Отец Иоанн, о жизни и творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова мы говорим часто и много. Сегодня хотелось бы поговорить о его духовных основах. Насколько верующим человеком он был? Что об этом известно?
– Начнем с того, что Лермонтов прожил совсем недолгую жизнь – он был убит на дуэли на 27-м году жизни. Но все же успел оставить огромный литературный след не только для своих современников, но и для всех почитателей, любителей литературы. Несмотря на молодой возраст, Лермонтов многое сделал для нашей культуры.
На Кавказе Лермонтова особенно уважают и почитают. Пятигорск, Кисловодск славятся своими лермонтовскими местами, здесь был задуман великолепный роман «Герой нашего времени» и многие другие замечательные его произведения. Здесь, на Северном Кавказе, Михаил Юрьевич долгое время проходил военную службу.
Я думаю, что нужно говорить о Лермонтове как о христианине, потому что любой человек, ассоциирующий себя с религией, с верой, является христианином. Михаил Юрьевич, несмотря на то что был гением, жил так, как и любой молодой человек того времени: кутил, вызывал на дуэли, постоянно рвался в бой, участвуя в Кавказской войне, то есть, что называется, всегда находился на острие. Он был верующим человеком, искавшим Бога, и в своих произведениях он задавал Богу вопросы.
Многие читатели, особенно в ХХ веке, обращаясь к стихам Лермонтова, не замечали в них темы духовности, Бога, но сейчас мы пытаемся это делать, в том числе и в процессе школьной программы на уроках литературы. Михаил Юрьевич много общался с Богом, более того, он даже дерзновенно спорил с Ним, и это видно в его романах и стихах.
Достаточно вспомнить, как в интеллигентном мире Петербурга выстрелило (одно из самых первых) знаменитое его стихотворение «Смерть поэта», посвященное смерти другого великого русского гения – Александра Сергеевича Пушкина. Критики этого стихотворения и вообще творчества Лермонтова делят его на две части.
Первая часть написана в свойственной ему манере осуждения, негодования и даже какой-то злобы на смерть великого Пушкина. Во второй же части этого стихотворения Лермонтов предостерегает и тех, кто был связан с убийством поэта, и тех, кто преследовал, в какой-то степени запрещал или ограничивал творчество Пушкина, и всех его читателей, да и самого себя:
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата.
В этих словах отчетливо прослеживается тема Страшного Суда. Именно так Лермонтов представляет себе конец своей жизни, когда неумолимо придется дать ответ за все допущенные прегрешения и ошибки. Здесь уже, естественно, не может быть возможен никакой подкуп, никакой шанс договориться, найти компромисс. Это мы видим и в первых стихотворениях поэта, и практически во всех его последующих произведениях.
Лермонтов говорит с Богом и даже с некоторым вызовом спрашивает у Него: «Что мне сделать, чтобы не быть грешным человеком?» Хотя с таким вопросом ему нужно было бы обратиться к самому себе. Но в то же время Михаил Юрьевич все равно пытается эту тему не только нащупать, увидеть, но еще и понять, и ответить на все вопросы.
В другом произведении – «Ангел» Михаил Юрьевич тоже с возмущением спрашивает: «Разве нельзя было Богу создать человека, который был бы без греха? Тогда не было бы войн, убийств, насилия, вражды, смерти». Это очень хорошие посылы, для него эта тема являлась первоочередной, и здесь нужно, конечно же, отдать ему должное. И мы, читая его произведения, задаем сегодня эти вопросы самим себе, а иногда и Богу.
– А что можно сказать о демонической теме в творчестве Лермонтова? Когда она впервые появилась и каковы предпосылки обращения его к библейской философии?
– Вообще Михаил Юрьевич много писал о демонах и бесах. Кто-то говорит, что это обратная сторона его творчества, и называет его демоническим. Многие, в том числе и литературные критики, подтверждают это выдержками из его стихов, поэм, романов. Михаил Юрьевич видится им как человек, который пытается бороться с существующей концепцией православной веры, потому что она ему, как и любому молодому гению, ищущему какую-то свою правду, непонятна.
Здесь важно сказать, что Михаил Юрьевич через эту обратную сторону своего творчества пытается найти ответы на интересующие его духовные вопросы. Действительно, демон в его одноименной поэме, главный персонаж, является не просто каким-то олицетворением зла, а скорее антигероем. То есть это его обратная сторона души, которую он изливает в своих произведениях, и мы можем отчетливо это видеть.
Собственно, и в Библии можно найти такие места, когда человек творит беззаконие и делает совершенно непоправимые вещи, используя именно тексты Священного Писания. Что же тогда говорить о стихах и поэмах? Эта тема проходит через произведения Лермонтова, и это его философия, – философия человека, который борется, спорит, чего-то не понимает, не желает.
Мы видим, что молодые люди нынешнего поколения чем-то на него похожи. Конечно, в разные годы, в разные века все это выражалось по-разному, но все же всегда имелось нечто общее в видении какой-то глобальной проблемы, пусть и в разных ее проявлениях. Михаил Юрьевич видел ответы на многие духовные вопросы именно через раскрытие темы бесов, чего-то демонического, но называть его демоническим поэтом ни в коем случае нельзя.
– Если почитать литературных критиков, то и в Печорине присутствует нечто демоническое. Это тоже некая параллель и характеристика молодого поколения в поисках смысла жизни?
– Я бы назвал это более глобальным. У молодого Печорина, да и в финале романа «Герой нашего времени» мы видим что-то действительно фатальное, видим присутствие какой-то обреченности человека, который уже не хочет ни с чем бороться и видит все так, как это есть на самом деле. Я бы сказал, что здесь уже присутствует нечто философское.
Судьба Печорина чем-то схожа с судьбой самого Лермонтова. Проходя через разные испытания, Печорин действительно перерождается, и это отчетливо видно в романе. Но в то же время у нас остаются вопросы, на которые нельзя ответить. Мы видим его посыл, – посыл жизни человека, который все время пытается что-то построить, но в реальности он показывает, что все это рушится.
Какая-то недосказанность, незавершенность работы заставляет читающего человека задуматься о том, что же произойдет в дальнейшем, и это уже будет плодом воображения самого читателя в зависимости от того, как он выстроит эту картину.
– Лермонтова часто называют мистиком и даже пророком, говорят, что его жизнь от рождения и до смерти окутана ореолом загадок и тайн. Так ли это?
– Во-первых, он прожил не так уж и много, чтобы сказать: «Вот сейчас наступит моя смерть». Как показывает практика, это бывает ближе к 40 годам или, естественно, к более преклонному возрасту, но не на 27-м году, хоть и пули свистят над его головой в буквальном смысле этого слова, и государство хочет, чтобы он замолчал. Не умер, конечно, но именно замолчал – перестал писать против него какие-то крамольные вещи.
Лермонтов понимал, что жизнь все равно идет своим чередом и что-то происходит – и влюбленность, и поиск творческого вдохновения. Но называть его мистиком правильно, потому что первая половина XIX века – это было время мистиков, когда и сам государь император Александр I весь был в этом мистицизме; и, естественно, все его окружение тоже было заражено мистицизмом.
В 1814 году, когда Лермонтов родился, только окончилась Отечественная война 1812 года. Война стала бичом не только для русской интеллигенции, но и для любого человека, который видел, какую угрозу представлял собой Наполеон. Понимали, что прошедшая война – это, с одной стороны, великое благословение Божие, которое, к счастью, закончилось, с другой стороны, люди думали, что сбывались какие-то пророчества о последних временах, и Наполеон был назван антихристом, поставившим себе цель уничтожить нашу истинную православную веру.
Эта война была названа Отечественной, и все – и интеллигенция, и обычные люди, крестьяне – в едином порыве встали, чтобы освободить и свою страну, и Европу, и весь мир. В такой ситуации для людей всегда встает большой вопрос – как дальше представлять себе картину бытия? Вроде бы жизнь продолжалась, но что-то изменилось в душе самого императора, и он сказал: «Пожар Москвы осенил мое сердце».
Так думал не только он, но и огромное количество людей. И мы видим, что Михаил Юрьевич в другом своем великом произведении – «Мцыри» показывает, как главный герой от язычества и какого-то оккультизма переходит к христианству, но христианству мистическому, как описывают его многие критики; правда, не до конца понятному, не до конца осознанному.
Мы не знаем, что было бы, если бы Лермонтов прожил еще хотя бы 20 лет. Возможно, он пришел бы к Богу более осознанно, и мы бы восторгались другими его бессмертными произведениями, в которых он давал бы ответы на вопросы из своих первых произведений, найдя их в Боге, в нашей вере. Но мы имеем те произведения, которые он оставил нам и будущим поколениям.
А как трактовать эти его произведения, каким видеть Лермонтова – мистиком, демоническим писателем или православным христианином, ищущим ответы на какие-то вопросы, которые он задает и Богу, и людям, и самому себе, – это уже, пожалуй, каждый должен решить для себя сам.
Ведущая Маргарита Рекко
Записала Людмила Белицкая
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом
Библейские крылатые выражения. Допотопные времена
Учимся растить любовью. Семья и Церковь
Этот день в истории. 16 января
День ангела. 16 января
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!