Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом

26 октября 2023 г.

– Владыка, сегодня я предлагаю обсудить тему: «Случайности и закономерности». Думаю, каждый из наших телезрителей слышал фразу: «Все в нашей жизни происходит по Промыслу Божию». И я хочу уточнить: вообще всё?

– Да. Все, что происходит в нашей жизни, и не только в нашей жизни, но и вообще в мире, во Вселенной, в далеких галактиках, происходит по Промыслу Божию. У Гавриила Державина есть ода, которая называется «Бог», и в ней есть замечательные четверостишия, которые показывают силу величия Божия.

Державин пишет, что все движение в мире, начиная от движения мельчайших частиц на уровне атома – электронов вокруг ядра и заканчивая движением планет и целых галактик, содержится всесильным Промыслом и силой Божией. Поэтому, конечно, все в мире осуществляется исключительно по воле Божией и Промыслу Божию.

– Я слышал такую фразу, и она мне очень понравилась: «Нет в нашей жизни ничего более закономерного, чем то, что происходит с нами случайно». Каждый из нас, не привыкших жить совсем уж праведно, часто падает, грешит. И, получается, когда мы грешим, это тоже происходит по Промыслу Божию?

– А что значит – по Промыслу Божию? Каждый человек наделен от Бога свободной волей, свободным произволением. Промысл Божий, который есть над каждым человеком, всегда ставит человека в самые благоприятные для него условия, чтобы он мог реализовать свой духовный потенциал и жить по заповедям Божиим.

Если человеку для его духовного оздоровления необходимо претерпеть какие-то скорби или трудности, то Промысл Божий ведет его через эти скорби и трудности. Если же для спасения и духовного роста человека ему необходимы более мягкие и гладкие пути, Промысл Божий ведет его этими путями. Но каждый человек, оказавшись в какой-то ситуации, не лишается Богом его свободы, поэтому то, как он реализует себя в ситуации, в которую поставляет его Промысл Божий, зависит уже от самого этого человека.

Вспомним, например, евангельскую притчу о добром самарянине. Речь в ней идет о человеке, на которого напали разбойники. Они избили его, ограбили, нанесли ему тяжелые ранения, и он лежит на обочине дороги. Господь Промыслом Своим направляет мимо этого человека разных людей.

Вот идет священник. Он видит израненного, но ему нужно быстрее в храм, где его ждут, чтобы он совершил богослужение, и он думает: «По этой дороге проходит много людей, и несчастному всякий поможет. А мне некогда, я очень занятой человек», – и проходит мимо. Идет другой человек, у него свои обстоятельства, и он тоже проходит мимо. Проходили и другие люди, и никто не остановился, чтобы помочь этому несчастному.

Вот наконец идет иноплеменник – человек, которого все считали второсортным, что ли, не очень умным, не очень грамотным, не очень просвещенным, в религиозном отношении тоже не очень правильным человеком. Проходя мимо этого несчастного, он увидел, что тот нуждается в помощи, отложил все свои дела, смазал лекарством его раны и перевязал, посадил его на своего осла и довез до ближайшей гостиницы.

За свои деньги самарянин устроил этого человека в гостиницу и попросил хозяина гостиницы, чтобы за этим больным ухаживали до тех пор, пока он не вылечится, и если денег на это уйдет больше, чем он оставляет, то на обратном пути через столько-то дней он заедет в гостиницу и возместит все убытки.

А как мы ведем себя в подобных условиях? Согрешаем мы или не согрешаем, когда нас постигают трудности? Или мы вдруг впадаем в уныние и начинаем роптать, ругать и поносить всех и вся, но только не самих себя? Мы считаем, что в наших трудностях виноваты родители, которые чего-то нам не дали, школа, которая чему-то нас не научила, наше государство, которое обязано нам по гроб жизни. Но почему это государство обязано нам? Что такого мы сделали для государства, чтобы оно было в неоплатном долгу перед нами?

И, конечно, первый наш должник – это Бог. Он должен нам и то, и то, и то. Он не обсыпал нас золотом, не обеспечил какими-то другими земными благами. И вот человек, оказавшийся в трудной ситуации, испытывается, как он проявит себя в этой ситуации – как человек благородный либо как подлый, мелочный, ропщущий на все.

Промысл Божий заботится о каждом из нас, чтобы мы проявили все лучшее, что в нас есть. И когда Господь ставит человека в те или иные ситуации, тот не должен говорить: «Вот когда моя ситуация изменится, тогда я и буду хорошим». А ты будь хорошим именно в этой ситуации, и тогда у тебя начнет хорошо выстраиваться и все остальное. Промысл Божий всех направляет ко спасению, а воспользоваться этим или не воспользоваться – это уже зависит от каждого из нас.

– Есть известная книга «Опыт построения исповеди». Она написана со слов, на мой взгляд, великого старца современности отца Иоанна (Крестьянкина). В этой книге отец Иоанн советует не выводить из каждого события какой-то знак свыше. Скажите, как это воспринимать? Условно говоря, если ты идешь по улице, поскользнулся и шлепнулся в лужу, то не нужно считать, что это предопределено свыше? Или, на Ваш взгляд, речь здесь идет о чем-то другом?

– Когда мы говорим о том, что все в мире происходит по воле Божией, как бы предполагается, что здесь действуют некие духовные и физические законы, причем и те, и другие законы – Божии. Например, когда Господь творил этот мир, Он вложил в этот физический мир физические законы. Независимо от того, праведные мы или грешные, на нас действует третий закон Ньютона, закон всемирного тяготения и прочие.

Но, конечно, бывали исключительные случаи, когда Господь или некоторые святые, например Мария Египетская, ходили по воде, как по твердой суше, носимые благодатью Божией. В большинстве же случаев на нас, как правило, действует закон всемирного тяготения, и если человек видит, что впереди лед, он не должен говорить: «Если есть воля Божия, я не упаду, а если есть воля Божия на то, чтобы мне упасть, то пусть я упаду».

Если Господь установил такие законы в этом мире, зачем же Его искушать? Так дьявол искушал Христа Спасителя перед Его евангельским служением, когда говорил: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя. Но Господь ответил: написано также: не искушай Господа Бога твоего.

В Евангелии есть и такие слова Христа Спасителя к апостолам, сказанные Им уже после Его воскресения: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.

И дальше Христос Спаситель говорит, что уверовавших будут сопровождать знамения и чудеса. Например, если они возьмут в руки змей, это не повредит им. Но это вовсе не означает, что человек, который ходит в церковь, может взять где-нибудь десяток гадюк, положить их себе в карман и держать там руки. Это будет искушением Господа, и совсем не об этом сказано в Евангелии.

Если человек верующий, его хранит благодать Божия, и если для его духовной жизни действительно неполезно, чтобы он пережил какие-то трудности, например, чтобы его ужалила змея и прочее, то этого не произойдет. Но если человек будет сознательно это делать, то, конечно, это будет крайнее неразумие и искушение Промысла Божия, что греховно само по себе.

– Правильно ли я понимаю, что одна из молитв, призывающих Промысл Божий на нас, это молитва: да будет воля Твоя?

– Конечно. Это слова из молитвы Господней. Вообще молитва «Отче наш», пожалуй, самая важная, потому что Сам Иисус Христос научил этой молитве Своих учеников, когда они спросили Его, как им молиться. В этой молитве есть слова: да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. То есть мы желаем, чтобы во всем была воля Божия.

Но воля Божия заключается вовсе не в том, чтобы упасть нам на льду или не упасть, а в том, чтобы в нашей жизни, как и на небесах, все было по заповедям Божиим. Именно поэтому молитва Господня так важна для нас.

– Владыка, давайте перейдем ко второй части нашей программы: 26 октября Русская Православная Церковь отмечает память замечательной иконы, особенно почитаемой в нашем городе – Иверской иконы Божией Матери. Я знаю, что один такой святой образ появился в нашем городе благодаря Вашим трудам, еще один образ был привезен в Томск Святейшим патриархом Алексием II. Расскажите, пожалуйста, об этой иконе подробнее.

– Я думаю, что у нас в России каждый православный человек знает, слышал об Иверской иконе Божией Матери. Греки называют эту икону «Портаитисса», что означает «Вратарница», «Привратница». Иверская икона Божией Матери, находящаяся на Афоне, прославилась многими чудесами.

История этой иконы следующая. В Никее, недалеко от Константинополя, в то время, когда на царский престол взошел император-иконоборец Феофил, преследовавший христиан, почитающих святые иконы, жила одна женщина, благочестивая вдова. Тогда иконы не только выбрасывались из храмов, но отряды воинов-иконоборцев обходили дома православных, и если у кого-то они находили иконы, эти люди привлекались к ответственности, а иконы у них отбирались.

Как-то воины зашли в дом к этой благочестивой вдове и обнаружили у нее большую икону Богородицы. Но женщина смогла уговорить их оставить у нее икону до утра, обещая, что она сама унесет ее из дома. Один воин, уже уходя из дома этой вдовицы, метнул в икону свое копье, которое попало в лик Богоматери, и из лика, изображенного на доске, истекла настоящая кровь. Воины, ужасаясь, ушли, а женщина, обращаясь к изображенной на иконе Пресвятой Богородице, сказала: «Дева Мария, я больше не могу хранить Твой образ. Ты Сама его сохрани». Вместе с сыном женщина отнесла эту икону на берег моря и пустила ее по воде.

Более полутора веков, стоя на воде, плавала икона по морю, и наконец она достигла пределов Афона. Однажды насельники Иверского монастыря, основанного грузинскими монахами, увидели на море огненный столп высотой до неба, который поднимался над образом Богоматери, стоящим на воде. Иноки хотели взять икону, но чем ближе подплывала лодка, тем дальше в море уходил образ. Братия встала на молитву и усердно просила Господа даровать икону обители.

В следующую ночь Пресвятая Богородица явилась во сне старцу Гавриилу, отличавшемуся строгой подвижнической жизнью, и сказала: «Передай настоятелю и братии, что Я хочу дать им Мою икону в покров и помощь, потом войди в море и с верой иди по волнам, и все узнают о Моей любви и благоволении к вашей обители».

Наутро монахи с молебным пением отправились на берег, старец безбоязненно пошел по воде и сподобился принять чудотворную икону. Ее поставили в часовне на берегу и трое суток совершали пред ней молитвы, а потом перенесли в соборный храм. Но наутро икону в храме не обнаружили. Начали ее искать и обнаружили над монастырскими воротами. Монахи отнесли икону на прежнее место, но она вновь оказалась над вратами, и так повторялось несколько раз.

Наконец Пресвятая Богородица явилась старцу Гавриилу и сказала: «Передай братии, что Я не хочу, чтобы Меня охраняли, но Сама буду вашей Хранительницей в этой жизни и в будущей». И тогда иноки построили надвратную церковь в честь Богоматери, Хранительницы обители, в которой чудотворная икона пребывает по сей день. За более чем тысячелетний период от Иверской иконы Божией Матери совершилось огромное количество чудотворений.

В XVII веке об Иверской иконе узнали на Руси. Архимандрит Новоспасского монастыря Никон, будущий патриарх, обратился к архимандриту Иверского монастыря с просьбой прислать точный список чудотворного образа. 13 октября 1648 года икону встречали в Москве царь Алексей Михайлович, патриарх Иосиф и толпы православного народа. В честь этого события и установлен этот наш русский осенний праздник.

Царица Небесная распространяет Свой покров, Свою благодатную силу через Иверскую икону Божией Матери не только над Афоном, но и над всей Русской землей. Икона находится в центре Москвы, рядом с Красной площадью, в часовне у Воскресенских ворот.

В 1854 году в городе Томске задумались о том, почему бы не поставить добрую «Вратарницу» на страже города, чтобы она хранила и город, и его жителей. И тогда на Центральной площади, ранее называвшейся Базарной, была построена Иверская часовня по образцу московской часовни.

В эту часовню был принесен освященный список уже с московской копии иконы, и томичи сразу же почувствовали особую благодатную силу Божией Матери, которую Она являла через эту икону. До революции этот образ назывался «Томская градодержательница», то есть через эту икону Матерь Божия держала в Своих руках, как ребенка, наш город и всю Томскую землю.

К сожалению, когда в людях стало умножаться безбожие, Господь отнял у томичей этот дар. В 1934 году часовня была разрушена, а икона бесследно исчезла, и казалось, что святыня безвозвратно утеряна. Но в начале 2000-х годов по милости Божией, благодаря помощи благотворителей, выступивших с инициативой восстановления этой часовни, ее удалось восстановить, а на Афоне по нашей просьбе снова была написана копия с той древней прославленной чудотворной иконы уже для города Томска. Там эта икона была освящена, и в 2002 году ее привезли в Томск.

Святейший патриарх Алексий II, узнав, что у нас в Томске построена часовня для этой иконы, не только приехал и освятил часовню, но и привез копию еще и с московской чудотворной Иверской иконы. Обе эти иконы нашли свое место в восстановленной Иверской часовне, которая сегодня является как бы духовным сердцем города Томска и всей Томской земли.

В этом году мы празднуем 21-ю годовщину возрождения Иверской часовни, и один из благотворителей города Томска и большой почитатель Иверской иконы Божией Матери своими трудами и средствами способствовал созданию оклада на икону, привезенную Святейшим патриархом Алексием II. Этот оклад – очень красивая риза, является точной копией ризы, покрывающей образ Пресвятой Богородицы на Афоне.

Верующие православные люди не начинают ни одного важного дела, не придя прежде в Иверскую часовню, не помолившись перед этой иконой и не испросив благословения у Божией Матери. Часовня открыта каждый день, но особенно многолюдно бывает там в дни, когда мы совершаем праздник в честь Иверской иконы Божией Матери. Сегодня, 26 октября, в этой часовне тоже было многолюдно, но каждый может прийти сюда в любой день с 10 утра до 6 вечера. Двери Иверской часовни открыты для всех.

– У нас еще есть вопросы телезрителей.

«Правда ли, что люди, которые принимают великую схиму, должны спать в гробах?»

– Совсем необязательно. Некоторые подвижники, для того чтобы напоминать себе о том, что жизнь человеческая конечна и рано или поздно она закончится, держали в своих кельях гроб. Они в нем не спали, но каждый день видели его и говорили себе: «Рано или поздно ты окажешься там, поэтому не трать время зря. Используй с духовной пользой каждую минуту земной жизни». Кто-то для еще большего напоминания себе о часе смертном ложился в гроб, используя его вместо кровати.

Патриарх Александрийский Иоанн Милостивый, живший в VI веке, для напоминания себе и окружающим о часе смертном заказал гробовщику для себя гроб, только повелел не доделывать его до конца. При этом он приказал гробовщику во все торжественные праздники приходить к нему и в присутствии собравшейся на праздник городской знати громко говорить: «Святейший владыка! Гроб твой еще не совсем доделан. Прикажи завершить работу, потому что ты не знаешь, в какой день и час ты умрешь». Так святой Иоанн Милостивый имел постоянную память о смерти и всегда был к ней готов.

Мы живем в такое время, когда многие считают неприличным напоминать о последнем дне, но святые отцы говорили: «Помни последняя твоя (то есть о дне кончины) и вовек не согрешишь». Для верующих кончина – это не что-то безысходное, это не конец, не крах всего, а, наоборот, подведение итога земного этапа человеческого существования и открытие вечности.

Каким будет этот этап, во многом зависит от того, насколько мы помним об этом часе. Если мы будем помнить о дне смертном, то будем дорожить нашей земной жизнью и не будем тратить впустую бесценные, поистине драгоценные минуты и секунды нашего земного здесь пребывания.

– «Владыка, допускаете ли Вы, что все беды, которые обрушились на мир, начиная от коронавирусной инфекции и заканчивая войной, произошли потому, что у нас не осталось старцев, которые молились бы за весь мир и за нашу страну?»

– Во-первых, я не считаю, что старцев не осталось, потому что, как говорили сами старцы, старцы есть тогда, когда есть послушники. Кто такой старец? Старец – это человек, которому другой человек, желающий жить по Богу, доверяется как духовному путеводителю. Для такого послушника этот более опытный монах, или наставник, или священник, или даже мирянин является его старцем.

Если же послушников нет, если каждый желает творить свою волю, считая, что он лучше всех все знает, лучше всех может все спрогнозировать и определить, то зачем ему какие-то старцы? Мы все ропщем: «Ах, не осталось старцев!» А может быть, не осталось послушников? Для человека, который действительно несет подвиг послушания, и в наши дни старцы есть.

А несчастья, которые постигли наш мир, как мне кажется, связаны не с отсутствием старцев, а с тем, что в настоящее время человечество, особенно западная его часть, заболело такими болезнями, поражено такими язвами, что все то, что раньше считалось мерзостью и грехом, возведено в ранг нормы, а иногда и закона, и некой правды. Господь посылает некие горькие пилюли, чтобы хоть кто-то одумался, взялся за голову и скорректировал свою жизнь.

Когда же грех наконец всецело захлестнет человечество и в нем не останется какого-то здорового ядра, это будет как некая раковая опухоль. Если опухоль поражает какую-то часть организма, ее еще можно отсечь посредством операции, химиотерапии (возможно, очень болезненной и неприятной). Но если метастазы поразили весь организм, то отсекать уже нечего. Все, конец.

Это же происходит и в мире. И Господь посылает людям испытания – войны, эпидемии… Конечно, у этих испытаний есть и какие-то естественные, земные причины, но есть и причины духовные. Это горькая пилюля для всех нас. Значит, нам нужно корректировать и приводить в норму межнациональные отношения, чтобы наконец заработало в полную силу международное право, но все это вторично. Начинать же нужно с души. До тех пор, пока люди не вспомнят о заповедях Божиих, никакие усилия не принесут им пользы.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 07 марта: 12:30
  • Воскресенье, 10 марта: 05:30
  • Четверг, 14 марта: 12:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать