О земном и о небесном. Жизнь и творчество Михаила Юрьевича Лермонтова

16 октября 2023 г.

– 15 октября – день рождения Михаила Юрьевича Лермонтова, великого писателя, поэта, драматурга, классика мировой литературы, художника, мистического гения, тема жизни и творчества которого многогранна и неисчерпаема. Поговорим сегодня о нем. Мой собеседник – заведующий музеем Бештаугорского Второафонского монастыря иеромонах Иоанн (Галумов).

Отец Иоанн, о жизни и творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова мы говорим часто и много. Сегодня хотелось бы поговорить о его духовных основах. Насколько верующим человеком он был? Что об этом известно?

– Начнем с того, что Лермонтов прожил совсем недолгую жизнь – он был убит на дуэли на 27-м году жизни. Но все же успел оставить огромный литературный след не только для своих современников, но и для всех почитателей, любителей литературы. Несмотря на молодой возраст, Лермонтов многое сделал для нашей культуры.

На Кавказе Лермонтова особенно уважают и почитают. Пятигорск, Кисловодск славятся своими лермонтовскими местами, здесь был задуман великолепный роман «Герой нашего времени» и многие другие замечательные его произведения. Здесь, на Северном Кавказе, Михаил Юрьевич долгое время проходил военную службу.

Я думаю, что нужно говорить о Лермонтове как о христианине, потому что любой человек, ассоциирующий себя с религией, с верой, является христианином. Михаил Юрьевич, несмотря на то что был гением, жил так, как и любой молодой человек того времени: кутил, вызывал на дуэли, постоянно рвался в бой, участвуя в Кавказской войне, то есть, что называется, всегда находился на острие. Он был верующим человеком, искавшим Бога, и в своих произведениях он задавал Богу вопросы.

Многие читатели, особенно в ХХ веке, обращаясь к стихам Лермонтова, не замечали в них темы духовности, Бога, но сейчас мы пытаемся это делать, в том числе и в процессе школьной программы на уроках литературы. Михаил Юрьевич много общался с Богом, более того, он даже дерзновенно спорил с Ним, и это видно в его романах и стихах.

Достаточно вспомнить, как в интеллигентном мире Петербурга выстрелило (одно из самых первых) знаменитое его стихотворение «Смерть поэта», посвященное смерти другого великого русского гения – Александра Сергеевича Пушкина. Критики этого стихотворения и вообще творчества Лермонтова делят его на две части.

Первая часть написана в свойственной ему манере осуждения, негодования и даже какой-то злобы на смерть великого Пушкина. Во второй же части этого стихотворения Лермонтов предостерегает и тех, кто был связан с убийством поэта, и тех, кто преследовал, в какой-то степени запрещал или ограничивал творчество Пушкина, и всех его читателей, да и самого себя:

Но есть и божий суд, наперсники разврата!

Есть грозный суд: он ждет;

Он не доступен звону злата.

В этих словах отчетливо прослеживается тема Страшного Суда. Именно так Лермонтов представляет себе конец своей жизни, когда неумолимо придется дать ответ за все допущенные прегрешения и ошибки. Здесь уже, естественно, не может быть возможен никакой подкуп, никакой шанс договориться, найти компромисс. Это мы видим и в первых стихотворениях поэта, и практически во всех его последующих произведениях.

Лермонтов говорит с Богом и даже с некоторым вызовом спрашивает у Него: «Что мне сделать, чтобы не быть грешным человеком?» Хотя с таким вопросом ему нужно было бы обратиться к самому себе. Но в то же время Михаил Юрьевич все равно пытается эту тему не только нащупать, увидеть, но еще и понять, и ответить на все вопросы.

В другом произведении – «Ангел» Михаил Юрьевич тоже с возмущением спрашивает: «Разве нельзя было Богу создать человека, который был бы без греха? Тогда не было бы войн, убийств, насилия, вражды, смерти». Это очень хорошие посылы, для него эта тема являлась первоочередной, и здесь нужно, конечно же, отдать ему должное. И мы, читая его произведения, задаем сегодня эти вопросы самим себе, а иногда и Богу.

– А что можно сказать о демонической теме в творчестве Лермонтова? Когда она впервые появилась и каковы предпосылки обращения его к библейской философии?

– Вообще Михаил Юрьевич много писал о демонах и бесах. Кто-то говорит, что это обратная сторона его творчества, и называет его демоническим. Многие, в том числе и литературные критики, подтверждают это выдержками из его стихов, поэм, романов. Михаил Юрьевич видится им как человек, который пытается бороться с существующей концепцией православной веры, потому что она ему, как и любому молодому гению, ищущему какую-то свою правду, непонятна.

Здесь важно сказать, что Михаил Юрьевич через эту обратную сторону своего творчества пытается найти ответы на интересующие его духовные вопросы. Действительно, демон в его одноименной поэме, главный персонаж, является не просто каким-то олицетворением зла, а скорее антигероем. То есть это его обратная сторона души, которую он изливает в своих произведениях, и мы можем отчетливо это видеть.

Собственно, и в Библии можно найти такие места, когда человек творит беззаконие и делает совершенно непоправимые вещи, используя именно тексты Священного Писания. Что же тогда говорить о стихах и поэмах? Эта тема проходит через произведения Лермонтова, и это его философия, – философия человека, который борется, спорит, чего-то не понимает, не желает.

Мы видим, что молодые люди нынешнего поколения чем-то на него похожи. Конечно, в разные годы, в разные века все это выражалось по-разному, но все же всегда имелось нечто общее в видении какой-то глобальной проблемы, пусть и в разных ее проявлениях. Михаил Юрьевич видел ответы на многие духовные вопросы именно через раскрытие темы бесов, чего-то демонического, но называть его демоническим поэтом ни в коем случае нельзя.

– Если почитать литературных критиков, то и в Печорине присутствует нечто демоническое. Это тоже некая параллель и характеристика молодого поколения в поисках смысла жизни?

– Я бы назвал это более глобальным. У молодого Печорина, да и в финале романа «Герой нашего времени» мы видим что-то действительно фатальное, видим присутствие какой-то обреченности человека, который уже не хочет ни с чем бороться и видит все так, как это есть на самом деле. Я бы сказал, что здесь уже присутствует нечто философское.

Судьба Печорина чем-то схожа с судьбой самого Лермонтова. Проходя через разные испытания, Печорин действительно перерождается, и это отчетливо видно в романе. Но в то же время у нас остаются вопросы, на которые нельзя ответить. Мы видим его посыл, – посыл жизни человека, который все время пытается что-то построить, но в реальности он показывает, что все это рушится.

Какая-то недосказанность, незавершенность работы заставляет читающего человека задуматься о том, что же произойдет в дальнейшем, и это уже будет плодом воображения самого читателя в зависимости от того, как он выстроит эту картину.

– Лермонтова часто называют мистиком и даже пророком, говорят, что его жизнь от рождения и до смерти окутана ореолом загадок и тайн. Так ли это?

– Во-первых, он прожил не так уж и много, чтобы сказать: «Вот сейчас наступит моя смерть». Как показывает практика, это бывает ближе к 40 годам или, естественно, к более преклонному возрасту, но не на 27-м году, хоть и пули свистят над его головой в буквальном смысле этого слова, и государство хочет, чтобы он замолчал. Не умер, конечно, но именно замолчал – перестал писать против него какие-то крамольные вещи.

Лермонтов понимал, что жизнь все равно идет своим чередом и что-то происходит – и влюбленность, и поиск творческого вдохновения. Но называть его мистиком правильно, потому что первая половина XIX века – это было время мистиков, когда и сам государь император Александр I весь был в этом мистицизме; и, естественно, все его окружение тоже было заражено мистицизмом.

В 1814 году, когда Лермонтов родился, только окончилась Отечественная война 1812 года. Война стала бичом не только для русской интеллигенции, но и для любого человека, который видел, какую угрозу представлял собой Наполеон. Понимали, что прошедшая война – это, с одной стороны, великое благословение Божие, которое, к счастью, закончилось, с другой стороны, люди думали, что сбывались какие-то пророчества о последних временах, и Наполеон был назван антихристом, поставившим себе цель уничтожить нашу истинную православную веру.

Эта война была названа Отечественной, и все – и интеллигенция, и обычные люди, крестьяне – в едином порыве встали, чтобы освободить и свою страну, и Европу, и весь мир. В такой ситуации для людей всегда встает большой вопрос – как дальше представлять себе картину бытия? Вроде бы жизнь продолжалась, но что-то изменилось в душе самого императора, и он сказал: «Пожар Москвы осенил мое сердце».

Так думал не только он, но и огромное количество людей. И мы видим, что Михаил Юрьевич в другом своем великом произведении – «Мцыри» показывает, как главный герой от язычества и какого-то оккультизма переходит к христианству, но христианству мистическому, как описывают его многие критики; правда, не до конца понятному, не до конца осознанному.

Мы не знаем, что было бы, если бы Лермонтов прожил еще хотя бы 20 лет. Возможно, он пришел бы к Богу более осознанно, и мы бы восторгались другими его бессмертными произведениями, в которых он давал бы ответы на вопросы из своих первых произведений, найдя их в Боге, в нашей вере. Но мы имеем те произведения, которые он оставил нам и будущим поколениям.

А как трактовать эти его произведения, каким видеть Лермонтова – мистиком, демоническим писателем или православным христианином, ищущим ответы на какие-то вопросы, которые он задает и Богу, и людям, и самому себе, – это уже, пожалуй, каждый должен решить для себя сам.

Ведущая Маргарита Рекко

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать