О земном и о небесном. «Тыквенный спас»

30 октября 2023 г.

30 октября в России предлагают отмечать тыквенный Спас. Что это? Наш ответ западной бесовщине, альтернатива Хэллоуина или, возможно, эта инициатива имеет более глубокий духовный смысл? Обсудим это с преподавателем отделения теологии священником Владимиром Зегнуном.

– Отец Владимир, все мы знаем, что 31 октября многие страны отмечают Хэллоуин, или день всех святых, когда принято распугивать в прямом смысле слова злых духов, облачаясь в костюмы нечисти (ведьм, монстров, вампиров). Главный символ праздника – тыквенный фонарь. Что в православии думают по этому поводу?

В православии не размышляют на эти темы. Но в целом канун памяти дня всех святых утратил свое религиозное содержание под напором массовой культуры, а в современных реалиях, мы видим, под напором всяческих маркетинговых штучек. Потому что это очень удобное время и хорошая возможность для производителей всевозможных товаров в очередной раз повысить спрос на свою продукцию.

– Вы про черную пятницу?

– Нет, у нас несколько дней в году в массовой культуре феноменально важных дат с точки зрения продаж: 14 февраля, Хэллоуин 31 октября, праздники гендерного типа, так скажем. Это всё возможности для того, чтобы бизнес процветал. Что касается самой даты, как раз в этот день Западная Церковь отмечает день всех святых. Мы также в Восточной Церкви имеем память всех святых, однако совершается она у нас летом. Но проблема заключается в том, что от дня памяти всех святых, к сожалению, в современных реалиях не осталось ничего, кроме названия.

Действительно, это такой фестиваль, когда молодежь, дети могут каким-то образом подурачиться и повеселиться. Но однозначно заигрывание с темными силами достаточно странный вид развлечений. И мы можем даже прямо сказать – если даже не совсем опасный, то неполезный точно.

Что же касается традиций, у нас есть подобная традиция – святки. И если мы посмотрим описание того, как это происходило (наряжались в козла и прочее), то тоже можно понять, что это было не так уж благообразно. Понятно, что все зависит от человека, от его внутреннего мира, интеллектуального и культурного развития. Но если мы будем смотреть на каждое событие, на каждый праздник – все имеет под собой некую внутреннюю подоплеку. Событие, которое было заменено кануном памяти дня всех святых, было достаточно мрачным праздником, восходящим к гэльской культуре. Она сама по себе достаточно мрачная. Естественно, что и религиозные, и культурные традиции гэльские, кельтские достаточно мрачные. Сама соль этого праздника – заканчивается светлый период года, закончилась уборка урожая, мы входим в сумеречную, темную область года, когда от человека уже практически ничего не зависит. Теперь нужно переждать длительное время, темное, холодное, то есть зиму, и дождаться новой посевной.

Действительно, люди, которые жили прежде всего за счет собственного труда (в аграрной культуре), относились к зиме достаточно настороженно. Потому этот праздник Самайн был с темным подтекстом, но не потому, что люди каким-то образом призывали темные силы. Они просто как бы подчеркивали, что находятся в этой сфере, во владении этих вещей. А когда праздник получает новую популярность (середина XX века), речь идет исключительно о возможности продать что-либо. Религия замещается псевдокультурой, а псевдокультура замещается теорией продаж.

– Ну и карнавал устраивают. Все мы помним, что несколько десятилетий назад Хэллоуин бурно праздновали и у нас в школах, языковых вузах в рамках недели иностранного языка. Что это было и почему все-таки прекратилось? Может быть, духовность возобладала?

– Может быть, правильно сказать, не духовность возобладала, а начал формироваться некий здравый взгляд. Не все то, что предлагается нам с Запада, следует копировать, не всему следует подражать. Однако в школах, вузах, клубах проходило множество мероприятий, но ничего удивительного в этом нет. Ведь, например, еще на десяток лет ранее образованные люди с дипломами вузов заряжали воду перед экраном телевизора. Человек в целом не очень стремится к рациональному, особенно когда на него давит яркая картинка.

Вряд ли кто-то всерьез воспринимал эти праздники, это был именно повод повеселиться, как-то провести время. Человеку незрелому (можно быть взрослым и незрелым, а можно быть вполне серьезным, даже будучи молодым) не очень свойствен анализ, он поддается эмоциям. Весело, задорно – ну и ладно, не будем даже заострять на этом внимание и каким-то образом рассуждать на этот счет. Пусть не всерьез, но огромное количество людей поддавалось этому искушению. Радует то, что подобных мероприятий не то чтобы становится меньше, а то, что люди начинают серьезнее относиться к тому, что им предлагается.

– А идея тыквенного Спаса как и для чего впервые возникла? В противовес этому или здесь какой-то более глубокий духовный смысл?

– Что касается тыквенного Спаса, это очень большая проблема. У нас очень многие люди, к сожалению, привыкли к тому, что если это печатное слово, то обязательно истина. Несмотря на всевозможный так называемый сетевой троллинг или сарказм. Вообще тыквенный Спас родился как сетевой мем. Это был именно прикол, тема для шуток, картинок…

– Но ведь многие поверили…

– К сожалению, не так давно я читал в сети, что в одном из регионов нашей страны проходит фестиваль «Тыквенный Спас». Развернул эту статью, начал читать подробнее – мол, издревле наши предки в этот день приносили в храмы тыкву (которая только в XVI веке появилась на Руси). Это верх глупости, когда взрослые люди не проверяют факты и все воспринимают за чистую монету. И далее публикуют, тиражируют, пересылая это друг другу, превращая откровенную шутку в серьезное…

– Давайте напомним все-таки, что Спасов у нас всего три…

– Да. Это праздники, имеющие свои собственные названия, но именуемые в народной традиции Спасами, потому что так или иначе связаны с памятью… Например, так называемый Медовый Спас – это Изнесение Честных Древ, праздник, который восходит еще к византийской эпохе. В это время Крест Христов выносился для общего поклонения, потому что эпидемии, различные проблемы бывали в то время. И чтобы ободрить народ и поддержать в людях стремление к внимательному отношению к своей жизни и заодно действительно помолиться Господу (чтобы Господь укрепил в болезни и не допустил какого-то морового поветрия), износился Крест Христов. А еще в этот день на Руси поминается наш русский образ Христа, он называется Спас Всемилостивый. Этот праздник устроен в честь победы князя Андрея над волжскими булгарами. И потому, что в этот день память Спаса (иконы, образа Господа), он называется Спас.

Яблочный Спас – Преображение Господне, тоже Господень праздник. Ореховый Спас – это память перенесения Нерукотворного Образа Господня. То есть это дни, посвященные памяти Господа. Просто в это время, например, происходит сбор первого меда, и люди начатки своих плодов приносят для освящения. Точно так же спеют яблоки к Преображению и приносятся для освящения. Это касается любого плода, его можно приносить для освящения независимо от того, есть такой праздник или нет.

– И тыкву?

– Даже тыкву. Любые плоды приносятся в качестве благодарения Господу за урожай. И если мы будем говорить, что еще тыквенный Спас вносить, это, по меньшей мере, глупо. А вообще нам бы наши праздники, которые у нас есть, научиться исполнять согласно православной культуре и нашему православному взгляду. Начинать его с участия в богослужении, с Евхаристии, посещения больных, неимущих. И как раз можно было бы правильно отметить так называемый тыквенный Спас участием в богослужении, приобретением каких-то плодов и раздачей их неимущим. Это был бы очень хороший праздник, и его можно было бы даже назвать в какой-то мере Спасом.

Ведущая Маргарита Рекко

Записала Ольга Смирнова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X