Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Программа «По святым местам» продолжает свое путешествие по Республике Удмуртия, и мы приехали в село, которому в этом году исполнилось 220 лет. На окраине Ижевска есть село Ягул и храм апостолов Петра и Павла. Об этом месте наш сегодняшний рассказ.
Три часа пешком или чуть больше часа в повозке – столько нужно было преодолеть жителям Ягула в XIX веке, чтобы доехать до своего прихода, который тогда находился в Ижевске. Село было приписано к Александро-Невскому собору. На протяжении всей истории села ягульцев было немало. В переводе с удмуртского «яг» – это «бор» или «лес», а «ул» – «внизу» или «под», поэтому Ягул на русский манер называли Подборное, а местную речку – Подборенка.
В XVIII веке во время переписи населения прибывшие в Ягул чиновники записали и самое первое полное название, в котором переплетались русские и удмуртские слова.
Алла Владимировна Стрель, краевед, исследователь села Ягул:
– По Ландратской переписи оно называлось «Ягул-Чудзи, а Подборное тож». В переводе наших удмуртских ученых «деревня, основанная Ягадом из рода Чудзи, живущая под сосновым бором». Вот такое длинное название.
Сейчас в Ягуле живет чуть больше трех тысяч человек, но так было не всегда.
Алла Владимировна Стрель:
– Деревенька состояла из семи дворов, а жителей было 35 человек.
Но в 1760 году со строительством Ижевского железоделательного завода жизнь Ягула разделилась на до и после. В округе вырубались вековые леса для строительства плотины, в Ягул приехали рабочие на завод. Шум, многолюдье и нарушение привычного уклада – вот с чем столкнулись ягульцы.
Алла Владимировна Стрель:
– Вся округа была занята чужими людьми. Места охоты и рыболовства, а также пахотные земли у крестьян были отобраны, поэтому им ничего не оставалось, как бежать.
Село было перенесено с территории современного Ижевска на его окраину.
Алла Владимировна Стрель:
– Если приглядеться и оценить ландшафт данного места проживания и того места, откуда они бежали, то видно, что они очень схожи – холмистая местность на речке Серчегвайка. Это удмуртское название с русскими отзвуками.
Местная речушка Серчегвай стала Ягулкой, и с 1800 года село обосновалось на новом месте. После отмены крепостного права жители империи получили свободу передвижения, и в Ягул с Вятки приехала большая семья из 14 человек.
Алла Владимировна Стрель:
– Они были очень набожными, верующими, и их затрудняло, что ездить в храм приходилось очень далеко. Бездорожье, дальность расстояния – все это подтолкнуло проявить инициативу. Интересно, что все мужчины в той семье были грамотными, причем первыми грамотными людьми в истории Ягула. Они привезли с собой первые десять книг религиозного содержания.
Семья наладила отношения и с жителями окрестных селений, и со священниками Александро-Невского собора. В 1898 году семья выступила с ходатайством о возведении в Ягуле православного храма.
Священник Иаков Зайцев, настоятель Петропавловского храма:
– Закладка храма была совершена 22 августа 1904 года. Семь окрестных деревень приняли решение храм сразу строить каменным. Храм строился в течение трех лет, с 1904 по 1907 год.
Освятили храм в 1915 году. Какие-то два года отделяли село и всю страну от вихря революционных перемен, а затем и красного террора. Во время Гражданской войны прямо у стены храма расстреляли первого штатного священника церкви отца Михаила Елисеева и его супругу Надежду Николаевну. Современники тех событий вспоминают, что это было во время богослужения, то есть батюшку вывели сюда в полном облачении. На стене до сих пор остались следы от пуль. Из документов мы знаем об отце Михаиле как об энергичном, неутомимом, трудолюбивом, инициативном, доброжелательном и скромном человеке, который был предан вере и служению Богу.
За церковью находилось кладбище. Считается, что здесь похоронено около 30 человек. Свой последний приют здесь нашли и убитые отец Михаил и его супруга Надежда. Символическим напоминанием о них для всех местных жителей служат эти две лиственницы. По воспоминаниям, трагическая гибель батюшки и его супруги произошла или в Вербное воскресенье, или на Пасху в 1919 году. В тот день красные начали грабить церковь, а батюшка хотел им помешать. В годы советской власти всех прихожан поставили на учет. На богослужение могли прийти сотрудники НКВД. В 1930 году храм закрыли.
Алла Владимировна Стрель:
– Придумали, что верующих стало меньше – 5%, хотя их оставалось больше тысячи. В принудительном порядке проводили собрания и пленумы. Привлекали даже школьников ягульской школы. Все вынуждены были поднять руки за закрытие.
Священник Иаков Зайцев:
– После закрытия храма здесь был сперва овощной склад, овощехранилище, а с 50-х годов располагался сельский Дом культуры.
Алла Владимировна Стрель:
– Здесь был кабинет заведующего Домом культуры. Им в 60-е годы был мой отец.
– И заведующий Домом культуры, и милиционер – все здесь сидели?
Алла Владимировна Стрель:
– Все. В этом крыле был сельский совет. Было очень много экспроприированной мебели. Столы, шкафы и вешалки остались от храма, который был закрыт в 1930 году. В предвоенные годы население росло – и детей становилось больше. Становилась крупнее школа-семилетка, и одного здания всем не хватало. Тогда в храме была размещена начальная школа. И, что интересно, в 1939 году в здании храма провели первую в истории Ягула новогоднюю елку для школьников. В России до 1936 года елки не проводились. После революции проведение елок было названо пережитком прошлого и запрещено. Первая елка стала своего рода значимым событием: дети пели, наряжали елку игрушками, которые делали вместе с учителями. За чтение стихов им дарили конфеты – еще и конфеты откуда-то взялись в то время.
В 1992 году приход был воссоздан.
Священник Иаков Зайцев:
– Хотя храм был освящен в честь святых апостолов Петра и Павла, вновь созданный приход получил наименование Преображенского. В 1995 году отдали сперва левое крыло храма. Тут была перегородка между левым крылом и основной частью.
Одновременно шли богослужения и работал Дом культуры. Так продолжалось четыре года, пока здание не передали полностью в весьма плачевном состоянии – все помещение было перекроено внутри кирпичными стенами.
Священник Иаков Зайцев:
– Вместо алтаря была сцена, пол был частично разобран, светильники на стенах были срезаны. В ноябре 1997 года сюда был назначен священник Михаил Карпеев, который очень много трудов положил на то, чтобы храм был воссоздан.
Одна из особо чтимых святынь храма – образ Богородицы «Троеручица».
Священник Иаков Зайцев:
– На лике Пресвятой Богородицы имеются такие вот отметины – повреждения. Есть предание, что эту икону богоборцы повреждали специально, кидая в нее ножи и другие предметы. Верующие сохранили икону, и впоследствии ее пожертвовал один человек, который в то время был главврачом Первой республиканской клинической больницы.
Возвращает иконы к жизни художница Римма Вьюгова вместе с мужем Сергеем. Святые образа порой приносят утраченными почти на 90%. Супруг склеивает их по досточкам, а потом уже подключается Римма Николаевна. Пожертвовали в храм и этот образ Царицы Небесной, который привезли с Афона еще до революции. А среди угодников Божиих здесь зримыми частицами мощей пребывают праведный Феодор Ушаков, его дядя преподобный Феодор Санаксарский, священномученик Николай Чернышев и его дочь Варвара.
Священник Иаков Зайцев:
– Храм несет на себе молитвы многих и многих людей. Храму уже больше ста лет. И хотя бóльший период времени из этих ста лет храм был закрыт и использовался не по назначению, люди все равно были верующими, молились и тайно исповедовали православную веру. Хоть храм в то время был без купола и колокольни, был обезображен, тем не менее он нес в себе эти молитвы, собирая их. Место можно считать намоленным. Люди, которые приезжают сюда, тоже это чувствуют.
Здесь чувствуется какая-то тишина. Можно спокойно и без суеты служить, совершать Божественную литургию – самое главное богослужение. Мне нравится этот храм благодаря тишине и духовной намоленности.
Автор и ведущая программы Надежда Калинина
Записала Елена Чурина
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 2 мая. Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери
Евангелие 2 мая. И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое
Читаем Апостол. 2 мая 2024
День ангела. 2 мая
Этот день в истории. 2 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!