О земном и о небесном. Военная служба

30 ноября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Сегодня поговорим о военной службе; 15 ноября в России День призывника. Есть ли что-то общее между службой и служением, помогает ли вера исполнять воинскую обязанность ­– поговорим с заведующим музеем Успенского Второафонского Бештаугорского мужского монастыря иеродиаконом Иоанном (Галумовым).

– День призывника – государственный военно-патриотический праздник –отмечается в нашей стране с 1992 года и выпадает на осенний призыв. Когда в нашей стране появилась регулярная военная служба?

– Если мы говорим о формировании войска и обязанности служения своей Родине – это возникло в 1550 году при царе Иване Грозном, когда Русь уже называлась Московской, имела свою столицу и своего царя, который думал не только о защите, но и о расширении земли, учредил и образовал регулярную армию, выделив артиллерийские войска. Именно с этого момента начинается история нашей армии, призыва на военную службу. К середине XVII века (то есть ровно через сто лет после начала ее формирования) армия насчитывала около 90 тысяч человек – это достаточно много для того времени, поэтому с Московской Русью считались другие государства, в том числе европейские. Как государство она поднялась на определенно важный уровень в своем развитии. В последующее время, при императоре Петре I, прошла очередная военная реформа. Реформы проходили на протяжении многих столетий. Итогом является мощная армия нашей страны будь то Российской империи или Советского Союза. Так это и на сегодняшний день.

– Как Вы верно отметили, Россия своей армией, флотом, могуществом, громкими победами славилась всегда. Но ведь сейчас мы живем в относительно мирное время. Так ли важна армия для современных молодых людей или, может быть, достаточно ограничиться военной кафедрой в вузе?

– Как говорится в известной поговорке, армия научит Родину любить и защищать. Действительно, военная служба, хотя бы срочная (сейчас она продолжается один год), важна для формирования будущей личности человека. С одной стороны, это любовь к Родине, с другой – не теоретическое знакомство с военной мощью нашей страны. На практике солдатам показывают, что такое наша страна, что значит ее оборона и защита. Молодым людям необходимо понимать, что такое защита своей страны, не только из уроков истории, лекций, но еще им нужно прочувствовать это на самих себе. Однако и кафедра в вузе при грамотной расстановке приоритетов может дать видимый результат. Еще стоит сказать об общей пользе военной службы для формирования будущих личностей, мужей, отцов, потому что мужчина – это защитник своего Отечества, в том числе малого отечества – своей семьи. Для того чтобы защищать свою семью, ему необходима собранность, решительность, концентрация всего себя. Армия, как ничто другое, позволяет этому научиться.

– Армия – некая школа мужественности?

– Естественно.

– Требует ли подготовка к ней какого-то духовного опыта?

– Духовная подготовка была нужна как сто, двадцать лет назад, так и в наше время. Будет легче тому человеку, который идет в армию и видит, что у него есть какой-то духовный фундамент в жизни. Нередко мы говорим о том, что в армии у нас царит дедовщина. К сожалению, по разным исследованиям мы видим, что она возникает на религиозной почве. Из-за чего? На протяжении многих лет в армии служили не только русские, которые, по идее, должны исповедовать православную веру, но и люди других конфессий, других национальностей. Мы прекрасно понимаем, что они не стесняются выражать исповедание своей веры в армии. Наши молодые люди стесняются. Спрашиваешь: «В кого ты веришь?» – «Я не верю ни в кого, я атеист». Какое может быть уважение, когда они, люди верующие, знающие, что Бог, Всевышний (как они Его называют), существует, слышат такой ответ? Поэтому здесь нет никакого другого ответа: духовная поддержка обязательно нужна как на срочной, так и на регулярной службе.

Православная Церковь участвует в этом деле, особенно в последнее время, с 2009 года, когда по благословению Святейшего Патриарха Кирилла начал возрождаться институт капелланства (военных священников). Конечно, этот процесс проходит тяжело, это нужно признать. В армии, где не говорилось о Боге, вере на протяжении многих десятилетий, теперь стали появляться священники, которые проводят не просто встречи раз в месяц или раз в полгода (как было с девяностых годов), но регулярные беседы, на территории воинских частей строятся православные храмы, где проводятся регулярные богослужения. Руководство нашей армии должно с этим не только смириться, но и понять, что это необходимо. Сейчас происходит ощутимый перелом в сторону истины, справедливости.

– История возрождается. Известны случаи, когда в царские времена выводил войско в атаку не кто-нибудь, а именно священник с крестом. Сейчас священники военнообязанные?

– Священники на сегодняшний день люди не военнообязанные, однако тот, кто хочет пойти в воинскую часть и духовно окормлять наших военных, проходит специальную подготовку. Желающих достаточно много, потому что всегда, еще в Российской империи, это было не просто престижным, но и правильным, важным делом. Мы знаем, что в начале XX столетия у нас возникла должность протопресвитера армии и флота – это был особый войсковой священник, который заведовал подразделением капелланов (так называют полковых священников). Эта должность приравнивалась почти к должности членов Святейшего Правительствующего Синода, настолько был значимым в Российской империи и Православной Церкви этот человек, его мнение было очень важным.

На протяжении всей нашей многовековой истории священники показывали пример мужества не только в молитве, но и на полях сражений. Такие случаи известны, их немало. К примеру, в годы Отечественной войны 1812 года священник Мирон Орлеанский лично бросался в атаку, вел за собой целую группу войск. Это происходило в легендарном сражении при Бородине. Он получил достаточно большое количество наград, был контужен, ранен в ногу. Также у нас существуют другие примеры. В годы Первой мировой войны на фронт ушло – и как духовно окормляющих, и как служащих – около пяти тысяч священнослужителей.

– С одной стороны – заповедь «не убий», с другой стороны – защита Отечества. Можно ли священникам брать в руки оружие?

– Нельзя извращать Божии заповеди. Мы уже сталкивались с этим на примере законоучителей-фарисеев еще в новозаветную эпоху – это хорошо описано в Евангелии. Среди христианских конфессий существуют ответвления (слава Богу, некоторые из них мы признали экстремистскими, на территории России они не действуют), которые проповедуют, что христианам (людям, верующим во Христа) ни в коем случае нельзя брать в руки оружие. К сожалению, это во многом повлияло на мнение о том, что священник не должен брать в руки оружие. Действительно, такой устав существует: не проливай кровь. Но никто ведь не отменял защиту своего Отечества. Если мы говорим о том, что на защиту вставала вся страна, – значит, вставали все, в том числе и священники.

Когда тонул крейсер «Варяг», палуба уже была залита кровью, священник, имя которого потом будет красными буквами вписано в историю этого легендарного сражения, несмотря на то, что сам мог погибнуть, помогал перевязывать раненых, ободрял их, поддерживал духовным словом, молился за всех. Такой вид служения не является  запрещенным (никакие правила не переступает), а бывает жертвенным и мужественным. Таких примеров у нас очень много. Нельзя не сказать об огромном количестве священнослужителей, которые воевали во время Великой Отечественной войны. Сорок священников получили медали за оборону Москвы, Ленинграда, за различные сражения, были представлены к этим наградам. Хотя в то время власть была настроена антирелигиозно, тем не менее, когда напал общий враг, все объединились, Церкви дали какие-то преимущества. Это тоже хороший показатель, об этом ни в коем случае нельзя забывать.

– Есть ли что-то общее между службой и служением? Возможно, устав, подчинение уставу?

– Да, возможно. Мы говорим о том, что служба и служение – это исполнение своего долга. Хорошим военным, защитником Отечества необходимо стать – это призвание. Не каждый пойдет в семинарию (духовное учебное заведение) и сможет осилить все то, что там от него требуется: регулярный ежедневный подъем ранним утром на богослужение, участие в нем, лекции каждый день, помимо них – различные послушания. Все имеет определенный регламент, который студенты должны соблюдать. Нередко юноши после окончания школы трудно воспринимают всю ту систему, которую предлагает духовное учебное заведение: привыкли жить в более комфортных условиях, им сложно перебороть себя. А ведь это на всю жизнь: ранний подъем, постоянная служба на ногах, концентрация в молитве, общении с людьми – все это очень важно. Нередко ректоры этих учебных заведений замечают об исполнительности, собранности, дисциплине студентов, чтобы они прошли срочную военную службу, хоть один год. Мы видим, что военная служба и священническое служение не только схожи, но и в какой-то степени помогают друг другу.

– Дисциплинируют и облагораживают.       

 Ведущая Маргарита Рекко

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​