Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом

10 августа 2023 г.

– Владыка, сегодня я предлагаю обсудить тему: «Оружие массового оболванивания», хоть название ее звучит не очень благозвучно. Поводом поговорить об этом стало то, что 11 августа 1939 года день рождения Анатолия Кашпировского. Если Вы помните его сеансы на телевидении, расскажите о Ваших впечатлениях, как Вы тогда к ним относились и как относитесь сейчас.

– Поскольку я особо не смотрел подобного рода передачи, сейчас я вспоминаю о них с трудом, но, конечно же, я помню реакцию на них общества. Тогда не только Кашпировский, но и некоторые другие «целители», благодаря телевидению, распространяли эти свои практики на достаточно широкую аудиторию. Должен сказать, что Церковь предупреждала свою паству и всех, кто готов был прислушаться к ее голосу, о том, что это явление не такое простое и безопасное, каким может показаться.

Я считаю, что так называемых экстрасенсов следует разделить на несколько категорий. Прежде всего очень большую их группу я бы назвал шарлатанами. Это те люди, которые делают вид, что обладают какими-то особыми способностями, которыми не дано обладать другим людям, и, якобы применяя эти способности, они готовы оказывать людям какую-то помощь. На самом деле никаких сверхспособностей у них нет, это шарлатанство чистой воды.

Другое дело, что есть люди, которые обладают некими основами гипноза – воздействия на психику, на подсознание человека, и то, что именуется экстрасенсорикой, есть не что иное, как воздействие именно на человеческое подсознание. Но любое вторжение в эту область неспециалиста, тем более вторжение бездумное, крайне опасно для человека.

Наконец, есть третья группа людей, действительно обладающих некими определенными свойствами. Но даром исцелять больных и творить чудеса могут только святые угодники Божии, посвятившие свою жизнь Богу. Подвигом борьбы с грехом и пороками они очистили свое сердце и получили от Господа обильные благодатные дары Святого Духа, и через этих святых людей исцеление подает Сам Господь.

Но я не знаю ни одного экстрасенса, который действительно принял бы на себя подвиг самоочищения, борьбы с собственными грехами и страстями. А ведь человек, наполненный грехами и пороками, не может быть вместилищем Божественных даров и благодати Духа Святого. Отсюда следует вывод, что сила, которую получают эти люди, идет не от Бога, а из темных бездн ада, независимо от того, осознает это человек или не осознает.

Мы знаем, что две последние группы этих людей не только не оказывают реальной помощи людям, но наносят им большой вред. Самыми же безобидными среди этих людей оказываются шарлатаны, которые вроде бы вводят людей в заблуждение, но какого-то непосредственного вреда им не приносят.

Впрочем, и тут может быть какой-то вред, потому что иногда человек, страдающий серьезными заболеваниями, вместо того чтобы обратиться к врачу, обращается к подобного рода людям и не получает должного лечения. А когда он уже начинает понимать, что экстрасенс не может ему помочь, и обращается к докторам, болезнь принимает крайне запущенную форму и медицина перед ней оказывается бессильной. Церковь всегда предупреждает о том, что эта сфера с духовной точки зрения может быть крайне опасной для человека.

– Не знаю, насколько это правда, но я слышал, что в начале 90-х (не помню, какой это был год, наверное, 1992-й или 1993-й) Кашпировский приезжал в Томск и проводил свой сеанс во Дворце спорта. Тогда представители Русской Православной Церкви вместе с верующими выстраивались вокруг Дворца спорта и, пока шел этот сеанс, произносили молитвы.

Неужели это действительно настолько опасно? Но у нас почти вся страна подвергалась воздействию Кашпировского посредством его телевизионных сеансов. Скажите, должны ли люди исповедоваться в этом? Как поступать тем, кто смотрел эти сеансы?

– Я уже говорил, что любое соприкосновение с темными силами, демонической сферой есть грех, оно не проходит для человека бесследно и всегда оставляет свой негативный след. Для того чтобы избавиться от этого, каждый человек должен поисповедоваться, ведь избавиться от греха можно только покаянием.

– В одной из наших недавних передач мы вспоминали известную фразу: «Русь была крещена, но не была просвещена». Мы с Вами уже назвали Кашпировского, знаем, что Алан Чумак заряжал воду и что мужчины чуть ли не ставили перед экранами телевизоров автомобильные аккумуляторы, чтобы зарядить их, мы знаем о Джуне, и этот список можно долго продолжать.

Получается, если такие люди есть, значит, у населения есть в них потребность. Как Вы считаете, почему в нашей православной стране востребованы такие «специалисты»?

– Когда подобного рода явления появились в нашей жизни, Церковь сразу дала им оценку, и у верующего церковного человека, для которого голос Церкви является авторитетным и который помнит слова апостола Павла о том, что Церковь есть столп и утверждение истины, никаких сомнений здесь не возникло.

Кто только не выступал тогда с беседами на тему экстрасенсов, в том числе и от лица Церкви. Я разговаривал с нашими томскими психиатрами, которые помнят то время (я тогда служил в другом месте), и они говорили, что после подобного рода сеансов случаи обращения людей в психиатрическую больницу возрастали в разы.

Люди, которые были способны услышать голос Церкви или хотя бы голос специалистов, услышали это, а те, которые сами хотели обманываться, шли в эти сети, об опасности которых они были предупреждены. И кто здесь виноват? Конечно же, они сами. А что здесь можно сделать… Мы уже говорили, что такую ситуацию можно исправить покаянием, и больше уже не нужно возвращаться на ту дорожку, по которой люди уже прошли.

– Во время подобных сеансов целители зачастую оперировали какими-то фактами, называли конкретных людей, а часто и сами люди приходили и рассказывали о том, как они исцелились. И таких случаев достаточно много. Как Вы думаете, что это было? Некое самовнушение, когда у человека действительно наступало какое-то облегчение телесное, но вовсе не душевное?

– Вот люди говорят, что знают о многочисленных подобных случаях, а я, честно говоря, не знаю ни одного случая, когда бы человек реально получил помощь от подобного рода людей. Но если кто-то говорил, что он все же получил такую помощь, то на краткосрочную перспективу она могла быть. То есть человек пришел к подобного рода специалисту, и ему показалось, что ему стало хорошо.

Я считаю, что здесь действовал либо эффект плацебо, либо эффект маятника, когда, благодаря вторжению в психику человека, он вроде бы ощутил какую-то помощь, а потом маятник качнулся в обратную сторону, и все проблемы не просто вернулись, но вернулись с осложнениями.

Таких случаев я знаю действительно огромное количество, но я не припомню случая, чтобы человек пришел и сказал: «Я со своими серьезными проблемами сидел перед телевизором, заряжал воду, и все мои проблемы ушли». Конечно, иногда по телевизору показывали, как подобного рода маги, например, делали операцию якобы без анестезии. Но потом оказывалось, что все это либо было шарлатанством, либо очень плохо заканчивалось для больного.

– Владыка, зачастую и в нашем городе, и в других городах на дверях подъездов можно увидеть вот такие объявления: «Потомственная шаманка проводит сеансы…» Это из той же серии?

– Конечно. Во-первых, из той же серии, а во-вторых, сколько раз уже твердили миру, что ложь гнусна. То же самое можно сказать и об этом. Мне кажется, здесь человек просто должен сохранять некую духовную бдительность.

Помню, в дни моей молодости на дверях электрощитовых можно было увидеть таблички с черепом, молнией и надписью: «Не влезай! Убьет!» Думаю, когда мы видим такие объявления на дверях подъездов, мы сразу должны вспоминать о том, что мы должны иметь чувство духовного самосохранения, чтобы беречь свою душу, в которой есть место только для Бога, только для нашей подлинной духовной жизни.

– Но почему люди обращаются, как им кажется, к каким-то потусторонним силам? Думаю, они обращаются к ним, когда их душе на самом деле плохо, когда их сердце, их любовь разбиты, и они хотят каким-то образом успокоить эту боль. Еще я знаю множество случаев, когда люди приходили к гадалкам, чтобы кого-то приворожить, несмотря на то что их предупреждали об опасности. Что Вы посоветуете этим людям, чтобы они не прибегали к темным силам?

– Тот, кто имеет огород, знает, что если перестать возделывать грядки, они постепенно начинают зарастать сорняками, бурьяном. В народе есть такая пословица: «Свято место пусто не бывает». Так вот, когда человек не наполняет свое сердце подлинной духовной жизнью, там возникает духовный вакуум. Сердце, душа человека не терпят этой пустоты, и они начинают заполняться неким суррогатом, подменой, фикцией духовной жизни. Человек оказывается в этих сетях, когда у него отсутствует подлинная духовная жизнь.

А что делать, чтобы этого не было? Заполнять свой внутренний мир подлинными духовными ценностями, провозглашенными в Святом Евангелии, проповедуемыми Церковью, которые приобретаются человеком, идущим тем путем, которым прежде прошли многие святые подвижники. Это апробированный, проверенный путь стяжания подлинных духовных ценностей, заполняющих этот вакуум и дающих ответ на многие наши вопросы.

– Владыка, давайте перейдем ко второй части нашей программы, в которой мы уже говорим о каких-то церковных праздниках и темах. 10 августа Церковь чтит замечательную Смоленскую икону Божией Матери «Одигитрия». Расскажите об этой иконе подробнее, ведь наверняка архиереи относятся к ней по-особенному.

– Греческое слово «Одигитрия» означает «Путеводительница». По преданию, эта икона была написана святым апостолом-евангелистом Лукой и хранилась в Константинополе. Вскоре после Крещения Руси один из древнейших списков с этой иконы был принесен на Русь, и мы уже знаем эту икону под другим названием – Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия». Местом пребывания этой иконы был город Смоленск.

Через эту икону Матерь Божия многократно являла Свои милости нашему Отечеству. Если северные наши пределы Пресвятая Богородица охраняла и благословляла Своей иконой «Тихвинская», то западные рубежи Руси Она охраняла, поставив на стражу Свой образ, который мы именуем иконой Смоленской «Одигитрия».

Многочисленные списки, копии с этой иконы разошлись по всей Руси. Одна из таких копий, написанная в самом начале XVII века одним из иконописцев в Тобольске по просьбе томичей, прославилась благодатными знамениями и чудесами у нас, на Томской земле. До революции местом пребывания этой иконы было нынешнее село Мельниково, и это село имело название Богородское в честь этой небольшой иконки Смоленской Божией Матери «Одигитрия».

Когда эту икону везли в Томск, уже по дороге от нее начали совершаться многочисленные чудеса. На Томской земле потоки чудотворений от этой иконы были самыми разными. По молитвам перед этой иконой люди получали помощь Богородицы в житейских нуждах, в болезнях, скорбях, печалях.

Когда в Богородском была построена церковь и икона была там помещена, паломники шли туда нескончаемым потоком вплоть до 30-х годов ХХ века, а один раз в году эту чудотворную икону приносили с крестным ходом в город Томск. Говорят, что весь город выходил встречать эту икону.

После революции эта икона считалась утраченной, следы ее временно потерялись, но не так давно, в 2009 году, совершенно чудесным образом она была обнаружена. Можно сказать, Божия Матерь возвратила нам эту некогда утраченную святыню. В настоящее время икона находится в кафедральном соборе в городе Томске, потому что в Мельниково церковь пока еще строится.

Каждый год 10 августа, в день празднования этой иконы, мы совершаем пятикилометровый крестный ход в Мельниково, до того места, где когда-то был храм, в котором находилась эта чудотворная икона, и под открытым небом совершаем там Божественную литургию.

Сегодня крестный ход тоже состоялся, и мы отслужили литургию на месте явления чудотворной иконы Божией Матери и прославления Ее чудесами. И в наше время Пресвятая Богородица через святую Свою икону являет многочисленные милости людям, которые с молитвой к Ней обращаются.

Когда-то икону «Одигитрия» (или «Путеводительница») брали с собой в походы сначала византийские императоры, затем древнерусские князья, полководцы. Кстати, именно перед этой иконой молился Кутузов перед Бородинским сражением, и ее привозили в русское войско.

Но не только поэтому эту икону называют «Одигитрией», но еще и потому, что мы вверяем свою судьбу Матери Божией, и Она ведет нас по жизни, является нашей Путеводительницей и не дает нам заблудиться и сбиться с пути. Она ведет нас по тому верному пути, о котором Сам Господь сказал: Я есмь путь и истина и жизнь. На этой иконе Божия Матерь одной рукой держит Христа, а другой указывает на Него, как бы обращаясь к нам: «Вот тот путь, по которому вы должны идти».

– У нас еще есть вопросы телезрителей.

«Как Вы относитесь к тому, что некоторые священники совмещают служение и мирскую работу? Я знаю батюшку из другой епархии, который еще ведет прием как психолог за пять тысяч рублей в час. Можно ли назвать это служением Богу и мамоне?»

– Когда человек трудится, это не есть служение мамоне. Служение мамоне – это когда человек оставляет дело Божие и полностью переключается на достижение каких-то земных благ. Если этот батюшка, служа в Церкви, ставит еще себе целью свое обогащение, наверное, этого делать не стоит.

С другой стороны, многие приходы нельзя назвать материально обеспеченными, и не всякий приход может обеспечить священнику нормальную, достойную заработную плату. Скажем, в Западной Европе, в Соединенных Штатах Америки часто встречается явление, когда настоятели православных храмов в будние дни работают, кто-то врачами, кто-то учителями, а в воскресные и праздничные дни они проводят богослужения в приходе, который поручен им для окормления.

У нас на Руси, как правило, приходы всегда крупные, и священнику хватает забот, чтобы всецело отдавать себя своему приходу, но есть и небольшие сельские приходы, которые не в состоянии полностью содержать священнослужителя.

Не так давно Церковью был разработан перечень видов деятельности, которыми может заниматься священник помимо служения Церкви. Среди допустимых профессий есть, к примеру, профессии врача и учителя. Вообще я знаю много примеров, когда священник не только не рассматривает такое совмещение как нечто зазорное, а тем более как служение мамоне, но, наоборот, считает это продолжением своего пастырского служения.

Пастырское служение означает не только предстояние священника перед престолом и молитву за свою паству, которая за его спиной как за каменной стеной, но и его беседы с людьми. Примером своей жизни он показывает путь, который приводит ко Христу. Поэтому я считаю совмещение служения Церкви и такого рода деятельности вполне нормальным.

– «Владыка,  когда мощи Георгия Победоносца занесли в Казанский храм Богородице-Алексиевского монастыря и открыли для поклонения, в притворе возникла такая давка, что некоторым людям стало плохо. Есть ли возможность как-то по-другому распределять людские потоки или, может быть, имело смысл вообще не вносить их в храм?»

– Все это уже прошло. Мы же не обсуждаем, что было в прошлом или позапрошлом веке. Понятно, когда бывают большие скопления людей, какие-то проблемы могут возникнуть, и мы всегда по возможности стараемся их избегать. Когда в следующий раз у нас будут подобного рода мероприятия, мы подумаем об этом.

– А будут ли они в ближайшее время?

– Этот вопрос не ко мне, а, наверное, к Господу, Который все предусматривает. Надеюсь, что когда-нибудь что-то будет. Ну а давки бывают. Когда много людей, всегда что-то может случиться.

– Да и мощи святого Георгия Победоносца были совсем недолго, и люди съехались чуть ли не со всей Томской области.

– Наверное, если бы мы оставили их на улице, все равно что-то могло бы произойти. А вообще к мощам нужно подходить, имея определенный духовный настрой. Думаю, что человек, который в это время погружается в молитву, вряд ли будет расталкивать других своими локтями.

Поэтому нужно стараться регламентировать не только какие-то процедуры доступа к святыне при многолюдстве, но и свое внутреннее отношение ко всему происходящему. И когда приносят святыню, думаю, этого правила тоже следует держаться.

– «В церковной иерархии сан иерея считается выше диаконского сана. Почему же некоторые отцы всю жизнь остаются в диаконском чине, например томский протодиакон Владимир Марков, а кто-то остается в диаконском чине всего пару дней и становится священником. Это решение самих этих людей или церковноначалие по какой-то причине не рукополагает их в священный сан?»

– Знаете, лет двадцать назад был такой случай. Один выпускник Томской духовной семинарии, прослужив диаконом месяца два, был рукоположен мной в священники, потому что он вполне созрел для священнослужения, а на одном из приходов был очень нужен священник. После его рукоположения один из почтенных клириков Томской епархии сказал: «Ах, какого диакона потеряла наша епархия!»

Действительно, есть диаконы, которых не рукополагают во священники, потому что у них диаконское призвание, что ли. И вообще нельзя сравнивать священническое и диаконское служения. Это равносильно тому, что сравнивать слух и зрение – что из них лучше, а что хуже. И то, и другое ценны для человека.

Как говорит апостол Павел, служение в Церкви многоразлично, как многоразличны в теле человека его части, несущие свои определенные функции. Есть люди, имеющие именно призвание диакона, и почему же им не служить диаконами? А уважение и почтение к ним ничуть не меньшее, чем к священникам.

Поэтому отцы служат диаконами десятилетиями вовсе не потому, что они недостойны быть священниками, а потому, что у них именно такое призвание, и было бы непростительным ущербом для Церкви, если бы они перестали нести именно это служение. Священников много, а диаконов не так уж и много.

– Здесь, владыка, я готов подписаться под каждым Вашим словом. По долгу службы мне приходится общаться с томскими батюшками, и я вижу, что к упомянутому здесь отцу протодиакону Владимиру Маркову все относятся с каким-то особым пиететом.

Ведущий Виталий Степкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 05 мая: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать