Родное слово. Священник Александр Сахненко отвечает на вопросы

13 марта 2024 г.

– Сегодняшняя суббота – родительская. Причем Вселенская родительская суббота. В чем важность и значимость этого дня?

– Так устроен церковный календарный год, что человеку предлагается раз за разом переживать, вспоминать какие-либо события Священного Писания. Речь идет о праздничных днях, которые у нас закрепились. Мы знаем понятие великих праздников. Это обычно дни, связанные с рождением, смертью, какими-то важными событиями основных праведников, Самого Господа и Его Пречистой Матери.

Мы знаем, что Церковь бережно хранит память всех усопших святых. Людей, которые умерли и были потом канонизированы. Мы празднуем именно не дни рождения, а дни смерти как дни памяти. Но при этом регулярно встречаем упоминание празднования дней рождения, дней переноса или обретения мощей. Встречаются указания на обновление, то есть восстановление, храмов или же их освящение.

Неудивительно, что перед постом мы как будто заканчиваем годовой цикл, чтобы  начать все с самого начала. Ведь следующая неделя – это начало начал. Начало земного человечества, которое полностью самостоятельно. Оно пребывает не в земном раю, а просто на земле, за пределами особой Божественной милости.

Такую милость можно сравнить с общением родителя и младенца. Мы их бережем. Мы придерживаем их за капюшончик, держим за ручку. Учим кататься на велосипеде, изо всех сил держа багажник. Но наступает момент, когда ребенок подрастает и мы его отпускаем. Даем ему большую самостоятельность. Эта самостоятельность и есть начало земной жизни.

 Следующую неделю, вступая в пост, мы начинаем с воспоминания Адамова изгнания. Затем будут вспоминаться различные события Ветхого Завета. Нам поможет в этом Канон Андрея Критского, усиленное чтение Псалтири. Постепенно так и пойдет цикл всего удивительного, что произошло на земле. Всех чудес, что произошли со святыми и с Господом.

Сейчас нас Церковь призывает задуматься о будущем. О том, чем закончится земной цикл нашего существования. Мы знаем, что земной цикл закончится смертью. Именно поэтому перед Великим постом совершается особое поминовение усопших.

Мы говорим о родительской субботе. Наша передача выходит в день, когда мы вспоминаем наших усопших близких и родных. Эта суббота называется Мясопустной. Наедаемся мяса, а на следующей седмице уже мясо не вкушаем.

Достаточно много родительских суббот в течение календарного года. Но Вселенских всего две. Мясопустная – Великим постом, Троицкая родительская суббота – перед праздником Святой Троицы.

Что означает Вселенская? Поминаются все усопшие православные христиане от самого начала. Все, кто крещен, кто верит в Бога. Все православные люди. Остальные родительские субботы более частного характера. Они появились из исторических предпосылок, из традиций поминать каких-то конкретных людей; мы поминаем своих сродников, о них молимся.

На Вселенской родительской субботе можем услышать дополнительные молитвы священников: «Господи, упокой младенцы...» Здесь число поминаемых чуть больше. Не просто говорим: «помяни, Господи, всех погибших на специальной военной операции»; «помяни, Господи, всех погибших на поле Куликовом»; «помяни, Господи, младенцев пострадавших, невинно убиенных». Младенцев у нас каждый день продолжают тысячи матерей убивать, не считая аборт грехом. На Вселенской родительской субботе мы говорим обо всех. Часто в сугубой ектенье можно услышать, как дьякон или священник долго перечисляет разные поводы: на поле брани пострадавших, от ран скончавшихся, в стихиях и катастрофах погибших, мученически убиенных.

Это тот момент, когда мы приходим не только за своих молиться, но и стараемся действительно помянуть всех тех, о ком некому помолиться. Ведь есть люди, которые умирают, а память их забывается на земле. Допустим, они не оставили детей или поссорились со своими детьми и дети их знать не желают. Есть те, кто пропал, о ком неизвестно. Мы стараемся помянуть их всех, чтобы явить заповедь, о которой нам говорит Спаситель: о любви к ближнему. В том числе и к тем, кто уже мертв.

Это очень важно. Наша земная жизнь закончится смертью, но жизнь вечная не закончится смертью. Это переход из старого в новое, из этапа временного в этап вечности. Мы знаем, что наша смерть неминуема. Как бы наша смерть ни произошла, в каком бы возрасте она нас ни застала, человек предстает перед Престолом Всевышнего. Предстает перед Престолом Владыки, Творца мира, Создателя Вселенной и нас.

Почему суббота еще называется родительской? Потому, что нам не миновать смерти. Нам нужно будет через этот этап пройти, чтоб потом воскреснуть. Повезет лишь тем, кто будет в самом конце времен. Они не умрут, а просто их тела изменятся. Но сомнительно называть это везением, так как они испытают на себе самый непростой период. Они испытают на себе конец времен, полное обнищание духовной жизни. Мы сейчас видим, что уже тяжело жить, а тогда это будет на пределе. Пережить правление антихриста, гонения – это нелегкое дело.

 Так что смерть коснется практически каждого, и нам нужно определиться, где мы будем до Второго Пришествия пребывать. В райском саду, Эдеме небесном, Царствии блаженном либо там, где пребывают абсолютно другие личности, где скорбь, печаль, скрежет зубов. Я говорю о том месте, где люди и существа (такие, как ангелы) не хотят видеть Бога, не хотят взаимодействовать с Ним.

Но это все временное. И этот суд называется в догматическом богословии судом частным. Этот суд лишь первый этап. Мы не знаем, через сколько недель, месяцев, веков состоится то, что предсказывают пророки, что прописано в Книге Апокалипсис. И в конце всех времен Спаситель придет второй раз на землю.

Но не бедным плотником, не в Вифлиеме, не будет лежать в яслях Младенцем. Он придет в силе и красоте, которыми обладает. Он придет не смиряющимся, а прославленным. Под трубы громогласных ангелов спустится с небес. И закончится все то, что имеет отношение ко злу. Будет повержен сатана, будет уничтожено зло. Совершится итоговый разбор полетов, как мы говорим житейским языком.

Этот Страшный суд именно то событие, которое вспоминается нами на предпоследней подготовительной неделе Великого поста. Закончится вся наша текущая жизнь именно Страшным судом. В присутствии людей, когда-то живших, людей, которые сейчас живут и будут еще жить. Это многотриллионное собрание. Плюс все праведники, все ангелы. В этом многочисленном собрании будет вершиться судьба каждого. Как человек прожил земную жизнь и где ему надлежит быть.

Надлежит ли ему вечно мучиться за свои неправильные выборы, за свою привязанность к греховному и страстному, либо надлежит вечно блаженствовать вместе с праведными и Самим Богом. И это такой значимый момент, который нужно вспомнить не один раз в году, а регулярно себе о нем напоминать.

Сегодня поминаем наших усопших: присутствуя в храме за панихидой, посещая кладбище, кто-то молится Господу о памяти своих блаженно почивших родственников. А завтра мы должны примерить эту кончину на себя и взвесить: «Если Господь нас прямо сегодня заберет, что нам светит?»

Зачастую человеку привычнее рисовать картину строгого, жестокого судьи, когда человек будет говорить: «Я же тебя любил, Господи». А Он ответит словами из Евангелия: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное. Нельзя забывать, что Бог – это величайшая любовь. И Он будет судить нас исходя из любви.

И наше будущее зависит не от Бога, а от нас самих. Выбор делаем мы. Этот выбор мы сделаем не когда-то потом, как кажется людям. Мол, выйду на пенсию и налажу с Богом свои отношения, успею, а сейчас работаю, деньги зарабатываю, карьера, дети, некогда.

Но мы не знаем, когда будет кончина наша и когда мы прекратим существовать на этой земле. Тело лежит, а вечная душа ничего в жизни поменять уже не может. Она бы рада, но этот шанс дан был человеку, который состоит из тела, души и духа. Только этот человек, обладая бесконечной свободой, сотворенный образом Божьим, призванный стать Его подобием, может что-то менять.

Это «что-то» мы делаем ежесекундно, мы выбираем. Потратить свое время на просмотр передачи «Родное слово» или включить что-нибудь повеселее на YouTube. Пойти в храм в поминальную субботу или ограничиться свечкой дома. Готовиться к богослужению, к Великому посту или заняться своими делами. Бог человеку чрезвычайно рад. Он на кресте распростер объятия и говорит: «Пойдемте ко мне». Господь Вседержитель держит Евангелие, которое открыто обычно на словах: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Аз успокою вас. То есть Господь говорит, что успокоит нас, даст нам долгожданный покой.

Мы часто слышим в раздражении, мол, хотелось бы покоя, тишины. Покой – это Спаситель. Но мы не идем к Нему. Мы говорим, что у нас работа, заботы, дела, проект, ребенок, врач, лечение. Мы думаем, что, все сделав, обязательно придем к Богу. Но кто-то не успевает, кто-то забывает о своем обещании. У кого-то переоценка ценностей случается. Мол, как можно было быть таким наивным и верить в какого-то дедушку на облаке… Человек считает, что он сам себе хозяин, нет никакой вечной жизни, раз есть много денег.

Мы вспоминаем о Страшном суде в церкви. Этому способствует пение стихир, чтение особых богослужебных текстов. Это возможно услышать, только если вы приходите в субботу вечером в храм…

Литургия – она всегда статична, неизменна. Мы вспоминаем не празднуемое событие, а каждый раз оказываемся в той Сионской горнице. Когда Спаситель показывает Своим ученикам на хлеб и вино и завещает, что отныне они должны вкушать под видом вина и хлеба Его Тело и Кровь.

Вечернее же богослужение в полной мере и во всей красоте показывает величие того дня, что отмечается. И мы слышим в словах стихир, канона, в песнопении катавасий, ексапостилариях, светильнах, кондаках, как красиво Церковь умными словами показывает значение и смысл празднуемого события.

Для наших предков не было вопроса, идти в субботу вечером в храм или нет. Это неотрывная часть службы. Суббота вечером, воскресенье утром. Сейчас, к сожалению, мы вынуждены наблюдать, что в храмах в субботу вечером очень мало людей. Суета сует, забота, проблемы.

Надо понимать: если мы верующие христиане, которые чтят Христа и верят в Него как в Бога, то мы должны прежде всего полагаться на Него. Нужно выделить этот час на храм, и тогда в жизни все получится. Расставив правильно приоритеты, я показываю Богу, что понимаю, на что иду. Я посвящаю свою жизнь Ему. А тот, кто посвятил свою жизнь Богу, разве может не надеяться, что Он не поможет? Бог обязательно поможет. Правда, других рук, кроме человеческих, у Него нет. И помощь придет от других людей, с которыми мы зачастую не хотим взаимодействовать.

Нас все раздражают: этот неправильно себя ведет, этот неправильно оделся, этот глупый, этот чересчур умный, тот зануда. У нас на всех готовы ярлыки. Но судит Господь, и судит из милости, из великой любви, которой покрыт каждый человек. Особенно тот человек, который помнит о Боге.

Если мы будем стараться выбираться в храм еще и в субботу вечером, не только в значимые дни, но и в простые воскресенья, то мы не сможем не заметить, как поменяется наша духовная жизнь. Но, конечно, если мы будем вкладывать в эти посещения что-то. Пользы нет, если стоять и думать о том, чтобы быстрее закончилась служба.

Если болят ноги, присядь. Будь умным. Человек взрослый должен понимать, сколько ему есть, пить и сколько тратить сил на религиозную потребность. Если переесть, то будет очень плохо. Если много выпить, тем паче. И с молитвой может быть такая беда. Человек может замолиться и потерять рассудок. Теряет родственников, достаток, сознание.

Не надо быть похожим на Серафима Саровского и на протяжении тысячи ночей стоять на камне, если мы сначала не пришли к тому, к чему пришел Серафим Саровский. А именно для этого мы вспоминаем множество святых, которые просияли в нашей Церкви. Они показывают примеры невероятных качеств, которыми обязан обладать христианин… И всех нас объединяло и будет объединять любовь к Богу, которую необходимо являть нашими делами.

– Традиционно эта неделя незадолго до Великого поста – прощание с зимой, с веселыми забавами и вкусной едой.  Масленица – что это такое? Как правильно провести это время?

– В миссионерском богословии есть термин «инкультурация». Не можем мы заставить человека поменять какую-то часть своей культуры. Когда христианство пришло на Русь, то столкнулось с укоренившимся язычеством, которое невозможно было искоренить.

По сию пору невозможно этого сделать. Многие люди даже к церкви относятся по-язычески. Мол, положил деньги, поставил Богу свечку, и Бог обязан помочь. Взял икону в машину, и со мной теперь ничего не случится. Если принести продукты в храм, то наверху моего мужа или бабушку обижать не будут. Получается некий магизм. Товарно-денежные отношения даже в религии.

В XXI веках люди умудрялись в храм ходить, а после храма бежали к своим идолам, к которым они привыкли. Были такие традиции, с которыми не хотели и не могли расставаться люди. Это всем известные традиции: прыгать через костер, обливаться водой.

Масленица – это наследие от наших дальних предков: когда провожали зиму, встречали весну, жгли чучело. Тогда и солнце – главный бог, покровитель всего. Он у нас на тарелке. Блин круглый, желтый, масляный, вкусный.

Многие внешние обряды продолжают встречаться, но уже никто языческого подтекста тут не делает. Русские народные коллективы занимаются фольклором. Активные жители во дворе для своих ребятишек устраивают масленицу, по незнанию продолжают жечь масленицу, устраивают конкурсы, в том числе и травмоопасные.

На Руси любили столб залить водой и заморозить. А на столб повесить подарок: курицу, петуха или что-нибудь вкусное. И нужно было забраться голышом, не цепляясь ни за что. И стенка на стенку бились.

Мы можем поменять к этому свое отношение. Если поймем, что людям это радостно и ценно, то зачем нам их расстраивать и ходить гундеть, мол, вы все делаете неправильно, это язычество, хватит веселиться. Можно просто переосмыслить этот праздник. Это очень хороший способ заговеться на пост в течение всей недели. Можно пойти к теще на блины, пойти на блины к дедушке с бабушкой, к друзьям.

Если есть в нашем народе замечательно сложившаяся традиция, почему бы ее не соблюсти? Однако надо помнить, что это народное веселье выпадает на период подготовительных недель к Великому посту. Когда мы уже поем: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче».

Каждый выбирает здесь свой путь. Кто-то может всю неделю веселиться. Кто-то  поступит по церковным традициям и вспомнит, что неделя эта последняя, о Страшном суде. А в последнее воскресенье воспоминание Адамова изгнания. Там совсем не до смеха. Ведь Адам, когда вышел из рая, понял, что он потерял. Так всегда: «Что имеем – не храним, потерявши – плачем».

Мы слышим в песнопениях: «Седе Адам прямо рая, горько плакашеся...» Он обращается к Богу: «Боже, Боже, что я потерял! И что меня, окаянного, ждет?» Этот аспект очень тяжело накладывается на праздник…

 Вечером в храм приходим на чин Прощеного воскресенья, где уже в середине службы священнослужители переоблачаются в черное. Наступает постовой напев, читаются молитвы на начало Великого поста. Наступает Великий пост. Мы просим друг у друга прощения.

В масленицу мы не просто так ходим по друзьям, по знакомым, по близким, а чтобы оказать им внимание, подарить свою любовь, попросить прощения… Эти слова очень важны, потому что человек входит в пост в состоянии благодушия. Когда он со всеми примирился, попрощался с любимой едой и развлечениями и теперь серьезно готов, как воин перед бранью, перед военным сражением, к тому, что будет битва. Будет тяжело, трудно, будут падения, соблазны, будет раздражение. Но я иду путем Великого поста не для того, чтобы на Пасху поесть любимую колбасу, а чтобы встретить Пасху другим человеком.

Когда-то евреи перешли из Египта в землю обетованную. За этот непростой путь они стали другими людьми. Евреи сорок лет ходили, а нам нужно за сорок дней постараться изменить себя. По-новому почувствовать великое значение перехода из временной жизни в вечную, которую нам подарил Спаситель мира – Иисус Христос.

Записала Анна Родионова

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 01 мая: 05:30
  • Суббота, 04 мая: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать