Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом

27 июля 2023 г.

– Владыка, мы находимся в преддверии большого праздника – Дня Крещения Руси. Русский писатель Николай Лесков сказал: «Русь была крещена, но не была просвещена». Вот об этом и хотелось бы поговорить. Как Вы считаете, это выражение имеет право на жизнь?

– Я думаю, что слово «просвещена» в данном контексте не самое подходящее, ведь что значит «быть просвещенным»? Когда мы говорим о чьем-то просвещении, мы часто имеем в виду какой-то объем знаний, который человек либо усвоил, либо не усвоил. А здесь речь идет, скорее всего, о воцерковлении, и степень воцерковления каждого человека может быть разной.

Конечно же, процесс воцерковления не может быть каким-то одномоментным, одноразовым, он всегда растянут во времени, и каждый усваивает свою меру из того, что ему преподается. Понятно, что с момента Крещения Руси процесс воцерковления нашего народа, приобщения его к богооткровенной истине православия не завершился, он активно продолжается.

Начало духовного просвещения нашего народа и его воцерковления началось задолго до 988 года. Мы знаем, что на территории, которая является частью нашей страны, православные христианские епархии и приходы стали появляться еще во времена святых апостолов.

Так, ученик апостола Петра священномученик Климент, епископ Римский, за проповедь христианства в Риме был отправлен в ссылку в самую удаленную окраину Римской империи, а такой на то время было Черноморское побережье Крыма. Святой Климент Римский, приговоренный к каторжным работам в крымских каменоломнях, стал основателем христианской общины; таким образом, христианство на нашей земле появилось еще во времена святых апостолов.

– Я еще слышал об апостоле Андрее.

– Да. Известна история о том, как апостол Андрей, путешествуя по дороге «из варяг в греки», делал остановки и в Киеве, и в Новгороде, и на месте, где сейчас расположен Валаамский Спасо-Преображенский монастырь, благословлял эти земли, обращался с проповедью к местным жителям.

Достоверных исторических свидетельств о том, какое влияние на местных жителей оказала проповедь апостолов, и о существовании в то время в северных регионах епархий нет; очевидно, епархий и не было, а вот на юге епархии тогда появились. Мы знаем, что уже в IV веке к лику святых причислен целый ряд херсонесских епископов, возглавлявших Церковь.

Во времена князя Игоря, еще за сто с лишним лет до Крещения Руси, был заключен договор с Византией, и Русь крещеная приходила к присяге в соборном храме Илии Пророка в Киеве, а Русь некрещеная – в языческом капище Перуна, языческого бога. Если под договором князя Владимира к присяге приводилась элита Русского государства в двух местах, то это говорит о том, что уже тогда среди подданных князя Игоря были далеко не единичные, исключительные случаи исповедания христианской веры.

Мы знаем, что княгиня Ольга продолжила дело благовестия и просвещения светом Христовым русского народа проповедью Евангелия, строительством храмов, и, по сути, при князе Владимире этот подготовительный процесс, своего рода катехизация русского народа, завершился совершением таинства Крещения. Но с крещения все только началось. Господь посеял семена благодатной жизни в сердца наших людей, и начался процесс их воцерковления.

– Я учился в советской школе, и понятно, что учителя, возможно, были членами Коммунистической партии, и это многое объясняет. Так вот, нам рассказывали, что процесс крещения выглядел следующим образом: вооруженная конница чуть ли не насильно загоняла людей в реку Днепр, и тот, кто в нее входил, считался крещеным. Это на самом деле было так?

– К сожалению, пропагандистские клише уже тогда присутствовали, но история всегда опирается на какие-то факты, достоверные свидетельства. Так вот, никаких особых достоверных свидетельств об этом я не знаю. Единичные случаи перегибов были, но то, что такая позиция была у князя Владимира и у тех, кто решил просветить Русь, не имеет никакого подтверждения.

Более того, мы знаем, что святой князь Владимир и люди, продолжившие дело духовного просвещения русского народа, прилагали к этому немало усилий. Именно после Крещения Руси появились первые библиотеки сначала в Киеве при Софийском храме, а затем при монастырях. Повсеместно стали строиться храмы, открываться святые обители, при обителях открывались духовные училища, создавались библиотеки.

То есть наряду с просвещением и распространением грамотности, образования в русском народе одновременно распространялось и Божественное слово. Хоть и имели место отдельные случаи злоупотребления властью и мы даже знаем выражение, что Добрыня Новгород крестил огнем и мечом, но это не значит, что Новгород принял Крещение под каким-то силовым нажимом. Этот процесс был естественным, Русская земля уже созрела для этого, поэтому никого не нужно было силой куда-то тащить.

Если за сто лет до Крещения Руси половина дружины князя Игоря уже была крещена, то, конечно же, это не могло не затронуть и простой народ, и семена веры Христовой продолжали распространяться. Когда же это стала поддерживать и верховная власть в лице великого князя, этот процесс пошел быстрее и достиг своих результатов.

После Крещения Руси на территории нашей страны появилось много епархий, в каждой епархии был епископ, священники, и они, конечно же, не сидели сложа руки, а несли народу слово Божие. Стали появляться монастыри, которые были не только местом молитвы и духовного просвещения, но становились духовными, просветительскими, образовательными центрами.

Из древних русских летописей мы знаем, что именно из монастырей вышли первые врачи, например Агапит Печерский, врач безмездный, первые историки – Нестор Печерский, первые художники-иконописцы – Алипий Печерский. Монастыри становились центрами миссионерской работы.

Когда в какой-то местности появлялся монастырь либо отдельно живущий монах-подвижник, местные жители, первоначально исповедовавшие язычество, сначала  относились к таким носителям новой для них веры не всегда доброжелательно, иногда они даже проявляли некую агрессивность по отношению к ним, но, видя высоту их жизни, их подвиги, внимая их словам, они постепенно изменялись, и менялась ситуация в этой местности.

Процесс воцерковления русского народа шел очень активно во все оставшиеся годы Х века, в XI и XII веках. Русь, продвигаясь все дальше и дальше на Восток, расширяя пределы своего влияния, несла туда и свет Христов. По сути, этот процесс продолжался до начала ХХ века, и я бы даже сказал, что он продолжался и в наше постсоветское время.

Мне пришлось начинать служение в качестве епископа в крайних северо-восточных областях нашей страны, где Чукотский автономный округ, Магаданская область. Это были малозаселенные районы, которые до революции не были в должной степени просвещены христианством.

Заселение этого региона началось в сталинскую эпоху, когда люди были вынуждены отправляться туда, будучи сосланными на Колыму. Там они и оставались, и район оказался заселенным, но невоцерковленным, поэтому многое приходилось начинать с нуля. Процесс воцерковления в какой-то степени продолжился и в наше время.

– Думаю, у нас изначально возникла тема о том, что Русь была крещена, но не была просвещена, отчасти еще и потому, что как только начинается пост, СМИ и даже многие люди начинают интересоваться, что можно есть, а чего нельзя. Они не спрашивают, как нужно молиться, что нужно соблюдать, а спрашивают, что можно есть. Может быть, здесь все дело в каком-то невежестве?

– Когда мы говорим о невежестве, это означает, что человек чего-то еще не узнал, о чем-то не услышал. Я думаю, что вопрос здесь не в этом. Здесь вопрос в глубине веры, благочестия, потому что человек может все знать, но ничего не соблюдать.

Апостол Павел в своем Первом послании к Коринфянам пишет: я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах. То есть апостол Павел, который отличался горячностью веры и был образованнейшим для своего времени человеком, когда нес слово Божие людям, понимал, что степень их воцерковления зависит не только от того, что он, талантливый катехизатор, проповедник, сообщает, но и от способности людей усваивать это.

Многие усваивают какую-то детскую пищу – азы православной веры, но не каждый достигает, говоря языком Священного Писания, возраста мужа совершенного, когда он уже становится способным усваивать более существенную духовную пищу. Поэтому уровень воцерковленности людей во все эпохи был разным.

И в наше время есть молитвенники, яркие носители православного духа, есть люди, уступающие им, и есть младенцы по вере. Господь принимает всех, но каждый из нас должен стремиться к большему, и Церковь идет навстречу всем желающим получить более твердую пищу.

Сейчас при всех храмах действуют воскресные школы для детей, при многих приходах – воскресные школы для взрослых. В настоящее время обязательны катехизические беседы перед крещением, когда с родителями, крестными либо с самими крещаемыми (если они достигли совершеннолетия) проводятся духовные беседы. Но, еще раз скажу, не стоит полагать, что если человек перед крещением получит какой-то объем знаний, то это как-то существенно изменит ситуацию, потому что процесс воцерковления более серьезный и глубокий.

– Во второй части нашей программы я предлагаю поговорить о светильнике православной веры, о котором, думаю, хорошо знают многие телезрители. Первого августа Русская Православная Церковь празднует обретение мощей преподобного Серафима Саровского.

– Обретение мощей преподобного Серафима Саровского, чудотворца, состоялось в 1903 году. Это событие превратилось в общенациональный праздник. Тысячи людей собрались в Сарове, чтобы поучаствовать в прославлении преподобного Серафима. В этом принял участие и император Николай II со всеми членами своей семьи.

Преподобный Серафим, которого тогда так чтил русский народ, и в настоящее время остается одним из самых почитаемых русских святых. Причем меня всегда поражало, что его имя хорошо известно и с благоговением почитается не только православными христианами.

Преподобный Серафим Саровский действительно великий подвижник, он почти наш современник. Жил он в XIX веке, скончался в 1833 году (кстати, в этом году круглая дата как со дня кончины, так и с обретения его мощей). Он сразу обратил на себя внимание как светильник, в нощи горящий.

Преподобный Серафим нес свой подвиг в глуши саровских лесов, и, казалось бы, эти леса должны были бы скрыть этот светильник. Но, как говорил святитель Иоанн Златоуст, куда ни спрячешь благоухающее вещество, оно не может сокрыться, обнаруживая место своего пребывания благоуханием, так не могут сокрыться и святые угодники Божии.

И потянулись люди к преподобному Серафиму в пустынь, ища у него слова назидания, поддержки, благословения. Сила молитвы, веры преподобного Серафима исцеляла болящих, утешала скорбящих, направляла по нужному пути заблудших. И после кончины преподобного Серафима не оскудела благодать его молитвы, ее ощущают все.

Каждого приходящего к нему в келью за советом преподобный Серафим встречал, как в дни Святой Пасхи, с распростертыми объятиями и приветствием: «Христос воскресе, радость моя!» И это не было каким-то наигранным клише, которое он усвоил.

В каждом человеке, даже в оступившемся, падшем грешнике, даже в тех, кто однажды избил его и сделал на всю жизнь калекой, он действительно видел образ Божий, иногда помраченный, оскверненный, но который можно расчистить, восстановить во всей его первозданной красоте. Таким было у него проявление христианской любви, стяжать которую заповедал Своим ученикам Сам Христос Спаситель.

Эта любовь всегда чувствовалась в преподобном Серафиме, не оскудела она и после его кончины. И сегодня преподобный Серафим с такой же любовью принимает в свои объятия всех, кто обращается к нему с молитвой.

Я помню события 1990–1991 годов, когда после долгих лет забвения мощи преподобного Серафима, в 30-е годы изъятые в Саровском монастыре и увезенные в неизвестном направлении и, как полагалось, уничтоженные, были чудесным образом обнаружены в запасниках одного из музеев Санкт-Петербурга.

Сотрудники этого музея не знали, что мощи преподобного Серафима хранились у них, поскольку они были кем-то надежно спрятаны в самом укромном уголке. Тогда Музей истории религии и атеизма, размещавшийся в Казанском соборе Санкт-Петербурга, должен был уехать из своих помещений, поскольку храм передавался Церкви. В запасниках музея стали наводить порядок, и были чудесно обнаружены мощи преподобного Серафима.

Так исполнилось пророчество преподобного, ведь еще при жизни он говорил, что, когда умрет, будет похоронен в Сарове, но лежать здесь не будет – он встанет, пройдет по всей России и ляжет в Дивееве. Матушкам Дивеевского монастыря он дал свечу со словами: «С этой свечой вы будете меня здесь встречать».

С тех пор прошло более ста лет, наступил 1991 год, и мощи преподобного Серафима были чудесным образом обретены. Поскольку в то время Саровский монастырь уже не существовал, а Дивеевский монастырь, основанный преподобным Серафимом, очень активно восстанавливался, было принято решение отнести мощи в этот монастырь.

Мощи преподобного Серафима с крестным ходом пронесли через многие регионы России, и сестры Дивеевской обители встречали их с горящей свечой, переданной им Серафимом Саровским, которую они все это время хранили, берегли, передавая из поколения в поколение. Кстати, некоторые сестры (одна из них схимонахиня Маргарита) помнили монастырь еще до его закрытия,

– Удивительная история. Владыка, у нас еще есть вопросы телезрителей. Сразу скажу, что многих наших телезрителей до сих пор будоражат недавно прошедшие в России события.

«Владыка, допускаете ли Вы, что во время мятежа навстречу отряду ЧВК «Вагнер», шедшему в Москву, могли выйти с иконами монахи, к примеру, Троице-Сергиевой лавры, чтобы попробовать остановить колонну? Или маловероятно, что это могло произойти?»

– Предполагать можно все что угодно. Я помню, когда начинался так называемый майдан в Киеве, там с одной стороны стоял ОМОН, спецназ, а с другой стороны агрессивно настроенные обитатели майдана. И когда намечалось их противостояние стенка на стенку, монахи Киево-Печерской лавры вышли с хоругвями, с иконами и встали между ними. Если бы те, кто был на майдане, оказались способными услышать голос Церкви, то, наверное, не произошла бы та трагедии, в которую была ввержена Украина, а через нее, не побоюсь этого сказать, и весь мир.

В случае с отрядом ЧВК «Вагнер» такое, конечно же, могло быть. Святые угодники Божии, если мы их просим, всегда встают на пути тех, кто сеет смуту, чтобы защитить нашу страну. В эти дни не было ни одного храма, где бы не молились Господу, Пресвятой Богородице, святым угодникам Божиим о том, чтобы они явили свою силу и милость нашему Отечеству. Я думаю, что, помимо тех внешних преград, которые могли бы встать на пути смуты, была бы и преграда духовная.

Вот мы рассуждаем, могли ли противостоять этим людям монахи Троице-Сергиевой лавры, а мы с вами и тот человек, который задал этот вопрос, могли ли противопоставить что-то этому? Если бы мы встали на молитву, подняли свои очи, простерли руки к небу и воскликнули: «Господи, яви Твою силу!» – это означало бы, что мы встали на защиту своей страны.

В эти дни у нас в Томске оказался ковчег с мощами великомученика Георгия Победоносца, который по благословению нашего Святейшего Патриарха совершает крестный путь по Святой Руси. Обращаясь к нашим прихожанам, к нашей пастве, я тогда сказал, что Господь дает нам шанс показать, стоит ли чего-нибудь наша молитва. Поэтому нужно было не просто собраться в храме и совершить какие-то формальные молитвы, а от души, искренне, глубоко возопить к Богу, и, конечно же, Господь услышал нашу молитву.

Когда многие испытывали некоторую растерянность, печаль, уныние, православным была свойственна твердая молитвенная уверенность. Если мы крепко держимся за Господа, то Бог с нами; и кто против нас?

– «Владыка, во время крестного хода с мощами Георгия Победоносца Вы читали, как мне показалось, не совсем обычную молитву с упоминанием президента. Это какое-то новое молитвословие?»

– Это молитвословие не новое. Молитва Георгию Победоносцу составлена не в наши дни, ее читали еще и в прежние времена. В Греции, в других православных странах, где давно нет монархий, поминается ныне действующая власть, будь она президентской, премьерской или какой-то еще.

И когда сегодня на пике всех проблем находится наш президент, почему бы о нем сугубо не помолиться? Так что молитва эта совсем не новая, я лишь включил в нее имя нашего президента, а дальше по тексту упоминается и боголюбивое воинство, и Отечество наше, и дом, в котором мы живем, который мы любим и за который молимся.

– «Будет ли польза людям, которые, участвуя в крестном ходе, обсуждают бытовые вопросы? Есть ли смысл тогда в нем участвовать?»

– Каждый раз, когда мы отправляемся в очередной крестный ход, будь он в рамках Дней славянской письменности и культуры или это крестный ход с чудотворной Богородской иконой Божией Матери «Одигитрии», который мы всегда совершаем 10 августа в Шегарском районе, какой-то другой крестный ход, я всегда обращаю внимание на то, что крестный ход – это не прогулка, это продолжение богослужения, молитва.

Если мы, например, приходим в храм и, вместо того чтобы молиться, ведем какие-то светские разговоры, то мы не только не получаем никакой пользы, но, более того, прегрешаем. Крестный ход – это продолжение молитвы, и поэтому во время крестного хода каждый человек должен молиться. Тем же людям, кто так не делает, стоит сделать выводы на будущее.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 05 мая: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать