О земном и о небесном. Святая равноапостольная великая княгиня Ольга

24 июля 2023 г.

(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

24 июля – день памяти святой равноапостольной княгини Ольги. О первой киевской правительнице, принявшей крещение, поговорим с пресс-секретарем Пятигорской епархии протоиереем Михаилом Самохиным.

– Принято считать, что первым правителем, принявшим крещение и крестившим Русь, был князь Владимир, но, оказывается, еще за тридцать лет до него крещение приняла якобы его бабка Ольга. Что об этом известно, при каких обстоятельствах это было?

– Существует несколько источников, которые рассказывают нам о святой равноапостольной великой княгине Российской Ольге, но ни один из них нельзя назвать исчерпывающим или абсолютно достоверным, потому что самое раннее время написания подобных источников – это все же через несколько десятилетий, а то и через века после того, как мы примерно знаем, когда жила равноапостольная Ольга. Даже существуют значительные расхождения в том, что касается времени ее рождения. Официальная версия ее жития, которая относила ее дату рождения к 890 году по Рождестве Христовом, конечно, подвергается критике, потому что ее ребенок, Святослав, родился примерно в 940 году. Тогда получается, что она приступила к правлению после гибели Игоря в 945 году – это 55 лет. Получается, что тогда она дожила до 79 лет – это для того времени, с тем уровнем медицины маловероятно, поэтому большинство историков склоняются к тому, что она родилась позже.

– Существовало ли ее реальное родство с вещим Олегом?

– Это легенда, которая уже тогда, когда она появилась, считалась легендой. До сих пор это всего лишь легенда. Есть несколько версий происхождения равноапостольной Ольги. Одна версия гласит, что это простая девушка из незнатного варяжского рода. Другая версия о том, что она из знатного рода изборских дворян. Третья версия о том, что она – болгарская княжна; эта версия была очень распространена в XIX веке. Ни одна из этих версий не может победить окончательно, потому что мы, к сожалению, не имеем сохранившихся достоверно известных нам останков равноапостольной княгини Ольги, чтобы как-то попытаться прояснить эту историю. После того как на Киев напали половцы, могила была утрачена, и невозможно, к сожалению, найти достоверных останков княгини Ольги. Хотя частицы мощей существуют, их происхождение – Рим, но их достоверность не исследовалась никогда. Поэтому происхождение равноапостольной княгини Ольги такая же тайна, как и точная дата ее рождения.

Однако известно более или менее точно, что она начала править в 945 году в качестве регента при своем малолетнем сыне. Более того, она продолжала фактически управлять государством даже тогда, когда сын стал совершеннолетним, ему исполнилось 18 лет, потому что он много времени проводил в военных походах и управлением государства не занимался. Известно, что равноапостольная Ольга начинала как достаточно жесткая правительница.

– Одни походы, предшествовавшие правлению, чего стоили.

– Четыре эпизода очень жестокой мести Ольги древлянам известны из летописных источников. Действительно, месть жестокая, но тогда и нравы были совсем другие, и Ольга тогда была язычницей. Напомню, это 940-е годы, сразу после того, как древляне убили Игоря, они вдруг засылают к Ольге сватов. Ольга, конечно, от такого предложения была несколько шокирована и велела живьем закопать в землю ладью со сватами. Было некое проявление, наверное, шока. Город Искоростень – столица древлян – до сих пор существует, это Коростень на Украине. Ныне он существует как напоминание об исторически древнем городе.

Ольга в 957 году отправляется в Константинополь. Мы знаем из книги Константина Багрянородного «О придворных церемониях» подробное описание визита княгини Ольги в столицу Византии. Видимо, где-то примерно тогда же происходит крещение равноапостольной Ольги, хотя некоторые источники сдвигают его на 955 год, немножко в другие политические реалии. Трудно сказать, почему происходит такое разночтение. Думаю, имела место борьба между конкурирующими династиями византийских императоров. Надо сказать, что к тому времени, когда равноапостольная Ольга крестилась, восточные славяне (будущие русские люди) уже были знакомы с христианством. Во всяком случае, в 940-х годах, когда подписываются первые договоры между Византией и нашими очень далекими предками, уже известно, что на Русской земле стоит христианская церковь.

– Т.е. храмы строили еще до крещения Ольги?

– Да, считается, что эти храмы мы получили вместе с болгарским духовенством. Первыми просветителями Руси все же, как говорят современные ученые, были болгарские священнослужители, потомки тех, кто вместе с Кириллом и Мефодием просвещал славян, его ученики; ученики учеников, соответственно, в дальнейшем. О них мы мало знаем, потому что потом, когда Византия занялась сама непосредственно просвещением, память о болгарских первопроходцах этого процесса, в связи со сложными болгаро-византийскими отношениями, была немножко приглушена (если мягко выражаться).

В 957 году Ольга, которую Константин называет Эльгой (именно языческим именем именует ее), приезжает в Константинополь. Подробно описывается, как ее принимали, кто с ней приезжал, как это все было. Возможно, именно там она принимает крещение. Почему именно в этот момент? Потому, что иначе бы Константин точно именовал ее христианским именем Елена, которым она была крещена.

В чем, собственно говоря, состоит роль Ольги в Крещении Руси? Она была первым человеком, который разделил Русь на определенные регионы. Она сделала это в целях правильного налогообложения, сбора подати и установила систему погостов. Погосты – это такие центры, скажем так, опорные пункты княжеской власти на Руси в отдаленных регионах, которые ведали сбором дани, подати, оброков. Там сидели тиуны, руководители регионов, которые во главе небольших вооруженных дружин управляли государством на местах. После своего крещения равноапостольная Ольга, установившая впервые, кстати, на Руси эту систему, велела при каждом таком погосте строить храм. Таким образом, знакомила очень мягко и ненавязчиво языческих жителей Древней Руси с православием, с христианством. До этого только часть дружинников в Киеве была знакома с христианством, поскольку были сами христиане. Первая церковь, возможно, была построена именно для них, для дружинников-христиан. Просветительская роль княгини Ольги прежде всего в том, что в каждом погосте Киевской Руси был построен храм.

– Правда ли, что Софийский собор в Киеве тоже был построен именно благодаря княгине Ольге?

– Да, возможно, это действительно так. Софийский собор, понятно, был Софийским, потому что Софию Константинопольскую (собор Святой Софии) видели все как образец, как величайшее творение мирового церковного искусства – архитектуры, иконописи. Действительно, это великий храм, который до сих пор вызывает восхищение всех, кто туда заходит, хотя бы даже попадает на экскурсию, даже в современном его виде, что уж говорить о тогдашнем уровне развития остальных народов, которые были впервые в Византии, Константинополе, видели этот замечательный, великолепный храм. Поэтому, конечно, Софийский собор и в Новгороде позже, и Софийский собор в Киеве – это следы наших связей с Константинополем, Византией, в том числе благодаря княгине Ольге.

– Когда впервые княгиня Ольга стала почитаться как святая и о каких чудесах, описанных монахом в XI веке, известно?

– Уже очень скоро (считается, что где-то лет через 20–30 после своей кончины) Ольга начала почитаться в качестве святой. К этому приложил руку ее внук, великий князь Владимир, и при его сыне (т.е. при правнуке равноапостольной Ольги) началось почитание ее как святой. Что касается замечательного рассказа монаха Иоанна (а его житие написано в XI веке и считается одним из главных источников в биографии равноапостольной Ольги), нужно тут понимать одно. 1823 год – это недавно, и год достаточно хорошо документирован (есть масса подлинных документов того периода). А здесь мы имеем дело с XI и IX веками – эти двести лет еще практически никак не задокументированы. Поэтому говорить о житии как историческом источнике достаточно сложно. География здесь смешанная, даже исследователи XIX – начала XX века подчеркивают, что частично жития как равноапостольной Ольги, так и князя Владимира содержат пересказ библейских историй, библейских моментов, поэтому могут быть расценены как исторические источники довольно условно.

Да, исцеления, конечно, были, иначе бы не сохранилось о них никаких преданий. Были ли они точно такими, как описывает монах Иоанн, мы не знаем, потому что в его описаниях очень много восторженно-педагогических ноток, много христианского благоговения. Например, одна история о том, что те, что были подлинно верующими христианами, видели сияющее нетленное тело Ольги в окошко в гробу, а остальные, которые не очень верующие, видели только гроб. Эта история, конечно, не что иное, как церковная педагогика, которая предлагает нам духовно работать над собой. Но чудеса, несомненно, имели место, иначе бы ни о какой канонизации и речи быть не могло, потому что люди верующие прекрасно понимали, что святой – это человек, который наш сомолитвенник и который своим предстательством пред Богом помогает нам в нашей жизни. Если бы не было этой помощи, с молитвами к равноапостольной Ольге никто бы не обращался.

– Насколько известно, в XVI веке княгиню Ольгу стали считать святой равноапостольной. Известно, что всего шесть женщин в истории были удостоены этого титула.

– Шесть женщин, кроме нее. С ней семь. 1547 год – это год из тех больших Московских соборов, когда впервые были прославлены русские святые вообще, в принципе. И преподобный Сергий Радонежский стал преподобным в 1547 году. Т.е. было несколько соборов в середине XVI века. Эти соборы впервые занялись кодификацией житий, упорядочением прославления, впервые озаботились вопросом богослужебного почитания. В этот период происходит оформление Русского государства как царства. Конечно, как всякому приличному царству, было прилично иметь и собственных святых.

Тогда Ольгу причислили к равноапостольным именно за то, о чем я говорил: она, подобно другим апостолам, просвещала Русь светом христианской веры, светом истины. Конечно, есть еще одна ее заслуга – она была великолепной бабушкой. Хотя сын ее Святослав был яростным язычником и категорически был против проповеди христианства, внук, Владимир, оказался более податлив, более внимателен, более заинтересован в проповеди. Именно благодаря усилиям равноапостольной Ольги Владимир стал тем, кем он стал, т.е. не просто одним из разгульных варяжских князей, который имел гарем, ходил на Царьград и прожигал свою жизнь в перерывах между этими двумя замечательными занятиями, а стал действительно просветителем страны и крестителем ее – это великая заслуга равноапостольной Ольги, воспитавшей Владимира, потому что отец постоянно был в походах. Поскольку чина преподобной бабушки у нас не существует, избрали чин равноапостольной, поскольку она просвещала всю Киевскую Русь не только через своего внука, но и напрямую.

Ведущая Маргарита Рекко

Записала Людмила Кедысь 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать