О земном и о небесном. Успение Пресвятой Богородицы

28 августа 2023 г.

28 августа православные отмечают Успение Пресвятой Богородицы. Об истории, традициях, жизни, смерти поговорим с заведующим музеем Бештаугорского Второафонского монастыря иеромонахом Иоанном (Галумовым).

– Отец Иоанн, как давно отмечают праздник Успения? И почему день смерти Богородицы – праздник?

– Перенесемся в первый век христианства, во времена земной жизни Пресвятой Владычицы Богородицы. Она, как мы знаем, обитала в доме апостола Иоанна Богослова, который взял сыновье покровительство над Ней после Вознесения Спасителя.

Как о радости рождения в мир Спасителя Деве Марии возвестил Архангел Гавриил, так он же незадолго до Ее земной кончины принес весть о том, что Она скоро перейдет к Божественному Сыну. Весть очень обрадовала Богородицу, ибо Она всю жизнь ждала этого момента.

И по стечению обстоятельств именно накануне Успения возле Пресвятой Богородицы в доме апостола Иоанна собрались все апостолы – не было только апостола Фомы (он не успел приехать). Пресвятая Богородица, увидев их, почила.

Это событие мы называем не смертью, а именно успением, что переводится как «сон». Для нас невообразимо сказать, что Богоматерь умерла, – Она всегда вместе с нами. Апостол Фома пришел, когда Богородицу уже погребли в Гефсимании. Горечь от того, что он не успел с Ней увидеться, была велика. Ради него открыли гробницу – гроб оказался пустым, то есть тело Пречистой было тоже возведено на Небо.

Пресвятая Владычица явилась апостолам и сказала: «Радуйтесь! Я всегда с вами» (то есть «не горюйте, не печальтесь, не оплакивайте Меня»). Хотя понятно, как себя ощущали в тот момент святые апостолы: для них это была горечь утраты. Но видение Ее на Небе в окружении ангельского чина, Ее призыв и, можно сказать, заповедь апостолам «Радуйтесь! Я всегда с вами» вдохновили их на дальнейшее служение.

– Но ведь, если я не ошибаюсь, это только одна из легенд. Ученые до сих пор спорят, было ли телесное вознесение на самом деле. Обстоятельства эти не описаны в Библии.

– Конечно, описание этого события не сохранилось в Священном Писании, но у нас есть Священное Предание. Есть источники II, III веков от Рождества Христова, которые рассказывают об Успении Пресвятой Богородицы – это мы можем отнести именно к Священному Преданию, непосредственно к Священной истории.

Естественно, ученые будут спорить над любыми вопросами, касающимися Христа, святых апостолов, да и вообще этого периода христианской истории. Мы, как православные люди, верим в достоверность не только Писания, но и Предания. И об Успении Божьей Матери придерживаемся этого рассказа, свято в него верим.

Сам канонический образ праздника Успения показывает, что Богородица лежит как уснувшая перед святыми апостолами, а за ними Христос держит в руках Младенца-Марию – это не просто образ ребенка, это образ ее души.

– Итак, с христианской точки зрения смерть, или успение, – это торжество перехода к жизни вечной. Почему же смерть так пугает людей? Можно ли как-то на нее настроиться, подготовиться к ней, принять неизбежность собственной кончины?

– Когда умерла дочь Иаира, начальника иудейской синагоги, Господь Иисус Христос сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. В момент смерти Его друга, праведного Лазаря, Христос говорит святым апостолам, когда они направляются в Вифанию: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его.

Таких случаев было, конечно же, много. Само понятие установил перед нами Господь Иисус Христос – понятие сна: человек не умирает, потому что самое главное с христианской точки зрения – душа, которая будет жить вечно. И именно день рождения в жизнь вечную для православного христианина должен быть таким же праздником, как его земной день рождения, который каждый из нас отмечает.

Может быть, некоторые празднуют еще день рождения как приход в Церковь, церковную общину – день своего крещения, хотя немногие его помнят. Но о своей будущей кончине помнят все. Для людей, которые не верят в жизнь вечную, думают, что на этом все заканчивается, это трагедия, а для нас, православных христиан, это должен быть радостный день, потому что это встреча с Богом, к чему мы и должны стремиться всю свою земную жизнь.

Как сказал Михаил Булгаков в своем бессмертном произведении, плохо то, что человек «иногда внезапно смертен» – это людей всегда пугает. Каждый из нас хотел бы знать дату своей смерти, хотел бы знать, когда к ней готовиться, хотел бы собрать вокруг себя большое количество людей, как Пресвятая Богородица святых апостолов, и проститься с ними, попросить прощения за что-то или их простить за то, что они ему сделали.

Это желание понятно, и Церковь воспринимает его как нечто должное, потому что человек не может смириться с внезапностью смерти. Однако это часть нашей жизни, и мы никогда не забываем об этом.

Церковь проповедует и о жизни, и о смерти, говоря, что смерть – начало новой бесконечной жизни, которая гораздо лучше. Единственное, чего мы не знаем, – куда попадем после смерти. Понятно, что будет суд над нами, суд нашей совести, который определит, где мы должны находиться.

Соответственно, страх от того, что любимый человек от них уходит, испытывали святые апостолы и вообще люди, близко знавшие Пресвятую Богородицу. Для Нее это было торжество, а для людей, которые с Ней расставались, это было неким шоком.

Конечно, святые апостолы, близко знавшие Спасителя, слышавшие Его, видевшие Воскресение Христово, воспринимали смерть более спокойно, чем мы сейчас. Для нас смерть – что-то катастрофическое, тем более когда вокруг такое неспокойное время. Оно и не будет спокойным, и внезапность смерти будет сохраняться.

– Считается, что все в руках Господа, Он определяет конец жизни каждого человека. Но почему тогда в мире так часто гибнет много невинных детей? Или, допустим, многодетный родитель внезапно заболевает тяжелым онкологическим заболеванием и умирает в мучениях, оставляя сиротами несовершеннолетних детей, хотя, возможно, он жил по заповедям, не грешил. Где высшая логика, справедливость, есть ли она?

– Вы правильно сказали: «высшая логика». Она непонятна нам с вами, людям, которых во многом это не коснулось. Слава Богу за то, что Он не дает нам таких испытаний. Мы должны понимать, что это личные взаимоотношения Бога и человека, которому посылается скорбь. Людям, которые смотрят со стороны, задаваться этим вопросом, искать какого-то высшего ответа не стоит – это, можно сказать, не наше дело.

Одного священника спросили: «Почему гибнут дети, почему люди страдают и умирают от онкологических заболеваний, оставляя детей?» Священник очень хорошо ответил на этот в какой-то степени провокационный вопрос: «Если вас это так волнует, ранит, спросите у Того, Кто непосредственно знает ответ, – у Самого Бога. Он точно вам скажет».

Если вы спрашиваете ради формальности или чтобы как-то обвинить Творца, то, наверное, тоже можете получить какой-то формальный ответ, который вас не успокоит и не утешит. С другой стороны, те люди, которые страдают и умирают, с которыми непосредственно связана эта боль и великая трагедия, конечно же, больше нас знают. Им открыто больше через их страдания и болезни. Они это воспринимают уже не просто как наказание Бога, хотя многие и так воспринимают.

Не все живут по примеру Иова Многострадального, который во все время испытаний терпел и не роптал на Бога. Его друзья приходили к нему и убеждали: «Покайся перед Всевышним Богом, Он за что-то тебя наказал». «Нет, я не вижу в чем-либо своего неправильного поведения, я все сделал правильно», – говорил Иов. Но когда сил терпеть больше нет и он обращается к Богу, Бог ему отвечает – не его друзьям, у которых все было хорошо, которые так не страдали. Иов получил ответ, был утешен, и впоследствии время его испытаний прошло.

– Можно, конечно, долго об этом рассуждать. Понятно одно, что жизнь и смерть – это великие таинства. А что с христианской точки зрения происходит с душой человека сразу после того, как она отделяется от телесной оболочки?

– Во-первых, человеческая душа какое-то время находится среди нас. Мы не можем сказать, что она рядом с нами, потому что она бестелесная, а мы телесные и не можем ее видеть, осязать руками, слышать, но мы твердо знаем, что она здесь определенное время – 40 дней. Эта дата (40 дней) может ассоциироваться со временем искушения Спасителя в пустыне, когда Он после крещения проходил тяжелые испытания от дьявола.

Это время может ассоциироваться с сорокалетним странствованием Моисея с израильским народом. Во всяком случае, тайна сорокового дня, в который мы, как верующие люди, особо молимся, существует.

Но если 40 дней прошло, это не значит, что человек от нас ушел и единственное место, где мы можем его ощутить, – его могила. Каждый из нас воспринимает умершего человека в своем сердце, в своем уме, знает, что он живет в его памяти и, конечно же, в молитве, которая так необходима и нам, и умершим.

Успение Пресвятой Богородицы – великий двунадесятый праздник, который в народе называется летней Пасхой. Мы воспринимаем это не так, что Пресвятая Богородица покинула апостолов. Так и любой наш близкий, родной человек, который уходит из этой жизни, нас не покидает, а остается с нами.

Хочется сказать слова Пресвятой Богородицы, которыми мы можем пытаться облегчить скорбь и слезы живущих на земле людей: «Радуйтесь! Я всегда с вами».

Ведущая Маргарита Рекко

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать