Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом

16 ноября 2023 г.

Владыка, предлагаю сегодня обсудить тему, которая для России, к сожалению, весьма злободневна. По словам экспертов, в 2024 году рождаемость в России будет еще меньше, чем в провальных 1943 и 1999 годах, то есть она почти достигнет исторического минимума за все время существования нашей страны. Конечно, меры социальной поддержки, предпринятые в свое время государством, обеспечили какое-то улучшение ситуации, но мы снова пришли к низкому уровню рождаемости. На Ваш взгляд, мы действительно близки к катастрофе?

– Во-первых, меня всегда удивляет, как эксперты умудряются высчитывать, сколько человек родится в еще не наступившем 2024 году от Рождества Христова. Как говорится, все здесь в воле нашего народа, и вот для того, чтобы посрамить этих экспертов и прогнозистов, как возьмутся семейные пары и как нарожают в 2024 году много детишек! И ситуация тогда сразу изменится.

Но если говорить об этой проблеме серьезно, в прагматичном ключе, демографическая проблема действительно актуальна, и она угрожает будущему нашей страны, нашему народу. Вообще эта проблема не нова, и, как мне думается, корни ее уходят в духовную жизнь нашего народа.

Часто вспоминают жизнь России в дореволюционный период, когда в 1913 году экспертами, причем не только нашими, отечественными, но и иностранными, делались прогнозы на ХХ век, и все однозначно сходились во мнении, что к 50-м годам XX века Российская империя станет одной из самых больших по числу населения стран не только евразийского пространства, но и всего мира. Но, к сожалению, этого не произошло.

Причинами так называемой демографической ямы и возникших демографических проблем многие считают катаклизмы, в которые была ввергнута наша страна, и в основном обращается внимание на катаклизмы внешние. Это революционные потрясения, Гражданская война, Первая мировая война и, конечно же, Вторая мировая война, унесшая жизни миллионов людей. По разным подсчетам эти цифры разные, но, учитывая число погибших на фронтах и умерших от голода и лишений, называются цифры от 30 до 50 миллионов человек.

Конечно, все это оказало влияние на рождаемость в стране, но, думаю, не самое существенное, потому что Россия переживала подобного рода потрясения и в предыдущие эпохи, но она всегда очень быстро восстанавливала свой человеческий потенциал благодаря тому, что семьи были многодетными.

Почему же они были такими? Многие полагают, что нежелание родителей иметь много детей, приводящее к тому, что иногда они ограничиваются одним, максимум двумя детьми, вызвано тяжелым материальным положением, в котором оказываются эти семьи. На самом деле это далеко не так.

– Крестьянские семьи вообще жили на грани выживания, но в них было столько детей!

– Да и в настоящее время материальное положение семей не является определяющей причиной их малодетности или, наоборот, многодетности. Если взять какие-то сообщества, где сохранились традиционные ориентиры и семейные ценности, например, многие народы Азии, Латинской Америки, Африки, Кавказа, то в настоящее время семьи там далеко не малочисленные, и я бы не сказал, что уровень жизни в этих сообществах, в этих странах слишком уж высокий.

И, наоборот, демографические проблемы переживают страны, которые принято называть весьма развитыми, с передовыми, ведущими экономиками мира. Это и европейские страны, и Соединенные Штаты Америки, в которых демографические проблемы ничуть не меньше, чем у нас.

Многие из таких стран пытаются решить эту проблему за счет притока мигрантов, но этот процесс имеет оборотную сторону – постепенно меняется лицо Соединенных Штатов Америки, меняется этнический ландшафт традиционной Европы, и от европейской культуры, европейских ценностей может совсем ничего не остаться.

В настоящее время Европу постепенно заселяют люди, приезжающие туда вовсе не для того, чтобы стать носителями европейских ценностей. Они привносят в эти страны совершенно иные культурные традиции. Поэтому это далеко не выход, а, наоборот, продолжение запущенных процессов, направленных на саморазрушение стран.

Когда руководители нашей страны отвернулись от духовно-нравственных ценностей, основанных на вере в Бога, православии, Священном Писании, когда стали пересматриваться ценности, которые в наше время называются традиционными культурно-нравственными ценностями, тогда и стали появляться и вызревать причины столь низкой рождаемости.

Мне думается, что желание иметь многодетную семью на самом деле связано не столько с внешним благополучием и отсутствием трудностей в жизни, сколько с ментальностью человека, с его внутренними установками. Но эти установки не появились сами собой. На протяжении многих и многих поколений в человеке постепенно закладывалось, формировалось, развивалось подобного рода отношение к браку, семье, к детям.

До последнего времени мы с открытыми ртами смотрели в сторону Западной Европы как некого очага благополучия, чуть ли не рая, преисполненного благополучия, как недавно назвал ее один из лидеров Евросоюза Жозеп Боррель, считающий джунглями все за пределами Европы.

Мы переняли оттуда не только что-то позитивное (что, естественно, у Европы тоже было), но и то, что явилось своего рода бациллой, которая стала разъедать изнутри и духовно разлагать наше общество. И поэтому теперь мы вплотную столкнулись с проблемами, которые являются угрозой для нашей страны.

Каков же путь решения этих проблем? Конечно, здесь нельзя назвать одну, две, три определенные меры, здесь должен быть целый комплекс мер. Конечно же, государство на своем уровне предпринимает определенные шаги в этом направлении. Мы знаем, что в последнее время приняты федеральные программы по поддержке семьи, особенно семьи многодетной, учреждены праздники, которые в Православной Церкви были всегда, например, День семьи, любви и верности, установленный в день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских.

Но, конечно же, всего этого недостаточно, чтобы решить эту проблему. Человек должен меняться изнутри. У него должны быть определенные внутренние мотиваторы, которые побуждали бы его стремиться создать семью и не бояться, что эта семья станет многодетной, а считать это великим благом, счастьем.

В таинстве Венчания в молитвах, которые читает священник, многократно призывается Божие благословение, в том числе и на рождение многих детей. То есть в Церкви, в традиционных религиозных обществах рождение детей всегда воспринималось не как обуза, мешающая человеку жить исключительно в свое удовольствие, а, наоборот, это считалось благословением Божиим.

Именно такое отношение к браку и должно быть сформировано в нашем обществе. Какие же силы могут его сформировать? Конечно, здесь задача стоит не только перед государством, но и перед обществом в целом. В этом должна принимать активное участие система образования, и, конечно, воспитание начинается в семье.

Мне думается, что эти мотиваторы не появятся у человека, пока он не обратит свое сердце к духовной жизни и к Богу, потому что самый главный мотиватор иметь многодетную семью – это религиозность человека, его глубокая вера в Бога и следование Божественным заповедям, которые оставил нам Господь.

Но многие считают, что следование заповедям, которые имеет любая религия и, в частности, христианская религия, христианская вера, приводит к неким ограничениям, которые стесняют свободу человека, ограничивают его в свободе.

Вот человек не желает иметь детей, он хочет все деньги тратить на себя, хочет отдыхать на курортах, ездить за границу, приобретать шикарные машины и тому подобное. Но следование Божественным заповедям как бы ограничивает его свободу, делает меньшим круг его возможностей, поэтому так рассуждающий человек считает, что, переступив через заповедь Божию, можно достигнуть куда большего счастья, нежели соблюдая эту заповедь.

На самом деле это слишком узкое, что ли, мышление, потому что в долгосрочной перспективе человек никогда не может быть счастлив, преступая Божественные заповеди. Ведь что такое заповеди Божии? Это такие же объективные духовные законы, как и законы, которые мы называем законами природы.

Например, в мире существует закон всемирного тяготения. Признаем мы его или не признаем, знаем мы о нем или не подозреваем о его существовании, он есть. Если человек в своих поступках игнорирует этот закон, то при определенных условиях это может стать для него трагичным. То же и в вопросах духовной жизни. Если мы удаляемся от Божественных заповедей, поворачиваемся к Богу спиной, то не Бог удаляется из нашей жизни, а мы сами удаляем Бога из своей жизни и этим обрекаем себя на медленное умирание.

В Библии, в последней книге Пятикнижия Моисея – Второзаконии, описывается, как перед вхождением в землю обетованную Моисей расположил народ израильский в долине между двумя горами. На одной горе священники читали благословение этому народу в том случае, если он будет тщательно следовать заповедям Божиим. Поэтому заповеди Божии – это не ограничение, а те алгоритмы, те вехи, следуя которым человек может обрести подлинное счастье.

С другой же стороны звучали проклятия в адрес тех, кто будет нарушать эти заповеди и напоминалось о бедствиях, которые постигнут этих людей. Но бедствия постигнут людей не из-за того, что их прокляли с этой горы (это было лишь своего рода предупреждение), а потому, что этот народ уклонится от соблюдения Божественных заповедей.

И поэтому избегнуть проблем, которые сегодня стоят перед нашим обществом, перед нашим народом, можно, только возвратившись к тем заповедям, к тем духовным нормам жизни, которые открыты нам Богом и возвещены Священным Писанием, или тем, что мы называем традиционными духовно-нравственными ценностями.

– 18 ноября Русская Православная Церковь почитает память патриарха Московского и всея Руси Тихона, поэтому предлагаю поговорить о нем во второй части нашей программы. 

– Патриарх Тихон – великий угодник Божий. Господь поставил его патриархом для пользы нашему народу, Отечеству и Церкви в тяжелый, переломный период нашей истории в 1917–1918 годах, когда после Февральской революции разрушилось, распалось традиционное для нашей страны монархическое управление, когда в стране начались потрясения и особенно назрела потребность в духовном вожде, духовном руководителе.

Петр I упразднил традиционное для Русской Православной Церкви патриаршее управление, заменив его Духовной коллегией, а затем Святейшим Правительствующим Синодом. Царская власть имела огромное влияние на Синод. Все решения, принимаемые Синодом, в состав которого входили архиереи Русской Православной Церкви, обретали силу после того, как их утверждал сам император. В заседаниях Святейшего Синода всегда принимал участие обер-прокурор – своего рода представитель государя в Синоде.

Конечно, это не только не соответствовало канонам, по которым Церковь всегда выстраивала свою жизнь, но в какой-то степени разрушало внутреннюю традиционную форму управления. Так вот, хотя и говорят, что с падением самодержавия и объявлением Декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» Церковь что-то потеряла, на самом деле она обрела возможность традиционного управления.

В 1917 году, в это сложное время, в Москве собирается Поместный Собор, на котором патриархом избирается тогда еще митрополит Ярославский Тихон (Белавин). Нужно сказать, что на избрание патриархом были три кандидата, и митрополит Тихон не занимал среди них лидирующей позиции. Но привезенный на Собор старец Алексей Зосимовский – очень духовный, молитвенно настроенный человек, из трех этих кандидатов вытянул по жребию (конечно же, не без Промысла Божия) именно митрополита Тихона.

Потом мы убедились, что именно этот человек и был тем избранником Божиим, который помог выстоять Церкви в непростых условиях, несмотря на то что он подвергался жестоким гонениям и преследованию со стороны советской власти, всяческим ограничениям в возможности управлять Церковью, подвергся домашнему аресту, а затем был доведен до смерти.

Есть мнение, что в 1925 году он был насильственно умерщвлен, находясь в заключении в стенах Донского монастыря. Но он был до конца предан Богу, Церкви и в то непростое время помог плыть церковному кораблю, не разбившись об опасные рифы. Патриарх Тихон причислен к лику святых и почитается не только как первосвятитель Церкви Христовой, но и как исповедник, мужественно отстаивавший среди гонений заповеди Божии.

Мне думается, что сегодня, когда наша страна сталкивается с новыми угрозами и опасностями, молитвенники на небесах, горячо любившие свою земную Родину – Россию и жизнь свою полагавшие за нее, находясь еще здесь, на земле, возносят сейчас перед Престолом Божиим молитву свою ко Господу.

В городе Томске несколько лет назад была образована православная община, православный приход в честь святителя Тихона, патриарха Московского. Долгое время этот приход искал место для строительства храма, наконец власти предоставили такой участок. В настоящее время на улице Лазо воздвигается храм в честь святителя патриарха Тихона, и этот храм станет тем местом, где мы сможем особо вспомнить подвиг святителя Тихона и молиться ему о благе Отечества нашего и всего нашего народа.

– У нас еще есть вопросы телезрителей.

«Многие томичи огорчились из-за того, что Годеновский крест не попал в наш город. Есть ли шанс, что святыня все-таки побывает в Томске?»

– Когда по благословению Святейшего Патриарха везут какую-либо святыню для поклонения верующим, программа формируется задолго до этого. Кстати, сейчас  крестный ход несет не сам Годеновский крест, а его копию.

Как мне думается, крест не попал в наш город «благодаря» нашим томским купцам. Когда в конце XIX века встал вопрос о строительстве железной дороги, сибирской магистрали, которая должна была пройти через город Томск, отстаивая, если можно так сказать, свои корпоративные интересы, те, кто занимался извозом на лошадях, сделали все, чтобы железная дорога не проходила через Томск, поэтому мы оказались в некотором удалении от основных железнодорожных путей.

Так вот, предполагалось, что копия Годеновского креста будет в крупных центрах, находящихся на пути ее следования. Но мы знаем, что Годеновский крест долгое время пребывал в Новосибирске. Во всех наших храмах были об этом объявления, и те, кто желал прикоснуться к святыне, имели возможность съездить к нашим соседям.

К сожалению, в нашем городе эта святыня не была, да и по плану не предполагалось, что она здесь будет. Но мы не должны огорчаться, потому что ни у кого нельзя отнять возможность посетить подлинник этой святыни и помолиться перед ней на древней Ярославской земле.

И потом, в каждом храме есть распятие, Голгофа, а ведь любое изображение Животворящего Креста Господня причастно тому Животворящему Древу, на котором Господь пролил Свою кровь, поэтому мы ничем не обделены. Зайдя в любую близлежащую церковь и припав к изображению Честного Животворящего Креста, мы получаем ту же Божественную благодать, которую Господь преподает через какие-то особые Свои святыни, в том числе и через Годеновский крест.

– «Недавно в одной из телепередач услышал, что Церковь в свое время запрещала кофе. Хотелось бы узнать, почему это делалось и не грех ли пить кофе сейчас». 

– Церковь никогда не принимала таких постановлений. Что значит – Церковь запрещала кофе? На этот счет нет никаких канонов и постановлений. Другое дело, что отношение к кофе в обществе, в том числе и среди духовенства, было разным, в том числе и настороженным, поскольку кофе имеет в своем составе кофеин, оказывающий на человека бодрящее действие.

И до сих пор отношение к кофе неоднозначное, но не потому, что пить кофе греховно, а немножко с другой позиции. Например, на Святой Горе Афон я видел разное отношение к кофе старцев, монахов. Поскольку кофе имеет бодрящее действие, многие старцы, монахи стараются выпить чашку крепкого кофе перед всенощным бдением.

На Афоне богослужения под праздники очень часто продолжаются всю ночь – начинаются в девять часов вечера и заканчиваются ближе к полудню следующего дня, и сохранять внимание всю ночь достаточно непросто. И многие считают, что выпитая перед всенощным бдением чашка кофе будет бодрить человека, его не будет тянуть ко сну, он будет всецело предан молитве.

Другие старцы оспаривают это и говорят, что молитвенный подвиг и бдение заключаются в том числе и в том, что человек напряжением своей воли преодолевает усталость и сон, а Господь готовит Свои венцы подвижникам, так подвизающимся. А здесь получается, что награда должна быть отдана кофе, потому что именно кофе помогает человеку в его подвиге такого продолжительного ночного бдения.

Поэтому с этой точки зрения здесь есть такие дискуссионные моменты. Я думаю, что право на существование имеют и одна, и другая точки зрения, поэтому кому-то полезно одно, а кому-то другое. Но в настоящее время никакого негативного отношения к кофе однозначно нет.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

 

 

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 05 мая: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать