Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом

21 сентября 2023 г.

– Владыка, мы продолжаем цикл программ, который озаглавили: «Тайны Священного Писания». Объясню нашим телезрителям, для чего мы это делаем. Не секрет, что сейчас утверждение о том, что православие есть оплот нашей страны, на основе которого существует государство, кому-то из людей, являющихся атеистами (или, по крайней мере, считающих себя ими), это не нравится, но я воспринимаю это как факт.

Сегодня многие пытаются подвергнуть сомнению то, что сказано в Священном Писании, в частности в Евангелии. Что в Священном Писании есть какие-то неточности.

– Есть некие вещи земного порядка, которые могут быть усвоены человеческим разумом, какими-то вполне естественными средствами познания действительности. Но то, что касается веры, познается не только разумом, но и сердцем, и чтобы познать относящееся к области Божественного, помимо острого ума необходимо иметь чистое, непорочное сердце, ведь, как сказано в Священном Писании, в лукавую душу не войдет премудрость.

Тем не менее Господь не случайно дал нам разумение. Он дал его нам для того, чтобы мы вникали в Священное Писание, размышляли над ним. Причем размышлять над Священным Писанием – это заповедь Священного Писания, поэтому это святое, доброе дело.

– Давайте начнем прямо с Рождества Христова. Не так давно я наткнулся в Интернете на слова людей, которые считают, что в Евангелии много неточностей, при этом они не ссылаются ни на какие факты, ни на какие документы.

Например, они говорят: «Иисус не мог родиться в Вифлееме, потому что Его семья жила в Назарете. И если перепись и была, то она была позже. И вообще зачем нужно было куда-то ходить, если тогда перепись проводилась на местах?»

Что мы можем ответить этим злопыхателям?

– Первое, что мне хотелось бы посоветовать этим людям: ознакомиться с какими-то историческими документами, археологическими артефактами, исследованиями современных ученых, и тогда эти вопросы отпадут у них сами собой.

Эти злопыхатели сомневаются в том, что при императоре Августе была перепись населения, которая упоминается в Евангелии от Луки. Но это ставится под сомнение еще со времен зарождения и развития западноевропейской библейской критики, когда на эту тему писали свои произведения такие последователи либерального богословия, как Штраус, Ренан и другие, отрицавшие многие исторические реалии, описанные в Евангелии и Новом Завете. Потом жизнь и развитие научных познаний в этой области расставили все по своим местам.

Конечно, эти критики исходили не только из каких-то своих ни на чем не основанных убеждений, у них были некие основания отрицать эту перепись. Так, один из авторитетнейших историков того времени, почти современник событий Нового Завета Иосиф Флавий, у которого есть две известные исторические книги – «Иудейские древности» и «Иудейская война», упоминал лишь одну перепись, которая действительно была намного позже того времени, когда родился Иисус Христос.

Основываясь на этом, эти критики сделали вывод, что такой переписи не было, а значит, все, что описано в Евангелии, повисает в воздухе, являясь вымыслом. Просто Лука, якобы писавший это Евангелие, что-то перепутал и отнес эту перепись к более раннему периоду. На самом деле это совершенно не так, потому что есть огромное количество свидетельств о том, что перепись в то время была.

Был такой известный апологет, адвокат (как бы его сейчас назвали) – Иустин Философ. Он жил во II веке, то есть в эпоху, очень близкую ко времени земной жизни Иисуса Христа. Среди его трудов есть так называемая «Апология», но это не совсем то произведение, которое он писал на публику. С этой «Апологией» он обратился к римскому императору и сенату, то есть к тем людям, которые уж точно хорошо знали свою историю.

Кроме того, мы не должны забывать, что Римская империя была правовым государством, а значит, юридические, да и другие документы, ведение архивов были на очень высоком уровне. Так вот, обращаясь к императору со своей «Апологией», адвокат Иустин Философ, доказывая события, связанные с христианством, как раз ссылается на то, что в архивах есть свидетельства таких-то и таких-то переписей, есть таблицы, где все записаны, и в этих таблицах можно найти Деву Марию и Иосифа, которые прошли перепись в Вифлееме.

Иустин Философ был не единственным таким свидетелем. Это и Тертуллиан, который жил чуть позднее, но примерно в ту же эпоху, это и Евсевий Кесарийский, он хотя и жил уже в конце III – начале IV века, но был человеком, очень близким к императору.

Император очень любил Евсевия Кесарийского, называл его своим другом, и один из немногих историков Древнего мира Евсевий Кесарийский имел непосредственный доступ ко всем римским, в том числе царским архивам; ссылаясь на них, он тоже подтвердил достоверность этой переписи.

И есть свидетельство об этом самого императора Августа. Дело в том, что император Август был обожествлен еще при жизни, и в честь его в разных частях Римской империи были воздвигнуты храмы, в том числе и в городе Анкире (сейчас это Анкара, Турция). Так вот, в развалинах храма в честь императора Августа в Анкире, который в более поздние времена был обращен мусульманами в мечеть, на стенах сохранилась надпись с подробным описанием деяний кесаря Августа, и там упоминаются целых три переписи.

Мы удивляемся точности евангелиста Луки, который, описывая события Рождества Христова, уточняет, что у него речь идет о первой переписи, предполагая, что были и другие переписи. И если бы мы основывались только на свидетельстве Иосифа Флавия, то  должны были подвергнуть сомнению не только труды апостола и евангелиста Луки, обвинив его в некомпетентности, но и самого императора Августа, который, получается, не знал, сколько переписей он провел в своей империи в дни своего царствования.

Есть и много других документов, свидетельствующих о проведении первой переписи, но формат нашей передачи не позволяет нам говорить обо всем этом. А вообще тема эта очень интересная, и говорить о ней можно до бесконечности. Я бы хотел адресовать тех, кто интересуется этим вопросом, к замечательным исследованиям, которые у нас есть.

Мне кажется, очень хорошие, основательные исследования со ссылками на источники и документы принадлежат протоиерею Павлу Алфееву. У него есть работа под названием «Перепись Квириния», которая имеется и в сети Интернет, так что желающие узнать подробности могут с ней познакомиться.

– Давайте разъясним нашим телезрителям еще один момент. Люди, которых я сейчас никак не хочу характеризовать, борющиеся со Священным Писанием и пытающиеся подвергнуть его сомнению, утверждают, что тот евангельский сюжет, когда Господь изгнал из бесноватого легион бесов и позволил им войти в свиней, тоже может быть вымышленным, потому что у иудеев даже чисто теоретически не могло быть свиней, ведь им религией было запрещено употреблять свинину в пищу.

– Такие идеи могут возникать в голове человека, который не очень знаком с историей и никогда не бывал в Святой Земле. Тот, кто ориентируется на местности, четко представляет себе то место в нынешнем Израиле (а в тогдашней Иудее и Галилее), где произошло это чудо. Если мы внимательно почитаем Евангелие, там тоже есть указание на это.

Евангелисты, говоря, что проповедь Христа достигла пределов Заиорданья, этой Галилейской области, в качестве доказательства исполнения писания древних пророков приводят изречение: народ, сидящий во тьме, увидел свет великий. О земле же этой в Евангелии говорится: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая.

Дело в том, что эта область в Иудее была населена не только иудеями. Там жило огромное количество язычников, причем языческое население составляло большинство. Конечно, язычники не были связаны какими-то нормами, и они могли позволить себе разводить свиней. Поэтому здесь никакого противоречия нет, просто нужно знать реалии того времени.

– Позволю себе зачитать еще один момент, который я нашел на просторах Интернета: «Евангелисты пишут, что Иисуса схватили накануне еврейской Пасхи, судили Его иудейские первосвященники, но вершить правосудие над преступниками тогда имели право только римские наместники.

Затем Христос якобы все же предстал перед Понтием Пилатом в Иерусалиме, только префект не жил в этом городе, его резиденция размещалась в Кесарии на берегу моря».

Опять-таки какие-либо свидетельства, документы не приведены, просто сделано такое умозаключение.

– Что значит, что власть судить и наказывать преступников была только у Рима? Но что мы понимаем под словом «преступники»? Для первосвященников Иисус Христос был своего рода еретиком, который, с их точки зрения, искажал заповеди Моисея, пытался ниспровергнуть тот религиозный уклад, который складывался веками, хотел привнести и проповедовать что-то новое, чуждое им, в чем они видели угрозу не только для религии, но и для какой-то самобытности, что ли, общества, народа.

Первосвященники преследовали Христа, но у них не было достаточно полномочий, чтобы расправиться с Ним физически, они могли применить к Нему только свои меры. Поэтому перед тем, как Христос был взят стражниками первосвященников и заключен под стражу, а затем передан римским властям, эти люди подсылали к Иисусу Христу провокаторов, задававших Ему каверзные вопросы, ответы на которые позволили бы первосвященникам расправиться с Иисусом Христом руками государственной власти, обвинив Его в политической неблагонадежности.

Например, эти провокаторы спрашивали у Христа, позволительно ли платить налоги римскому императору, показывая Ему динарий с изображением кесаря. Но Христос на это мудро ответил: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Были и другие подобные инциденты. И когда Христос был взят и приведен к первосвященнику, лжесвидетели обвиняли Его не в каких-то государственных преступлениях против римской власти, а в делах веры, закона.

И так было не только с Иисусом Христом. Когда мы читаем книгу «Деяния святых апостолов», мы видим, что в синедрион – верховный орган власти иудеев, где шли споры, дискуссии и выносились обвинения, касающиеся веры, вызывали на допрос и апостола Павла.

Когда в эти споры пытались втянуть римских властителей, некоторые из них, как о том свидетельствует Книга апостольских деяний, говорили: «Мы не хотим вмешиваться в это дело, потому что здесь речь идет о мнениях, о религиозных взглядах, а не о каких-то государственных преступлениях».

И поэтому была предпринята попытка перевести преступление Христа из чисто религиозного, с точки зрения первосвященников, в политическое, поэтому перед Пилатом первосвященники обвиняли Его не в том, что Он искажал закон Моисеев или проповедовал какое-то новое учение, а в том, что Он якобы объявил Себя царем.

Когда Пилат, разобравшись в этом, понял, что речь здесь идет не о каком-то политическом царстве, а о духовном учении, и пытался это оспорить, толпа попыталась взять верх внешним напором, крича, что всякий, кто именует себя царем, не может быть другом кесарю, потому что он кесарю враг. А если Пилат поддерживает Иисуса Христа, то он тоже становится на сторону противника – врага кесаря.

Пилат, испугавшись того, что он может стать обвиняемым вместе с Иисусом Христом, вынес свой приговор, правда, умыв при этом руки. Это его деяние стало нарицательным, и сейчас выражение «умыть руки» означает постараться остаться в стороне.

О том же, как Пилат оказался в Иерусалиме, мы можем узнать из многих документов. Действительно, резиденция римского наместника находилась в Кесарии, об этом мы читаем и в Книге деяний святых апостолов.

Но мы видим, что даже в отношении апостола Павла очень часто назначенный римской властью для местного управления наместник, слыша обвинения в адрес апостола Павла и требования первосвященников разобраться с ним, предлагал либо рассмотреть его дело в Иерусалиме, где этот наместник какое-то время находился, либо все-таки вызывал апостола Павла из Иерусалима в Кесарию, куда он отправлялся для более продолжительного пребывания.

Из этих свидетельств мы видим, что в Иерусалиме тоже была резиденция, хоть она и не предназначалась для постоянной работы, постоянного пребывания наместников. Так что здесь свидетельства и археологической науки, и исторической, и просто знание предмета полностью снимают какие-то недоумения, которые могут возникнуть у человека, лишь поверхностно знакомого с этой темой.

– Настало время перейти ко второй части нашей программы. Предлагаю поговорить о святых праведных Иоакиме и Анне. Я думаю, всем известно, кто эти люди. Обычно этим святым молятся в том числе и о чадорождении. Расскажите о них подробнее.

– Сегодня как раз праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Поздравляю с этим великим Богородичным двунадесятым праздником всех наших телезрителей!

Святые Иоаким и Анна – родители Пресвятой Девы Марии, поэтому на второй день после празднования Рождества Пресвятой Богородицы Церковь установила чтить их как послуживших делу рождения Пресвятой Девы Марии здесь, на земле, как ставших орудиями Промысла Божия.

Мы знаем, что рождение Девы Марии было очень непростым, чудесным, ведь когда начинает действовать Бог, все человеческое отходит на второй план. Наверное, не было бы ничего удивительного в том, если бы Девочка, Которую потом избрал бы Господь, родилась от молодых, крепких, здоровых родителей. Но Господь благословил родиться Ей от тех, у кого активная, насыщенная жизнь осталась позади. Они уже достигли преклонного возраста, и по естественным причинам родить ребенка уже не могли, но вера не покидала их.

Однажды, в один из религиозных праздников, Иоаким и Анна пришли в Иерусалимский храм. В этот день в храме было многолюдно, и возникла некая давка. Люди, пришедшие в храм, наговорили много грубостей в адрес Иоакима и Анны. Они говорили: «Тут много нормальных людей, и все толкаются, еще и вы здесь. Господь не дал вам детей, значит, вы какие-то второсортные; наверное, потому, что великие грешники».

Конечно, это больно ранило сердца Иоакима и Анны. Они ушли из храма со слезами, а не с радостью и решили на время разлучиться. Иоаким, чтобы прийти в себя и помолиться Богу, решил на время удалиться в пустыню, а Анна вернулась домой и тоже пребывала в молитве. И вот тут, когда, казалось бы, их навсегда постигло крушение всех надежд иметь детей и даже хранить какое-то спокойное, комфортное пребывание в обществе, благодать Божия вдруг обильно излилась на них.

Иоакиму в пустыне явился ангел Господень и сказал, что, несмотря на преклонные годы супругов, Господь даровал им Дочь, Которая послужит делу воплощения Самого Господа. Такое же явление ангела было и Анне. Причем Церковное Предание донесло до нас интересную историю.

Когда Анна сидела на пороге своего дома, горько рыдая, она слышала щебетание птиц. Подняв глаза, она увидела гнездо, которое свили птицы в кроне дерева. В гнезде пищали птенцы, а птички прилетали и приносили им корм – жучков, мошек. Анна, увидев эту птичью идиллию, еще сильнее залилась слезами, говоря: «Господи, даже малая птица имеет утешение в своих детях, а меня Ты лишил этого утешения». И в это же время ей, как и Иоакиму, явился ангел, который принес весть о том, что она станет матерью.

Иоаким прибежал из пустыни, чтобы поделиться радостью явления ангела со своей женой, но та тоже радостно шла ему навстречу. Произошла их благодатная встреча, они заключили друг друга в объятия, и у них действительно родилась обетованная Дочь, Которую они назвали Марией.

Поскольку перед рождением Дочери Иоаким и Анна дали обет Богу посвятить Ее Господу, когда Ей исполнилось три года, они привели Ее в Иерусалимский храм, где Она под кровом храма получала некое духовное образование и воспитание. Оттуда Мария ушла в дом Иосифа Обручника, где пред Ней в свое время предстал Архангел Гавриил со словами: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Увидев смущение Марии от его слов, Архангел добавил: зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего.

И поэтому в этот день мы совершаем празднование в честь Иоакима и Анны, которые являются образцом и покровителями семейной жизни. Супруги молятся им о благополучной семейной жизни, о добром воспитании детей, а бездетные родители молятся о даровании им детей.

В одной из наших передач мы говорили о чудотворной иконе, которая находится на Афоне в скиту Святой Анны. На иконе изображена святая Анна, которая держит на своих руках еще маленькую Деву Марию. Когда я там был, я увидел под этой иконой прикрепленный ящичек, в котором было огромное количество фотографий детей, что родились у бездетных родителей после того, как они стали молиться святой праведной Анне о даровании им детей.

Помощь от святой Анны получают не только православные. Перед этой святыней висит огромная лампада, которая была пожертвована султаном Высокой Блистательной Порты. У султана были дочери, но не было сына, а нужен был наследник. Султан почти уже был в состоянии отчаяния, потому что местные врачи, знахари, теологи не могли ему помочь.

Среди его придворных оказались православные греки, которые посоветовали отправить делегацию на Афон, в скит Святой Анны. Такая делегация была снаряжена, и люди молились перед иконой святой праведной Анны о даровании султану наследника. Султану была привезена вода из колодца, который до сих пор существует в этом скиту, и после этого у него родился наследник. Благодарный султан прислал в этот скит драгоценную золотую лампаду, которая сберегается на Афоне уже несколько веков.

– У нас еще есть вопросы телезрителей.

«Сейчас очень многие деревни, особенно те, в которых раньше были леспромхозы, находятся в полузаброшенном состоянии. В них в основном живут старики, так как там совсем нет работы. Видите ли Вы в этом проблему? Может, у Вас есть идея, как возродить такие деревни? Возможно ли большим приходам организовать в них подсобные хозяйства и дать людям работу?»

– Организовать подсобные хозяйства Церкви не под силу, это не дело Церкви. Если Церковь, забросив дело благовестия слова Божия, начнет заниматься организацией колхозов, совхозов, открытием производств и прочим, то ей некогда будет заниматься другим. Каждый должен заниматься своим делом.

Я думаю, здесь нужны не потуги каких-то отдельно взятых людей. Я видел, как отдельный человек или группа людей брали на себя инициативу оживить те или иные регионы, и иногда это даже точечно получалось, но проблему нужно решать в целом. Мне кажется, здесь нужны какие-то новые подходы в государственной политике.

В последнее время есть признаки того, что над этим вопросом работают. Например, сейчас привлекают людей на работу на Дальний Восток, устанавливаются какие-то льготы для тех, кто готов работать в сельской местности, врачам, учителям выплачиваются подъемные, предоставляется жилье. Это в какой-то степени стимулирует процессы возрождения села, но, конечно, этого не совсем достаточно.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 05 мая: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать