По святым местам. Храм Петра и Павла села Ягул

9 декабря 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
История храма начинается на рубеже XIX-XX веков, когда крестьяне семи окрестных деревень решили строить каменный храм. Судьба сельской церкви тесно переплетена с трагическими событиями русской истории 1917 года. В 1919-м у стен храма расстреляли священника Михаила Елисеева вместе с супругой Надеждой. В течение многих лет в храме был клуб: на сцене, устроенном на месте алтаря, гремела музыка. Только в 1996 году церковь вернули верующим. С тех пор так же, как и сто лет назад, храм является духовным центром округи.

Программа «По святым местам» продолжает свое путешествие по Республике Удмуртия, и мы приехали в село, которому в этом году исполнилось 220 лет. На окраине Ижевска есть село Ягул и храм апостолов Петра и Павла. Об этом месте наш сегодняшний рассказ.

Три часа пешком или чуть больше часа в повозке – столько нужно было преодолеть жителям Ягула в XIX веке, чтобы доехать до своего прихода, который тогда находился в Ижевске. Село было приписано к Александро-Невскому собору. На протяжении всей истории села ягульцев было немало. В переводе с удмуртского «яг» – это «бор» или «лес», а «ул» – «внизу» или «под», поэтому Ягул на русский манер называли Подборное, а местную речку – Подборенка.

В XVIII веке во время переписи населения прибывшие в Ягул чиновники записали и самое первое полное название, в котором переплетались русские и удмуртские слова.

Алла Владимировна Стрель, краевед, исследователь села Ягул:

– По Ландратской переписи оно называлось «Ягул-Чудзи, а Подборное тож». В переводе наших удмуртских ученых «деревня, основанная Ягадом из рода Чудзи, живущая под сосновым бором». Вот такое длинное название.

Сейчас в Ягуле живет чуть больше трех тысяч человек, но так было не всегда.

Алла Владимировна Стрель:

– Деревенька состояла из семи дворов, а жителей было 35 человек.

Но в 1760 году со строительством Ижевского железоделательного завода жизнь Ягула разделилась на до и после. В округе вырубались вековые леса для строительства плотины, в Ягул приехали рабочие на завод. Шум, многолюдье и нарушение привычного уклада – вот с чем столкнулись ягульцы.

Алла Владимировна Стрель:

– Вся округа была занята чужими людьми. Места охоты и рыболовства, а также пахотные земли у крестьян были отобраны, поэтому им ничего не оставалось, как бежать.

Село было перенесено с территории современного Ижевска на его окраину.

Алла Владимировна Стрель:

– Если приглядеться и оценить ландшафт данного места проживания и того места, откуда они бежали, то видно, что они очень схожи – холмистая местность на речке Серчегвайка. Это удмуртское название с русскими отзвуками.

Местная речушка Серчегвай стала Ягулкой, и с 1800 года село обосновалось на новом месте. После отмены крепостного права жители империи получили свободу передвижения, и в Ягул  с Вятки приехала большая семья из 14 человек.

Алла Владимировна Стрель:

– Они были очень набожными, верующими, и их затрудняло, что ездить в храм приходилось очень далеко. Бездорожье, дальность расстояния – все это подтолкнуло проявить инициативу. Интересно, что все мужчины в той семье были грамотными, причем первыми грамотными людьми в истории Ягула. Они привезли с собой первые десять книг религиозного содержания.

Семья наладила отношения и с жителями окрестных селений, и со священниками Александро-Невского собора. В 1898 году семья выступила с ходатайством о возведении в Ягуле православного храма.

Священник Иаков Зайцев, настоятель Петропавловского храма:

– Закладка храма была совершена 22 августа 1904 года. Семь окрестных деревень приняли решение храм сразу строить каменным. Храм строился в течение трех лет, с 1904 по 1907 год.

Освятили храм в 1915 году. Какие-то два года отделяли село и всю страну от вихря революционных перемен, а затем и красного террора. Во время Гражданской войны прямо у стены храма расстреляли первого штатного священника церкви отца Михаила Елисеева и его супругу Надежду Николаевну. Современники тех событий вспоминают, что это было во время богослужения, то есть батюшку вывели сюда в полном облачении. На стене до сих пор остались следы от пуль. Из документов мы знаем об отце Михаиле как об энергичном, неутомимом, трудолюбивом, инициативном, доброжелательном и скромном человеке, который был предан вере и служению Богу.

За церковью находилось кладбище. Считается, что здесь похоронено около 30 человек. Свой последний приют здесь нашли и убитые отец Михаил и его супруга Надежда. Символическим напоминанием о них для всех местных жителей служат эти две лиственницы. По воспоминаниям, трагическая гибель батюшки и его супруги произошла или в Вербное воскресенье, или на Пасху в 1919 году. В тот день красные начали грабить церковь, а батюшка хотел им помешать. В годы советской власти всех прихожан поставили на учет. На богослужение могли прийти сотрудники НКВД. В 1930 году храм закрыли.

Алла Владимировна Стрель:

– Придумали, что верующих стало меньше – 5%, хотя их оставалось больше тысячи. В принудительном порядке проводили собрания и пленумы. Привлекали даже школьников ягульской школы. Все вынуждены были поднять руки за закрытие.

Священник Иаков Зайцев:

– После закрытия храма здесь был сперва овощной склад, овощехранилище, а с 50-х годов располагался сельский Дом культуры.

Алла Владимировна Стрель:

– Здесь был кабинет заведующего Домом культуры. Им в 60-е годы был мой отец.

– И заведующий Домом культуры, и милиционер – все здесь сидели?

Алла Владимировна Стрель:

– Все. В этом крыле был сельский совет. Было очень много экспроприированной мебели. Столы, шкафы и вешалки остались от храма, который был закрыт в 1930 году. В предвоенные годы население росло – и детей становилось больше. Становилась крупнее школа-семилетка, и одного здания всем не хватало. Тогда в храме была размещена начальная школа.  И, что интересно, в 1939 году в здании храма провели первую в истории Ягула новогоднюю елку для школьников. В России до 1936 года елки не проводились. После революции проведение елок  было названо пережитком прошлого и запрещено. Первая елка стала своего рода значимым событием: дети пели, наряжали елку игрушками, которые делали вместе с учителями. За чтение стихов им дарили конфеты – еще и конфеты откуда-то взялись в то время.

В 1992 году приход был воссоздан.

Священник Иаков Зайцев:

– Хотя храм был освящен в честь святых апостолов Петра и Павла, вновь созданный приход получил наименование Преображенского. В 1995 году отдали сперва левое крыло храма. Тут была перегородка между левым крылом и основной частью.

Одновременно шли богослужения и работал Дом культуры. Так продолжалось четыре года, пока здание не передали полностью в весьма плачевном состоянии – все помещение было перекроено внутри кирпичными стенами.

Священник Иаков Зайцев:

– Вместо алтаря была сцена, пол был частично разобран, светильники на стенах были срезаны. В ноябре 1997 года сюда был назначен священник Михаил Карпеев, который очень много трудов положил на то, чтобы храм был воссоздан.

Одна из особо чтимых святынь храма – образ Богородицы «Троеручица».

Священник Иаков Зайцев:

– На лике Пресвятой Богородицы имеются такие вот отметины – повреждения. Есть предание, что эту икону богоборцы повреждали специально, кидая в нее ножи и другие предметы. Верующие сохранили икону, и впоследствии ее пожертвовал один человек, который в то время был главврачом Первой республиканской клинической больницы.

Возвращает иконы к жизни художница Римма Вьюгова вместе с мужем Сергеем. Святые образа порой приносят утраченными почти на 90%. Супруг склеивает их по досточкам, а потом уже подключается Римма Николаевна. Пожертвовали в храм и этот образ Царицы Небесной, который привезли с Афона еще до революции. А среди угодников Божиих здесь зримыми частицами мощей пребывают праведный Феодор Ушаков, его дядя преподобный Феодор Санаксарский, священномученик Николай Чернышев и его дочь Варвара.

Священник Иаков Зайцев:

– Храм несет на себе молитвы многих и многих людей. Храму уже больше ста лет. И хотя бóльший период времени из этих ста лет храм был закрыт и использовался не по назначению, люди все равно были верующими, молились и тайно исповедовали православную веру. Хоть храм в то время был без купола и колокольни, был обезображен, тем не менее он нес в себе эти молитвы, собирая их. Место можно считать намоленным. Люди, которые приезжают сюда, тоже это чувствуют.

Здесь чувствуется какая-то тишина. Можно спокойно и без суеты служить, совершать Божественную литургию – самое главное богослужение. Мне нравится этот храм благодаря тишине и духовной намоленности.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 02 мая: 15:15
  • Пятница, 03 мая: 23:45
  • Воскресенье, 05 мая: 12:45

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать