Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом

12 октября 2023 г.

– Владыка, октябрь у нас в разные годы был насыщен всевозможными событиями, и я предлагаю обсудить, например, 14 октября 1964 года, когда был освобожден от должности первый секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев, который отдал Крым Украине (но тогда это происходило в пределах одного государства), но самое главное в рамках нашего разговора – обещал показать миру последнего попа. Какие у Вас воспоминания об этом деятеле и насколько он был близок к своей цели?

– Вспоминать мне особо нечего; хоть и родился я при Хрущеве, до его отставки я прожил всего один год, поэтому, конечно, я его не помню. Я помню лишь какие-то воспоминания моих родителей, в частности мамы, и о результатах экономической деятельности Хрущева я могу судить, например, по дефициту белого хлеба, когда купить батон было практически невозможно, если не отстоишь за ним в длинной очереди, и батоны выдавались чуть ли не по талонам.

– Зато было много кукурузы.

– Да, была разработана так называемая кукурузная программа. Никита Сергеевич посетил Соединенные Штаты Америки и увидел, как там произрастает кукуруза, как она решает продовольственную программу, и решил засадить кукурузой все поля Советского Союза.

– Тогда кукуруза была у нас царицей полей.

– Да. Но у нас другой климат, и по большей части кукуруза не вызревала и годилась только на корм скоту, и, видимо, была создана неплохая кормовая база. А что касается хлеба, вдруг обнаружился его дефицит.

Поскольку тогда активно выстраивались наши взаимоотношения с Кубой, простые советские граждане решили, что хлебушек из Советского Союза в основном идет на Кубу, хотя, думаю, если бы мы бесплатно кормили Кубу хлебом, в Советском Союзе этого бы и не заметили, потому что все-таки Куба совсем небольшое государство по сравнению с Советским Союзом. Мне помнится частушка, которую пели тогда в Советском Союзе: «Ладушки, ладушки, Куба ест оладушки, а мы в ладоши хлопаем и кукурузу лопаем».

По всей видимости, с кукурузой тоже была проблема, к сожалению. А если серьезно перейти к оценке деятельности Хрущева и того периода Советского Союза, то таких оценок дается много. Если почитать какие-то отзывы, аналитику или посмотреть телепрограммы, посвященные этой теме, то можно удивиться разноплановости оценок.

Есть множество очень положительных и восторженных оценок, например, как мудро, по мнению многих, был разрешен Карибский кризис. Это полет Гагарина в космос – эпохальное событие, произошедшее во время правления Хрущева, это развенчание культа личности Сталина на ХХ съезде КПСС, это возвращение из ссылок политических заключенных и ссыльных и некие большие свободы, хотя об этих свободах нужно говорить с определенной долей относительности. Все эти тенденции получили название хрущевской оттепели в противовес достаточно жесткому времени правления его предшественника Сталина.

С другой стороны, мы знаем о провалах в экономической деятельности страны в то время, о довольно непростых взаимоотношениях Хрущева и руководства страны с интеллигенцией, которой вроде бы поначалу и дана была свобода (хотя в тюрьму за идеологию уже редко бросали), тем не менее преследовались многие деятели культуры, которые, как тогда считалось, являлись проводниками каких-то западных упаднических тенденций в культуре. Хорошо известны нелестные отзывы Хрущева буквально на грани какой-то нецензурной лексики об этих деятелях культуры, их произведениях искусства во время посещения им тех или иных выставок.

Конечно, все это свидетельствует о противоречивости как самого Хрущева, так и той эпохи, в которую он руководил нашей страной. И, наверное, своего рода культурологическим выражением и его личности, и той эпохи может служить его надгробный памятник. Тот, кто бывал в Москве на Новодевичьем кладбище, наверное, поражался необычности памятника, который был поставлен на могиле Хрущева.

Скульптором этого памятника был гонимый, преследуемый и многократно публично униженный Хрущевым скульптор Эрнст Неизвестный. Наверное, можно было бы ожидать, что он отомстит своему обидчику видом памятника, и когда этот памятник появился, многие именно так оценивали это произведение Эрнста Неизвестного, но на самом деле это не так, и мы со временем все больше и больше это понимаем. Памятник этот черно-белый, что подчеркивает некую двойственность и личности Хрущева, и той эпохи сочетанием как темного, негативного, так и светлого, позитивного.

А что касается Церкви, то, конечно, для Церкви приход к власти Хрущева был не оттепелью, а, наоборот, очень грозными заморозками, даже лютым морозом, который, по сути, возвратил Церковь почти в сталинские довоенные времена. Началась новая волна жестоких гонений. По всей видимости, Хрущев не только критиковал жесткость режима Сталина, но и считал ошибочным курс на некое послабление, которое Сталин сделал для религии в нашей стране, и решил все отмотать назад.

Он не только поставил себе целью снова взять Церковь под достаточно жесткий контроль (хотя она была под пристальным контролем и при прежних правителях), но и взял курс, как тогда было принято говорить, на полное преодоление религиозных предрассудков и уничтожение Церкви и религии в нашей стране. Сначала был принят, казалось бы, чисто экономический и одновременно политический лозунг – догнать и перегнать Америку.

– И показать кузькину мать.

– Да. А что это значило? Это значило, что мы должны построить коммунизм. По расчетам Хрущева, это должно было произойти к 1980 году. А возможно ли существование Церкви при коммунизме? Митрополит Никодим (Ротов) в одном из своих выступлений сказал, что Церковь была всегда: она существовала при рабовладельческом, феодальном, капиталистическом, социалистическом строе, будет она существовать и при коммунистическом строе.

По-видимому, Хрущев не был с этим согласен, и он объявил, что к 1980 году с Церковью должно быть покончено, и им были произнесены слова, которые стали очень известными и растиражированными, слова о том, что вскоре покажут последнего попа по телевизору. И это не были какие-то спонтанно сделанные заявления рекламного характера, это было выражение целой программы.

Была разработана программа действий, направленных на уничтожение Церкви. Началось массовое закрытие храмов, монастырей, духовных учебных заведений, и к 1964 году их осталось чуть больше семи тысяч. То есть большинство из того, что открылось в послевоенное десятилетие при Сталине, снова активно закрывалось при Хрущеве.

Если бы дело так пошло и дальше, то, наверное, последняя церковь была бы закрыта не в 1980 году, а намного раньше. Пожалуй, мы бы вернулись к 1941 году, когда на территории Советского Союза осталось сто с небольшим действующих церквей. Но в 1964 году Хрущев был смещен со своей должности, и начался период, который в наше время именуют периодом застоя. Те, кто жил в то время, вспоминают о нем как о самом спокойном, добром, благоприятном периоде нашей советской истории.

– И они хотели бы жить в то время.

– Да. Это было действительно спокойное время, когда не было террористов, преступность была на очень низком уровне, и дети могли спокойно гулять у себя во дворе до глубокой ночи. Начался период относительной свободы или передышки и для религии, и для Русской Православной Церкви, когда резкие шаги по уничтожению Церкви уже не предпринимались, хотя тенденция медленного сокращения числа храмов все же была. И поэтому статистика уже брежневского периода такова, что каждый год храмы тысячами уже не закрывались, но десяток храмов ежегодно закрывался.

Видимо, руководство страны считало, что процесс постепенного вымирания Церкви в нашей стране идет одновременно с вымиранием людей старшего поколения, которых, как они считали, уже не перевоспитать. И пусть ходят в церковь старички и старушки – основные прихожане тех лет, но скоро они будут уходить в вечность, а молодежь идет в церковь в меньшей степени, поэтому рано или поздно отмирание религии в стране произойдет само собой. Каких-то насильственных гонений на Церковь уже не было.

Поэтому для меня период хрущевских гонений – это не период оттепели, а, наоборот, очень сложный для Церкви период. И когда кто-то называет это временем оттепели и отзывается о нем в каком-то положительном ключе, меня это всегда напрягает, потому что я не вижу здесь никаких тенденций, которые можно было бы назвать оттепелью. Хотя действительно, как запечатлел Эрнст Неизвестный в памятнике Хрущеву, эта эпоха имела много положительного, но и много отрицательного, когда было много белого, но и ничуть не меньше черного.

– Владыка, прежде чем мы коснемся церковной темы, давайте кратко поговорим еще об одном деятеле. 15 октября 1990 года Нобелевскую премию мира получил Михаил Горбачев – еще один лидер Советского Союза. Тогда говорили, что неспроста у него такое родимое пятно на челе, и называли Горбачева Михаилом Меченым. И действительно, при нем перестал существовать огромный Советский Союз. А с точки зрения Церкви мог ли этот лидер быть таким образом отмечен высшими силами?

– Должен сказать, что подобного рода мистификация мне несвойственна. А вообще когда появлялся какой-то неординарный правитель, его всегда пытались записать либо в мессии, либо в антихристы. Кого только не объявляли антихристом: и Петра I, и Ленина, и других. В чем-то, конечно, были правы те, кто так их именовал, потому что, как говорит Иоанн Богослов в своем Соборном послании, всякий, отрицающий Спасителя, пришедшего во плоти, имеет дух антихриста, но все-таки это не то, о чем написано в Апокалипсисе.

Что же касается Михаила Сергеевича Горбачева, то, что он был неординарным правителем, ни для кого не секрет, но все же люди пытаются как-то притянуть тексты Священного Писания к тому или иному правителю, отыскать в Священном Писании, в Библии, нет ли там чего-то такого. И вот нашли в Книге пророка Даниила строки, где говорится о Михаиле – «князе народа моего», о каких-то других вещах, и отнесли все это к Михаилу Сергеевичу Горбачеву. Но если мы посмотрим истолкование этих мест святыми отцами, древними толковниками, можно убедиться в том, что к Горбачеву это не имеет никакого отношения.

Что же касается личности Горбачева, я думаю, что она не менее противоречива, чем личность Хрущева. Но если с Никитой Сергеевичем, несмотря на всю его противоречивость, все более-менее понятно, да и время, которое прошло уже с тех пор, дает нам возможность все проанализировать и сделать выводы, то, на мой взгляд, подвергать какому-то анализу и суду деятельность Горбачева, как и деятельность его оппонента и следующего президента России Ельцина, пока рановато, потому что деятельность и одного, и другого пока еще покрыта мраком многих тайн.

Скорее всего, многого мы еще не знаем, и только когда будут раскрыты все документы, в том числе и архивные, когда мы будем знать больше, чем знаем сегодня, можно будет выносить какие-то суждения. А пока, мне кажется, говорить об этом преждевременно, потому что у нас есть только домыслы и догадки. Думаю, достоверно мы узнаем об этом только по прошествии какого-то времени, а может быть, только на Суде Божием.

– Прежде чем мы перейдем ко второй части нашей программы, я должен признаться, что, помимо Пасхи, у меня есть еще один любимый церковный праздник, который почему-то очень близок моему сердцу, и этот праздник – Покров Пресвятой Богородицы, который Церковь отмечает 14 октября. Прошу Вас рассказать о нем.

– Праздник Покрова Божией Матери так любим в нашей стране нашим православным верующим народом, наверное, потому, что это праздник Божией Матери, а Божию Матерь на Руси всегда особенно почитали.

Этот праздник как бы является концентрацией (или квинтэссенцией) всех Богородичных праздников, потому что любой праздник – Рождество Божией Матери, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Благовещение Пресвятой Богородицы, Успение Пресвятой Богородицы, праздник в честь любой чудотворной иконы Божией Матери – это праздник близости к нам Царицы Небесной, Она была послана Господом в этот мир, чтобы стать той лествицей, по которой Господь сойдет с небес сюда, на землю, воплотится и совершит дело спасения.

Эти Богородичные праздники показывают, что Матерь Божия никогда не оставляет верующих в Ее Сына, призывающих Ее на помощь. Она является доброй Матерью, Заступницей, Покровительницей, и, по сути, именно об этом каждый такой праздник.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы вобрал в себя все эти идеи – Ее молитвы, ходатайства перед Престолом Божиим, заступничество перед Господом, Ее Сыном. Все это сосредоточено в этом празднике. Праздник появился не так уж и давно, то есть прошло целое тысячелетие после Рождества Христова, Русь была просвещена Святым Крещением при святом равноапостольном князе Владимире.

Примерно в это время жил в Константинополе один праведный человек – блаженный Христа ради юродивый Андрей. У него был ученик – блаженный Епифаний, и однажды они пришли во Влахернскую церковь в Константинополе, которая была посвящена Пресвятой Богородице.

В этой церкви хранились основные Богородичные святыни: икона, которая была написана святым апостолом-евангелистом Лукой, риза Пресвятой Богородицы, которая в свое время была привезена римскими императорами в Константинополь с Востока, из Палестины, пояс Пресвятой Богородицы, Ее головной убор. Все это хранилось в этой церкви, и поэтому церковь эта воспринималась как некий дом Пречистой Божией Матери.

Шло богослужение, в храме было много людей, и вдруг блаженный Андрей поднял очи вверх и увидел, что своды храма как бы исчезли и с небесных высот к верующим людям спускается Сама Пресвятая Богородица, окруженная сонмом ангелов, святых, озаренная небесным светом. Она сняла со Своей головы мафорий (своего рода плат, полотно) и распростерла его над всеми молящимися в храме людьми, как бы защищая, ограждая их от бед и несчастий.

Этот мафорий (или омофор, как его называют в русской практике) есть своего рода образ молитв Пресвятой Богородицы, Ее покровительства, заступничества, Ее всегдашней помощи людям, которые призывают Ее на помощь.

Когда блаженный Андрей увидел это, он усомнился, что Господь только одному ему открыл это чудное видение, показывая, как Матерь Божия покрывает всех молящихся к Ней, и спросил своего ученика Епифания: «Видишь ли ты нечто?» И тот ответил: «Да, вижу и ужасаюсь». Это же видели и многие благочестивые люди.

В честь этого события и был установлен праздник Покрова Пресвятой Богородицы, который является не просто воспоминанием этого события, произошедшего тогда в Царьграде, но это и праздник непрестанных молитв и заступничества Божией Матери обо всех нас. Матерь Божия по сегодняшний день принимает участие в жизни и целых народов, и отдельно взятого человека.

– У нас еще есть вопросы телезрителей.

«В некоторых государствах Православной Церкви принадлежат целые предприятия, например в области виноделия. Как Вы к этому относитесь и практикуется ли такое в России?»

– Задача Церкви – проповедь Евангелия. Что такое Церковь? Экклесия – это собрание учеников Христа Спасителя. Был ли Господь создателем каких-нибудь акционерных обществ, каких-то предприятий? Может быть, Он решил организовать с апостолами какую-нибудь рыболовецкую артель и приторговывать рыбкой? Нет.

Конечно, для жизнедеятельности отдельных монастырей, храмов всегда были какие-то подсобные хозяйства, которые служили обеспечению жизни, функционированию той или иной монастырской общины, но никогда это не ставилось целью.

– Здесь говорится о других государствах.

– Даже в других государствах. Если Церковь что-то и создает, то, скорее всего, для удовлетворения каких-то церковных потребностей. Например, в Русской Православной Церкви есть заводы по производству церковной утвари. Кто может сделать утварь, которая во всем соответствовала бы своему предназначению в Церкви, как не сама Церковь?

Некоторые монастыри, например, занимались выращиванием винограда и изготовлением вина, но не того вина, которое употребляется на застольях, а вина, которое необходимо для совершения Божественной литургии. Многие занимались разведением пчел, и не только и не столько ради меда, а ради воска, чтобы из воска изготавливать свечи, необходимые для храма. Поэтому я считаю неправильным для Церкви излишне увлекаться какой-то экономической деятельностью.

Мы читаем в Книге Деяний апостольских, что апостолы понимали необходимость оказания Церковью поддержки малоимущим, бедным людям, они этим и занимались. Но когда оказалось, что это отнимает слишком много времени и сил, они определили на это людей, которых наделили всеми полномочиями, а сами решили, что им надлежит не оставлять проповедование слова Божия и служение Господу словом и молитвой, не переключаясь на какие-то совершенно мирские дела и занятия в ущерб благовестию Евангелия. Я думаю, что это относится и к Церкви в целом.

– «Слышал, что даже младенцы небезгрешны. В чем их вина и почему тогда детям до семи лет разрешают подходить к Святой Чаше без исповеди?»

– Есть грех, который осознанно совершается человеком, а есть то, что человек наследует от своих родителей. Существует понятие «первородный грех», означающее повреждение человеческой природы, которое произошло при Адаме, и любой человек, который рождается здесь, на земле, не может наследовать какую-то другую природу.

Когда ребенок начинает капризничать, мы думаем, что это же ребенок, что с него взять? Но это уже есть проявление страстей, и ребенок начинает понимать, может быть, даже еще не на уровне рассудка, а интуитивно, что если он начинает плакать, то вокруг него сразу активизируется какая-то деятельность, ему оказывается больше внимания. Он понимает: чтобы получить это внимание, ему нужно плакать, а это значит, что он уже начинает манипулировать. Ему нет еще и годика, а может быть, и полгодика, сам он этого еще до конца не понимает, но уже страсти начинают руководить им, а не он руководит страстями.

В этом плане все мы являемся носителями этого греха. Развитие греха пресекается в таинстве Крещения, когда в природу, зараженную первородным грехом, всевается семя новой благодатной жизни, когда в крещении мы умираем для Адама и рождаемся во Христе.

Но это не происходит автоматически. Господь говорит, что Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое бросается в землю, или закваске, положенной в муку, после чего все начинает бродить. Вот так же семя обновленной, новой жизни мы получаем в таинстве Крещения. Но чтобы получить результат, нам нужно потрудиться над тем зернышком, которое Господь уже посеял в человеческое естество.

В этом и заключается подвиг христианской жизни, духовная борьба, духовная жизнь, что должен вести каждый человек, чтобы совлечься ветхого человека и чтобы в нем обновился новый человек по образу создавшего нас Господа.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 05 мая: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать