У нас две, три, пять могилок! Мы же не успеем!» Да все можно успеть! Можно утром прийти в храм, помолиться за Божественной литургией, причаститься Таин Христовых, затем остаться на панихиду, отдать приношения. Для чего мы приносим этот набор продуктов? Хотя бы для того, чтобы за наших усопших помолились внимательнее. Это в нашей русской традиции. И такая форма церковной молитвы тоже есть: прихожане приносят еду в пакетиках, а уже в храме она раздается священно- и церковнослужителям, сотрудникам, помогающим в храме, многодетным семьям, одиноким людям, престарелым, тем, кто сам себе не может создать этот праздник. Они тоже помолятся о ваших усопших сродниках.

Ходят целые непонятно кем составленные списки – дескать, обязательно должен быть хлеб, печенье… Это все ерунда, не надо никого слушать. Можно нести то, что людям будет радостно, приятно есть. Когда у человека в пакете 10 батонов, он, конечно, рад, но он их все не съест – один заплесневеет, из другого придется делать сухари… Это уже не та форма молитвы.

Надо вспомнить, что любил кушать усопший, что люблю кушать я, от чего не отказался бы мой знакомый ребенок, и нести это не только в храм, но соседям, коллегам по работе.  Даже маленькая шоколадочка, которой мы коллегу угостили, – это тоже милостыня за того человека, ради которого мы ее подаем.

А потом уже, освободившись, можно со спокойной душой и чистой совестью ехать на кладбище, заниматься обычными земными делами, но тоже – ни краска, ни газон, ни тем более еда (тризна так называемая языческая) не должны стоять во главе угла. Конечно, можно перекусить, но устраивать из этого священнодействие, оставляя на могилах воду или, не дай Бог, водку не нужно. Усопшие это не употребляют – у них немножко другие интересы.

Молитву можно совершить и на кладбище. Потрудились, привели в порядок могилку, встали и с молитвословом мирским чином пропели литию вместе со словами «Христос воскресе». И можно дальше двигаться по другим своим делам. Главное, чтобы земное не заслоняло духовное.

У нас в жизни так бывает. Например, нам кажется, что мы заботимся о детях – таскаем их по врачам, покупаем им новую одежду, суем им в руки букварь… А ребенок говорит: «Я хочу с тобой поиграть». И слышит в ответ: «Чего выдумал! Я о тебе забочусь, а ты мне мешаешь!» Ребенок этого не ценит, ему нужно, чтобы мама бросила все буквари, врачей, одежду и просто посидела с ним, обняла его, поиграла с ним в какую-нибудь глупенькую игру.

Так часто мы и о стареньких родителях заботимся – все в раздражении, на нервах: нужно бегом туда, сюда, «давай надевай носок!» Нам кажется, что в этом проявление самой искренней любви. И порой забываем о самых малых жестах – погладить по голове, подержать за руку, поцеловать в щеку.

Так, к сожалению, и после смерти близких мы умудряемся за оградками, памятниками, газонами, пятью сумками продуктов для панихиды потерять самое главное – наших родных и любимых усопших, которых этот день должен радовать, а не заставлять печалиться о нашей суете.

Будем стараться уделить внимание в этот день радостной теме Воскресения Христова, и не с раздражением, а с большой радостью в сердце посетим места упокоения наших близких и родных. Пусть Милосердный Господь даст им блаженное вечное упокоение.

– Батюшка, а если нет возможности в этот день посетить кладбище?

– Локти кусать тоже не нужно. Помолиться человек может и дома. Конечно, при возможности кладбище стоит посетить в любом случае, это необязательно должно быть связано с особым поминовением усопших. Мы же и в гости ходим не только по праздникам, а когда душа попросит.

Поэтому сам этот день нужен не столько для того, чтобы посетить кладбище, сколько для того, чтобы уделить сердечное внимание нашим усопшим сродникам. В эти восемь дней мы провели время с нашими живыми родными и близкими, с живыми людьми в храме, теперь стоит провести время с усопшими.

Необязательно это должно быть кладбище. Есть множество людей, у которых близкие похоронены за много тысяч километров, у которых близкие потерялись, нет их останков. Это не значит, что день пропал – все радостно едут на кладбище, а я сижу дома и горюю. Можно посмотреть фотографии, вспомнить этого человека, собрать людей на поминки. Собраться на вкусный обед или ужин – почему бы нет?

Ну и молитва, молитва и еще раз молитва – можно своими словами, у красного угла у икон совершить краткий чин литии, который совершается мирянином…

– Который есть в молитвословах.

– И самая главная молитва – тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». Если человек будет так проводить этот день, уверяю вас, и без всякого кладбища его отошедшие в мир иной родные и близкие будут ему очень благодарны, будут рады, что человек уделил им такое внимание, проявил о них такую заботу.

Ведущая Инесса Титова

Записали Людмила Кедысь и Игорь Лунёв

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 09:05
  • Среда, 01 мая: 05:30
  • Суббота, 04 мая: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать