О земном и о небесном. Всероссийский день трезвости

11 сентября 2023 г.

11 сентября – Всероссийский день трезвости. Он был учрежден в 1913 году по инициативе служителей Православной Церкви. Дата выбрана в честь православного праздника – дня памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи, когда следует соблюдать строгий пост. О тематике праздника поговорим с секретарем Пятигорской епархии протоиереем Михаилом Самохиным.

– Почему День трезвости было принято отмечать именно в эту дату? И как Усекновение главы Иоанна Предтечи связано с пьянством?

– Усекновение главы Иоанна Крестителя – непосредственный результат бездумного и разнузданного поведения в пьяном состоянии. Вот почему этот день обозначен Днем трезвости. Ведь тогдашний правитель Ирод заключил Иоанна Крестителя в темницу, потому что тот обличал его в сожительстве с женой собственного брата. Женщина была не против этого сожительства и очень обозлилась на Иоанна Крестителя, жаждала его смерти.

В свой день рождения Ирод давал пир военачальникам. Участники пира были невоздержанны – в смысле пьянства. Очень нетрезвый Ирод вдруг видит дочь своей возлюбленной Иродиады, известную нам под именем Саломея, которая своей пляской (говорят, не очень достойной) порадовала правителя страны.

Настолько порадовала, что нетрезвый правитель сказал: «Что хочешь, проси – все дам, вплоть до половины царства». Дочь кидается к матери и говорит: «Что ж такого попросить?» Момент такой – надо что-то просить.

– Все-таки советовалась.

– Конечно, советовалась. И эта коварная женщина говорит: «Проси на блюде главу Иоанна Крестителя». Ирод, конечно, сокрушался тем, что услышал, не хотел исполнять просьбу, но понимал, что положение обязывает (при всех своих военачальниках, на всем честном пиру дал обещание – надо как-то выполнять).

В конце концов он послал палача к Иоанну Крестителю, и тот отрубил ему голову. Главу святого пророка на блюде принесли юной девушке, которая отдала ее своей матери. Эту голову Иродиада долго потом держала у себя и, как говорит церковное предание, колола булавками язык Иоанна Крестителя, всячески пытаясь ему таким образом отомстить.

Почему Всероссийский день трезвости учредили в 1913 году в день Усекновения главы Иоанна Крестителя? Потому, что именно пьянство стало основной причиной поступка Ирода. Будь он трезвый, скорее всего никогда бы такого не случилось. Ведь мы читаем в Священном Писании, что Ирод, несмотря на обличения, справедливость которых понимал, все же с удовольствием слушал пророка, понимал, что не только люди считают его пророком, но что он возвещает волю Божию.

– Почему именно 1913 год? Как до этого в нашей стране относились к пьянству, к алкоголю? Правда ли, что при Петре I даже была медаль за пьянство? Или все это литературный вымысел?

– Нет, медаль за пьянство действительно Вы можете найти – она огромная. Она находится в музее – весит несколько десятков килограммов. Это скорее не награда, а наказание – надеть на шею такую тяжелую медаль.

Год 1913-й перед началом Первой мировой войны – это время, когда в России расцветает, в том числе при поддержке праведного Иоанна Кронштадтского, движение трезвенности, когда люди начинают целыми селами, деревнями (большая часть жителей Российской империи тогда были крестьяне) отказываться от винопития. Хлебным вином тогда называлась водка, и держателей кабаков (на западе империи кабак называли: шинок) начинают выгонять из сел.

Система торговли алкоголем была в России тогда такая, что кабатчики сначала вносили в казну определенную сумму, а потом эту сумму всячески старались с многократной прибылью вернуть себе. И вот этих откупщиков начинают изгонять. Начинается движение трезвенности. Кто-то, естественно, против, кто-то за.

Что касается позиции Церкви, то православный человек в отношении алкоголя руководствуется двумя цитатами из Священного Писания. Первая – из Псалтири, где говорится, что вино веселит сердце человека. Вторая – из Нового Завета, в котором апостол призывает: …не упивайтеся вином, в нем же есть блуд. Граница нашего отношения к винопитию должна быть очень простой: мы имеем возможность возвеселиться, выпив вина, но при этом не должны вином упиваться.

– Это некая золотая середина.

– Должна быть некая умеренность и в употреблении алкоголя тоже… На самом деле против вина у человека не так много шансов, если он всерьез начинает увлекаться грехом винопития. Потому что в начальном состоянии – это грех. Это не зависимость, в которую грех потом перерождается, не болезнь, которой потом он становится. Изначально это – все же свободный выбор человека, то есть его грех, когда человек начинает превышать определенную меру, которая, собственно говоря, определяется очень простой вещью: мы должны радоваться, но не потерять над собой контроль.

– Кстати, о вине: почему именно вином причащаются?

– Вино больше всего похоже по цвету на кровь.

– Как давно существует такая традиция?

– Эту традицию заложил Сам Господь на Пасхальной Вечере в Великий Четверг накануне Своих Крестных страданий, накануне Своей смерти, когда Он совершил Вечерю первого дня Пасхи, на которой было все что положено. В том числе было вино, которое Господь благословил и сказал: сие есть Кровь Моя. В том числе был хлеб, который Он разломил и сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.

Всякая Божественная литургия – в мистическом смысле, можно сказать, присоединение к этому моменту Тайной Вечери, когда Сам Господь нам преподает Свои Тело и Кровь под видом хлеба и вина. Господь сделал это после основного молитвословия, основного ветхозаветного порядка действий (пасхального седера) – это было дополнением.

Христос Сам сказал: сие творите в Мое воспоминание. То есть это Его заповедь, которую мы исполняем до сих пор. Хлеб и вино являются теми веществами, которые мы до сих пор используем для того, чтобы они становились Телом и Кровью Христовыми.

– Интересно, в обычной жизни – на семейных торжествах, на праздниках, даже на праздниках православных – Церковь допускает употребление только вина или есть другие, безопасные в разумных пределах алкогольные напитки, которые можно употреблять?

– Безопасным то или иное употребление делает мера. Все есть яд; и все есть лекарство. То, что может нас в определенных условиях спасти, поддержать, в других условиях – если мы теряем меру – может нас убить.

Если мы где-нибудь перемерзли, нам очень холодно, мы понимаем, что никак не можем согреться даже в теплом помещении, даже выпив стакан чаю, – мы берем 50 граммов какого-нибудь крепкого алкогольного напитка. Это ложная история, конечно, но сосуды расширяются, и нам становится легче. То есть этот напиток приносит нам облегчение. Но если вместо 50 граммов вдруг употребим больше или, не дай Бог, сделаем это еще и на морозе, то можем погибнуть.

То есть во всем важно условие. Выпить на радостях немного, чтобы возвеселилось сердце человека, можно, но верный путь к алкоголизму тогда, когда мы начинаем пить с горя. Алкоголь не утешает, не добавляет силы, не добавляет радости в жизни. Алкоголь в состоянии горя – это верный путь к зависимости.

– К деградации личности, наверное.

– Несомненно, если эту зависимость не преодолевать.

– Но есть ведь и обратная сторона. Сейчас модно говорить: «Трезвость – норма жизни». Так ли это в глобальном смысле на самом деле? И можно ли считать себя трезвенником, употребляя те же кефир, квас? Там ведь тоже определенные промилле присутствуют.

– «Трезвость – норма жизни» – это знаменитый советский лозунг. Была в 80-е годы такая кампания борьбы за трезвость – безуспешная потому, что количество самогонщиков выросло в несколько раз буквально за два года: с тысяч до десятков, сотен тысяч человек.

– Как следствие наверняка возросло и количество отравлений.

– Конечно, и количество отравлений, и количество всевозможных негативных последствий отравлений – болезней и смертей. По этому поводу есть статистика. Трезвостью в духовном смысле называется умение сохранять над собой контроль. Алкоголь, конечно, яд. В принципе, яд нервнопаралитического действия.

В определенных обстоятельствах в нашем обществе без алкоголя, к сожалению, мы не можем обойтись. С трудом мы воспринимаем застолье без алкоголя, многие именно так понимают расслабление. И вот трезвость – это умение сохранять над собой контроль. Мы бываем нетрезвы не тогда, когда употребили квас или кефир, а тогда, когда употребляем алкоголь именно с целью затуманить свой разум, почувствовать себя пьяными.

Почему пьяницы пьют? Им нравится быть пьяными – все очень просто. Это некая самоцель. Им нравится то состояние, в котором они оказываются после употребления определенного количества горячительных напитков. В духовном плане это совершенно неприемлемо.

То есть расслабляться, праздновать, находить источник радости, вдохновения, успокоение в горе лучше без помощи каких-то психоактивных веществ по одной простой причине – организм к подобным веществам быстро привыкает. Дозу постепенно приходится повышать, а повышение дозы лавинообразно усиливает побочные эффекты.

То, что раньше было только поводом порадоваться и возвеселиться, через какое-то время постоянного употребления не приносит вообще никакого удовольствия, никакой реакции – нужно больше. Дальше наступают негативные последствия, такие, что без этого, оказывается, ты уже жить не можешь, причем на физиологическом уровне.

– А если однократно, допустим, человек не рассчитал свои силы, перебрал, стоит ли ему себя за это корить и, скажем так, бежать исповедоваться?

– Исповедоваться стоит, корить себя стоит, потому что человек отдал власть над собой какой-то жидкой субстанции. То есть он свою свободу употребил недолжным образом. Отличие пьянства от алкоголизма очень простое: если вы помните то, что вчера было, – это бытовое пьянство, если не помните – это уже определенные признаки алкоголизма, и бежать нужно не только на исповедь к священнику, но и на прием к врачу-наркологу.

– В нашей епархии существуют ли сейчас специалисты, которые занимаются реабилитацией алкозависимых?

– Да, конечно. У нас существуют центры, которые действуют по общепринятой методике реабилитации «12 шагов». У нас есть еще центр «Остров», в котором беседы со священником сочетаются с работой профессиональных врачей – и наркологов, и психиатров, и других специалистов, которые необходимы человеку, оказавшемуся в состоянии зависимости. Центр находится в Ясной Поляне под Кисловодском.

– Какой процент выздоровевших? Можно ли вылечиться от зависимости, если есть духовный стержень и поддержка?

– Лукавый дух рядом с человеком всегда. К сожалению, мы не знаем случаев, когда бы человек мог окончательно вылечиться от этой зависимости. Но мы знаем случаи, когда  ремиссия пожизненная.  

  Ведущая Маргарита Рекко

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать