Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом

19 октября 2023 г.

– Владыка, наша жизнь наполнена разными событиями, и сегодня я хотел бы поговорить с Вами на тему: «Риск». Есть такая пословица: «Риск – благородное дело». А с точки зрения Церкви, с Вашей точки зрения, правильно ли, что риск – это благородное дело?

– Смотря что имеется в виду под словом «риск», потому что риск риску – рознь. Если, например, человек, рискуя своим благополучием или даже жизнью, защищает своего ближнего, вступается за обижаемого ради исполнения заповедей Божиих, то, я думаю, здесь риск становится своего рода добродетелью.

Когда человек делает добро, на его пути часто встречается много преград и искушений, которые ему нужно преодолевать, проявляя жертвенность, самоотречение, и такой риск похвален и угоден Богу. Многие верующие люди на своем опыте хорошо знают, что истинно доброе дело чаще всего и сталкивается с такими искушениями. Некоторые даже говорят: если делаешь доброе дело и никаких преград не встречаешь, что-то здесь не так.

Если же человек делает доброе дело, движимый чувством гордыни, сребролюбием, какими-то другими страстями, то дьяволу нет никакого смысла бороться с этими добрыми делами, здесь он ему не препятствует. Человек своими собственными страстями сам отравляет, казалось бы, доброе дело.

Риск носит какой-то безумный характер, когда человек, подогревая свои собственные страсти, щекоча свои нервы, совершает поступки, опасные для жизни и здоровья, причем не только своего, но и других людей. В этом случае риск не только не является добродетелью, но это грех, преступление по отношению и к ближним, и к своей собственной жизни, которая есть дар Божий.

– Сейчас проходит специальная военная операция, и ни для кого не секрет, что есть такая категория людей, которые отправляются на фронт добровольцами не потому, что у них есть какой-то внутренний позыв к этому, а, например, для того, чтобы улучшить материальное положение семьи, выплатить какие-то кредиты. Скажите, есть ли смысл в этом случае рисковать своим здоровьем, своей жизнью?

– Я считаю, когда человек выполняет свой долг по отношению к Родине, главным мотиватором здесь должны быть не деньги. Но это не значит, что люди, которые выполняют эту миссию, должны быть обделены в материальном отношении, потому что даже Священное Писание говорит: трудящийся достоин пропитания. Более того, в Священном Писании сказано: не заграждай рта у вола молотящего.

Если Бог заботится даже о животном, которое трудится ради человека, тем более Он будет заботиться о человеке, выполняющем свой долг перед Родиной, защищающем ее интересы, суверенитет. Но если человеку безразлична Родина, ее судьба, если он с удовольствием встал бы в ряды предателей и дезертиров и единственный мотив, который движет им, это желание заработать быстро и много (что трудно сделать на каких-то других поприщах), то, конечно, ничего хорошего в этом нет.

Если не имеющий внутреннего стержня человек идет туда, где опасно, когда эта опасность у него перед глазами, он очень легко может сломаться, может струсить, потому что страх – естественное для человека свойство. В таких ситуациях выстаивает только тот, кто имеет более сильные мотиваторы, чем материальное обеспечение. В любом случае жизнь человека дороже денег.

В материальном обеспечении воинов нет ничего зазорного. Воины хорошо обеспечивались и в Древнем Египте, и в Древнем Риме, и в Древней Греции. Хорошо обеспечивались и средневековые рыцари, и наши русские витязи. Но, конечно, у защитников Отечества это никогда не было главным.

– Наполеон сказал: «Народ, который не желает кормить свою армию, будет кормить чужую».

– Да, конечно.

– А как Вы относитесь к экстремальным видам спорта, которых сейчас очень много? Что бы Вы посоветовали людям, которые занимаются этими видами спорта или пока только еще раздумывают, заняться ли ими?

– Я думаю, что спорт действительно полезен, и нужен, и хорош тогда, когда он поддерживает человека в хорошей форме, в должном тонусе, когда какие-то спортивные упражнения укрепляют здоровье.

Абсолютное же большинство профессиональных видов спорта, как правило, являются экстремальными, выходящими за рамки человеческих возможностей. Они не служат каким-то вполне конкретным целям оздоровления организма человека, и это, конечно, не очень хорошо.

Но, как мне кажется, отдельные экстремальные виды спорта могут быть полезными для человека не только с точки зрения его физического состояния, но и с духовной точки зрения. Бывает так, что человек одержим какими-то страстями, эти страсти влекут его к греховному образу жизни, и иногда, чтобы побороть их, ему нужно выплеснуть свою энергию, свои эмоции во что-то другое.

Я считаю, что применение себя в каких-то видах спорта, которые мы называем экстремальными, позволяет человеку остаться в рамках нравственности, морали. Но это может быть полезным далеко не для всех, а лишь для определенной категории людей, поэтому экстрим нельзя рекомендовать всем.

– Как-то в нашу программу поступил вопрос про Федора Конюхова: «Как же так? Он же священник и при этом подвергает опасности свою жизнь – величайший дар Божий». Но сам отец Феодор говорил, что когда он находится в какой-то опасности, его молитва становится наиболее яркой и горячей и, наверное, угодной Богу.

– И в древности люди подвергались опасности, когда они отправлялись не просто в какое-то путешествие, но, например, в паломничество. Мир тогда был своеобразным, и когда паломники проходили через разные страны (а паломничество чаще всего осуществлялось пешком), на них могли напасть разбойники, грабители, которые могли их ограбить или даже убить.

Но люди шли, движимые не просто желанием пощекотать себе нервы, оказаться в каких-то экстремальных условиях и ответить себе на вопросы: «Дойдем или не дойдем, выживем или не выживем», – они шли, например, разными путями ко Гробу Господню в Иерусалим, преодолевая на своем пути все преграды. И когда они приходили к этой великой святыне, они получали огромную духовную пользу.

Путешествие отца Феодора Конюхова – это такое же дело, сопряженное с молитвой и богомыслием. Часто он путешествует на водных видах транспорта, а это значит, что довольно долгое время находится посреди просторов океана как бы наедине с Богом, когда у него есть возможность пообщаться с Господом, излить перед Ним свою душу вдали от житейской суеты, от треволнений мира сего.

– Владыка, мы сейчас больше говорим с Вами о какой-то физической опасности, но есть еще и такое понятие, как финансовые риски. Вот вполне конкретный пример: человек приезжает в какой-то зарубежный город и решает поиграть в рулетку. Он ставит свои деньги, рискуя ими. Есть ли в этом грех?

– Игры на деньги и вообще всякие такие игры – это не есть хорошо, потому что деньги, как это всеми понимается, являются неким эквивалентом человеческого труда. Когда человек пытается любым способом что-то урвать, когда он играет в азартные игры, в казино в том числе, это нездоровое желание получить то, чего он не заработал, и это не иначе как страсть, и страсть греховная.

И когда человек проигрывает, а чаще всего так и бывает, потому что так уж устроены эти рулетки и игровые автоматы, что выиграть там невозможно (и даже если кто-то один выиграл, то сто других проиграли), то здесь не просто какой-то неразумный риск, но и однозначно риск греховный.

Для того чтобы что-то иметь, нужно трудиться, но ни в коем случае не играть в какие-то игры, в том числе и азартные, благодаря которым человек якобы может обогатиться. Этого быть не должно.

– Владыка, давайте перейдем ко второй части нашей программы и поговорим о человеке, который много потрудился на ниве Христовой, но особых материальных благ не снискал. 22 октября Церковь отмечает память апостола Иакова Алфеева. Расскажите подробнее об этом святом.

– В Евангелии рассказывается, как Господь, проповедуя Свое Божественное слово, однажды среди окружавших Его людей, которые разделяли Его миссионерские путешествия и большую часть времени всегда находились рядом с Ним, избрал двенадцать наиболее близких учеников и послал их на проповедь Евангелия. Среди этих двенадцати избранников Христа Спасителя и был апостол Иаков Алфеев – брат апостола и евангелиста Матфея. В числе двенадцати апостолов был еще один Иаков, – Иаков Зеведеев, брат апостола Иоанна Богослова.

Когда Господь призвал апостола Матфея, который на тот момент был мытарем, сборщиком податей, Матфей привел Христа Спасителя к себе в дом, чтобы предложить Ему угощение, и, видимо, там Спаситель и обратил внимание на брата Матфея Иакова, который тоже стал учеником Спасителя.

Иаков Алфеев везде следовал за Господом, вплоть до крестных страданий Христа, а после воскресения Христова вместе с другими апостолами он сподобился видения воскресшего Господа. В день Пятидесятницы, когда Дух Святой был ниспослан Богом на апостолов, получив этого Духа Святого, они пошли с проповедью Евангелия по всему миру.

Апостол Иаков Алфеев проповедовал сначала в Иудее, затем стал попутчиком и соработником в трудах евангельского благовестия апостола Андрея Первозванного. Вдвоем они проповедовали в сирийском городе Едесса, а потом Иаков Алфеев направил свои стопы на северо-восток Египта и там проповедовал христианство.

На Иакова Алфеева обратили внимание власти, которым не понравилась активная миссионерская деятельность апостола. Он был арестован и, как и Спаситель, приговорен к смертной казни через распятие. Он претерпел мученическую кончину за веру Христову, за проповедь Евангелия.

Казалось бы, с житейской точки зрения то, чем жил апостол Иаков, чему он посвятил свою жизнь, не сделало его счастливее, поскольку, став учеником Христовым, осужденный на мучительную смерть, он закончил свой жизненный путь, как разбойник, на кресте.

Но главное – сохранив верность и преданность Божественной истине, он ушел из этой жизни в вечность, потому что земной жизнью существование человека не ограничивается. Перед ним открылось вечное пребывание с Богом, со Христом, Которого при жизни он возлюбил всей душой и всем сердцем.

На мой взгляд, человеком с плачевной участью является тот, кто в земной жизни так и не познал Бога, пусть даже, с точки зрения стороннего человека, он уходил в вечность счастливейшим человеком. В этом отношении апостол Иаков полностью реализовал потенциал, который дал ему Господь, и, целиком его раскрыв, он стал созревшим для вечной радостной жизни с Богом.

– У нас еще есть вопросы телезрителей.

«В Божественной литургии до сих пор есть возглас: «Оглашеннии, изыдите!» Смысл его заключается в том, что все некрещеные обязаны до Святого Причастия покинуть храм. Почему их просят это сделать и зачем нужен этот возглас, если все равно никто не уходит?»

– Получается, что после этого возгласа нужно еще раз попросить людей выйти из храма, то есть сказать еще один возглас? Может быть, нужно сказать еще и пятый, и десятый возглас? Но если кто-то бестолковый один раз не услышал этого, вряд ли он услышит это и во второй, и в пятый, и в десятый раз.

Божественная литургия делится на несколько частей, и люди, которые не от случая к случаю захаживают в храм, а являются постоянными прихожанами, знают, что есть литургия оглашенных – первая часть литургии (я не беру во внимание проскомидию или приготовительную часть), и есть литургия верных.

На литургии оглашенных могут присутствовать даже те, кто еще не просвещен святым крещением. В это время читается Евангелие, отрывки из посланий святых апостолов, возносятся молитвы обо всех людях, в том числе и о тех, кто еще не сподобился крещения. Но что касается таинства Евхаристии, таинства Святого Причащения, его Господь оставил только Своим ученикам, которые, веруя, вошли в Его Церковь через дверь крещения.

Оглашенные, которые в душе уже начинают веровать в Бога, которые уже были наставлены на какие-то начатки христианской веры, но еще не приняли крещения, не должны приступать к причащению, поэтому во второй части литургии присутствовать им не следует, потому что это не имеет никакого смысла.

Другое дело, когда в храм заходит некрещеный человек, который просто проходил мимо. Церковь – это не какое-то режимное учреждение, куда имеют доступ только верные по каким-то спецпропускам, которые выдаются им после крещения. При входе в храм нет каких-то стражников, поток людей отследить невозможно, и это остается на совести каждого человека.

Если кто-то из верующих людей, кто не был крещен в детстве, но уже готовится к крещению, пришел на богослужение, то, конечно же, при возгласе: «Елицы оглашеннии, изыдите!» – они должны выйти из храма.

Помню, когда я был еще простым священником, иеромонахом и служил в Троице-Сергиевой лавре, ко мне приезжало очень много взрослых молодых людей, в основном студентов разных московских вузов. Они не только приезжали сами, но и привозили своих друзей, товарищей, и я с ними беседовал.

Многие из них были некрещеные, но со временем, преисполнившись веры, они изъявляли желание подготовиться к крещению и креститься, и я начинал их готовить. Сначала, когда они проходили первую стадию такой подготовки, я говорил им, что настало время, когда они уже могут приходить на литургию. Но они не должны быть до конца литургии. Они должны достоять до такого-то момента, а потом благоговейно покинуть храм.

Потом наступал день, когда я совершал над ними крещение. Как правило, крещение я совершал рано утром, и после крещения они приходили в церковь и впервые в жизни стояли литургию до конца и причащались Святых Христовых Таин.

Мне кажется, если человек серьезно интересуется церковной жизнью, он должен все это знать, потому что об этом издано огромное количество литературы, да и само богослужение тоже однозначно говорит нам о том, как мы должны вести себя за богослужением.

Некоторые полагают, что ектению «Оглашеннии, изыдите!» нужно убрать из литургии. Это совершенно неправильный подход, потому что, убирая какие-то ориентиры, мы на церковном уровне признаем, что теперь литургия, которая раньше была уделом верных, открыта всем ветрам…

В духовной жизни должно быть что-то сокровенное. Другое дело, если какой-то человек по незнанию или специально вторгается в область сокровенного, которая ему не должна быть еще доступна. Конечно, это не очень правильно, но не смертельно. Поэтому мне кажется, что нынешняя практика, когда есть эта ектения, и должна такой оставаться. Была она в Древней Церкви, должна остаться и сейчас.

Сейчас, как мне думается, в Русской Православной Церкви соблюдается должный порядок, когда люди перед крещением проходят двухнедельную катехизацию, наставление, если речь идет о взрослых людях.

Так вот, в рамках этих катехизических бесед батюшки должны советовать: «Вы прошли первую беседу и теперь можете прийти на литургию и постоять до определенного времени. Это будет ваша первая литургия. А через неделю вы послушаете вторую катехизическую беседу, и над вами будет совершено таинство Крещения. После этого вы сможете присутствовать на всей литургии и причаститься Святых Христовых Таин».

– «Владыка, на Ваш взгляд, почему одни иконы являются чудотворными, а другие –обычными? Понятно, что святые прославляются за свою праведную жизнь. А почему так происходит с изображениями?»

– Во-первых, святые прославляются и почитаются святыми не за праведную жизнь. Разве святость – это какая-то награда, медаль? «Вот вел ты праведную жизнь, дай-ка я награжу тебя титулом святости». Это не какое-то генеральское звание – святой угодник Божий. Святость – это свойство Бога.

Если человек соблюдает заповеди Божии, если он живет по заповедям Божиим, он все в большей и большей степени становится похожим на Бога. Бог с такими людьми делится Своей святостью, Своими свойствами. Это и есть святые люди. То есть святость – это пребывание Бога в тех людях, которые живут по Божественным заповедям.

А что касается икон, мне кажется, неправильно говорить, что какие-то иконы не являются чудотворными, потому что любая икона – это окно в иной мир, это некое связующее звено нас с тем, кто изображен на иконе, будь то Господь Иисус Христос, Пресвятая Богородица или святые угодники Божии.

Если мы с верой предстоим образу, обращаемся к Господу или к угоднику Божию, который изображен на этой иконе, то, несомненно, мы получаем от него помощь в нашей духовной жизни и в молитве. И что это, если не чудо? Другое дело, что иногда Господь через отдельные иконы проявляет какие-то особые Свои милости, являет особые дары.

А почему такое особенное излияние Божественной благодати происходит через ту или иную икону и Господь прославляет тот или иной образ какими-то чрезмерными чудесами? Причины этому всегда и везде могут быть самые разные, и не всегда они доступны человеческому разумению. Верующий народ в Церкви навык называть такие иконы чудотворными, потому что они отмечены особыми милостями Божиими.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 05 мая: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать