По святым местам. Орский Иверский монастырь. Часть 1

16 июня 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
История обители насчитывает пока только 8 лет, но, несмотря на короткий срок, здесь сочетаются древние монашеские традиции Руси, Афона и Грузии. В Оренбуржье возможно почувствовать себя как будто на родине святого Гавриила (Ургебадзе), помолиться у Иверского образа Богородицы - списка афонской святыни, и наполниться детской искренней радостью, которую дает Господь.

Программа «По святым местам» приехала в Орский Иверский женский монастырь. История святой обители насчитывает пока только восемь лет, но, несмотря на юный возраст, здесь сочетают древние монашеские традиции Руси, Афона и Грузии. А началась история обители с Горы Афон.

Протоиерей Сергий Баранов, духовник Орского Иверского монастыря:

– Я очень благодарен судьбе, что у меня был духовник, изначально монах, который какое-то время жил на Святой Горе. Очень ценно в твой самый первый приход в Церковь к священству – в чьи руки ты попадаешь, эта «закваска» потом будет работать. Почему? Потому, что человек приходит с искренним порывом. Желание духовной жизни на протяжении всего 27-летнего священства сопутствовало мне, слава Богу. В 2000 году мы вступаем на землю Афона, опускаемся на колени, целуем ее – эта связь с Афоном у меня продолжалась много лет. Сначала я считал, сколько раз я там был, после 30 раз перестал считать. В этой атмосфере ежедневный труд, ночью молитвы, и, наверное, эта «закваска» как-то меня направила по духовному пути, а к чему люди тянутся, то и находят (человека, ситуацию, место).

В Георгиевском храме стали собираться люди, которые хотят жить духовной жизнью. Возникло сестричество с уставом, близким к монастырскому.

Протоиерей Сергий Баранов:

– Потом я стал рассказывать об Афоне, об Иисусовой молитве, и нам захотелось в меру наших возможностей и сил не только читать книжки, рассказывать что-то друг другу, мечтать, а перейти от мечты к самому делу, к самой жизни.

С двух до трех ночи каждый у себя дома стал вставать на Иисусову молитву.

Протоиерей Сергий Баранов:

– Какая-то часть людей, которые не имели семейных обязанностей, определилась в сторону монашества, и первые постриги начались еще в кафедральном соборе, еще не было монастыря. При кафедральном соборе стала появляться община первых монахинь, а потом этот монастырь уже под нашу общину выстроился. Не так, что сначала строим монастырь, а потом ищем туда монахинь, а, наоборот, по факту получилось: стали нужны стены для уже существующего монастыря внутри этой общины.

В 2013 году был заложен первый камень в основание храма и самого монастыря в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы. Украшения внутри главной церкви напоминают о местах, где особенно прославляют Царицу Небесную.

Игумения Ксения (Пашкова), настоятельница монастыря во имя иконы Божией Матери «Иверская»:

– Можно заметить, что вот такие подсвечники – это греческая традиция, лепнина, вот эти вставки белые, тут изображены растительность, птички, звери – так украшали храмы в Древней Руси. Росписи в нашем храме сделаны заслуженным художником России Михаилом Кирильчуком. Это фрески, которые как бы перенесены  с Софийского храма в Киеве, с росписей, которые делал Васнецов. Сама форма храма  (многие отмечают) построена так, как строилась византийская базилика, как дома для Бога. Форма  очень простая, но очень четко выражает смысл самого богослужения и нашего христианского видения.

Главная святыня храма – икона Богородицы «Иверская». Образ, написанный местными мастерами, практически в тот же размер, что и на Афоне.

Игумения Ксения:

– Богородица – хозяйка в нашем монастыре. Каждый вечер в храме мы исполняем чин прощения. Как старшая, сначала я прошу прощения у Богородицы, а потом сестры также подходят к Богородице и ко мне, и так по старшинству.

Протоиерей Сергий Баранов:

– Когда я веду людей в Иверский монастырь, говорю: «Вы сейчас увидите самую великую икону». Начинаются вопросы и даже противоречия: «Икон много, почему самая великая? Это Ваше субъективное мнение…» А когда выходим от Иверской иконы, все находятся в благоговейном молчании – она действительно удивительная. Когда мы думали, кому посвятить наш монастырь, в первую очередь хотелось связать его с Пресвятой Богородицей, потому что это самое светлое, что есть после Христа. Мы решили, что это будет Иверский монастырь.

Монастырский корпус создан по принципу афонских монастырей в стиле каре и представляет собой четырехугольное сооружение, по которому можно пройти, не выходя на улицу; все три этажа закольцованы, а в самом центре храм преподобной Марии Египетской.

Протоиерей Сергий Баранов:

– Я думаю, каждая женская община должна себя ставить рядом с Марией Египетской, чтобы не выйти в фантазию, мнение о себе.

Внутри храма Марии Египетской старинный крест, который был найден под городом Гай.

Игумения Ксения:

– Этот крест установил отец погибшего сына (сына загрызли волки в степи, когда он заблудился в метель). Как память об этом и в помощь путникам, которые будут проходить по этому Царскому тракту (проходил он через поле), был установлен такой крест еще в XIX веке.

Удивительно, но в советское время комбайнеры даже объезжали этот крест, а в XXI веке святыню перенесли в монастырь, украсив древними крестами и иконами. Рядом с этим храмом есть так называемая «скамейка радости». Действует она очень просто. Человек садится на нее, делится своими тревогами и переживаниями; после рассказа о пережитом сердце и, главное, ум становятся легче, паломник поднимает глаза к небу, а там новогодние игрушки прямо из нашего детства – времени, когда о нас заботились родители, ограждали от проблем и тревог, говорили, что хорошо, а что нет. Возвращаться в этот безмятежный период нужно обязательно, ведь детство –  начало и источник нашей жизни.

Игумения Ксения:

– Это очень необычная дверь в храм старца Гавриила, ее батюшка наш придумал. Как Вы думаете, что это такое?

– Какой-то очень интересный декоративный элемент.        

Игумения Ксения:

– Это обычные пуговицы. А это секретик, который нужно смотреть с той стороны.

– В чем здесь секрет? Это как в детстве, когда мы под стеклышко «секрет» закапывали?

Интересно, делали ли такие «секретики» в земле современные ребята? А взрослые? Кто-то скажет, что это чудачество, но именно своими чудачествами блаженный Гавриил как бы говорил окружающим: «Люди, очнитесь от своей гордости и пустого тщеславия». Святой Гавриил Ургебадзе – наш современник, он взял на себя редкий подвиг юродства.

Протоиерей Сергий Баранов:

– Знаете, когда спрашивают: «За что ты меня любишь?» – иногда можно что-то говорить, а иногда только разводить руками – люблю, и все. Святого так трудно оценивать – он просто вошел в твою жизнь, в твое сердце. Знаете, духовное пространство живет не деталями, оно очень цельное. Есть такое понятие impression – воспринимаешь не через детали, а через общее впечатление: вдохнул, и тебе не нужно уже это оценивать, ты это уже получил. Гавриил Ургебадзе просто пришел к нам.

К храму пристроена келья, где можно побыть в уединении. Сестры живут здесь в дни затвора и паломникам дают возможность прикоснуться к тихой, безмолвной жизни – такой вот уголок Грузии на этой земле. Если вы все еще сомневаетесь, возможно ли в степях Оренбуржья почувствовать себя как на родине старца Гавриила, то вот вам виноградники. Совсем скоро под ясным небом и благодаря заботливому уходу здесь созреют гроздья ягод. Чем не Грузия?!

Внутри монашеского корпуса есть домовый храм преподобного Симеона Нового Богослова. Этот святой очень близок насельникам обители по своему духу.

Игумения Ксения:

– Он находится на втором этаже основного корпуса, здесь иногда мы тоже служим литургию. Рядом расположена библиотека, в которой много книг духовного содержания. Все наши сестры, паломники могут прийти сюда, взять книгу, отметив это в тетрадке.

Основным подвигом святого Симеона стала непрестанная Иисусова молитва в ее кратком виде: «Господи, помилуй!»

Протоиерей Сергий Баранов:

– Мы оцениваем духовную жизнь не просто как исполнение нравственного закона (это по большому счету могут и неверующие люди), основная нить духовной жизни – молитва. Все остальное, конечно, присутствует, но приоритеты есть, и молитва должна быть не просто как вычитывание, проговаривание, а как состояние присутствия Христа внутри тебя.

Здесь же, в храме, фотовыставка афонских подвижников.

Игумения Ксения:

– У нас однажды была такая ситуация – к батюшке пришли на беседу мама с дочкой, которые в первый раз оказались в монастыре, и пока они ждали, когда батюшка их примет, они меня спросили (я проходила мимо): «Матушка, а чьи это фотографии?» Я говорю: «Это монахи». – «И все здесь живут?» (Принято ведь в домах вешать фотографии тех, кто там живет.) И можно сказать, что монахи у нас живут, духом своим духовно нас укрепляют, и мы верим, что молитва афонских отцов тоже помогает нашему монастырю.

Храмов в святой обители еще много. О них и о монашеской жизни мы расскажем в следующем выпуске программы об Орском Иверском монастыре.

Протоиерей Сергий Баранов:

– Когда меня спрашивают, что я планирую, я отвечаю, что вообще ничего не планирую. Входить в планы Бога очень ответственно, поэтому мы не планируем, а просто живем  как Бог даст. Меня спрашивают: «Как ты все это построил?» И я говорю: «Знаете, я уже 8 лет живу в таком состоянии, когда просто присутствую перед тем, как Богородица и Господь строят, а мне разрешают рядом с Ними ходить, делать умный вид и просто наблюдать за этим». Я бы сам никогда ничего этого не сделал. Если Господь благословит – все состоится. Мы просто терпим труды, скорби, недоразумения, и все происходит, слава Богу. Вы и сами наблюдаете, что все происходит.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 28 июля: 07:45
  • Пятница, 30 июля: 23:45
  • Воскресенье, 01 августа: 12:45

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​