Православная азбука. Таинство исповеди. Беседа с протоиереем Сергием Ксенофонтовым. Часть 1

22 мая 2023 г.

– Исповедь – это таинство Церкви, к которому христиане приступают, пожалуй, чаще всего. Но, несмотря на это, вопросы о том, как правильно исповедоваться, не иссякают никогда. Для чего же нам нужно это таинство? Как подготовиться и как правильно к нему приступить? Зачем нужна человеку исповедь?

– Таинство Покаяния установлено Самим Господом нашим Иисусом Христом и имеет величайшую спасительную силу. Святые называют таинство Покаяния вторым крещением. Если первое крещение нас вводит в Церковь, делает ее членами, то таинство Покаяния дает возможность восстановления жизни в Церкви, потому что грех, который присутствует в жизни каждого человека по его страстности, отлучает нас от единства Церкви, от соединения со Христом. И преодоление греха возможно только через покаяние.

Покаяние, как мы просто говорим – исповедь, является не просто каким-то одноразовым актом, это есть образ жизни человека. Подобно тому, как тело живет тем, что дышит, так душа человека живет тем, что кается. Покаяние есть сложный процесс бытия христианского сознания и формирования человеческой личности. Это есть основание применения христианских заповедей. Когда человек реально сталкивается в своей жизни с необходимостью изменения ее по заповедям Божиим, он сталкивается со своим недостоинством, своей страстностью, что проявляется в грехах.

Действие покаяния позволяет преодолевать это. По сути, покаяние есть двойное действие: как милосердие Божие по отношению к человеку, действие Божественной силы, Божественной благодати в человеке, так и желание человека измениться. И это желание человека измениться выражается в том, что он добровольно позволяет силе Божией действовать в себе. Человек позволяет действовать Богу в себе. И Бог изменяет человека тогда, когда человек кается. То есть покаяние – это не просто некое осознание своей греховности, рассказ Богу о своих грехах и понимание того, что грех есть в жизни и действует. Покаяние – добровольное согласие человека на действие Божественной благодати для изменения себя, приведения себя в соответствие тому, чего хочет от нас Господь. А Господь желает от нас соответствия первозданному образу, чистоты и святости. Мы понимаем, когда сталкиваемся с грехом, что наших сил недостаточно, и мы ищем помощи Божией.

– Как исповедоваться впервые?

– Человек, который, может, не так часто ходил в церковь, не был сильно воцерковлен, но испытывает желание и необходимость исповедоваться, должен поговорить со священником, должна быть какая-то предварительная беседа. И священник объяснит необходимость покаяния, формы этого покаяния, даст первые советы, как нужно каяться.

Конечно, само покаяние подчиняется определенным правилам, но каждый человек индивидуален, и священник в общении с человеком может дать первые советы, как приступить к таинству Исповеди. Первый опыт очень важен, и он может оставить у человека отпечаток неприятия, страха, смущения, соблазна, и человек может в следующий раз не прийти, а покаяние, как я уже сказал, должно быть опытом всей жизни.

Когда человек пришел на первую исповедь, по всей видимости, он испытал некоторое влияние, если можно так сказать, предваряющей благодати. Господь воздействовал на душу этого человека, и какие-то обстоятельства его жизни показали ему, что есть в его жизни нечто, от чего он сам лично избавиться не может, и это мешает его жизни, это напрягает его, и ему хочется от этого избавиться.

Человек приходит на первую исповедь, и иногда это бывает совершенно внезапно. Человек до этого несколько раз заходил в церковь, стоял, присматривался, видел, что люди подходят к священнику, о чем-то говорят, священник над ними читает молитву… Он понимал, что это, наверное, и есть таинство Исповеди, о котором он где-то когда-то слышал, может быть, в каких-то фильмах видел. И он внезапно испытывает желание подойти и поговорить со священником, и тут как раз важно дать возможность человеку понять, что есть исповедь, а есть духовная беседа. И уже священник на месте решает, прочитать молитву или просто побеседовать и дать понять, когда в следующий раз прийти.

В большинстве случаев первая исповедь состоит из вопросов и ответов, так сказать, рассказа о наболевшем. Пусть это небольшой рассказ, но о том, что у человека сейчас на первом плане, о чем он хочет сказать. И уже священник сам решает, исповедь это или просто беседа. Читать молитву прощения или нет. Но потом священник дает хотя бы небольшое количество советов, как подготовиться к таинству Исповеди, и в большинстве случаев, особенно если это нормальный, состоявшийся приход, священник назначает личную встречу, и тогда уже проходит более подробная беседа, а также исповедь, полезная для человека.

– А в чем разница между духовной беседой и таинством Исповеди?

– Разница заключается в том, что при таинстве Исповеди человек осознает, что у него присутствует грех; он может быть не очень большим, но тем не менее человек, по вере своей, ищет прощения и помощи Божией. А духовная беседа – это заявление проблемы и попытка найти ее решение. Сама исповедь этим человеком не видится как средство решения, человек может сказать, что все грешат, что, наверное, и он грешен. Но осознание того, какова степень вины его самого в происходящем, может просто отсутствовать, и тогда уже исповедь как осознание своего греха и желание с помощью Божией исправиться – не состоится.

Во время первого разговора перед исповедью нужно определить, насколько человеку хватает веры для осознания того, что с ним происходит, каковы его отношения с Богом.

– Давайте попробуем сформулировать пошаговую инструкцию для человека, который собрался исповедоваться.

– Мы уже сказали о том, что если есть возможность, то надо поговорить со священником. Священник, даже если он очень занят на приходе, всегда даст несколько советов; плюс порекомендует литературу. Сейчас выпускается очень много литературы в помощь кающимся. Книги так и называются: «Как исповедоваться», «В помощь кающемуся», «Советы святых отцов о покаянии». Дело в том, что человек, который долго жил без покаяния,  жил со своим грехом, просто не понимает, что это грех. Иногда душа человека похожа на глубокую яму, в которую годами сваливали мусор, а сверху все это поросло красивой травкой. И только слой за слоем очищая свою душу, мы понимаем, что это все лежит глубоко, что это очень сложно очистить.

Покаяние имеет такое свойство: чем больше человек кается, тем больше он видит свои грехи. Когда человек понимает, что в его жизни присутствует грех, когда он с помощью священника, литературы определил понимание греха, он начинает уже пытаться увидеть, какие именно грехи у него есть.

Следующим этапом подготовки к таинству Исповеди должна быть ликвидация самооправдания, вплоть до ненависти ко греху.

– То есть второй шаг – это избавиться от самооправдания, привычки оправдывать свои поступки?

– Да. Наш гордый ум имеет привычку к самооправданию, и от этого нужно отстраниться. Мы должны прийти к пониманию того, что грех не является частью нашей жизни, это некая духовная болезнь, и, как любая болезнь, она вредна и мешает жить, поэтому нужно от нее избавиться.

Следующим этапом должно быть понимание, что сами мы этого сделать не можем, мы остро нуждаемся в помощи извне, именно в Божественной помощи, и эта Божественная помощь может быть оказана во время исповеди. И к этому одновременно должно прибавляться побуждение себя к тому, чтобы избавиться от греха, то есть некое обещание самому себе и Богу не повторять этот грех.

Со временем, когда таинство Исповеди станет неотъемлемой частью духовной жизни, христианин придет к пониманию того, что грех может повториться, но это отнюдь не отменяет того, что человек каждый раз к исповеди должен подходить с твердым желанием не повторять этого греха. Как любой выздоравливающий от болезни человек, он понимает, что в случае какой-то слабости, неосторожности или каких-то других обстоятельств он может опять заболеть этой болезнью. Но тем не менее это не отменяет ни радости освобождения от болезни, ни того, что человек должен жить под давлением мысли о том, что он вновь может заболеть этой болезнью. Бодрая борьба с грехом должна постоянно присутствовать, несмотря на то что грехопадение может повториться. Все это должно на каждом этапе сопровождаться уверенностью, поддержанной богослужением и Священным Писанием, в том, что Бог любит тебя, потому что все, что делает любвеобильный Бог по отношению к человеку, Он делает по любви, и это человек должен почувствовать в таинстве Исповеди.

– Зачем на исповеди нужен священник? Ведь это, по сути, разговор человека с Богом, человек признает свои грехи и сожалеет о них. Зачем нужен священник как посредник?

– Это один из частых вопросов, которые не задают, но которые светятся в глазах и чувствуются в отношении со священником. Добрый священник должен всегда об этом говорить своим прихожанам. Перед началом таинства Исповеди священник читает подготовительную молитву о Покаянии, в которой говорится о том, что Христос невидимо стоит, приемля исповедание ваше, то есть, как и в любом таинстве, совершителем является Христос, это действие Святого Духа, которое приводит к какому-то положительному духовному результату.

Посредничество священника нужно для того, чтобы видимым образом показать невидимое присутствие Христа. Понимание этого определяет поведение самого священника, который показывает присутствие Христа. Значит, соответствующим должно быть и его поведение по отношению к прихожанину. И должно быть понимание у самого кающегося, что он исповедуется Христу. Поэтому мы можем встретить у многих опытных священников и даже у святых отцов утверждение: когда исповедуешься, можешь не замечать священника, тебе не так важен его опыт, его сан, его вид, отчасти и его поведение, потому что совершителем является Христос.

– Правильно ли в таком случае просить на исповеди у священника совета?

– Лучше всего этого избегать. Именно это даже и для священника постепенно и незаметно переводит покаяние из формата исповеди, если можно так сказать, в формат духовной беседы. И опытные священники обычно вежливо и тактично говорят кающемуся о том, что он может просить совета вне исповеди, тогда можно будет поговорить об этом. Во время исповеди в форме советов иногда бывают отступления, которые мешают покаянию и сосредоточению в чувствовании Христа, в чувствовании пробуждения своей совести и получения от Бога милости прощения.

Такие вещи, как, например, уточнение греха, его подробности, место, время, особенно упоминание участников греха, приводят к тому, что мы, сами того не понимая, будучи страстными людьми, просто начинаем себя оправдывать. Это свидетельство того, что человек в предстоящем священнике перестает видеть Христа, а видит человека, и ему хочется оправдаться перед ним. Даже понимая, что священник тоже грешен, тем не менее принятое вне церковного пространства желание показать себя хорошим здесь тоже действует. И это отчасти бывает страстным проявлением, и бесконечные подробности, где, когда, с кем и почему был совершен грех, – это просто самооправдание, и оно не является частью таинства Исповеди.

Ведущая Ольга Бытко

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 08 мая: 00:30
  • Суббота, 11 мая: 14:05
  • Понедельник, 13 мая: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать