Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом

28 сентября 2023 г.

– Владыка, мы продолжаем цикл программ, в которых немного приоткрываем тайны Священного Писания. Конечно, приоткрываете их Вы, потому что у меня для этого не хватает знаний.  

– С большой радостью продолжим, хотя должен отметить, что знаний для того, чтобы приоткрыть тайны Священного Писания, не хватит ни у Вас, ни у меня, ни у кого-либо на земле, потому что это неизмеримая глубина, бездна Божественной премудрости. И даже если бы все самые светлые умы и проникновенные богословы изучали глубину премудрости Божией, заключенной в Священном Писании, она все равно осталась бы неизмеримой.

Однажды юный ученик древнегреческого философа Анаксимена спросил его, почему с каждым годом он все больше сомневается в том, о чем раньше говорил безо всяких сомнений. Анаксимен в раздумье начертил на песке два круга – один маленький, а другой большой, и сказал: «Маленький круг – это мои знания в юности. Большой круг – это то, что я знаю и понимаю сегодня. Все, что вне круга знаний, это незнание. С годами круг моих знаний увеличивается, и чем большим он становится, тем больше он соприкасается с незнанием, и это порождает все больше сомнений и вопросов».

Так и Священное Писание. Иоанн Златоуст говорит, что мы постигаем Священное Писание тогда, когда начинаем часто и благоговейно его читать, подобно тому, как все больший аромат издают ароматические вещества, когда человек начинает более интенсивно растирать их руками.

Однако до конца ощутить глубину всех ароматов Священного Писания, благоухание слова Божия, конечно, не дано никому. Но в какой-то степени люди это делали, делают и будут делать до скончания века, причем Священное Писание тоже дает на это указание: исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.

– Тридцати минут нашей программы не хватит на то, чтобы разобрать хотя бы какую-то мелкую частицу, хотя бы атом Священного Писания, но мы все равно будем пытаться это делать.

Признаюсь, один момент из Священного Писания заставил меня задуматься. С одной стороны, Господь сказал, что ни одна буква из Ветхого Завета никуда не денется, не пропадет, в том числе и повеление древнего закона: глаз за глаз и зуб за зуб. Но в то же время Господь говорит: заповедь новую даю вам: да любите друг друга.

Где же та золотая середина, которой мы должны руководствоваться? Или все же мы должны руководствоваться новой заповедью?

– Скажите, когда ребенок становится юношей, ликвидируется ли его детство? Иногда то, что мы получаем в детстве, имеет значение и питает нас и интеллектуально, и духовно, и материально даже в зрелые годы. Образование, которое человек получает в школьные, а потом и в студенческие годы, позволяет ему реализовать себя на определенном поприще, в каком-то виде деятельности.

Мы испытываем некие недоумения, читая Священное Писание, но такую же ошибку совершают многие наши современники в отношении нашей истории. Например, Петр I пытался отменить историю Древней Руси, считая ее не совсем полноценной и держа курс на Запад.

Пришли большевики, и они пытались отменить царскую Россию как какую-то тюрьму народов, как тиранию, не имеющую права на существование, которую нужно разрушить до основания и построить что-то новое. Потом распался Советский Союз, и стали активно отменять все советское, особенно во время правления Бориса Николаевича Ельцина. Все это очень характерно для недальновидного человеческого разума.

Что касается Божьего закона, здесь все то же самое, ведь когда-то нужно было подготовить человечество к встрече со Христом. Апостол Павел даже дает Ветхому Завету название «детоводитель ко Христу».

Когда рождается ребенок, считается, что ему лучше питаться молоком матери. Если же вдруг молока нет, есть специально разработанные молочные смеси для детей. А Вы питаетесь сейчас какими-нибудь детскими смесями, купленными в магазине? Вряд ли, потому что взрослому человеку надлежит питаться другой, более твердой пищей для взрослых.

Ветхий Завет в Священном Писании называется еще тенью грядущих благ. Важна ли вообще тень? Да, потому что это как бы некое предначертание, некий проект будущего здания, но не само здание. Когда появляется солнце, тень исчезает, но она уже выполнила свою миссию.

Иисус Христос говорит: не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. А что значит – исполнить? Некоторые неправильно понимают это выражение и считают, что Господь пришел исполнить закон, то есть выполнить какие-то внешние предписания. Сказано же: глаз за глаз и зуб за зуб. Так что, Христос должен всем, кто причинил Ему какие-то неприятности, воздавать ответные неприятности? Нет, дело здесь совсем не в том.

Ради чего же были все эти ветхозаветные постановления, как они готовили человека ко встрече со Христом? Господь и исполняет то, ради чего эти заповеди давались. То есть Он пришел наделить человечество благодатными дарами и пострадал ради его спасения здесь, на земле, на Голгофе. Поэтому в этом отношении Ветхий Завет и Новый Завет как раз вполне гармоничны.

Внешние предписания, характерные для ветхозаветного человека, стали уже неуместными для повзрослевших людей христианской эпохи, поэтому на Апостольском соборе апостолы приняли постановление о том, что христианам, которые приходят в Церковь Христову из язычников, необязательно соблюдать все предписания Ветхого Завета. Достаточно хранить себя от идолослужения, блуда, крови. Поэтому смысл исполнения Ветхого Завета заключается в явлении нового закона. Солнце взошло – тень исчезла.

– Давайте внесем ясность в еще одну евангельскую историю, пожалуй, в самый драматический ее момент. В одном из Евангелий мы читаем, что когда Господа нашего Иисуса Христа распяли, по сторонам от Него были два разбойника, и оба они злословили Христа. В другом же Евангелии, от другого апостола, читаем, что Христа злословит только один разбойник, а другой, наоборот, оказался настолько благоразумным, что первым вместе с Господом вошел в рай. На Ваш взгляд, откуда взялось это противоречие?

– Такое впечатление, о котором Вы говорите, может сложиться лишь при очень беглом, невнимательном чтении Евангелия. На самом деле в Евангелиях этого нет. В одном Евангелии разбойники действительно упоминаются, но вскользь, и там говорится, что когда Христос был пригвожден ко Кресту, хулили Его все, и разбойники не были исключением.

Когда колкости, дерзости, издевательства в адрес Христа произносились какими-то почтенными гражданами, знатью – это было одно. Но когда в Его адрес сыпались ругательства убийц, преступников, Господь и тут проявлял Свое крайнее смирение. По любви к человеку, ради спасения человека Он снизошел к его немощи, и на этом акцентируют внимание Евангелия. Подробности же о том, что происходило с разбойниками на Голгофе, описаны в основном евангелистом Лукой.

Чем же важно и интересно свидетельство Евангелий? Когда случается какое-то событие, люди, желающие подробно узнать, что же там совершилось, спрашивают разных свидетелей, очевидцев произошедшего, и один рассказывает одно, другой – другое, а третий – третье.

Это вовсе не значит, что все они противоречат друг другу, просто каждый увидел и заострил свое внимание на чем-то таком, на что другой внимания не обратил, посчитав это не столь важным или решив, что в данном контексте нужно обратить внимание на что-то другое.

Например, Иоанн Богослов подробно описывает то, что коснулось лично его, как Господь, увидев стоящего у Креста Своего ученика и Матерь, сказал Матери: Жено! се, сын Твой, – а ученику сказал: се, Матерь твоя! Другие евангелисты не описывают этого, и не потому, что этого не было, а потому, что для них более важным было что-то другое.

Это же касается и упоминания о разбойниках. Апостол Лука подробно описывает события, связанные с разбойниками. Сначала оба разбойника поносят Христа, в том числе и тот, которого мы называем благоразумным, потому что он не сразу стал благоразумным. Если бы он стал благоразумным заблаговременно, он не оказался бы распятым на кресте.

Этот разбойник совершал такие же преступления, как и другой разбойник, видимо, и грабежи, и убийства, потому что на распятие на кресте не осуждали тех, кто просто что-то украл, а осуждали совершивших страшные преступления. Чего же можно было ожидать от этих людей? Конечно же, отчаяния, злобы, ненависти ко всем и вся. А рядом оказался невинный Господь, на Которого тоже обрушилась эта злоба.

Но великая сила – покаяние. В чем особая тайна благоразумного разбойника, которого на протяжении двух тысячелетий ставят в пример всем нам и будут ставить будущим поколениям верующих людей как образ некого покаяния, когда он вдруг увидел, где правда, а где ложь?

Казалось бы, с житейской точки зрения, с точки зрения человеческой логики что он может исправить? Может ли он вернуть тем людям, у которых что-то украл, все украденное? Может ли он вернуть к жизни тех, кого убил? С человеческой точки зрения нет ему прощения, и с креста его так никто и не снял.

Но этот разбойник вдруг понял, что вся его жизнь была глубоким заблуждением, что он жил во тьме, а правда – вот она, рядом с ним. И эта правда – Господь, Спаситель мира. И вдруг, пересмотрев всю свою жизнь, без каких-то внешних подвигов он внутренне изменился, и Господь это увидел и сказал ему: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.

Для такой перемены иногда не требуются ни столетия, ни десятилетия, ни годы, ни даже дни. Достаточно какого-то одного момента. Другое дело, что покаяние всегда должно быть деятельным, и если Господь дает еще время жизни такому человеку, то он должен делами показать, что его изменение реально, а не мимолетно, не случайно, что его покаяние истинное.

Но если человек, принеся покаяние, сразу уходит в вечность, Господь, конечно же, принимает его покаяние. Поэтому во всех этих событиях как раз присутствует полная гармония, абсолютная внутренняя духовная логика.

– Владыка, давайте перейдем ко второй части нашей программы. Тема ее звучит оптимистично: «Память Веры, Надежды, Любови и матери их Софии». Церковь скоро будет праздновать этот праздник. Но когда я впервые услышал эту историю, честно говоря, был повергнут в некий ужас, потому что то, что испытала София, видя, как издевались над ее детьми, конечно, сложно себе представить. Давайте поговорим об этих святых.

– Конечно, мужество Софии и ее юных дочерей всегда поражало всех, кто читал их житие. На Руси имена этих святых особенно любимы, и родители очень часто дают своим дочерям имена высших христианских добродетелей – веры, надежды и любви.

Учитель духовной жизни Иоанн Лествичник, оставивший последующим поколениям верующих православных людей бессмертную книгу «Лествица», которая является учебником духовной жизни, представляет духовную жизнь человека в виде лестницы, каждая ступенька которой соответствует определенному уровню его духовного развития.

И вот вершина этой лестницы – это вера, надежда и любовь, а следующая ступенька – это уже вхождение человека в живое общение с Богом. Эта лестница приводит человека к Богу, а преддверие богообщения – союз трех этих добродетелей.

Кстати, об этом есть свидетельство в Священном Писании. Апостол Павел в своем Первом послании к Коринфянам пишет о союзе трех этих добродетелей: а теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.  

София воспитывала своих детей одна, без мужа, потому что она овдовела во времена правления жестокого императора Адриана. Это было в первую половину II века, когда язычество в Римской империи было еще крепко, а христианство только распространялось. Римские власти видели в христианстве некую угрозу для себя, и поэтому императоры периодически воздвигали гонения на последователей веры Христовой.

И вот при императоре Адриане вспыхнуло одно из таких гонений. София была итальянкой, жила она в Риме вместе со своими дочерьми, и, будучи ревностной православной христианкой, конечно, не могла не обратить на себя внимание римских властей.

София была глубоко убежденной в правоте своей веры женщиной, зрелой во всех отношениях, и, наверное, власти не видели никакого смысла переубеждать ее, поэтому всю свою силу и коварство они обратили на ее юных дочерей. Они пытались отвратить их от веры Христовой и уговорами, и угрозами, а потом и физическими пытками, причем делали это на глазах их матери, рассчитывая на то, что мать, сострадая мучениям своих дочерей, наконец дрогнет и постарается убедить их стать предателями Христа, своей веры и ценой предательства сохранить себе жизнь.

Один близкий нам человек, прошедший через сталинские лагеря, чувствуя, что его должны расстрелять, в предсмертном письме своим родственникам написал: «Жизнь человека конечна здесь, на земле. Рано или поздно каждый человек умрет. Кто-то умирает в младенчестве, кто-то в зрелые годы, кто-то достигает глубокой старости, а бывает, что кто-то переступает и столетний рубеж, но все равно приходит тот день, когда человек умирает. Все мы умрем, но умрем по-разному. Мы можем уйти из этого мира подлыми, низкими, мерзкими людьми, совершая какие-то злые поступки либо всех ненавидя, никого не любя, будучи для всех обузой, либо мы уйдем примиренными с Богом, с чистой совестью, сохранив верность и духовное благородство. По человеческому естеству иногда нам кажется, что можно решить какую-то сиюминутную проблему ценой предательства, совершения какого-то греха. Мы думаем, что, однажды совершив предательство, мы сможем избегнуть каких-то неприятностей. Мы убеждаем себя, что мы вообще-то не такие и потом-то мы все исправим. Но человек, ступивший на путь измены и предательства один раз, попав в силки дьявола, а иногда и лукавых людей, становится предателем и второй, и третий, и пятый, и десятый раз. Он перестает быть Человеком с большой буквы, и начинается процесс его деградации. И когда земная жизнь его заканчивается, он уходит из этой жизни человеком недостойным, подлым. Но верующий человек знает, что земная жизнь дается для достойной подготовки себя к вечности, которая наступит вслед за смертью».

В наше время родители иногда забывают об этой простой вещи, и, воспитывая своих детей, они пытаются обеспечить их всеми земными благами – хорошим образованием, собственным жильем, комфортной работой, стремятся к тому, чтобы дети имели дорогие гаджеты, а сверстники не упрекали их за то, что они не очень продвинутые. То есть родители заботятся о земном комфорте своих детей, но не заботятся об их духовном богатстве.

А ведь все земное останется на земле. Если родители не привили детям добродетели, если они не передали им огонь веры, то оказывается, что дети уходят в вечность ни с чем. Я прихожу в ужас, представляя себе на минуту Суд Божий, на который приходят дети, не наученные ни вере, ни благочестию, вместе со своими родителями. И родители услышат тогда осуждение не от Бога, а от своих детей. Дети скажут им: «Вы – наши убийцы, потому что вы погубили наши души. Из-за вас мы идем в вечную муку».

Так вот, София хорошо понимала, что лучше претерпеть на земле до конца и уйти из этого мира верными христианами, а не предателями или подлецами. Да, детей ее замучили до смерти, но еще большей пыткой было их мучение для самой Софии. София предала погребению своих детей и не покидала их могилу, пока сама здесь же не скончалась. И хотя Софию физически не мучили, она тоже почитается Церковью в лике святых мучениц. 30 сентября – день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, которым молятся о том, чтобы своими молитвами они и нам дали огонь веры, преданность Богу, чтобы они помогли нам не стать изменниками Божественных заповедей здесь, на земле.

– У нас еще есть вопросы телезрителей.

«Есть ли профессии, на которые Церковь не дает благословения? И есть ли какой-то официальный список таких профессий?»

– Дело совсем не в списке. Невозможно все подвергнуть регламентации. Для нас есть заповеди Божии, и если какая-то профессия соответствует этим заповедям, то она благословлена Богом. Если же она не отвечает заповедям Божиим, то она, конечно же, греховна.

К примеру, врачи лечат человеческие недуги, облегчают страдания людей, и это достойно высшей похвалы. Но если врач, например, делает эвтаназию или аборт, то он убийца, а не врач. Поэтому здесь дело не в списке, а в следовании заповедям Божиим.

– «Курение вредно только с точки зрения здоровья человека или этому есть какие-то духовные причины? Разве плохо, например, выкурить трубку мира?»

– Во-первых, для того чтобы был мир, нужна совсем не трубка. Это тема отдельного продолжительного разговора – что приносит мир и душе человека, и нашему обществу. А еще мы знаем, что так называемая трубка мира – это языческий ритуал, поэтому тот, кто курит, осознанно или неосознанно приобщается в какой-то степени не просто к чисто физиологическому процессу, вдыхая в себя определенные вещества, но и к подобного рода языческим процессам.

Поэтому некоторые святые, в том числе и русские, иногда уподобляли курение воскурению фимиама идолам или даже каждению бесам. Кроме того, курение – это греховная страстная привязанность. Поэтому курить не стоит, и не только по причинам физиологического порядка, хотя уже в этом тоже есть грех, а потому, что если человек наносит вред своему здоровью, которое дал ему Господь, то он согрешает.

Курение греховно еще и потому, что человек уже не господствует над этой страстью, а, наоборот, страсть начинает господствовать над ним. Поэтому тому, кто этим злоупотребляет, нужно бросать курить и для укрепления здоровья, и с духовной точки зрения.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 05 мая: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать