Сам город был основан в середине XVI века при Иване Грозном как укрепление для защиты рубежей Рязанского княжества. При Петре I в начале XVIII века Шацкая провинция вошла в состав Азовской губернии.
Протоиерей Филипп Квасный, ключарь Троицкого собора:
– Собор построили в 1773 году, а в дальнейшем его перестроили.
Построил собор в конце XVIII века московский купец Леонид Милованов. Откуда у него была такая любовь к Шацку и почему именно здесь он решил возвести церковь, этого история не сохранила, как не сохранила и портрет купца.
Наталья Георгиевна Рахимова, помощница настоятеля:
– Мы не знаем эту историю. Я много раз пыталась найти, что это за купец и почему он решил здесь строить храм, но не нашла. Такая вот у нас тайна осталась.
Но зато любовь к Святой Троице осталась здесь на века.
Протоиерей Филипп Квасный:
– Все любят и особо почитают этот праздник, потому жители в то время и выбрали название храма в честь Святой Троицы.
Жители города очень любили многих святых, поэтому храмовыми праздниками были и день Пророка Илии, и день святой Параскевы, и Архангела Михаила.
Протоиерей Филипп Квасный:
– Издревле были почитаемы еще два престола. На окраине Шацка был храм Архангела Михаила, казачий храм, который был рубежом, защитой города.
Летом 2023 года Михаило-Архангельский храм на окраине Шацка восстановили. А Параскева Пятница почиталась потому, что там, где сейчас стоит Троицкий собор, в XVII веке была деревянная Параскевинская церковь.
Наталья Георгиевна Рахимова:
– У нас была замечательная икона Параскевы Пятницы, чудотворная. Но она стала рушиться... Людей стало приходить больше и больше, а в то время хоть Шацк и был маленьким городом, в нем было 9 храмов. И вот решили построить этот храм. Но сначала купец Милованов построил только один четверик. Позже он стал мал для того, чтобы в нем собирались люди.
Через 70 лет собор значительно увеличился. Добавили трапезную часть, два престола – во имя всех святых и великомученицы Варвары.
Это распятие старинное, но оно не из Троицкого храма, а из другого, Воскресенского, который до революции стоял в центре Шацка. Когда Воскресенский храм разрушали, одна местная жительница по имени Марина взяла это распятие и унесла к себе домой. Причем к святыне она относилась очень трогательно. Зимой ей казалось, что Спаситель мерзнет, поэтому она укрывала Его теплой одеждой. А в конце жизни женщина пожертвовала это распятие в храм.
Здание Воскресенского собора частично сохранилось, но сейчас его занимает автовокзал. В годы советской власти был закрыт и Троицкий храм.
Протоиерей Филипп Квасный:
– Конечно, он мало был похож на храм, потому что верх был, а купол и колокольню снесли. Но все равно люди знали об этом месте, особо почитали и сожалели о том, что храм, такой почитаемый, был осквернен.
Сейчас рядом с храмом разбит прекрасный парк. Дорожки, скамеечки, цветы. Но когда-то о такой красоте можно было только мечтать. Дело в том, что когда в середине XX века в здании церкви находился инкубатор, то некоторые отходы производства сбрасывали прямо здесь.
Наталья Георгиевна Рахимова:
– Не было ни окон, ничего. Здесь был инкубаторный цех, стояли стеллажи для цыпляток. Здесь, где была огромная колокольня, стоял какой-то резервуар с топливом – они, видимо, отапливали храм.
Когда в 90-е храм вернули верующим, то сначала главный придел просто отгородили брезентом. И 30 лет назад состоялось освящение придела иерейским чином.
Наталья Георгиевна Рахимова:
– Радость у людей была, солнечный день, июль. С тех пор, как освятили, начались богослужения. Они проводились только в субботу вечером и в воскресенье. Отопления не было. Зимой на цементном полу стоять было очень холодно. Потом нам кто-то пожертвовал какие-то плиты, отопление стало электрическим. Мы, в общем, разорялись на этом – надо же платить было за все, а средств в храме не было, но потихоньку это все стало преодолеваться, и в конце концов начали здесь делать ремонт.
А был такой момент. Для того чтобы было тепло цыплятам, когда здесь был инкубаторский цех, на потолок заложили труху от гречки, и она была подвешена на брезенте. Однажды здесь шла у нас панихида, и вдруг потолок обрушился, и все это падает на наших прихожан. Все осыпалось, но никто не пострадал, просто было очень комично, что мы в таком положении оказались.
Два года люди молились, стоя на холодном цементном полу.
Наталья Георгиевна Рахимова:
– В 1997 году настоятелем стал игумен Серафим (Сергеев). Он тогда был просто священником-целибатом. В нашем храме он принял монашеский постриг, потом стал игуменом. При батюшке Серафиме началось восстановление храма.
Я помню такой момент: эту лужу мы засыпали камнями, их собирали здесь, на территории. У нас бабушки старенькие, они были с палочками, и они камушки положат в свои какие-то мешочки, сумочки, на плече несут их в эту лужу. Высыпали, другую положат на плечи, несут. Смотреть на это было очень трогательно, но каждый хотел сюда вложить часть своего труда, часть своей души.
Колокольни храма к тому времени уже не было, а вот как она выглядела, никто не знал. Люди начали отправлять письма в разные инстанции, и из питерского архива пришел ответ с планом.
Протоиерей Филипп Квасный:
– Колокольню пришлось выстроить заново, но это благодаря прошлому настоятелю, игумену Серафиму, который, к сожалению, скончался в годы пандемии. Он был благочинным, старательным, и все благолепие, которое мы видим, это его старание.
Наталья Георгиевна Рахимова:
– Приехали строители с Украины, которые быстро строили, три человека всего. Они за лето построили колокольню. Когда она уже была построена, такая была радость... Кирпичи мы привозили из Моршанска. Это особый кирпич из настоящей глины. Сами ездили, грузили, бабушки приходили грузить в эти машины – такой был подъем духовный у нас в это время, больше я такого подъема не вижу.
Так все вместе потихоньку храм привели в сегодняшний благолепный вид. И 6 марта 2016 года епископ Скопинский и Шацкий Матвей совершил чин освящения главного придела собора.
Уже два года в храме нет его прежнего настоятеля, но помнят и отца Серафима за его любовь к Богу и людям, его добрые дела.
Протоиерей Филипп Квасный:
– Он любил богослужение, сам ежедневно бывал на богослужении, за исключением тех дней, когда уезжал куда-то, а так и пел, и читал. Одним словом, подвижник современный был.
При соборе существует воскресная школа. Она началась при отце Серафиме, мы продолжаем поддерживать воскресную школу, потому что это для нас очень важно, это наши будущие прихожане. У нас есть отдельное помещение, дети могут прийти и отдельно заниматься группами. Если раньше группы были совместные от 5 до 14 лет, то теперь у нас три отдельные группы, которые дети посещают очень охотно.
Слава Богу, у нас есть возможность сейчас с детьми заниматься, и мы занимаемся, мы пока сеем. Когда взрастет это семя, мы не знаем, это не в нашей воле, это воля Божия, когда будут плоды, но мы должны трудиться.
Наталья Георгиевна Рахимова:
– Я уже в этом храме 30 лет. Как пришла в 1993-м сюда, так Божией милостью нахожусь здесь все это время, поэтому мне даже самой удивительно, как все происходит на моих глазах.
Когда в 90-е годы храм открылся, была очень разношерстная публика, приходили «братки», старушки в белых платочках, и они с собой привозили внучат, которые вообще не представляли, что такое храм, что такое Бог.
У нас было очень много в храме венчаний. Все молодые люди, которые услышали, что храм открылся, хотели повенчаться, думая о том, что после венчания они будут долго счастливы и благополучны. Но, как оказывалось, нет.
Я помню, было так, когда батюшка венчал сразу по три пары, потому что такой был наплыв желающих. Это 90-е годы. Потом начинали уже приходить люди сознательно, и приходили те, кого можно назвать интеллигенцией: и учителя, и врачи, и работники государственных учреждений. С ними уже было как-то интереснее, что ли, потому что они задавали много вопросов, они хотели знать что-то о Боге.
Сейчас вообще другой контингент, совсем другие люди пришли в храм, сейчас уже ходят те, кто сознательно верует в Бога, уже не захожане, а именно прихожане, они приходят именно молиться, общаться с Богом.
Автор и ведущая программы Надежда Калинина
Записала Елена Чурина
Мы завершаем наше путешествие по храмам и монастырям Алатырской епархии. Вспомним еще раз, как был основан город Алатырь, какие первые церкви и святые обители там были построены. Увидим, как чтят там память новомучеников ХХ века и восстанавливают старинные святыни.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Святитель Макарий (Невский). Путь по Богу исправляя. Письма о духовной жизни
Этот день в истории. 14 октября
День ангела. 14 октября
Церковный календарь 14 октября. Покров Пресвятой Богородицы
Евангелие 14 октября. Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!