Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом

31 августа 2023 г.

– Владыка, в преддверии 1 сентября принято подводить итоги уходящего лета и строить планы на осень, потому что 1 сентября – это начало нового учебного, рабочего года, каких-то новых проектов. Мне как человеку, живущему на территории Томской епархии, хотелось бы узнать, есть ли у Томской епархии какие-то новые планы на этот наступающий сезон. Поделитесь с нами, пожалуйста.

– Планы у нас всегда одни и те же – это спасение нашей души, всей нашей паствы, чтобы все мы, не сбиваясь с пути, шли к Господу, чтобы мы старались жить по заповедям Божиим, а когда вдруг спотыкаемся, чтобы вставали и снова продолжали свой путь.

Главная задача Церкви – благовествовать Божественное евангельское слово, которое оставил нам Господь, и стараться жить по этому слову. Другое дело, что формы этого благовестия могут меняться, и в зависимости от ситуации мы используем для этого разные средства, которые дает нам Господь.

Когда-то основным средством благовестия были проповеди с церковного амвона и книги, которые переписывались от руки, поэтому Божественное слово достигало людей очень медленно.

В настоящее время, когда даже книгопечатание уже можно назвать явлением вчерашнего дня (хотя ценность книги никогда не будет сведена на нет), существует много цифровых форм донесения информации о духовной жизни, Церкви, о Боге. Для этого используется и телевидение, а иначе что бы я делал на этом телеканале? Многие используют какие-то интернет-порталы, блоги, чтобы донести слово Божие до максимального числа людей.

О чем-то более конкретном мне бы не хотелось говорить раньше времени. Апостол Иаков, брат Господень, пишет в своем Соборном послании, что человеку греховно говорить: завтра я сделаю то-то, а послезавтра то-то… Потому что мы не знаем, что будет с нами завтра или послезавтра.

Это не значит, что апостол Иаков выступает против какого-то планирования наших дел. Но он говорит, что когда мы что-то планируем, всегда нужно говорить: «Если Господу будет угодно, если Господь сподобит нас это сделать, если мы будем живы-здоровы, то попробуем с Божией помощью осуществить это».

Вообще я бы не стал говорить, что осень – это какое-то отправное время. В церковном богослужебном году такой отправной точкой является Пасха, с которой начинается цикл богослужений. А что касается Нового года, в настоящее время абсолютное большинство даже церковных людей встречают Новый год 1 января по григорианскому календарю или же по юлианскому календарю, и этот Новый год называется Старым Новым годом.

Когда-то Новый год на Руси праздновался 1 марта, когда заканчивалась зима, наступала весна и действительно начинался некий новый цикл в жизни человека. Но есть и церковный новый год, который начинается 14 сентября по новому стилю, или 1 сентября по старому стилю.

В богослужебных книгах все новогодние песнопения и призыв Божьего благословения на начинающийся год относятся не к январю, а именно к сентябрю, поэтому Вы действительно правы, что именно осенью начинается некий новый период нашего цикла, нашей жизни. И, конечно же, именно осенью чаще всего люди приступают к активной деятельности в различных сферах.

В настоящее время, когда большинство людей в нашей стране живут не в селах, а в городах, они стараются отдохнуть, провести отпуск именно летом. Кто-то едет на море, кто-то на лоно природы, на рыбалку, отдыхает и запасается силами, а лето заканчивается – и все приступают к обычной трудовой жизни.

Люди отправляются на работу, в учебные аудитории, потому что именно 1 сентября начинается и учебный год, и, конечно же, каждый строит какие-то свои планы. Здесь я должен напомнить совет святых отцов, что нужно сделать, чтобы мы достигли целей, которые перед нами стоят, если это соответствует Божественной воле.

Во-первых, сначала мы должны поблагодарить Бога за те благодеяния, которые мы от Него уже получили. Во-вторых, нужно вспомнить о своих грехах и немощах и покаяться в них, ведь если мы посмотрим на нашу жизнь, то увидим, что далеко не всегда мы были достойны тех благодеяний, которыми Господь так щедро наделял и наделяет нас.

Только после этого мы уже можем попросить у Бога благословения на все те дела, которые мы планируем осуществить, причем со словами Самого Господа: впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Потому что иногда мы домогаемся чего-то от Бога и просим: «Господи, пошли, подай», – а на самом деле это может быть вредным для нас, хоть и кажется очень полезным.

Иногда мы уподобляемся капризному ребенку, которому мама не дает шоколадку, зная, что у него на шоколад аллергия, но ребенок не понимает этого и просит: «Дай мне это». Бывает, что Господь чего-то нам не подает, понимая, что это не послужит нам во благо, и нам нужно полагаться на волю Божию. Вот так мы должны встречать новый год, в том числе и год церковный, который начинается в сентябре.

– Владыка, Вы живете в светском обществе и наверняка слышали про осеннюю хандру. Но осенняя хандра – это, наверное, и какой-то духовный недуг, который вряд ли возникает у верующего человека. Согласны ли Вы со мной?

– Вы считаете, что все верующие люди достигли святости и поэтому не подвержены никаким искушениям и соблазнам? Это как раз не так. Человек приходит в Церковь для того, чтобы врачевать свою душу, поэтому у каждого человека возникают одни и те же искушения.

Мне трудно сказать, что такое хандра и почему она осенняя. Пожалуй, это некая печаль, и я не связываю ее с каким-то определенным временем года. Самый лучший учебник духовной жизни, к которому я часто адресовываю наших телезрителей, это книга преподобного Иоанна Лествичника «Лествица», и в ней целая глава: «О печали».

Так вот, эта печаль как духовный недуг может настигать человека в любое время года, не только осенью. Ее возникновение зависит не только от того, что, например, пошел дождик, потому что человек жизнерадостный радуется и дождю.

Пушкин радовался, восхищался осенью, потому что «пышное природы увяданье» приводило его в восторг. Здесь он делал акцент на слово «пышное», а кто-то акцентирует внимание на слове «увяданье». Для кого-то лето – самое эйфоричное время, время отпусков и прочего, а Пушкин о лете говорил так:

Ох, лето красное! любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Пушкин говорит, что хандра не связана со временем года, потому что у каждого времени года есть свое очарование, есть оно даже в сильные морозы. Как-то по телевизору показывали, что, по-моему, в Арабских Эмиратах впервые за десятилетие выпал снег и что этому снегу, как какому-то неимоверному чуду, радовались местные жители. А мы всегда имеем такую возможность.

С чем же все-таки связана эта печаль, эта хандра? Причин у нее много, и преподобный Иоанн Лествичник говорит, что печаль бывает разной. Есть печаль по Богу, а есть печаль греховная, причем первым указывает на это даже не преподобный Иоанн Лествичник, а пишут в своих посланиях апостолы.

В частности, апостол Павел говорит: печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть. И поэтому, если мы, например, печалимся о том, что в нашей жизни не все складывается по заповедям Божиим, что где-то мы преткнулись, где-то проявили немощь, слабость и такая печаль приводит нас к покаянию и исправлению, то эта печаль спасительная.

Но даже плач бывает радостным. В книге «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника есть «Слово 7», называемое «О радостотворном плаче». Здесь говорится о том, что плач может творить в человеке радость, а ликование, наоборот, может приводить к унынию.

Святыми отцами описывались ситуации (я тоже с таким встречался), когда человек предавался какому-то бурному веселью, как говорится, отрывался по полной, но как только это веселие заканчивалось, он чувствовал себя настольно опустошенным, словно по его душе, по его сердцу прошли сотни грязных ног. Если же человек старается жизнь свою соединять с Господом, то для него такие ситуации невозможны.

Но если какая-то печаль все же посещает человека, есть много средств для того, чтобы от нее избавиться. Это и молитва, и участие в церковных таинствах, прежде всего в таинствах Исповеди и Святого Причащения. В конце концов, есть таинство Соборования.

Если печаль приобретает затяжной характер, апостол Иаков советует: болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Таинство Елеосвящения действует не только в отношении каких-то физических недугов человека, но и при таких проявлениях, которые мы называем печалью, унынием или хандрой.

Есть еще одно действенное церковно-народное средство, если человек прибегает к нему с верой. В субботу Светлой седмицы во всех православных храмах верующим раздается святой артос. Этот пасхальный хлеб освящается в пасхальную ночь и всю пасхальную неделю находится в храме,  поэтому он как бы впитывает в себя все пасхальное богослужение Светлой седмицы, преисполняясь пасхальной радостью и торжеством.

В завершение Пасхальной седмицы этот хлеб дробится на множество частичек, и каждый верующий человек, пришедший в этот день в храм, получает кусочек артоса. Обычно верующие люди разделяют его на много мелких частиц, высушивают их, а когда возникает состояние печали либо какого-то внутреннего борения, осенив себя крестным знамением, они с верой вкушают этот кусочек пасхального хлеба, тем самым приобщаясь к радости Святой Пасхи.

Этот кусочек артоса не просто пробуждает в нашем сознании воспоминания о пасхальных торжествах, но, приобщившись к пасхальному торжеству, где-то на глубинном уровне мы преодолеваем состояние уныния, которое испытывали до этого.

– Владыка, давайте перейдем ко второй части нашей программы: 1 сентября – день памяти мученика Андрея Стратилата. Честно говоря, мне больше знаком Феодор Стратилат. Расскажите, пожалуйста, об Андрее Стратилате.

– «Стратилат» – это греческий термин, обозначающий военачальника, позже он стал почетным титулом в Византийской империи. Именно такой титул носил Андрей Стратилат. Он родился, вырос и служил в римском войске на территории современной Сирии и был мужественным воином, одержавшим победы во всех сражениях, в которых принимал участие. Этим он обратил на себя внимание главнокомандующего Антиоха, который и присвоил ему титул «стратилат».

Андрей, будучи уже военачальником, узнал от местных христиан о Христе Спасителе и настолько проникся христианским учением, что, будучи некрещеным, по сути, начал жить христианской жизнью, хоть и считал, что он еще не готов принять крещение. Мы знаем, что в Древней Церкви человек иногда готовился к крещению многие годы.

В то время в Римской империи при императоре Максимиане началось страшное гонение на христиан. Особенно усердствовал в этом Антиох, который был ненавистником христиан, считая их угрозой для Римской империи. Но тут Сирия оказалась перед лицом внезапного вторжения персов, и Антиох вспомнил о доблестном Андрее и послал его во главе отряда навстречу врагам.

И здесь Андрей поступил как христианин: он тщательно отобрал духовно крепких людей, и далеко не всех воинов он повел туда. Перед тем как вступить в битву, Андрей сказал воинам, что хотя он и не крещен, но верует во Христа и считает, что единственным Помощником им в этой битве может быть Господь. И, призвав имя Христово, воины обратили в бегство вражеские войска и изгнали их из пределов империи.

Андрей был для воинов непререкаемым авторитетом, и слова его звучали настолько убедительно, что воины тоже исповедовали веру во Христа. В Сирии их встречали как победителей. Их ожидала немеркнущая слава, но тут, как всегда в таких случаях, когда какому-то человеку уделяется слишком много внимания, у Андрея появилось много завистников.

Сразу пошли доносы Антиоху о том, что Андрей со своими воинами увлекся христианством, которое правитель не только не одобрял, но жестоко преследовал. И тогда Антиох, вместо того чтобы справедливо наградить победителей, призвал их к себе на суд. Андрея стали допрашивать, и все это подтвердилось.

Сжигаемый гневом, Антиох назвал Андрею имена знатных христиан, которые были им жестоко замучены, но Андрея это не только не испугало, а, наоборот, вдохновило. Он сказал, что пример тех христиан, которых назвал Антиох, его только вдохновил.

Тогда Андрея и его воинов, тоже исповедовавших веру во Христа, подвергли страшным мучениям, но они были мужественны и непреклонны. Антиох стал сомневаться, следует ли предавать казни доблестного военачальника, тем самым рискуя вызвать мятеж в войске и восстание народа, и спросил об этом у императора. Максимиан ответил, чтобы он втайне при помощи хитрости избавился от Андрея и не позволил проникнуть христианству в армию. Тогда Антиох освободил Андрея и его воинов и якобы позволил им идти, куда они хотят.

Андрей еще больше утвердился в христианстве и вместе со своими воинами принял святое крещение. Когда Антиох увидел, что оказавшийся на свободе Андрей стал распространять веру среди других, он направил свой отряд туда, где находился Андрей с воинами, приказав как можно быстрее предать их смерти, если они окажут хоть какое-то сопротивление.

Отряд Антиоха нашел Андрея и его воинов и убил их. Не оказав никакого сопротивления, они погибли как настоящие христиане, за имя Христово. Поэтому 1 сентября Церковь вспоминает Андрея Стратилата и его дружину.  

Первого сентября еще один воинский праздник – в честь Донской иконы Божией Матери, и если раньше мы говорили о Византийской империи, то это уже наш, отечественный праздник.

В Москве есть Донской монастырь, а в Третьяковской галерее хранится чудотворная Донская икона Божией Матери, которая когда-то была в этом монастыре. На протяжении многих лет в день Донской иконы Божией Матери эту святыню привозят из Третьяковской галереи в Донской монастырь на богослужение, а затем она возвращается в галерею.

В XIV веке казаки донского войска принесли эту икону на Куликово поле в войско Дмитрия Ивановича Донского, и когда произошло это известное сражение, чудотворная икона была в войске, и от нее происходили дивные знамения и чудеса, укреплявшие русских воинов. В память победы русского войска на берегах Дона икона получила название Донской иконы Божией Матери.

В благодарность Пресвятой Богородице за Ее милость, явленную через Донскую икону при отражении набега татар на Москву, при Феодоре Ивановиче, сыне Ивана Грозного, в Москве был основан Донской монастырь, в котором и была поставлена чудотворная икона.

Донская икона Божией Матери является святыней нашего государства, напоминающей нам о воинских подвигах наших далеких предков и о помощи Царицы Небесной в их противостоянии с врагами.

– Владыка, у нас еще есть вопросы телезрителей.

«Почему животные умирают, если запретный плод ели только люди?»

– Дело в том, что человек – это венец творения, а мы знаем, что когда повреждается голова, все остальное перестает функционировать. В жизни человека так и бывает: если у него плохо с головой, то не в порядке и ноги, и руки, и все остальное.

Так же и здесь. Человек – глава творения, через него в мир проникло тление, и как погибель пришла через человека, так и спасение возвращается в этот мир через человека. А поскольку самому человеку выполнить такую миссию было не под силу, произошло воплощение Бога, когда Бог стал Человеком. Святитель Афанасий Великий говорит, что Бог пришел на землю и стал Человеком, чтобы человека соделать богом.

Мы знаем, что во многих людях, которые еще здесь, на земле, во плоти обретали благодать Божию, звери прозревали изначальный Богом зданный образ Божий и благодать Божию, пребывающую в них, поэтому не вредили им и были им послушны.

А ведь иногда, к сожалению, мы слышим, что даже самые опытные дрессировщики подвергаются нападениям зверей, если они хоть немного нарушают какие-то правила взаимодействия со зверями.

Мы помним, что многие святые кормили диких зверей, что эти звери жили рядом с ними. Я как-то видел в лавке книгу для детей «Святые и звери», в которой рассказывается о преподобном Герасиме Иорданском, о его особых взаимоотношениях со львом, который не только жил рядом с ним, но и выполнял какие-то его послушания.

То есть преподобный Герасим имел дерзновение давать льву какие-то поручения, как обычно люди делают это по отношению к домашним животным, и лев все послушно выполнял. Мы знаем о подобных эпизодах в житиях преподобного Серафима Саровского, преподобного Сергия Радонежского, других святых.

– «Владыка, в одной из молитв есть такие слова: в книзе же Твоей и еще несодеянная написана Тебе суть. То есть у Бога написано то, что я еще не сделал, а Вы говорили, что нет никакой судьбы и мы свободны в своем выборе».

– В этой книге эти слова есть не потому, что их Бог написал и что хоть ты не хочешь этого делать, но сделаешь, а потому, что Господь Всеведущ и для Него нет времени. Господь видит то, что будет завтра, послезавтра, через тысячу лет, словно это происходит сегодня,  поэтому Он, конечно же, все это знает. Но Господь многое отдал на волю человека, который может что-то изменить в этой жизни.

Например, когда Ниневия дошла до предела нечестия и должна была разрушиться (и об этом написано в этой Божественной книге), Господь все же дал ей шанс, послав туда пророка Иону, который три дня там ходил и проповедовал, что Ниневия будет разрушена.

И вопреки этому Божественному определению Ниневия не была разрушена, потому что люди изменились. Меняющийся человек уже не подвергается какому-то прещению со стороны Божественной воли, а, наоборот, оказывается в числе возлюбленных чад Господа. Поэтому всё в наших руках, и не потому, что мы захватили у Бога какую-то власть, но это Господь дал нам такую силу и такую власть.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 05 мая: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать