По святым местам. Вологда православная. Итоговая программа. Часть 1

19 мая 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Мы завершаем наше путешествие по Вологде. Вспомним, как этот город был основан святым Герасимом, как сюда пришел преподобный Димитрий Прилуцкий, чтобы возвести монастырь, и как царь Иоанн Грозный строил Кремль и Софийский собор.

Программа «По святым местам» приветствует вас из Вологды. Северной Фиваидой называл эти края писатель Андрей Муравьев. Сама Фиваида находится в Египте и известна как место жительства раннехристианских монахов-отшельников. Вологду тоже основал монах − преподобный Герасим.

Итак, год 1147-й – сюда из Киева приходит преподобный Герасим. Здесь он построил храм Живоначальной Троицы, с которого и началась история Вологды.

Протоиерей Алексий Сорокин, настоятель храма святого праведного Лазаря:

− Эти семена, посеянные преподобным Герасимом, не исчезли, они принесли свои плоды, и город Вологда впоследствии показал  много примеров того, как здесь рождались, подвизались, были в ссылке многие русские святые.

Святых, чей труд и молитва связаны с этой землей, действительно очень много – священники и монахи стремились на Русский Север, одни с проповедью евангельской истины, другие – в поисках уединения и безмолвия. Во второй половине XIV века в Вологду пришел святой Димитрий Прилуцкий.

Иеромонах Ферапонт (Широков), благочинный Спасо-Прилуцкого монастыря:

− Преподобный Димитрий пришел сюда вместе со своим учеником Пахомием для того, чтобы в этих святых местах найти уединение и здесь совершать свои монашеские подвиги. Преподобный Димитрий пришел из Переславля-Залесского, он к тому времени сыскал уже существенную славу, и великий московский князь Дмитрий Иванович Донской очень почитал преподобного Димитрия, просил его быть крестным отцом  сына. Все это тяготило подвижника, который принимает решение в 1371 году уйти в далекие северные земли.

Но здесь местные жители не сразу приняли святого – с одного места его даже прогнали крестьяне, думая, что преподобный хочет завладеть их имуществом.

Иеромонах Ферапонт:

− И Димитрий принимает решение идти еще дальше на Север, доходит до Вологды, ровесницы Москвы (год основания – 1147-й), и видит, что город славный. Из жития преподобного известно, что в городе было много церквей, но общежительного монастыря не было. И преподобный на окраине, в излучине реки Вологды, при луке, основывает Спасо-Прилуцкий монастырь.

Еще при жизни Димитрий Прилуцкий заложил главный храм монастыря. Правда, в 1371 году, когда обитель была основана, Спасский собор был деревянным. Строительство шло быстро: люди обрадовались, что у них будет свой монастырь, и помогали чем могли. 

Иеромонах Ферапонт:

– Комплекс монастыря формировался на протяжении нескольких столетий. Первые каменные строения появились в первой половине XVI века, а самые поздние – в XIX веке. Древнейшая каменная постройка не только нашего монастыря, но всей Вологды – Спасский собор, главный храм святой обители. Он заложен в 1537 году, а завершен в 1542 году, то есть строился сравнительно недолго, что по тем временам было чем-то из ряда вон выходящим. В середине XVI века ни в одном крупном городе еще не было каменного строительства, а в Вологде – Спасский собор. Это было сделано благодаря вложениям великого московского князя и средствам Государева двора, поступающим за молитвенную помощь преподобного. Еще не было Софийского кафедрального собора Вологды, а Спасский уже строился.

Каменный собор возводился в годы правления Ивана Грозного, и чтобы строительство могло осуществляться как можно быстрее, государь даже повелел освободить святую обитель от всяческих пошлин.

Иеромонах Ферапонт:

– Мы находимся у мощей небесного покровителя и основателя нашего монастыря преподобного Димитрия Прилуцкого. Из жития святого известно, что он вел строгую аскетическую жизнь. По преданию, был очень красив, это смущало его самого, так что он часто был вынужден скрывать свое лицо от прихожан. Сразу же после его прихода сюда стали стекаться многочисленные паломники. Из Переславля-Залесского, откуда преподобный пришел, собралась братия, и в скором времени здесь возник уже полноценный монастырь, первый общежительный на Севере.

У мощей преподобного Димитрия Прилуцкого совершались многочисленные исцеления. Самое известное чудо – исцеление от болезни, которая была названа «корчета», потому что больных корчило, они вынуждены были опираться на палки. У мощей преподобного они получали исцеление, свидетельством чего были многочисленные оставляемые здесь палки, их ежедневно два сильных монаха выносили из собора.

Рядом с мощами небесного покровителя монастыря святого Димитрия Прилуцкого пребывают мощи еще двух подвижников святой обители.

Иеромонах Ферапонт:

– Многие монастыри Вологодской епархии были не только духовными центрами, но и местом ссылок, и Спасо-Прилуцкий монастырь разделил с ними, к сожалению, эту участь. Начиная с XV века в Спасо-Прилуцкий монастырь ссылали князей, и в нижнем храме нашего монастыря покоятся мощи преподобного Игнатия Прилуцкого и благоверного князя Димитрия, угличских чудотворцев.

Святые были племянниками великого князя Ивана III. Дело в том, что в средние века Русь была поделена на удельные княжества, из-за чего междоусобицы происходили постоянно. Так, Андрей Васильевич Большой, удельный князь Углицкий, брат великого князя Ивана III, подвергся опале – он был схвачен и закончил свои дни в темнице, а его сыновья Иван и Дмитрий, которым было 15 и 11 лет, были сосланы в Спасо-Прилуцкий монастырь.

Иеромонах Ферапонт:

– Несмотря на тяжесть их заточения, на то, что всю свою жизнь с самого детского возраста они пробыли в заточении, они безропотно претерпевали все страдания, и это тоже является их подвигом.

Лишенные родных и друзей, мальчики находились в сырой тесной и душной темнице в оковах, они видели вокруг себя только суровые лица своих стражей и утешение могли найти лишь в молитве к Богу и усердной Заступнице всех несчастных и страждущих Пресвятой Богородице.

Иеромонах Ферапонт:

– Иван (так звали преподобного Игнатия в миру) незадолго до смерти принял монашеский постриг и упокоился в стенах монастыря. Он славился еще при жизни, к нему приходили за помощью и утешением многие верующие. Его брат Димитрий незадолго до своей кончины получил некое послабление в своем заточении – с него сняли оковы, и после его упокоения он был погребен у ног своего брата. Таким образом, сегодня эти два святых являются также нашими небесными заступниками.

День памяти преподобного Игнатия Прилуцкого 1 июня. Вместе с ним в лике местночтимых святых вспоминают и его брата Димитрия. И вот у Вологды становится все больше молитвенников и заступников у Престола Божия, и в XVI веке этот город начал активно развиваться, да так, что вполне мог стать северной столицей Руси. На берегу реки по указу царя Ивана Грозного в Вологде начинают строить крепость. Будущая резиденция царя должна была быть в два раза больше, чем Московский Кремль, и в центре Вологодского Кремля стали строить каменный собор.

Священник Сергий Зяблицкий, ключарь Софийского Успенского кафедрального собора города Вологды:

– Мы с вами сейчас находимся в главном храме этой земли, жемчужине города Вологды, Софийском соборе, который построен на средства царя Ивана Грозного, и церковное предание гласит, что царь Иван Грозный непосредственно жил здесь, в Вологде, два года и контролировал строительство этого храма. К концу XVII века храм получил свое главное украшение – живопись. Работы осуществляли ярославские мастера: Дмитрий Плеханов с артелью в 30 человек, они за два года расписали всю поверхность стен храма, которая составляет более 5 000 м².

В результате этой работы появилась одна из достопримечательностей храма – самая большая в России фреска Страшного Суда.

Священник Сергий Зяблицкий:

– Всю западную стену храма занимает единое изображение – фреска Страшного Суда. На ней изображен змей, то есть прообраз сатаны, искусителя, который по всему морю нашей жизни движется и кого-то уловляет и искушает, а кто-то ему противится и таким образом получает наследие в Царстве Небесном.

– Очень интересно, что здесь отражены костюмы эпохи того времени, я так понимаю – группа мужчин в голландских шляпах?

Священник Сергий Зяблицкий:

– Действительно, Вологда была большим торговым городом, здесь находились торговые представительства Индии, Голландии, может быть, и других торговых стран. Люди видели этих представителей инославия и других государств, и на этой фреске как раз изображены такие люди европейского вида.

Иностранцы селились в Вологде во Фрязиновой слободе. Сейчас здесь стоит храм в честь покровителя всех мореплавателей – апостола Андрея Первозванного. Некоторые историки считают, что сюда для общения с иноземными купцами приезжал даже Петр I. В самой Вологде государь бывал не раз, на противоположном от Андреевского храма берегу реки сохранился дом, где останавливался государь. Пять раз в Вологду приезжал Петр I, в двух кварталах от Покровского храма находится дом, где останавливался государь. Сейчас здесь музей. По преданию, жители слободы подарили Петру Алексеевичу образ Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина».

Священник Вячеслав Тюнев, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы на Козлёне: 

– Для флота требовались канаты и веревки, а здесь было льняное производство, где они производились. Именно по этой причине Петр оказался здесь и по пути посетил наш храм. 

После революции в этой церкви служил священномученик Алфей Корбанский. Об исповедниках и праведниках этой земли мы расскажем в заключительном выпуске программы «По святым местам», посвященном Вологодской епархии.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 02 мая: 15:15
  • Пятница, 03 мая: 23:45
  • Воскресенье, 05 мая: 12:45

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать