Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом

17 августа 2023 г.

– Владыка, нашу сегодняшнюю тему, к сожалению, радостной не назовешь, тем не менее она очень важна и актуальна в свете событий, происходящих у нас в стране и в мире, и звучит она так: «Оружие массового поражения».

Я решил предложить Вам поговорить сегодня об этом, потому что 20 августа у нас своеобразный юбилей – в этот день в 1953 году Советский Союз объявил об успешных испытаниях водородной бомбы. Правильно ли я понимаю, что в мире, в котором мы живем, страна, не имеющая оружия массового поражения, не имеет никакого веса? Или я заблуждаюсь?

– Думаю, все не так однозначно. Не хотелось бы сказать, что Вы полностью заблуждаетесь, но и говорить о том, что в этом есть какая-то правда, я бы тоже не хотел, потому что эти явления напрямую между собой не связаны.

То, что страны, имеющие ядерное оружие, до поры до времени обладали неким сдерживающим потенциалом против агрессии в их отношении, было неопровержимым фактом. Однако в настоящее время, когда у многих политиков в голове ничего нет, эти барьеры как бы начинают стираться, и оказывается, что к ядерному, или нейтронному, или водородному оружию необходимы еще достойные политики, имеющие у себя в голове серое вещество, а с этим зачастую возникают проблемы.

Например, к ядерным державам относится Франция, но, к сожалению, так называемая Старая Европа все дряхлеет и дряхлеет, и является ли Франция такой уж влиятельной державой в настоящее время? Мне кажется, что она ничуть не влиятельнее, чем та же Германия, у которой нет своего ядерного оружия, или Япония, или Корея, или какие-то другие державы. И разве менее влиятельны страны, расположенные на Аравийском полуострове, скажем, Саудовская Аравия, которая становится все более и более активной?

У каждой страны есть какой-то свой потенциал, который позволяет этой стране быть узнаваемой, выделяющейся из прочих, и благодаря этому она становится весьма влиятельной. Так что здесь одно с другим напрямую не связано, и место в мире той или иной страны определяют и многие другие факторы.

Какое-то время неким сдерживающим фактором такое оружие было, и оно позволяло сохранять военный баланс среди крупных держав мира и до поры до времени удерживало эти страны от военного столкновения с применением подобного рода страшного оружия.

– Владыка, спрошу у Вас напрямую: верите ли Вы в возможность ядерной войны? А ведь сегодня многие об этом говорят.

– Я верю в Господа Бога, а в возможность ядерной войны я, пожалуй, не верю, но такую возможность допускаю. Мы знаем, что после того, как Адам и Ева согрешили, их человеческая природа повредилась, мыслительная деятельность и духовный потенциал нарушились, и без преображения Божественной благодатью Духа Святого человек так и остался падшим.

Но Церковь всегда говорила, и я давным-давно убедился в этом, что в сердце человека в его падшем состоянии иногда рождаются планы, которые могут привести его к погибели. Например, начинает человек заниматься наукой, но не с добрыми мыслями, не для богоугождения и служения ближним, и он производит на свет каких-то монстров.

Мы помним классический роман Михаила Булгакова «Собачье сердце», в котором доктор Преображенский в качестве эксперимента пересадил некие органы алкоголика, пьяницы Клима Чугункина собаке, и вдруг эта собака превратилась в того самого отъявленного мерзавца Клима Чугункина. Размышляя об этом, доктор Преображенский говорит, что наука должна идти как бы параллельно с явлениями природы, то есть с тем, что дал нам Господь, но никак не в пику этому.

Мы знаем, что некие подобные якобы научные прорывы иногда для человечества выходили боком. В греховном мире между греховными людьми возникает противостояние, склоки, вражда, ненависть. Иногда конфликты между супругами заканчиваются тем, что жена «награждает» своего мужа сковородкой по голове. Конечно, это такой комический образ, но на самом деле падший, греховный человек даже такой мирный, казалось бы, предмет может обратить во грех, применяя его недолжным образом.

Поэтому теоретически я допускаю, что падшее человечество по своему неразумию может применить оружие, которое нанесет непоправимый ущерб всему человечеству.

– Наверняка сейчас люди, далекие от Церкви, атеисты, так называемые хейтеры скажут: «И почему же Бог допустил создание такого оружия?»

– Во-первых, почему Бог должен был этого не допустить? То есть изначально злые, греховные люди должны планировать зло, а Бог будет связывать им руки и ноги, лишая свободы? У подобных вопрошателей ответ всегда один и тот же: они предлагают уничтожить человека и вместо него создать какого-то робота, машину, запрограммированную на добро, которая и хотела бы сделать зло, а не может, потому что у нее нет такой программки.

Но ведь Бог создал свободное богоподобное существо, которое может творить волю Божию, но может и противопоставить себя воле Божией. Господь, конечно, врачует такие недуги человеческие, иногда проводя его через какие-то очистительные страдания, печали, скорби, и это приводит человека к пониманию того, что есть добро и зло, и человек, набив много шишек, наконец пытается этого избегать.

Вот детям говорят, что нельзя трогать руками крапиву, потому что ею можно обжечься, но им же хочется попробовать, на самом ли деле они обожгутся. Конечно же, потом они к этой крапиве больше уже не прикоснутся, потому что понимают, чем это чревато.

Греховность человека прорывается наружу не только в отношении ядерного оружия, но и в разных проявлениях нашей жизни. Казалось бы, люди начинают делать что-то доброе, но, если они живут без Бога, все это становится неполезным и даже вредным.

Инициатором подобного рода явлений стали страны западного мира и прежде всего Соединенные Штаты Америки. Советскому Союзу тогда пришлось срочно их догонять, чтобы не оказаться в числе отстающих стран, тем не менее мир был втянут в это.

И вообще что значит – почему Бог допустил? Следуя этой логике, Бог должен был лишить человечество всех достижений: машины, велосипеда, колеса, потому что и колесом можно на кого-то наехать. Можно предположить, что людям не нужно добывать железо, потому что предметами из железа можно кого-то зарезать.

Когда была разгадана тайна ядра, атома, конечно же, это стало огромным достижением. Я не физик и в этих нюансах не особо разбираюсь, но я понимаю, что это было большим прорывом в науке – люди стали использовать атом в мирных целях. Сейчас много говорят об экологии, хотя ядерное топливо – наиболее безопасный вид топлива, и его на нашей планете хватит не на одно столетие.

Тем не менее ядерное топливо можно использовать и во зло, и возможность этого будет уже зависеть от того, живут ли люди по Божьим законам или нет. А жить по Богу либо без Бога – здесь люди сами делают этот выбор.

Люди, вопрошающие, почему Бог такое допустил, пусть спросят себя, живут они по Богу или без Бога. У честно себе ответивших, что живут они без Бога, наверняка нет доступа к ядерной кнопке, но зато у них есть доступ к сковородке, которой они могут «наградить» друг друга по голове.

Почему же Бог не отнимает у них этой возможности? Да потому, что Он дал им свободу. Но наступит день, когда за эту свободу им нужно будет отчитаться, дать ответ, как они ею воспользовались: ко благу, стараясь приносить пользу человечеству в целом и тому человеку, с которым они соприкасались каждый день – соседу, брату, родственнику, либо они были бездушными, холодными.

Возможно, у них были какие-то достижения, например талант художника, и они написали полотно, которое побуждало человека к добру. Но они могли нарисовать нечто такое, что возбуждало в человеке низменные, греховные страсти, пороки. Поэтому любой талант человек может использовать по-разному, и здесь, я думаю, вопрос именно в этом.

– Можно ли сказать, что ядерный конфликт может стать одним из сценариев апокалипсиса?

– Я думаю, что в последнее время слово «апокалипсис» употребляется неправильно. Люди думают, что это слово означает некую катастрофу, когда все рушится, на самом деле ни к какому разрушению это слово не имеет никакого отношения.

Происходит это слово от древнегреческого слова άποκάλυψις, означающего «открытие, откровение» и состоящего из двух частей: άπο – «от-, из-» и καλύπιω – «покрывать, скрывать». Мы знаем, что одна из книг Священного Писания называется «Откровение Иоанна Богослова». В ней Господь открыл нам судьбы мира и человека, поэтому, когда мы говорим об апокалипсисе, мы подразумеваем откровение Бога, которое имеем.

Но я так понимаю, что Вы спрашиваете о том, чем закончится этот мир, закончится ли он какой-то глобальной катастрофой. На Ваш вопрос я отвечаю – нет, потому что в Книге Апокалипсис говорится, что все закончится тем, что Господь придет на землю, чтобы совершить Свой суд, когда грешники и праведники будут отделены друг от друга.

Грешники по грехам своим получат воздаяние, а праведники по своей праведности получат награду. Мы ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда. Поэтому конечные судьбы мира для людей благочестивых и верующих не предвозвещают ничего плохого.

Когда говорят о Втором Пришествии Христа, некоторые называют это концом света, на самом деле это начало света, начало бытия, где будет царствовать правда. И поэтому святые апостолы всегда восклицали: ей, гряди, Господи Иисусе! Эти слова были своего рода лозунгом христиан первых веков. Но мы знаем, что, прежде чем это произойдет, на земле действительно будут происходить различные катаклизмы.

В Апокалипсисе говорится об ангелах, которые придут и будут трубить в трубы, и после каждого трубного гласа на землю будет изливаться то чаша эпидемий и болезней, то чаша нестроений среди людей, будут возникать междоусобные брани и так далее, то есть некие катаклизмы.

Будет ли одним из таких катаклизмов вооруженное противостояние, связанное с применением ядерного оружия, я не знаю, но однозначно мы знаем, что мир в целом от этого не погибнет, в любом случае он останется до Второго Пришествия Христова. И вера Христова будет сохраняться на земле до последнего дня, и, как сказано в Священном Писании, до Пришествия Христова ни на один день не прекратится на земле совершение таинства Евхаристии, таинства Причащения.

Если же дойдет до некого конфликта, то он может принести очень много бед и нестроений, и это, конечно же, будет страшный сценарий. Очень хочется верить, что у человечества все-таки хватит здравомыслия не следовать каким-то своим греховным побуждениям.

– На Ваш взгляд, можем ли мы надеяться на то, что человечество когда-нибудь одумается и полностью избавится от оружия массового поражения?

– Я уже говорил, что после грехопадения человечества на его здравомыслие рассчитывать не приходится. Сколько раз на такое здравомыслие уповали разные группы людей, которые хотели реформировать общество за счет его просвещения о том, как все должно быть устроено, скажем, в тот же период разночинцев у нас на Руси.

Ничем хорошим никогда это не заканчивалось, потому что природа человека может быть обновлена только Божественной благодатью Духа Святого, и поэтому единственный путь перемен мира к лучшему – если мы сами начнем меняться к лучшему в Церкви Христовой. Ведь Церковь – это та духовная среда, в которой происходит преображение, перерождение, исцеление человека от его духовных болезней.

И поскольку людей, которые откликались на голос Божий, всегда на земле было меньшинство (хоть статистика и говорит, что на земле столько-то миллиардов христиан, столько-то миллиардов мусульман), истинных верующих не так-то много. Помните, Господь говорит в Евангелии: не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам царство.

Поэтому говорить о здравомыслии человечества в целом не приходится. Но все-таки мы надеемся, что если не здравомыслие, то, по крайней мере, некое чувство самосохранения будет подсказывать даже греховному человеку держать себя в неких рамках.

– Владыка, давайте теперь поговорим о хорошем. 19 августа замечательный праздник – Преображение Господне.

– Сегодня мы уже говорили о том, что ключ к решению всех проблем – преображение человека. В день Своего Преображения Господь преобразился на горе не потому, что вдруг изменилась Его природа. Он взошел на Фаворскую гору вместе с тремя Своими учениками и вдруг предстал их взору совершенно другим.

Конечно, и до этого апостолы видели, что они следуют за непростым Человеком, ведь Он исцелял больных, совершал такие чудеса, которые обычному человеку не под силу, и они понимали, что это Великий Посланник Бога. Но то, что это был Сам Господь, от них было сокрыто. И вот Господь приоткрывает эту завесу и показывает апостолам Свою Божественную природу, и свет Божества изливается из Него.

В честь этого события и установлен этот праздник. Так вот, свет, который святые апостолы видели на вершине горы Фавор, это свет нетварный, несотворенный, не тот видимый свет, который излучают различные светильники. Это Божественная энергия, которая, изливаясь из Божественной Сущности, устремлена в этот мир, и, приобщаясь этой Божественной благодати, через нее мы приобщаемся Богу.

Апостолы не просто созерцали свет, который осиял их снаружи, но они преисполнились этим светом. Этот свет проник в их души, в их сердца. Церковь говорит нам о том, что этот Фаворский свет (или его еще называют Божественная благодать) доступен каждому человеку. Если человек очищает свое сердце, этот Божественный свет преломляется в его сердце, и он тоже становится его созерцателем, и этот свет вводит его в соприкосновение, в общение с Богом.

– У нас еще есть вопросы телезрителей.

«С началом специальной военной операции священники часто призывали людей усерднее молиться за нашу победу и за бойцов на фронте. На Ваш взгляд, стало ли в храмах больше народу?»

– Я однозначно сказал бы, что в храме стало несколько больше мужчин. Раньше подавляющей частью людей, регулярно посещающих храм, были женщины, и сейчас я бы не сказал, что мужчин в храме стало в разы больше, их даже не половина на половину с женщинами, но все-таки мужчин стало несколько больше.

Это хорошая тенденция, и она означает, что многие начинают понимать, что духовная жизнь в обществе, в стране – это дело не только женщин, домохозяек, пенсионеров, бабушек. Если в церковь будут ходить только бабушки, этого будет недостаточно, чтобы в нашем обществе в целом был порядок.

Здесь нужно смотреть на пример многих традиционных обществ, в которых не только женщины, но и мужчины считают своим долгом в определенные дни приходить в храм и возносить молитвы к Богу. До недавнего времени даже на Западе было много таких сообществ, в которых в воскресенье люди всей семьей шли в храм – глава семьи, его супруга и дети. Сейчас, к сожалению, таких явлений все меньше и меньше.

У нас такие явления в послереволюционное время были насильственно разрушены, когда хотели покончить с религией и все подчистую искоренялось, но мы знаем, что и сейчас во многих странах, где не было внешних подобных разрушений, такие тенденции тоже наблюдаются, и это, конечно же, плохо.

Но я думаю, что с началом спецоперации многие у нас задумались обо всем этом. Я бы не сказал, что это носит какой-то глобальный характер, но то, что людей, понимающих все это, становится больше, вне зависимости от того, все ли из них созрели до того, чтобы регулярно ходить в церковь, это факт.

– «Владыка, в Томске когда-то была футбольная команда, которая успешно выступала даже в премьер-лиге, но клуб обанкротился, и томский футбол приходит в запустение. Скажите, есть ли какая-нибудь молитва о возрождении команды?»

– Ну, специальных таких молитв не придумали. Я не знаю, является ли это тем, о чем мы должны молиться, потому что все-таки в нашей жизни есть явления, недостойные того, чтобы мы доносили их до Господа. Я думаю, что вряд ли человек будет переживать о сохранении каких-нибудь овощей в подполе, если его дом охвачен огнем и нужно срочно тушить пожар.

В молитвах к Господу мы обращаемся с самым необходимым, самым насущным. А что касается таких проблем, как спорт и прочее, думаю, здесь Господь дал нам мозги, руки и ноги, дал какие-то возможности, поэтому каждый должен посмотреть, проанализировать ситуацию и предпринять какие-то шаги к тому, чтобы реанимировать нечто, считающееся каким-то увядающим, и посмотреть, что из этого выйдет, опять же полагаясь, на волю Божию. Как сказано в Евангелии, если не Отец мой Небесный насадил, искоренится. А если на то есть воля Божия, то Господь благословит наши труды.

– «Владыка, ни я, ни мои знакомые никогда не видели Вас в гражданской одежде. Есть ли она у Вас вообще? И если есть, то когда Вы в последний раз ее надевали?»

– Я ее надеваю крайне редко, но иногда это бывает, в основном в Москве, когда, например, нужно куда-то сходить по делам, не связанным с Церковью, а на улице непогода – дождь, слякоть. Я понимаю, что приехал в Москву в одном подряснике и в одной рясе, и если я пройдусь по улице, то их сразу же нужно будет отправлять в стирку и приводить в порядок, а переодеться не во что, поэтому в отдельных случаях я это допускаю.

Но священнослужители должны ходить исключительно в своей священнической одежде, потому что то, что мы носим, не какая-то спецодежда, которую священник должен надевать в храме, это повседневная одежда священнослужителей. До революции священник перед принятием священного сана давал подписку, что вне своего дома он всегда будет ходить исключительно в такого рода одежде.

Во второй половине 20-х годов прошлого столетия, благодаря насильственным шагам со стороны советской власти, со священников начали снимать эту одежду и настаивали на том, чтобы вне храма такую одежду они не носили, и последствия этого мы видим и сегодня. Многие батюшки считают это необязательным, а зря.

Иногда возникает вопрос: «А какая разница, в какой одежде священник идет, например, в больницу или на рынок, чтобы купить овощи?» Однажды с таким вопросом ко мне на улице подошла женщина, по-видимому, неправославная. Она сказала мне: «Извините, могу ли я задать Вам вопрос?» Я ответил: «Да, пожалуйста». И она спросила: «Вот интересно, почему Вы ходите в такой одежде? Разве Иисус Христос говорил, что нужно носить такую одежду?»

И я ей сказал: «Когда Вы меня увидели, Вы сразу вспомнили об Иисусе Христе и стали размышлять, чему Он учил, что Он говорил, а чего не говорил. А появись я перед Вами в джинсах, Вы бы на меня не обратили внимания и про Христа бы не вспомнили. Только ради этого мне уже стоит носить эту одежду».

И действительно, когда священнослужитель, даже направляясь по бытовым делам, идет в рясе и подряснике, человек, видя его, вольно или невольно вспоминает о Боге, а значит, о своей духовной жизни, Евангелии, о Христе. И если это напомнит ему о том, что в его жизни должно занимать не последнее место, то это уже хорошо. Поэтому одежда священника – это тоже своего рода свидетельство о нашей вере, о Церкви.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 05 мая: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать