Православный взгляд. Беседа с протоиереем Андреем Туровым

23 марта 2023 г.

– Мы периодически обсуждаем злободневные темы, не очень, может быть, приятные на слух, но очень важные, на мой взгляд, в том числе для понимания ситуаций, которые так или иначе возникают. Я предлагаю сегодня обсудить такую тему, как дома престарелых. Вопрос звучит так: добро это или зло? С одной стороны, кажется, все однозначно: конечно, такого быть не должно, но это есть. Как Вы относитесь к таким заведениям, как дома престарелых? И всегда ли это зло, на Ваш взгляд?

– Во-первых, этот вопрос очень значимый и важный, прежде всего для того мировоззренческого базиса, который человек для себя выбирает. Важно понимать, чем является дом престарелых для самого человека пожилого возраста, который в силу своих болезней, жизненных обстоятельств остался совершенно один, за ним некому ухаживать, он немощен, болен и практически обречен, если нет посторонней помощи. И, наоборот, если это вопрос, который рассматривается с точки зрения детей, отдающих своих родителей в дома престарелых, то тут будут совершенно разные позиции, разное понимание этого вопроса.

Если мы рассмотрим ситуацию существования этих попечительских домов как учреждений социальной направленности, которые необходимы для одиноких людей, немощных, беспомощных, как уже было сказано, то, конечно, мы вряд ли сможем отказаться от существования домов престарелых для тех, у кого больше не осталось в жизни никакой опоры и единственное, на что они могут надеяться, это на помощь государства или каких-то негосударственных учреждений, которые предоставляют услуги социальной направленности. Также существуют благотворительно-попечительские учреждения Церкви.

Если мы будем рассматривать те шаги, которые предприняли родственники этих людей, то, безусловно, нужно вспомнить библейское установление о почитании родителей. Более того, это не просто некое высказывание, не просто второстепенная информация, которая где-то, каким-то краем, по касательной проходит в Библейском повествовании. Дело в том, что заповедь о почитании родителей – одна из главных из тех десяти заповедей, которые были даны Господом человечеству. Мы все эту заповедь знаем: почитать отца, мать. Более того, если рассматривать богословским образом толкования Священного Писания, то это единственная заповедь всего Божественного декалога из десяти заповедей, данная пророку Моисею на горе Синай от Господа, в которой было сказано, что будет человеку, который эту заповедь исполнит.

Например, сказано «не убий» – и поставлена точка, дальше нет продолжения. Сказано «не укради» – и тоже поставлена точка, нет продолжения заповеди. А заповедь, о которой мы сейчас говорим, на которую ссылаемся, единственная, где добавлено: и благо тебе будет; и долговечен будешь на земле. По сути, Господь открывает нам, как бы мы сейчас сказали, формулу жизненного успеха, долголетия, о которой многие думают, бьются над ее открытием. А Господь говорит: если будет почтение к отцу, матери. Причем, заметьте, никаких градаций, характеристик о самих родителях. Не говорится, например, «почитай молчаливых, учтивых родителей», а говорится, что сам факт того, что это твой отец, твоя мать, – это то, что безусловным образом должно быть тобой исполнено как дело любви и их почтения.

В этом плане очень трудно оправдать то, как взрослые, способные, устроившиеся в этой жизни люди идут на то, что, не отягощая себя, не лишая себя комфорта, отправляют родителей на периферию, знают, что они накормлены, напоены, находятся в тепле и относительной чистоте, и этого для них достаточно. Понятно, что человеку недостаточно только телесных условий для существования, очень важно понимать, что родительское сердце (отца, матери), безусловно, сжимается и наполняется горем, когда родители видят, что не нужны своим детям. Это отчасти объясняется такими жизненными подходами, когда с самого детства детей воспитывают (сами родители) так, чтобы их существование на земле было максимально комфортным.

Приведу пример из несколько другой области, но это будет понятный пример, потому что священнику иногда приходится сталкиваться с организацией похорон, т.е. прощания с тем или иным человеком. Некоторые родители говорят: на похороны мы детей брать не будем. Почему? Потому, что для них это является отрицательной эмоцией, каким-то образом их может испугать. Следовательно, их нужно избавить от этих переживаний – это пройдет мимо них, а мы им расскажем какую-нибудь благочестивую сказку о том, куда на облачке, на радуге ушел болевший родственник. Таким образом, с самого начала жизни дети избавляются от необходимости делать нравственный выбор. Потом наступает момент, когда ребенок должен послужить своему родителю, подобно тому, как сам родитель служил этому ребенку, взращивая его, воспитывая, испытывая разного рода лишения, чтобы обеспечить ребенка всем необходимым в этой жизни. Когда теперь, в свою очередь, этому выросшему ребенку нужно самому выйти из зоны комфорта и послужить своему родителю (отцу или матери), он не готов это сделать, вся его жизнь прошла в комфорте, в некоем колпаке, под которым его оберегали, охраняли.

Порой родители становятся заложниками неверных шагов воспитания: наступает момент, когда они становятся в тягость детям и дети от них избавляются. В этом плане каждый ребенок должен максимально постараться сделать все необходимое для своих родителей, опекать, утешать их в старости.

– Тема не такая простая. Мне кажется, все неоднозначно. Есть еще заповедь: «не суди». Давайте разберем ситуацию на конкретном практическом примере: не секрет, что встречается не так редко, к сожалению, когда люди, доживая до старости, определенным образом теряют рассудок. Когда они являются предоставлены сами себе, они представляют опасность и для себя, и для детей. Дети, чтобы содержать родителей и свою семью, не могут оставить свою работу. Как в этой ситуации поступать? Быть может, в этом случае дом престарелых если и не выход из ситуации, то один из вариантов решения проблемы?

– Действительно, в той или иной жизненной ситуации может быть много нюансов. В Вашем случае человеку нужна медицинская помощь. Человеку больному, разбитому старческой болезнью, слабоумием, возможно, амнезией, деменцией, необходимо помогать, потому что в противном случае он может сделать что-то такое, что будет опасно и для него самого, и для окружающих, если рядом находятся дети, если есть квартира, которая может остаться открытой... В этой ситуации человеку приходится долгое время находиться в стационаре, чтобы получать лечение (невозможно это сделать амбулаторно, на дому), следовательно, человек отправляется под крышу лечебного учреждения, чтобы получить медицинскую помощь. Если это необходимость, то, конечно, этот вопрос рассматривать стоит. Но мы говорим о ситуации нравственного выбора. Когда, при общих равных условиях, человек все-таки думает, что его жизнь выйдет из обычного русла, отяготится присутствием того или иного родственника у него дома (за ним придется смотреть, ухаживать, возможно, терпеть какие-то несовершенства характера, капризы, проявление болезни в том числе), потому нужно удалиться от всего этого, умыть руки и остаться вне зоны своего участия в этой большой проблеме и беде.

Мне приходится сталкиваться с ситуациями в своей священнической практике, когда люди примерно схожим образом поставлены в условия, которые Вы описали, они стараются все-таки, чтобы их родственники остались с ними под одной крышей, если такая возможность есть. Может быть, придется решить, например, потратиться на сиделку, которая будет находиться рядом с пожилым больным родственником, и придется отказаться на некоторое время от отдыха и все свои средства, необходимые ресурсы, которые есть у семьи, направить на то, чтобы послужить этому родственнику.

Если совершенно безвыходная ситуация, врачи настаивают на том, что человеку необходима госпитализация, уход, присмотр, то, конечно, стоит и такой вопрос рассматривать, но и в этом случае человек может быть не так одинок. Его можно навещать, с ним можно находиться долгое время, может быть, часы проводить в прогулках, беседах – нужно проявление любви, единства, к чему и призывает нас Господь.

– Почему при томских храмах сейчас не стало домов престарелых? Насколько я знаю, раньше такое было.

Действительно, при некоторых храмах некоторое время назад существовали приюты, богадельни, которые осуществляли социальную работу и ту христианскую любовь, к которой призывает нас Господь, оказывали помощь пожилым, престарелым одиноким людям, попадающим в эти учреждения. В данный момент изменено законодательство. Оно прописывает достаточно серьезные, жесткие требования при устроении учреждений попечительского характера, поэтому далеко не каждый даже крупный храм может позволить себе это. Существуют разные нормы медицинского ухода, пожарного надзора, санэпиднадзора, которые необходимо строго исполнять, поэтому порой очень трудно бывает сделать так, чтобы под вывеской и при учредительных документах попечительского учреждения оно существовало.

Другой вопрос, что каждый храм осуществляет социальную работу, как бы мы сказали светским языком, для прихожан и тех пожилых людей, которые попадают в поле зрения. В каждом храме существуют свои социальные работники, волонтеры, которые приходят на дом к этим людям и оказывают им большую помощь. В частности, я могу сказать про храм, где служу: существует несколько семей, пожилые люди, инвалиды, немощные по своим физическим качествам, которые получают помощь. Есть социальные работники, которые трудятся на этом поприще, есть люди, которые, читая слова Евангелия, понимают, что Господь говорит: «Если вы сделали что-то нуждающимся людям, значит, сделали Мне». Не входя в какие-то абстрактные установки христианства, а желая, чтобы были дела по вере, они эти дела осуществляют.

В данный момент ведется работа, и, возможно, скоро у нас будет такое попечительское учреждение (после устранения всех формальностей, требований, которые необходимы). Возникнет здание, в котором можно будет осуществлять эту деятельность, в котором будут комфортно находиться люди. Мы увидим эту работу. То, что ее нет сейчас, говорить ни в коем случае нельзя, поскольку многие прихожане храмов ставят перед собой вопрос: что я могу сделать для ближнего, который нуждается в моей помощи, в моем попечении? Посильная работа ведется.

– Мне кажется, мы с Вами отчасти нашли ответ на вопрос, как поступать родственникам, когда они, казалось бы, попали в безвыходную ситуацию и не понимают, как поступить. Помимо того что есть какие-то социальные службы, наверняка можно, если ситуация совсем безвыходная, обратиться за помощью в социальный отдел Томской епархии.

– Да. Социальный отдел Томской епархии осуществляет большую работу в этом направлении. Более того, эта работа ведется в сотрудничестве со светскими органами попечительства. И если есть необходимость (не тогда, когда хотят избавиться от пожилого родственника, на кого-то переложить эту тяжесть, но когда есть необходимость), определенный тупик в жизни – знайте, что есть те, кто может подставить плечо помощи.

– Где посоветуете искать утешение тем людям, которые оказались с такой бедой, взвалили на свои плечи заботу о престарелых родителях, родственниках? Вы прекрасно понимаете, что в какой-то момент наступает чувство, быть может, отчаяния. Где черпать силы?

– Если мы чувствуем себя скудными в каких-то духовных проявлениях, то обращаемся к Источнику всех духовных благ, благословения, благодати, которая укрепляет сердце, душу любого человека, – к Господу. Мы помним, верующие знают утверждение о том, что Господь не дает креста выше сил человека, это часть вероучения.

– Аксиома.

– Аксиома веры человека, потому что Господь, являясь Всеблагим, по Своей любви не желает поставить нас в такие условия, которые будут для нас неподъемными, которые нас пришибут, раздавят в жизни. Другой вопрос: Господь, как Сердцеведец, знает, что нам необходимо, и видит, что порой наше скудное на добро, соучастие сердце, которое может быть закосневшим в эгоцентризме, в жизненных подходах обмирщенного плана, нуждается в том, чтобы нас вернуть к этому.

По мнению одного из иерархов Церкви митрополита Антония (Сурожского), очень полезно ухаживание за больными. Он в юности, имея медицинское образование, как медбрат прислуживал при больнице, в том числе и находился с тяжелобольными и умирающими людьми. Во-первых, он говорил, как порой важно, чтобы с умирающим человеком был кто-то рядом, кто возьмет его за руку, будет с ним до последней минуты, до последнего мгновения, дыхания его жизни. Во-вторых, говорил о большой пользе, которую ему самому принесли эти ситуации, потому что порой, пока мы сильны, мощны, молоды, нам кажется, что это состояние не покинет нас никогда. Только ситуация с близкими родственниками дает задуматься, откуда берутся эти дряхлые старики, откуда берутся люди, которые еще недавно, какое-то время назад могли самостоятельно передвигаться, ухаживать за собой, а теперь не могут поесть без посторонней помощи. Это всем нам напоминает, что мы тоже войдем в пору старости, и фундамент того, какая старость будет у нас, как поступят наши дети, закладывается, конечно, в тот момент, как мы поступаем со своими родителями. Господь говорит: Какой мерою мерите, такою отмерено будет вам (Мк. 4, 24).

– Настало время перейти ко второй части нашей программы. Я думаю, если мы сейчас скажем об Иоанне Лествичнике, память которого Православная Церковь чтит в четвертую неделю поста, то, прочитав его труды, многие люди могут без помощи священников и врачей найти много ответов на свои вопросы. Расскажите чуть подробнее об этом святом.

– Преподобный Иоанн Лествичник сам был священнослужителем, свое звание он получил в честь того духовного, аскетического труда, который был им написан. Это «Лествица», где св. Иоанн описал духовные шаги, духовное восхождение человека подобно тому, как восходят по ступеням лестницы. Действительно, там от малого к великому дается пошаговая, скажем так, духовная инструкция, которая помогает человеку устроить свою душу таким образом, чтобы она стала храмом, в котором бы обитал Господь, чтобы сам человек получил спасение от своей косности, греховности. Прп. Иоанн Лествичник дает нам пример.

Не зря память этого святого мужа приходится на одно из воскресений (как по-славянски говорят, одну из недель) Великого поста, потому что мы вспоминаем о сути постного подвига. Войдя в постное состояние, имея опыт поста некоторое время, мы доходим до этого события, когда вспоминается человек, который сам духовно преуспел и духовное преуспеяние, свой опыт передал каждому из нас.

Прп. Иоанн Лествичник жил в VI веке. Мы с вами люди XXI века, но его труд «Лествица» остается актуальным для каждого человека, кто заботится о своей душе, интересуется духовными вопросами, желает правильным образом их разрешить и устроить свою жизнь так, как это предписывает правда Божия, Божий закон. Поэтому мы и вспоминаем прп. Иоанна Лествичника, молимся ему. Если есть интерес, то, конечно, стоит обязательно ознакомиться с содержанием этой книги. Совершенно с Вами соглашусь по поводу вопросов, о которых мы говорили сегодня и которые порой кажутся трудными, неразрешимыми: прочитав этот труд, поняв, каким образом осуществляется духовное устроение, человек поймет, что то, что ему выпало – позаботиться о своем ближнем, немощном старике, об отце или матери, – это великая радость и великий шанс, который Господь дает каждому из нас.

– Спасибо большое, отец Андрей. У нас еще остались блиц-вопросы. Один из телезрителей спрашивает: «Сейчас в нашей стране произошло объединение православных христиан и мусульман. Союз этот особенно крепкий на фронте, где люди объединяются в товарищества. Мусульмане чтут и Иисуса Христа, и Богородицу. Почему же, на Ваш взгляд, в мире до сих пор убивают христиан?»

– Я бы сказал, что в этом вопросе вместе сведены разные понятия, которые стоит обсуждать. Мы видим единение людей, для которых являются важными понятия: Родина, народ. Несмотря на то, что человек имеет свои индивидуальные подходы к решению религиозных вопросов, тем не менее в вопросах патриотических, любви к своей Родине мы видим единение многих людей. Неверующие, христиане, мусульмане, люди других религий – проявляют себя как воины, несущие большой ратный подвиг.

Мы с вами, христиане, знаем призыв Господа, что нет больше той любви, когда человек душу свою отдает за други своя (см. Ин.15, 13). Этот призыв, который понятен человеку любой веры (но человеку доброй воли), мы видим в реализации того примера, о котором спрашивает телезритель и на основании чего он задает вопрос. Будем надеяться, что каждый гражданин нашей страны будет понимать важность того, чтобы являть себя должным образом, человеком, любящим свою Отчизну и свой народ. Человек призван, порой жертвенным образом, идти на защиту своего Отечества, чтобы исполнить Божественный завет и проявить себя как верующий, как человек с большим сердцем, с большой душой.

– «До Пасхи осталось не так много времени. Церковь много говорит о том, как правильно входить в пост, как поститься, но нигде не сказано, как лучше из него выходить. Вы можете дать рекомендации?»

– Действительно, пост – это достаточно продолжительное время. Мы знаем, что еще до поста начинаем накладывать на себя определенные ограничения, чтобы более успешно войти в пост. Не скажешь «более комфортно», но чтобы это вхождение органично осуществилось. Много на протяжении семи недель (еще Страстная седмица) присовокупляется к этому – человек держит пост и телесным образом, и духовным. Во-первых, важно, чтобы пост не был мероприятием, которое в календарном ключе обозначено первым и последним днем, после которого человек возвращается к своей обычной жизни. Важно, чтобы было понятие, что пост – это время, когда человек должен посадить в своем сердце, душе ростки добра, различных добродетелей. Понятно, если он их посадил, если они взошли, то не стоит в конце поста их тут же вырывать и продолжать жить с тем же сердцем, которое было до этого: неокультуренное, необработанное, не приносящее духовного доброго плода.

Если говорить о телесном подходе, то, конечно, не стоит после поста сразу же набрасываться на непостные, праздничные пасхальные яства. Люди, имеющие опыт поста, знают, что из поста нужно постепенно выходить, поэтому, например, у многих священников даже не первый день Пасхи – день разговения. Во-первых, есть технические вопросы, когда священнослужитель практически все это время занят и находится в храме, после этого у него практически не остается времени и сил на то, чтобы даже со своей семьей разделить Пасху, хотя, конечно, поздравить друг друга мы успеваем. Впоследствии идут дни Светлой седмицы, когда постепенно человек выходит из поста, – и это время радости, праздника, общения, в том числе разделения общей трапезы, которая может быть относительно обильная, вкусная, скоромная. Поэтому не существует вопросов для того, кто имеет этот опыт.

Нужно иметь практику, опыт поста – это касается всех людей, кто интересуется этим вопросом. Со временем где-то вразумит Господь, где-то придет собственное, личное понимание, что-то подскажет священнослужитель, тот священник, у кого вы окормляетесь, кому задаете вопросы о духовной жизни. Со временем все это придет в норму, и пост станет временем радости.

Святые отцы говорят, что часто человек не чувствует радости праздника потому, что пренебрегает подготовкой, и, конечно, может быть, нет полного понимания того, что происходит. Нет, наверное, на Пасху ни одного равнодушного к этому празднику, к этому событию. Тем не менее, чтобы это было в полной мере, в той глубине, к которой нас призывает Церковь, мы готовимся к празднику Пасхи и радуемся, когда этот праздник наступает.

Ведущий Виталий Степкин

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 30 мая: 12:30
  • Воскресенье, 02 июня: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать